Условия для создания инклюзивной образовательной среды
статья на тему

Карпова Татьяна Николаевна

В данном  материале рассматриваются понятия специальные условия обучения, адаптированная образовательная программа, информационное и медицинское обеспечение школ в условиях инклюзии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_dlya_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx61.99 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие и структура  специальных образовательных условий

Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы  образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности  обучающихся. 

Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ. Образование детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является образовательной инновацией и требует методологического анализа, проведения научных исследований, научно-методических разработок. 

Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Определение необходимых условий для адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида образования опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п.5 протокола от 18 апреля 2008 г.) и изложены в  Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. 

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе"Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 Значительное разнообразие  особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение включает в себя  создание  нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации, организации сетевого взаимодействия с внешними организациями, организация различных форм обучения в образовательной организации, организация питания и медицинского обслуживания, необходимого для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе, финансовое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение.

Нормативно-правовая база

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.

Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями

Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования,  специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

Организация медицинского обслуживания и питания

Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.

Здоровьесбережение  выступает  как одна из задач  образовательного процесса, поэтому медицинское сопровождение школьников с ОВЗ является обязательным условием создания специальных образовательных условий. Основным направлением медицинского сопровождения является и ранней диагностики заболеваний органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и других соматических заболеваний, что  обуславливает необходимость диспансеризации школьников и организацию в образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий. Диагностические, профилактические или реабилитационные мероприятия могут быть организованны как на базе образовательной организации, так и по договору с медицинскими организациями.

Некоторым детям требуется особое питание. В школе необходимо предусмотреть возможность организации питания пищей, принесенной из дома, организация особого места для питания и специальных приспособлений для приема пищи.  

Финансовое обеспечение

Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе основания для оплаты специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов. 

Информационное обеспечение

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение

Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение: 

oсанитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); 

oвозможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

oсанитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении  (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); 

oсоциально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.); 

oпожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ограниченными возможностями здоровья в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:

1.Организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

2.Организации временного режима обучения;

3.Организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 

4.Техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии);

5.Техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей).

Данная задача постепенно решается в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175, а также соответствующих региональных программ развития сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 

В большинстве субъектов Российской Федерации за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, включающие в себя приспособление зданий, а именно:

oустройство пандусов;

oрасширение дверных проемов;

oзамена напольных покрытий;

oдемонтаж дверных порогов; 

oустановка перил вдоль стен внутри здания; устройство разметки;

oоборудование санитарно-гигиенических помещений;

oпереоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов;

oсоздание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов;

oустановка подъёмных устройств и др..

Для реализации мероприятия по оснащению образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата субъектами Российской Федерации приобретается специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и автотранспорт, программное обеспечение:

oспециальная мебель, в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте;

oспециализированные аппаратно-программные комплексы для детей-инвалидов;

oкомпьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами;

oучебные пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;

oнаборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития;

oоборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции;

oмобильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;

oинтерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами;

oкомплектыкомпьютерного,телекоммуникационного,

oспециализированного оборудования и программного обеспечения;

oреабилитационное оборудование:

oкислородные концентраторы и коктейлеры;

oреабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэргометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки);

oспециализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы;

oкабинеты логотерапевтический коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;

oуниверсальные цифровые устройства для чтения;

oцифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD;

oдокумент-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста;

oпортативные устройства для чтения плоскопечатных текстов;

oнастольные электронные увеличительные устройства;

oцифровые модульные системы для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства;

oслуховые тренажеры «Соло-01В» (М);

oаудиоклассы АК-З(М) «Сонет-01-1»;

oлингводидактические комплексы;

oавтобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др.

Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования. 

Психолого-педагогическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах – программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ, адаптированной основной общеобразовательной программе, адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

    - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.

В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" дано разъяснение,  что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС,  можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др..

Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е.      образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28).

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с  психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченнымивозможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым  образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана,  а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ,  должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая  формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать  научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации. Для этого надо:

предусмотреть в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку адаптированной  образовательной программы;

организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей.

Кадровое обеспечение

Требования к кадровым условиям реализации  инклюзивного образования включают следующие положения:

•  укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,

•    уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ,

•    непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии.

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, должна обеспечиваться освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ОВЗ определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т.д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме.

Учащиеся, имеющие особенности физического и психического развития, или ограниченные возможности здоровья, как правило, нуждаются в сопровождении специалистами.

Задача дефектолога заключается в коррекции и компенсации имеющихся у ребенка отклонений в развитии. Прежде всего специалист проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога, он акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы и т.п. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Коррекционная работа с учащимися, имеющими интеллектуальную недостаточность в образовательных учреждениях  нуждается в наличии дефектологов – олигофренопедагогов,  слуха – сурдопедагогов, зрениния - тифлопедагогов.

Роль психолога в общеобразовательном учреждении заключается в проведении психологической диагностики; осуществлении коррекционной работы; консультировании родителей и учителей; психологическом просвещении и профилактике. В ходе коррекционных занятий психолог может скорректировать особенности поведения, коммуникации, эмоциональной сферы. Часто эти занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление.

Задачами логопеда является диагностика и коррекция проблем, связанных с речью.

В случае если такие специалисты отсутствуют, образовательное учреждение должно  быть включено в систему комплексного взаимодействия учреждений образования различного уровня с целью восполнения недостающих кадровых ресурсов, обеспечения медицинского обслуживания, получения своевременной квалифицированной консультативной помощи всеми нуждающимися субъектами образовательной деятельности. Невозможно говорить об инклюзивной практике в школе, если отсутствует взаимодействие со специалистами.

Создание специальных образовательных условий в образовательной организации

Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом

1.  Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.

2. Окружное ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.

3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов.  Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке.

5. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

6. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

7. Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей,  должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимально степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при этом при отсутствии, как правило, сопутствующих нарушений слуха или зрения)  на первый план помимо создания безбарьерной архитектурной среды, как важнейшего для них условия организации образовательных условий, выходит особенности построения программно-методического обеспечения, в частности, организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка-инвалида вследствие ДЦП. 

8. Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка. Именно такой процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации заданного индивидуального образовательного маршрута должен лежать как в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий – в его итоговом заключении, определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в деятельности консилиума образовательного учреждения. Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в адаптированную с учетом индивидуальных особенностей детей  образовательную программу в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации АОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

Рекомендации по созданию специальных условий получения образования обучающихся с нарушениями слуха

Особенности детей с нарушениями слуха

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха: 

  • глухие 
  • слабослышащие (тугоухие).

Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха,  но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они включаются в длительную систематическую коррекционно–развивающую работу. Основными направлениями такой деятельности являются: развитие речи (лексической, грамматической и синтаксической структуры), развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения. В единстве с формированием словесной речи (в устной и письменной формах) идет процесс развития познавательной деятельности детей и развития всех сторон личности ребенка.

Слабослышащие дети  имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях и уроках, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно,  хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный  запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития. 

Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в развитии такого ребенка. 

При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Включение таких детей в общеобразовательные учреждения требует учитывать их разноуровневую подготовку на момент поступления для создания специальных условий. 

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил:

  • сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;
  • стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;
  • соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);
  • организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);
  • включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;
  • решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.).

Специальные условий для организации образования детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе представлены  ниже.

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями слуха

1. Организационное обеспечение 

№№

пп

Направления организационного обеспечения

Локальные акты образовательной организации

1.

Нормативно-правовое обеспечение

§ 1.
Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая
организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов
дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и
лиц, не имеющих таких ограничений.

§ 2.
Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной
программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана

§ 3.
Положение об организации инклюзивной
практики или Положения об организации
образования детей с ОВЗ.

§ 4.
Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме
образовательного учреждения. 

2.

Организация
психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха

 

 1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости)

 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным
учреждением I-II вида (при необходимости)

3.

Организация медицинского
обслуживания 

 

По договору с учреждением (организацией)здравоохранения:

  • Включение в диспансеризацию школьников
    скрининга слуха по договору с медицинским учреждением.
  • Специальное медицинское
    (сурдологическое/аудиологическое) сопровождение детей с нарушениями
    слуха

4.

Организация питания

Без особенностей, по основному
меню образовательной организации

5.

Организация взаимодействия с
родителями

На основе договора о предоставлении образования школой

2. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения

Адаптация
образовательной среды

 

Общешкольное пространство

Учебное
пространство класса

 

  • «Бегущая строка» (на
    этажах).
  • Стенды на стенах образовательного
    учреждения с представленным на них
    наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности
    и т.д..
  • Звукоизолированный
    кабинет учителя-дефектолога
    (сурдопедагога) для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее
    15 м2).
  • Кабинет
    для индивидуальных занятий со специалистами
  • Первая
    парта/стол (около окна и учительского стола).
  • Интерактивная доска и другое мультимедийное
    оборудование.
  • Компьютер c колонками и выходом в Internet.
  • Средства для хранения и переноса информации
    (USB накопители), принтер, сканер.

 

Специальное
оборудование и дидактическое обеспечение

 

  • Световая индикация начала и окончания урока в
    классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая,
    библиотека и т.д.).
  • Мультимедийное оборудование в кабинете для
    индивидуальных/групповых занятий(SMART- доска/SMART- столик/интерактивная
    плазменная панель с программным обеспечением к ним).
  • Мультимедийный компьютер с необходимыми
    переферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор и
    т.д.) и выходом в Internet в кабинете для индивидуальных/групповых занятий.
  • Средства для хранения и переноса информации
    (USB накопители), принтер, сканер в кабинете для индивидуальных/групповых
    занятий.
  • Беспроводные системы (FM-система) для
    индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета
    учителя-дефектолога(сурдопедагога)).
  • Специальные
    аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением
    и развитием слухового восприятия ( например, индикатор звучания ИНЗ,
    программы Hear the World, Speech W и др., сурдологопедический тренажер
    «Дэльфа142» и др)
  • Музыкальный центр с набором аудиодисков со
    звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги.
  • Дидактический материал для педагогической
    диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи
    и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной
    стороны.
  • Наглядный материал по изучаемым темам
    (иллюстрации, презентации, учебные фильмы).
  • Специальная литература по сурдопедагогике и
    сурдопсихологии

 3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

 Программы

Учебно-дидактическое обеспечение.

1

Общеобразовательные программы
начального общего образования, основного общего образования и среднего
(полного) общего образования

По выбору школы

По выбору школы

Для разработки Программы коррекционной работы
в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени
образования и адаптированной
образовательная программа, включающей индивидуальный учебный план можно
использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:

2.

Программа для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I вида/ Т.С.Зыкова. - М.:
Просвещение, 2005.

Учебники федерального перечня учебников, рекомендованных
Министерством образования и науки РФ, в том числе для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений
Iвида

3.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II
вида/
А.Г. ЗикеевЛ.И. Тигранова. М.:
Просвещение
, 2003

Учебники федерального перечня учебников, рекомендованных
Министерством образования и науки РФ, в том числе для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений
II вида

Направления коррекционной работы

№№

Направления коррекционной работы

Учебно-методическое обеспечение

1.

Развитие речи

  • Гилевич И.М.,
    Зикеев А.Г., Коровин К.Г.Картинный словарь русского языка. 2-3 класс. В 2
    частях. М.: Просвещение, 2008.
  •  Гилевич И. М. Раз словечко,
    два словечко... Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 1 класса
    специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (1-е
    отделение). В 2 частях Просвещение, 2008.
  • Зикеев А. Г. Читай! Размышляй! Пиши! Часть 1-3: пособие по
    развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных
    учреждений I и II вида. М. Владос .2005
  • Зикеев
    А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных
    учреждений - М.: Академия, 2000
  • Комаров К.В. Методика обучения русскому языку
    в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. М.:
    Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2005.
  • Коровин
    К.Г. Моя грамматика. Рабочая тетрадь по русскому языку. М.,2003.
  • Коровин
    К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих
    детей языку. М.,1976.
  • Методика преподавания русского языка в школе
    для глухих детей: Учебное пособие для студентов / Быков Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С.,
    Носкова Л.П.– М.: ВЛАДОС, 2000
  • Никитина М.И. Уроки чтения в школе
    слабослышащих детей. М., 1991.
  • Туджанова К. И. Развитие самостоятельной
    письменной речи слабослышащих учащихся. М., 1997.
  • Туджанова К. И. Характерные особенности
    развития письменной речи у слабослышащих учащихся. Воронеж, 2001

2.

Развитие слухового слухо-зрительного восприятия речи и
формирование и коррекция произношения

  • Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих
    детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. М: Владос,  2008 г.
  • Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих
    детей и взрослых. – С.-Пб.:Каро,2008
  • Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. «Развитие
    слухового восприятия слабослышащих детей» – М.: ВЛАДОС, 2004
  • Кузьмичева
    Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 классы:
    пособие для учителя, М., Просвещение,1991
  • Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей
    воспряитияю и воспроизведению устной речи / под ред. Назаровой Н.М. – М.:
    Академия, 2011
  • Миронова Э.В.
    Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной
    речи/учебно-методическое пособие. М.2000.
  • · Назарова Л.П. Методика развития слухового
    восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2001
  •  Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в
    школе глухих – М.: Просвещение, 1981

3.

Формирование/совершенствование коммуникативных компетенций

 

  • Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.
  • Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных
    (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000
  • Зыкова Т.С., Зыкова
    М. А.. Методика предметно-практического
    обучения глухих. - М.: «Академия», 2002
  • Зыкова
    Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных
    (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. - М., 2003.
  • Красильникова
    О.А.Развитие речи младших
    слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. Издательство: КАРО ,
    2005 год
  •  Тигранова Л. И. Умственное развитие
    слабослышащих детей (младший школьный возраст). М., 1978.
  • Любимов
    М.Л., Полякова М.В.
    «Исследование
    особенностей взаимодействия триады: ученик с нарушением слуха – здоровый
    ученик – учитель, в условиях интегрированного школьного обучения»
    , Вестник образования и науки. Педагогика.Психология. Медицина.
    Международный научный журнал. Выпуск 2(4), 2012.

4.

Музыкально-ритмические
занятия

  • Яхнина Е.З.
    Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха.
    М. 2003

3.2. Психолого-педагогическое сопровождение

Направления работы

 

Программно-методическое обеспечение

1.

Психолого-педагогическое сопровождение 
всех участников образовательного процесса в рамках
Психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами
психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного
центра по развитию инклюзивного образования

«Организация специальных образовательных условий для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Методические рекомендации  для
руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование».
МГППУ 2012

Леогард Э.И., Самсонова Е.Г.,
Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное
образование. МГППУ.2011

2.

Сопровождение тьютором по рекомендациям ПМПК

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях
реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное
образование. МГППУ.2012

3.

 Занятия (индивидуальные или
подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков
социального функционирования  и др.не
менее  2-х часов в неделю.

Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.
«Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» – М.: ВЛАДОС, 2004

Кулакова Е.В., Любимова М.М.
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха
в общеобразовательной школе/Сб. Инклюзивное образование, выпуск 1. М.:Центр
«Школьная книга»,2010.

4.

Занятия (индивидуальные или подгрупповые)  с дефектологом по формированию необходимых
учебных навыков не менее 4-х часов в неделю

Кулакова Е.В., Комлева Г.М.
Организация деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в
общеобразовательной школе. Сборник методических материалов. ЗОУО ДО
г.Москвы.2010

5.

Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию
коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических
нарушений устной и письменной речи не менее 9 часов в неделю

Волкова К. А., Денисова О.
А.,  Казанская В. Л., Методика обучения
глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос,  2008

Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З.
Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. – М.
Академия,2011

Черкасова Е.Л. Нарушения речи при
минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное
пособие для студентов педагогических университетов по специальности
«Дефектология». – М.: АРКТИ, 2003

4. Кадровое обеспечение образовательного процесса ребенка с нарушенным слухом

Наличие
педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области
инклюзивного образования не менее   72
часов:

учителя, учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог, учитель-логопед, тьютор с функциями сурдопереводчика (по
необходимости), координатор по инклюзии.

Термины

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий 

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

Создание инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ

Доклад: "Создание  инклюзивной  образовательной  среды для детей  с ОВЗ"...

«Создание инклюзивной образовательной среды для обучающихся с РАС»

Материал содержит опыт формирования инклюзивного пространства для детей с расстройством аутистического спектра в рамках работы ресурсного класса – класса для детей с расстройствами аутистическог...

Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования

В статье дается понятие «Инклюзивное образование», идет ознакомление с нормативно-правовой базой введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с о...

Методическая разработка "Организация инклюзивной образовательной среды в условиях образовательной школы"

Данная разработка поможет учителям начальной школы организовать работу с детьми в инклюзивном классе....

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....

Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".

Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...