Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования
статья на тему
В статье дается понятие «Инклюзивное образование», идет ознакомление с нормативно-правовой базой введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вариантами стандарта, с требованиями к АООП каждого варианта, и условиями организации образования детей с ОВЗ, с учебными планами начального общего образования обучающихся с НОДА, ТМНР, с задержкой психического развития.дается понятие «Инклюзивное образование», идет ознакомление с нормативно-правовой базой введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вариантами стандарта, с требованиями к АООП каждого варианта, и условиями организации образования детей с ОВЗ, с учебными планами начального общего образования обучающихся с НОДА, ТМНР, с задержкой психического развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования (СЛ. 1)
Инклюзивное(франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
(СЛ.2-3) Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (отражена на слайде)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Приказ Министерства образования и науки РФ
№1598 от 19 декабря 2014 года
4. Приказ Министерства образования и науки РФ
№1599 от 19 декабря 2014 года
(СЛ. 4) В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, Минобрнауки России направило методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС
В этих методических рекомендациях подробно расписаны последовательность действий, законодательные основы, документы, разрабатываемые образовательной организации при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Данные рекомендации имеют целью представить возможные варианты деятельности образовательных организаций в период внедрения - ФГОС НОО ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Приведенные материалы могут быть рассмотрены как рекомендательные и примерные, поскольку реальная работа образовательной организации будет зависеть от региональной политики и особенностей социальной ситуации в регионе, состава педагогического коллектива и его готовности к учету разнообразия особых образовательных потребностей обучающихся.
(СЛ. 5) В структуре образования детей с ОВЗ во всех вариантах СФГОС предполагается выделить шесть основных областей образования. При этом их содержание выстраивается в новой логике. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: “академический” и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:
- Знания о языке речевая практика и речевое творчество;
- Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество;
- Естествознание: знания о мире и практическое взаимодействие с окружающим; практика повседневной трудовой деятельности.
- Обществознание: знания о человеке в социуме – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; практика трудового взаимодействия.
- Искусство: знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества;
- Физическая культура: знания о человеке, своих возможностях и ограничениях – практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования.
“Академический” компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение.
Роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.
Таким образом, специальный образовательный стандарт, в вариантах 2.3.4., задает структуру основной образовательной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Сквозными для всех вариантов стандарта являются содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и жизненной компетенции, в то время как результаты обучения варьируются в зависимости от варианта СФГОС.
(СЛ. 6-7) Первый вариант стандарта (цензовый уровень). Ребенок получает цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованны в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательное условие - систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень). Образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные сроки в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья. Организация специального обучения и воспитания необходимо для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Необходимо усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях.
Третий вариант специального стандарта не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования). Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограждении содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной.
(СЛ. 8)Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (4 варианта стандарта)
Вариант 1.1 предназначен для образования глухих детей
Возможная неуспеваемость глухих обучающегося при усвоении содержания по разделам «Иностранный язык» и «Музыкальное образование» обусловлена особенностями здоровья ребёнка с нарушением слуха и не является основанием для неаттестации обучающегося.
Вариант 1.2 Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы) -для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 -6 классы) -для детей, не получивших полноценное дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП. Обучающийся с нарушением слуха имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.
В спорных случаях (вариант 1.2 или 1.3) на момент поступления ребёнка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 1.2), а в случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК, либо по решению педагогического совета и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 1.3.
Вариант 1.3 предназначен для образования глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью, а также глухих детей с задержкой психического развития.
Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 -6 классы).
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. На основе Стандарта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется.
Вариант 1.4. предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые множественные нарушения развития(ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра,
Для обучающихся данной группы оказывается недоступным овладение требованиями других вариантов образования глухих учащихся.
Эти обучающиеся получают образование по АООП НОО(1.4), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП).
Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).
При оценке результативности обучения обучающихся особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
При наличии значительных продвижений в освоении АООП может быть поставлен вопрос о переводе глухого обучающегося на обучение по варианту 1.3.
(СЛ. 9) ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (3 варианта стандарта)
Вариант 2.1.предполагает, что слабослышащийи позднооглохший получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников.
Нормативный срок обучения -4 года (I-IVклассы).
Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные календарные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием нормально слышащих сверстников.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающих, создаются два отделения: 1 отделение -для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение -для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха. Нормативный срок обучения составляет 4 года в I отделении (I-IVклассы) и 5 лет во II отделении (I-Vклассы). Указанный срок обучения во II отделении может быть увеличен на один год за счёт введения первого дополнительного класса.
Обучающийся с нарушением слуха имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.
Вариант 2.3. предназначен для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативный срок обучения -5 лет (I-Vклассы). Указанный срок обучения может быть увеличен на один год за счёт введения первого дополнительного
класса.
Выбор продолжительности обучения (за счет введения первого дополнительного года остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке слабослышащих и позднооглохших обучающихся детей к обучению в школе.
(СЛ. 10) Требования к структуре АООП НОО для слепых обучающихся
(4 варианта)
Вариант 3.1. АООП НОО предназначен для слепых, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.
Нормативный срок обучения 4 года.
Вариант 3.2. предназначен для слепых, которые не смогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу.
Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 3.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты и легкой умственной отсталости. Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 3.4. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками. Нормативный срок обучения 5 лет.
Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется образовательной организацией на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО в соответствии с рекомендациями ПМПК и с согласия родителей (законных представителей)
ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (3 варианта стандарта)
Вариант 4.1 АООП НОО предназначен для слабовидящих, у которых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.
Вариант 4.2. Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 4.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слабовидения с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью). Нормативный срок обучения 5 лет.
(СЛ. 14) ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (3 варианта стандарта)
Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР. Срок обучения – 4 года
Вариант 5.2 АООП НОО. Обучающиеся получают образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).
В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения.
I отделение –для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
II отделение –для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
Нормативный срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) составляет в I отделении 5 лет (I дополнительный–IVкласс) и во I Iотделении 4 года (I–IVклассы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается I дополнительный класс.
Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе.
АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в общеобразовательных организациях.
ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА (4 варианта стандарта)
6.1. Нормативный срок освоения ООП НОО для детей с НОДА может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с НОДА для варианта 6.2 составляют 5 лет.
6.3. Предназначен для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и НОДА. Обязательными являются организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей и использование АОП, которая при необходимости индивидуализируется. Нормативный срок обучения – 5 лет.
6.4. Предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). Обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, на основе, которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП). Нормативный срок обучения – 5 лет.
(СЛ. 12) ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
(2 варианта стандарта)
Вариант 7.1. Реализация АООП НОО предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.
Вариант 7.1 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу начального общего образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения.
Вариант 7.2. Реализация АООП НОО предполагает, что обучающийся с ЗПР получает в пролонгированные календарные сроки образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 7.2 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Специальные условия получения начального общего образования включают использование адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы обучающимися с ЗПР.
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной общеобразовательной программы начального общего образования. Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и введение требований к освоению ими программы коррекционной работы.
Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, -20% от общего объема АООП НОО.
ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (2 варианта стандарта)
Родители обучающегося с РАС, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме согласие обучать своего ребенка совместно со сверстниками без ограничений возможностей здоровья, а также –готовность активно участвовать в образовательном процессе под руководством и в содружестве со специалистами.
Варианты 8.1 (А), 8.2 (В), 8.3 (С) и 8.4 (D) могут реализовываться в разных формах: обучающиеся с РАС могут получать образование как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Одним из специальных условий является организация диагностического и пропедевтического периодов, продолжительность которых регулируется рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее –ПМПК), и может составлять от одного месяца до года. Эти подготовительные периоды обучения реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках одного или нескольких вариантов АООП НОО обучающихся с РАС, и предполагают уточнение и конкретизацию особенностей аффективных, коммуникативных, интеллектуальных, речевых и поведенческих расстройств обучающихся с целью уточнения или определения варианта АООП для дальнейшего их обучения. Срок получения образования по вариантам АООП 8.1 (А), 8.2 (В) может быть увеличен до 5 лет, по вариантам 8.3 (С) и 8.4 (D) -до 6 лет.
В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребёнка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).
(СЛ. 13) А сейчас хотелось бы остановиться на структуре АООП.
Адаптированная основная общеобразовательная программа включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ;
- учебный план;
- программы отдельных учебных предметов;
- программу коррекционной работы;
- программу духовно-нравственного развития;
- программу формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- систему условий реализации АООП.
Данные разделы могут быть представлены в АООП ОО последовательно, а могут быть объединены в блоки, например: - целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижений в освоении АООП); - содержательный (отдельные программы); - организационный (учебный план, план внеурочной работы, система условий реализации АООП).
Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации), и др.
Условия и порядок разработки АООП устанавливаются отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются:
- порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения);
- состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность;
- порядок обсуждения проекта АООП; - порядок утверждения АООП и ввода в действие.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией.
АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (например в одном классе двое учащихся с НОДА, но у них разные варианты). Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы.
Создание условий для организации образования детей с ОВЗ
(СЛ. 14) В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО.
Это:
1. Нормативно-правовое обеспечение.
2. Финансово-экономическое обеспечение.
3. Кадровое обеспечение.
4. Информационное обеспечение.
5. Материально-техническое обеспечение.
6. Организационное обеспечение.
Нормативно-правовая база подробно расписана в Методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ.
(СЛ. 15) Финансовые условия реализации АООП НОО должны:
1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре АООП НОО;
2) обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая особые образовательные потребности и индивидуальные особенности развития обучающихся;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом:
специальными условиями получения образования (кадровыми, материально-техническими);
расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;
расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию/компенсацию нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.
(СЛ. 16) Кадровое обеспечение.
В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
В том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог).
При необходимости в процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Все специалисты и руководящие работники, наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о.
(СЛ. 17) Материально-техническое и информационное обеспечение предполагает такие условия реализации АООП, которые отражают:
- общие характеристики инфраструктуры как общего, так и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды;
- специфические характеристики организации пространства; временного режима обучения; технических средств обучения; специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, компьютерных инструментов обучения, отвечающих особым образовательным потребностям той или иной группы обучающихся с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их специфическим образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования той или иной категории обучающихся отражаются следующие требования:
- Требования к организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование детей с ОВЗ, должно соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений.
- Требования к организации временного режима обучения.
Временной режим образования (учебный год, учебная неделя, день) для обучающихся с ОВЗ устанавливается в соответствии с действующим законодательством, а также локальными актами образовательной организации.
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается школой с учетом состояния здоровья ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности в течение учебного дня. Обучение учащихся с ОВЗ осуществляется только в первую смену.
Временной режим обучения детей с ОВЗ определяется учебным планом или индивидуальным учебным планом. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована как урочная, так и внеурочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программы коррекционной работы, так и на реализацию программ дополнительного образования. В ходе урока в обязательном порядке проводится физкультурная минутка.
- Требования к организации рабочего места.
Организация рабочего пространства ребенка с ОВЗ осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. С парты должен открываться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр. Рабочее место обучающегося с ОВЗ, в частности с НОДА, должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
- Требования к техническим средствам обучения;
Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, джойстик, сенсорный планшет и т.п.).
- Требования к учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам.
При освоении первого и второго вариантов программы дети с ОВЗ обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях. Они должны обеспечивать реализацию программы коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ.
В вариантах три и четыре обучающиеся с ОВЗ осваивают адаптированную основную образовательную программу по специальным, учитывающим особенности их психофизиологического развития и особые образовательные потребности, учебникам в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр.
- Требования к материально-техническому обеспечению педагогических кадров и других участников образовательного процесса.
(СЛ. 18) Программно-методическое обеспечение
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
При этом, если в одном классе обучаются несколько детей с разными видами заболеваний, или даже одного и того же вида, но обучающихся по разным вариантам, то для каждого из них разрабатываются индивидуальная АООП НОО.
Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).
(СЛ. 19) Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3039 часов, за 5 учебных лет - более 3821 часа, за 6 учебных лет - более 4603 часов.
Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область".
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ и детей из различных организаций.
(СЛ. 20-23) В качестве примера сравним учебные планы примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
(СЛ. 24-25) Учебные планы обучающихся с задержкой психического развития
Вариант 7.1. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.
Вариант 7.2. на слайде.
В связи с особенностями контингента обучающихся в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по учебному плану, индивидуальному плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.
Как указывается во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и конкретизируется в АООП, обучение детей начинается в 1-м классе. В задачи этого периода обучения входит текущая диагностика состояния ребенка, призванная уточнить особенности его образовательных потребностей и затем принять ответственное решение о рекомендации того или иного варианта АООП.
В первом классе учащиеся с ОВЗ, так же как и другие обучающиеся, учатся по безотметочной системе. По окончании первого класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений ребенка в области предметных и личностных результатов обучения. На основании проведенного анализа педагогом, обследований и наблюдений специалистов группы сопровождения делается заключение, с которым знакомится родитель, о предполагаемых перспективах обучения школьника. Совместное обсуждение представителями образовательной организации и родителями перспектив ребенка формирует стратегию дальнейшего его обучения. Решение о переводе на другой вариант обучения, повторном обучении в первом классе оформляется на основании рекомендации ПМПК после обследования ребенка и анализа документов, представленных школой.
Важную роль при этом играет школьный ПМПК.
Связанной с описанной выше ситуацией является ситуация изменения рекомендованного и выбранного родителями ранее варианта обучения ребенка: перевод с обучения по ФГОС НОО на обучение по ФГОС НОО ОВЗ или наоборот, а также с одного варианта АООП на другой. Например, изменение рекомендованного варианта обучения - с третьего на второй. Также это может быть связано со снижением уровня образовательных возможностей ребенка, в том числе в связи с возникшим дополнительно заболеванием или в иных случаях, и, как следствие, изменение рекомендуемого варианта обучения (например, со второго варианта на третий согласно ФГОС НОО ОВЗ).
Решение об обучении по ФГОС НОО или ФГОС НОО ОВЗ принимают родители (законные представители).
Родители обучающегося с расстройствами аутистического спектра, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме согласие обучать своего ребенка совместно со сверстниками без ограничений возможностей здоровья, а также- готовность активно участвовать в образовательном процессе под руководством и в содружестве со специалистами.
ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в 2017-2018 учебном году введен еще только для учащихся 1-2 классов. А учащиеся с ОВЗ 3-11 классов обучаются по ФГОС НОО, ФГОС ООО или ФК ГОС. Большинство таких учащихся обучаются на дому. Их обучение в Республике Татарстан организуется в соответствии с «Методическими рекомендациями организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому».
слайды 27-29
Одной из важнейших составляющих обучения на дому является самостоятельная работа обучающегося.
слайд 30
Содержание самостоятельной работы описывается в рабочих программах по предметам.
Практическая работа
В примерном учебном плане АООП начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.1.) обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствут ФГОС НОО.
Примерный учебный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с ЗПР (вариант 6.2.) недельный | |||||||
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | |||||
Подгот. | I | II | III | IV | Всего | ||
Обязательная часть | |||||||
Филология | Русский язык | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 19 | |
Иностранный язык | 1 | 1 | 1 | 3 | |||
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир (человек, природа, общество) | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | ОРКСЭ | - | - | - | - | 1 | 1 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Технология | Технология (труд) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Физическая культура | Физическая культура (адаптивная физическая культура) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Итого: | 19 | 19 | 21 | 21 | 21 | 101 | |
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | 21 | 21 | 23 | 23 | 23 | 111 | |
Внеурочная деятельность | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | |
коррекционно-развивающая работа: | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | |
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | |
другие направления внеурочной деятельности | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | |
Всего к финансированию | 31 | 31 | 33 | 33 | 33 | 161 |
Примерный учебный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с интеллектуальными нарушениями (вариант 6.3) недельный | |||||||
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | |||||
Подгот. | I | II | III | IV | Всего | ||
Обязательная часть | |||||||
Филология | Русский язык | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 | |
Математика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Естествознание | Окружающий мир | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Технология | Технология (ручной труд) | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Физическая культура | Физическая культура (адаптивная физическая культура) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Итого: | 19 | 19 | 21 | 21 | 21 | 101 | |
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | 21 | 21 | 23 | 23 | 23 | 111 | |
Внеурочная деятельность | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | |
коррекционно-развивающая работа: | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | |
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | |
другие направления внеурочной деятельности | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | |
Всего к финансированию | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 125 |
Примерный учебный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с ТМНР(вариант 6.4) недельный | |||||||
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | |||||
Подгот. | I | II | III | IV | Всего | ||
Обязательная часть | |||||||
Язык и речевая практика | Общение и чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Письмо | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | |
Математика | Математические представления | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Естествознание | Развитие речи и окружающий природный мир | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Человек | Жизнедеятельность человека | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Самообслуживание | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Технология | Предметные действия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Физическая культура | Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Итого: | 20 | 20 | 21 | 21 | 21 | 103 | |
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 | |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | 21 | 21 | 23 | 23 | 23 | 111 | |
Внеурочная деятельность: | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | |
- коррекционно-развивающая работа: | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | |
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | |
- другие направления внеурочной деятельности | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | |
Всего к финансированию | 31 | 31 | 33 | 33 | 33 | 161 |
Примерный недельный учебный план начального общего образования | |||||||
Предметные | Классы Учебные предметы | Количество часов | Всего | ||||
1 | 11 | 2 | 3 | 4 | |||
Обязательная часть | |||||||
Филология | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 23 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 19 | |
Иностранный язык | - | - | - | 1 | 1 | 2 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | − | − | − | − | 1 | 1 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Итого | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 105 | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | - | - | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 21 | 21 | 23 | 23 | 23 | 111 | |
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | |
коррекционно-развивающая область | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 35 | |
коррекционно-развивающие занятия | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 30 | |
ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
направления внеурочной деятельности | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | |
Всего к финансированию | 31 | 31 | 33 | 33 | 33 | 161 |
Примерный недельный учебный план начального общего образования | |||||||
Предметные | Классы Учебные предметы | Количество часов | Всего | ||||
1 | 11 | 2 | 3 | 4 | |||
Обязательная часть | |||||||
Филология | Русский язык | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 19 |
Литературное чтение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
Родной язык и литературное чтение | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 13 | |
Иностранный язык | - | - | - | 1 | 1 | 2 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | − | − | − | − | 1 | 1 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Итого | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 105 | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | - | - | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 21 | 21 | 23 | 23 | 23 | 111 | |
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | |
коррекционно-развивающая область | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 35 | |
коррекционно-развивающие занятия | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 30 | |
ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
направления внеурочной деятельности | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | |
Всего к финансированию | 31 | 31 | 33 | 33 | 33 | 161 |
Указание МОиН РТ от 15.10.15 №исх-2051/15 о направлении
«Методических рекомендаций организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому».
Учебный план
индивидуального обучения на дому
ученика 3 класса
………………………………
на 2016-2017 учебный год
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||
Обязательная часть | Часы самостоятельной работы | Всего | |
Русский язык | 2 | 2 | 4 |
Литературное чтение | 1 | 1 | 2 |
Татарский язык | 0,5 | 2,5 | 3 |
Литературное чтение на татарском языке | 0,5 | 2,5 | 3 |
Английский язык | 0,5 | 1,5 | 2 |
Математика | 2 | 2 | 4 |
Окружающий мир | 0,5 | 1,5 | 2 |
Музыка | 0,25 | 0,75 | 1 |
Изобразительное искусство | 0,25 | 0,75 | 1 |
Технология | 0,25 | 0,75 | 1 |
Физическая культура | 0,25 | 2,75 | 3 |
Итого | 8 | 18 | 26 |
Максимально допустимая недельная нагрузка | 26 |
Фрагмент рабочей программы
№ | Тема урока | Количество часов | Количество часов самостоятельной работы |
Натуральные числа и шкалы | 10 | 10 | |
Обозначение натуральных чисел. | 1 | ||
Обозначение натуральных чисел. Римская нумерация. | 1 | 2 | |
Отрезок. Длина отрезка. | 1 | 1 | |
Длина отрезка. Треугольник. | 1 | 1 | |
Плоскость. Прямая. Луч | 1 | 1 | |
Шкалы | 1 | 1 | |
Шкалы и координаты. | 1 | 1 | |
Единицы измерения массы. Шкалы и координаты | 1 | 1 | |
Меньше или больше. | 1 | 2 | |
Контрольная работа №1 | 1 | ||
Сложение и вычитание натуральных чисел | 15 | 15 | |
Работа над ошибками. Сложение натуральных чисел и его свойства. | 1 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»Советы родителям....
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения» Классное родительское собрание
Разработка классного родительского собрания во 2 классе «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»...
Классное родительское собрание 2 класс (Чупина Т.И.) «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»
Ход классного родительского собрания по ЗОЖ, презентация и советы родителям по созранению здоровья детей....
Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»
Новое качество образования может быть доступно лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся....
Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования
Презентация к стаье "Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования"....
"Мнемотехника как здоровьесберегающая образовательная технология для достижения современного качества образования"
Без хорошей памяти в мире, где объем информации только увеличивается, не обойтись. Память – это базовая потребность для мышления. Мышление тормозится плохой памятью....
«Метапредметный подход, как условие достижения высокого качества образования при реализации ФГОС нового поколения»
laquo;Метапредметный подход, как условие достижения высокого качества образования при реализации ФГОС нового поколения»...