Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»
статья
В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_nablyudeniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Данилова В..М.
Учитель начальных классов
МОУ школа №54 г.о.Люберцы
Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды
В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Такие познавательные процессы как внимание, память, мышление и воображение лежат в основе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса.
ФГОС НОО определяет, что в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники должны научиться использовать знаково-символические средства, в том числе овладеть действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Если рассматривать использование метода наблюдения на уроках окружающего мира, можно сказать о том, что наблюдения —это важнейший источник знаний об окружающем мире. Они составляют фундамент, на котором строятся мыслительные операции. Благодаря этому наблюдения являются существенным средством развития мышления обучающихся. Непосредственное общение обучающегося с миром природы–это сильный источник формирования и развития эмоций.
Наблюдения позволяют одновременно развивать у учащихся такие навыки как:
- описывать предмет по плану;
- уметь сравнивать и выделять главное;
- уметь задавать вопросы, ставить перед собой проблему;
- составлять планы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям и явлениям;
- проявлять самостоятельность и активность.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Постоянный контроль над проведением наблюдений обеспечивает систематичность и правильность их выполнения учащимися, а также закрепление умения наблюдать.
Следует проводить специальную работу по обучению учащихся наблюдать, постепенно усложняя задания.
Целью учебного наблюдения может быть либо накопление каких-то фактов, либо установление закономерностей.
Содержание наблюдений в начальной школе определено учебными программами и зависит от местных особенностей природы. Тем не менее есть обязательный для всех курсов минимум наблюдений за природой и социумом.
Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения.
Специфика использования метода наблюдений в условиях инклюзивной образовательной среды заключается в учете особенностей детей с ОВЗ при организации наблюдения и включении их во взаимодействие с другими учащимися класса при изучении программного материала.
Для начала у учащихся следует выявить, какой уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшей школы. Мы предлагаем следующие методики:
- Методика исследования словесно-логического мышления, разработанная Э. Ф. Замбацявичене основанная на тесте структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
- Методика «Таинственное письмо» (Н.И.Гуткина);
- Методика «Выделение существенных признаков;
- Методика «Логические закономерности».
Для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с помощью наблюдений, предлагаю темы уроков, в которых используется метод наблюдения.
Урок №1 Тема: «В гости к весне».
Цель урока: создать условия для наблюдения весенних изменениях в неживой и живой природе, учить рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края, находить информацию о первоцветах в книге «Зеленые страницы»;
Урок №2 Тема: «Явления природы».
Цель урока: сформировать представление о явлениях природы, показать виды термометров и правила ими пользоваться, показать свойства воды, научить измерять температуру, развитие наблюдательности и аналитического мышления;
Урок №3 Тема «Весенние месяцы. Первоначальные представления о разных состояниях воды на основе наблюдений».
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе весной, о связях и отношениях этих признаков, обобщение жизненных наблюдений, обучающихся за изменениями, происходящими в природе с приходом весны, содействовать формированию первоначального представления о разных состояниях воды на основе наблюдений.
В ходе проведения предложенных уроков у учащихся формируются такие познавательные универсальные учебные действия как осуществление логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний строят речевое высказывание; владение способами решения проблем творческого характера; использование знаково-символические средства представление информации для решения практических задач; формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; проведение несложных наблюдений и постановка опытов, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следование инструкциям и правилам при проведении экспериментов, умение делать выводы на основании полученных результатов.
Использование метода наблюдений требует от учителя тщательной подготовки. Для организации наблюдений, направленных на формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Прежде всего учителю необходимо подготовиться к наблюдению.
- Определить место наблюдения в системе работы по экологическому воспитанию детей; задачи, которые могут быть решены с помощью этого вида деятельности; планируемые результаты.
- Выбрать объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и доступным для восприятия.
- Определить, будет ли наблюдение происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д.).
- Продумать и организацию детей: как их разместить, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было подойти к нему и действовать с ним, потрогать, рассмотреть с каждой стороны.
- Предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины.
При организации урока наблюдения в условиях инклюзивной образовательной среды, следует учитывать следующие правила и придерживаться их на протяжении всего урока:
-объект наблюдения должен быть четко виден, ученик должен его
разглядеть, по возможности подойти;
-следует использовать мультимедийные презентации, на которых
также будет дублироваться объект наблюдения;
-инструкции следует разъяснять четко, при необходимости повторять;
-к ученику с ОВЗ необходимо осуществлять индивидуальный подход,
оказывать помощь;
-урок должен предполагать сотрудничество, взаимопонимание,
атмосферу радости и увлеченности;
-на уроке необходимо присутствие разных видов деятельности;
-задания по закреплению наблюдения на уроке должны быть
упрощены;
- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования,
интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Особенно важно обращать внимание на специфику организации наблюдений для детей с ОВЗ.
Для группы детей с ЗПР необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях; обеспечить переключение с одной деятельности на другую; облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке.
При организации наблюдений для детей с ОВЗ должны учитываться индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка. При подборе демонстрационного материала к занятиям нужно ориентироваться на рекомендации тифлопедагога.
Особенности детей с ОВЗ зачастую характеризуются специфическими нарушениями речевого развития. В связи с этим, в ходе наблюдения необходимо расширять словарный запас ребенка, побуждать ученика к речи, поощрять успехи и достижения, любопытство, стремление задавать вопросы, отвечать на вопросы детей.
Дети с нарушениями слуха нуждаются в том, чтобы были видны лица учащихся и лицо учителя при объяснении учебного материала; если у ребёнка одно ухо слышит хуже, чем другое, его положение должно обеспечивать восприятие речи учителя ухом с наименьшей степенью тугоухости; речь учителя должна быть эмоциональной и выразительной, но не утрированной.
В организации наблюдений детей с аутизмом необходима сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему миру, т. к. ребенок с аутизмом изолирует себя и отгораживается от мира; требуется речь, обращенная конкретно к ребенку простыми словами, т. к. ребенок с аутизмом воспринимает речь буквально.
Анализ и составление методик, планов и рекомендаций для учителей по проведению уроков с использованием метода наблюдения в условиях инклюзивного образования, позволяет выявить состояние проблемы на современном этапе образования; формирующий, направленный на решение проблемы формирования познавательных УУД средствами метода наблюдения в условиях инклюзивной образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира
Тема. «Грибы».Цель: формирование представлений обучающихся об уникальном виде живой природы – грибами; Развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...
Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...
статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...
статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ...
Презентация по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"
Этапы технологии проблемного обучения}Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации}Поиск решения проблемы: через диалог; выдвижение гипотез}Проверка гипотез}Формулировка правила, спосо...