Программа ИОП ученика "Хочу быть успешным"
рабочая программа (2 класс) на тему
Путь становления творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_tugov.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г.Козьмодемьянска»
«Согласовано» Заместитель директора МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» _______________ /В.Е.Бакланова/ 2 сентября 2014г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» _______________ /В.В.Толстов/ 2 сентября 2014г. |
Программа
индивидуального развития ученика
«Хочу быть успешным»
на 2014 – 2017 учебный год
Составитель: Каримова Н.А.
учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного учреждения «МОУ Лицей г.Козьмодемьянска»
2014г.
Пояснительная записка
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом ученике уникальную личность. Будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.
Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. Программа индивидуального развития - это помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.
Данная рабочая программа индивидуального развития ученика требует ежегодного подведения итогов интеллектуального развития ученика Тугова Максима Владимировича, анализа его достижений в учёбе и в творческой деятельности. Также содержит приложения, в которых имеются используемые диагностические методики.
Основание для составления индивидуальной программы.
Ребёнок, для которого составлялась индивидуальная программа развития, выбран неслучайно. Уже в период обучения в 1 классе, наблюдая за ребёнком, можно было увидеть его определённые наклонности. С первого дня обучения в 1 классе начали тесно сотрудничать с родителями. Решили с помощью диагностических процедур, бесед, наблюдений более тщательно изучить индивидуальные особенности ребёнка.
За период обучения Максим проявил способности к научно-познавательной и музыкальной, эстетической деятельности. Максима отличает интерес к чтению, сочинительству, музыкальному искусству, а так же к математике. Его ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребенком, я стараюсь пробудить в нем потребность в саморазвитии и открыть пути реализации этой потребности.
Нормативно-правовые основания программы:
- Конвенция о правах ребенка,
- Закон об образовании.
Цель программы:
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.
Задачи программы:
1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
4. Содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
5. Сохранение и укрепление здоровья учеников;
6. Создание условий для активного сотрудничества родителей, детей и педагогов.
7. Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Ожидаемый результат
Творческая личность | Стремление к развитию своих способностей, интересов и склонностей |
Здоровый ребёнок | Знание и выполнение правил здорового человека |
Ответственная личность | Добросовестность, порядочность, заботливость, ответственность |
Гуманная личность | Терпимость, проявление интереса к людям, общительность, умение дружить с другими |
Нравственная личность | Личность с развитыми волевыми, нравственными чертами, психологическими интересами и умственными способностями |
С учетом имеющихся проблем и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать Максима в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Это дает возможность повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.
Принципы программы:
- индивидуальность
- учет возрастных особенностей
- последовательность
- преемственность
- сотрудничество
- успешность.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года: 2014 – 2017 учебные годы, чтобы подготовить ребёнка для перехода в 5 класс.
Этапы работы над программой:
1 этап - информационно-аналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
- постановка цели на предстоящий учебный год;
- выявление проблем и имеющихся ресурсов;
- составление банка данных о ребенке
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель: составление и реализация индивидуального плана развития «Хочу быть успешным».
Задачи:
- формирование познавательных интересов;
- развитие творческих и умственных способностей личности;
- воспитание патриотизма;
- воспитание здорового ребенка;
- воспитание трудолюбия;
- воспитание любви к природе;
- адаптация ученика к современным условиям жизни.
3 этап - контрольно-диагностический.
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение ребёнка.
Задачи:
1. проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормам.
2. анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию.
Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.
4 этап - коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальной программы развития.
Задачи:
- создание мотивационного поля;
- дифференцированный подход к формированию мотивации;
- сотрудничество родителей, учеников, педагогов;
- ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).
- предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.
Составляется карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей будет проводиться в апреле месяце учебного года.
Психолого-педагогическая характеристика
ученика 2 «г» класса Тугова Максима Владимировича
Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе его привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные и творческие способности.
Имеет хорошие способности по всем предметам. Он четко может планировать свою работу, но при этом может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Недостаточно хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Он имеет хорошие результаты в учебе. На уроках активен, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную литературу. Любознателен, эродирован. Очень хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.
С удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий.
Он с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ему нравится работа, которую можно делать быстро. Все поручения он выполняет с удовольствием.
Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, иногда допускает небольшое количество ошибок.
Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Средний уровень учебной мотивации. По результатам социометрии не занимает лидерскую позицию.
Положительно реагирует на похвалу и порицание. Обладает высоким уровнем симпатии.
В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Максима ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения.
Состояние здоровья удовлетворительное. Уроки физкультуры посещает охотно, участвует в спортивных соревнованиях.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в частном доме. У него отдельная, уютная комната.
БАНК ДАННЫХ О РЕБЁНКЕ
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Учёба. Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, читает дополнительную литературу. 2. Труд. Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду. 3. Долг. С желанием и ответственностью выполняет общественные поручения. 4. Дисциплинированность. Старается примерно вести себя, соблюдать правила поведения в школе, на улице, дома. 5. Коллективизм. Общителен и отзывчив. Считается с интересами коллектива, отзывается на просьбы товарищей, может организовать полезные дела. 6. Доброта. Заботлив, добр, отзывчив. 7. Честность. Честен, справедлив. 8. Творчество. Проявляет интерес к музыке, пению, живописи. | 1. Иногда сомневается в своих силах, не уверен при ответах. 2. Не всегда проявляет инициативу. 3. Не всегда решителен, иногда колеблется перед ответственным решением. 4. Часто отвлекается. |
Возможности | |
1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в республиканских, районных, школьных конкурсах и олимпиадах. 2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с руководителями детской школы искусств. |
Виды и формы работ
Виды работ | Формы работы | |
Целенаправленная работа по диагностике ребенка | Беседы с родителями, тестирование и анкетирование ученика и родителей, наблюдения, тренинги. | |
Изучение учащегося и составление психолого-педагогической карты | Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты, составление характеристики ученика и выявление первоочередных задач воспитания и обучения | |
Диагностика успешности участия в различных конкурсах | Учёт сертификатов участия и дипломов призёра или победителя в конкурсах различного интеллектуального уровня. |
Индивидуальный план развития ученика
Тугова Максима
"ХОЧУ БЫТЬ УСПЕШНЫМ"
1. Какие цели я ставлю в этом учебном году? Закончить учебный год на отлично.
2. Что нужно мне сделать, чтобы цель была достигнута?
1 четверть: Дружить со всеми одноклассниками, принимать участие в различных мероприятиях.
2 четверть: Больше заниматься русским языком и математикой. Думаю, что потребуется помощь со стороны родителей, и я сам должен приложить больше усилий.
3 четверть: Принять участие в школьных, городских и республиканских конкурсах, во внеклассных мероприятиях, проводимых в школе, на городском фестивале народного творчества, на предметных неделях в школе.
4 четверть: Хорошо подготовиться к написанию итоговых контрольных работ.
3.Проанализировать результаты по четвертям. Сделать выводы. Наметить пути собственного самосовершенствования.
Учебный год я хочу закончить на «отлично». Активно участвовать в конкурсах и мероприятиях. Я могу, и у меня получится.
КАРТА УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА
Качества | Уровень сформированности в начале первого года обучения | Уровень сформированности к концу 2 класса |
Забота о своей школе | В делах класса участвует | Участвует в делах класса, привлекает к этому других |
Любознательность | Сформирована не в полной мере | В основном сформирована |
Реализация своих интеллектуальных способностей | Хорошо учится, при наличии контроля | Учится без контроля, стремится к знаниям |
Организованность в учении | На уроках внимателен, иногда отвлекается | Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно |
Саморазвитие | Во внеурочной деятельности участвует | Участвует в конкурсах различного уровня |
Трудолюбие | Старается | Старается, привлекая своих одноклассников |
Самостоятельность в труде | Трудится при наличии контроля | Трудится без контроля со стороны взрослых |
Уважительное отношение к старшим | Уважает старших, не допускает грубость | Уважает старших |
Дружелюбное отношение к сверстникам | Доброжелателен | Отзывчив к друзьям, является примером |
Самоподготовка | Средний уровень | Полностью сформирована |
Самодисциплина | Сформирована не полностью, нужен контроль | Сформирована полностью |
Соблюдение правил культуры | Нормы и правила поведения соблюдает не в полной мере | Правила поведения соблюдает |
Требовательность к себе | Проявляет себя в хороших поступках | Стремится проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся |
Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках.
№ | Название конкурса | Уровень | Дата | Результат |
1. | Конкурс исследовательских работ «Я - исследователь» | районный | февраль | участник |
2. | Конкурс рисунков «Моя мама – самая красивая» | районный | март | 2 место |
3. | Конкурс рисунков «Моя мама – самая красивая» | республиканский | апрель | участник |
4. | Моря, озёра, океаны | всероссийский | ноябрь | 2 место |
5. | Вини Пух в стране знаний | всероссийский | январь | 1 место |
6. | Занимательный русский язык | всероссийский | май | 1 место |
Результаты работы.
В результате проделанной работы подтвердилась гипотеза, что индивидуальная программа развития ребёнка повышает самостоятельность, помогает развивать мыслительную деятельность, активно включает ребёнка в творческую деятельность, развивает мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекает в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, т.е. у ребенка повышается качество знаний, уровень самостоятельности.
Отрадно и то, что родители учащегося являются ни наблюдателями, а помощниками. Они активные участники жизни классного коллектива, заинтересованы в наилучших успехах своего ребёнка.
Максим стал самостоятельнее строить ход своих решений, рассуждений по заданиям. Выслушивает замечания, настойчиво добивается победы. Необходимо продолжить эту деятельность и предложить ему работу по подготовке выступлений на внеклассных мероприятиях.
На будущий год продолжить заниматься в классе музыки. Он активно участвует во всех коллективно-творческих делах класса и школы. Стал придерживаться своего режима дня. Повысилась самооценка. Стал выполнять поручение учителя в классном самоуправлении. Необходимо поддерживать его инициативу выступать зачинателем многих дел. Для этого нужно организовать в классе «Группу поддержки учеников», участвовать в городских и республиканских фестивалях и конкурсах, олимпиадах.
Мой воспитанник имеет коммуникативный, познавательный, нравственный, культурный, физический потенциал, необходимый выпускнику начальной школы. Поэтому необходимо приложить все усилия для дальнейшей реализации, данной программы. Важно помочь ребёнку успешно пройти первую ступень обучения в школе, чтобы его искорка стремления к знаниям, самостоятельности, стремления быть конкурентно-способным не погасла, чтобы он состоялся во взрослой жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КРУГИ НА ВОДЕ»
Ребенку предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг он должен вписать не более трех имен своих одноклассников.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «НЕДОПИСАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Ученику предлагается определить свое отношения с одноклассниками, продолжить следующие предложения:
- Самый близкий мне человек в классе, это...
- Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное время, это...
- Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
- Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
- Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
- Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
- Ребята, интересы которых мне чужды, это...
- Ребята, которые мне неприятны, это...
- Ребята, которых я избегаю, это...
ДИАГНОСТИКА «НЕДОПИСАННЫЕ МЫСЛИ»
Ученику предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.
- Я считаю, что я…
- Главное в моей жизни — это...
- Мне хорошо, когда...
- Мне плохо, когда...
- Мне нравится, когда взрослые...
- Мне не нравится, когда взрослые...
ДИАГНОСТИКА «10-Я»
Ученику предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:
1-я- 4-я- 7-я- 10 - я -
2-я- 5-я- 8-я-
3-я- 6-я- 9-я-
АНКЕТИРОВАНИЕ: «КАК Я ОТНОШУСЬ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ?»
- Как часто я пропускаю занятия в школе по болезни?
- Где лучше провожу время отдыха: на воздухе или у телевизора дома?
- Часто ли я употребляю в пищу фрукты и овощи?
- Делаю ли я по утрам гимнастику?
- Живу ли я по режиму?
- Отчего бывает у ребенка нарушение осанки? Как этого избежать?
- Я за активный отдых или за пассивный?
- Люблю ли я спорт?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Ф.И.О. учащегося Дата рождения Место жительства Состав семьи: Отец: Мать:
Отношение к учебе:
Затруднения по предметам: Уровень развития:
Реакция на критику:
Способность учащегося к самооценке: Способности:
Межличностное общение и социальный опыт Как относится к мнению коллектива: Пользуется ли авторитетом в коллективе: Имеет ли друзей в своем классе и вне класса:
Участвует в делах класса:
Как выполняет поручения:
Бывают ли конфликтные ситуации с одноклассниками: Отношения в семье: | Тугов Максим Владимирович 2. 12. 2005 г.р. Марий Эл, г.Козьмодемьянск, 2 м-н, 18-45 4 человека Тугов Владимир Алексеевич Русанова Елена Владимировна
У мальчика большое желание учиться. Он добросовестно относится к выполнению домашних заданий, всегда делает их правильно и аккуратно, внимательно слушает учителя на уроках, дает хорошие и полные ответы на поставленные вопросы. Его дневник и тетради признаны одними из лучших в классе. Максим много читает, хорошо пересказывает, постоянно повышает свой кругозор чтением литературы, активен на уроках. Не испытывает затруднений. Его любимые предметы – математика и литературное чтение. Высокий. По исследованиям школьного педагога- психолога, Максим – хорошо адаптированный, незастенчивый, эмоционально-развитый человек. У ребенка хорошие задатки к обучению. В таких случаях он больше смущается и старается впредь не допускать подобных ошибок. Высокая.
С первого класса учится только на «отлично». Максим – творческая личность. Он хорошо поет, читает стихи, увлекается музыкой, рисованием, любит участвовать в выставках, конкурсах. Воспринимает положительно и прислушивается к мнению одноклассников только в том случае, если считает его правильным и справедливым. Авторитетом пользуется. Дети стараются быть похожими на таких учеников, как Максим. В классе у Максима много друзей. Он ни с кем не конфликтует, коммуникабелен, отзывчив. Ребятам это нравится.
Имеет хороших друзей в районе, где проживает, и в параллельном классе. Добросовестно, ответственно, с удовольствием. Добросовестно, ответственно.
Конфликтов нет. В семье теплые доверительные отношения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку быть успешным в школе
Советы родителям будущих первоклассников...
Чтобы быть успешным в школе
Для того, чтобы Ваш ребенок был успешным в школе, необходимо, в первую очередь, позаботиться о его психологической и нравственной готовности к обучению в школе....