Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Еланка»
Балаковского района Саратовской области
Рассмотрено на заседании МС Протокол № ______
от «___»___________20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ ООШ с. Еланка
________________Т.Ю.Клокова
«____»____________20___г.
| «Утверждаю» Директор МАОУ ООШ с. Еланка
________________М.К. Селинская
Приказ № ___ от «___»____20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Подошвиной Оксаны Николаевны
I квалификационной категории
по изобразительному искусству
4 класс
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по ИЗО составлена на основе:
- Положения о составлении рабочих программ учителями МАОУ ООШ с. Еланка;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
- Базисного учебного плана;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
- «Примерных программ начального общего образования»;
- Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. (Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2010).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012г.
- Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014г.
- Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год
Концепция рабочей программы.
Создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету «Изобразительное искусство»
Обоснованность
Данный предмет входит в образовательную область "Искусство". Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.
Общие цели учебного предмета.
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
- совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 1 учебный год.
Структура программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.
Предполагаемые результаты по учебному предмету
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень культурного развития, который характеризуется как умения:
- представлять специфику изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- понимать выразительные возможности языка искусства;
- развивать образное мышление и воображение, учебно-творческие способности;
- формировать основы анализа произведения искусства;
- проявлять эмоционально ценностное отношение к миру и художественный вкус;
- овладевать практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно прикладном искусстве;
- понимать образную природу искусства, давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу;
- воплощать художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических задач.
Система оценки достижений учащихся.
Достижения учащихся оцениваются по пятибалльной системе, согласно нормативным требованиям. Также учитываются индивидуальные достижения, активность и творчество учащихся, самостоятельное приобретение новых знаний в изучении предмета изобразительное искусство. Применение теоретических знаний на практике.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Инструментарий для оценивания результатов.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена небрежно, ученике уложился в отведенное время.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно- образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся.
Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно- действенное и логические формы мышления.
В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико- педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.
Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека.
Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Они многообразно, последовательно и логично раскрываются перед учащимися через художественные, профессиональные понятия, через их отображение, как в творчестве художника, так и в произведениях других видов искусства. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника.
Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла.
Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению творческой самостоятельной деятельности детей; способствует активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возможность включать в процесс обучения исследовательских заданий и проектных форм работы, что развивает способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
- процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога.
В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.
Программа выстроена в соответствии с Государственными Образовательными стандартами по изобразительному искусству.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета в 4 классе.
Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе как раз и является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Детям в 4 классе уже присущи стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженных в народных искусствах.
Место предмета, курса в учебном плане
Согласно программе на изучение программного материала в 4 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Изобразительное искусство» отведено 1 час в неделю (34 часа).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
Содержание учебного предмета, курса.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17 часов.
1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечат-ления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о про-странстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снеж-ные просторы, океан), Восток (пустыни, пес-ки, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
2. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением.
3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических ус-ловий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной.
4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета.
5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека.
9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы.
10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства.
11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины).
12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции.
13. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями.
14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.
15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте.
17. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях.
2. Развитие фантазии и воображения – 11 часов.
1. Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения).
3. Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.
4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
5. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок.
6. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
7. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?
9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).
10. Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая
музыка».
11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 часов.
1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.
3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания.
6. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема, тип урока | Элементы содержания | Вид деятельности, форма работы | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (УУД) | Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся | Вид контроля | Дата проведения урока |
план | факт |
1 | Путевые зарисовки художника: «Пейзажи нашей Родины» . | Развитие пространственного ощущения мира. Продолжение знакомства с природным пространством разных народов. Красота окружающей среды, характер природы разных мест. Природа города Кизела. | Работа на плоскости. Художественное изображение пейзажа. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Материал: акварель, тушь. | Зависимость формы предмета от его назначения, уклада жизни народа, природной среды. Пейзаж. | Познавательные: компоновка сюжетного рисунка. Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.
| Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины» («Мой любимый город Кизел») | Практическая работа в Р.Т. на стр. 4 – 5 . |
|
|
2 | Архитектура разных мест. Деревенская улица. | Закрепление знаний об освоении разными народами своего природного пространства. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. | Работа на плоскости. Графическое изображение пейзажа с архитектурными сооружениями. Анализ роли искусства в жизни общества и каждого человека. Материал: акварель, тушь. | Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Архитектура. | Познавательные: линия и пятно как художественно – выразительные средства живописи. Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; выстраивание понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные: адекватное восприятие предложения и оценки учителя и товарищей. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. | Презентация | Практическая работа в Р.Т. на стр. 20 – 21. |
|
|
3 | Путевые зарисовки художника. Сюжетные композиции: «Базары», «На площади». | Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над рисунком. | Работа на плоскости. Работа на большом формате (работа в малых группах по 2-3 человека). Материал: гуашь, акварель, белила.
| Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Силуэт, линия горизонта, плановость. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата. | Знакомство с произведениями живописи: Д. Веласкес, П. Пикассо, В.И. Сурикова. | Практическая работа в Р.Т. на стр. 48. |
|
|
4. | Ахроматическая и хроматическая гамма». «Цветущий луг». | Пространственные отношения между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Point). | Работа на плоскости. Работа на малом формате в ахроматической и хроматической гамме. Материал: гуашь. | Понятия об ахроматической и хроматической гамме. Передача пространственных отношений между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. | Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
| Практическая работа в Р.Т. на стр. 8 – 9. |
|
|
5. | Знакомство с пропорциями тела человека. Портрет. | Передача характерных особенностей модели графическими средствами. «Портрет любимого литературного героя». | Работа на плоскости. Работа по представлению на темы, связанные с передачей на плоскости фигур в движении. Материал: цветные мелки, гуашь.
| Формирование понятий о цветовой гамме, формате картины. | Познавательные: уметь последовательно выполнять элементы построения портрета. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей. Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Дискуссия по картинам: А.Я. Головин «Автопортрет», К.А. Коровин «Портрет актрисы Т.С. Лобатович, В. Ван Гог «Крестьянка в соломенной шляпе» | Практическая работа в Р.Т. на стр. 40 – 41. |
|
|
6. | Изображение с натуры цветка. | Рисование с натуры одного предмета в разной цветовой гамме – передача в рисунке: а) окраски предметов хроматическими цветами; б) окраски предметов лишь тональными отношениями; в) цветка, в окраске которого имеется сближенная цветовая гамма. Материал: акварель. | Работа на плоскости. Рисование с натуры цветка. Пространственные отношения между предметами в конкретном формате. | Решение композиции как натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане которого происходят события или развёрнуто пространство. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. | Знакомство с произведениями живописи: натюрморты П. Сезанна, В. Ван-Гога «Подсолнухи», К.С. Петрова-Водкина «Натюрморт с красным чайником», И.Э. Грабаря «Груши на зелёной драпировке». | Практическая работа в Р.Т. на стр. 36. |
|
|
7. | Рисование по памяти или представлению на тему «Праздничный город» | Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предметов с учётом его пропорций и конструкций, масштаба деталей, выразительности изображения; отображение настроения в картинке. | Работа на плоскости. Рисование по памяти или представлению картинок родного города. Материал: акварель, белила (на цветном фоне») | Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предметов. Сюжетно - смысловая компоновка. | Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи. Коммуникативные: контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
| Прослушивание музыкальных произведений, сходных по настроению. | Практическая работа в малых группах. |
|
|
8. | «Портреты богатырей Русской земли». | Рисование по представлению. Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. | Работа на плоскости. Наброски зарисовки на передачу характера человека. Рисование человека пером, тушью по наблюдению. Передача характера героя через одежду. Материал: карандаш. | Сюжет. Композиционный центр. Законы изображения человека в движении. Основные пропорции фигуры. | Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Знакомство с произведениями живописи: О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», В.А. Серов «Автопортрет», И.Е. Репин «Портрет П.М Третьякова». | Практическая работа в Р.Т. на стр. 60. |
|
|
9. | Круговое распределение фигур в пространстве. | Наблюдения, предварительные зарисовки и наброски с натуры, по памяти или наблюдению.
| Работа на плоскости. Иллюстрация к стихотворению А. Барто. Материал: акварель, гуашь, цветные мелки. | Круговое распределение фигур в пространстве. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. | Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Иллюстрации к стихотворениям А. Барто «Не одна», «Хоровод», «Дети лепят снеговика». | Практическая работа в Р.Т. на стр. 47 |
|
|
10. | Работа в объёме и пространстве. «Традиционное ремесло крестьян и их одежда» | Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (скотовод, погонщик верблюдов, балалаечник, сапожник и др.). | Лепка из глины или пластилина фигуры человека с соблюдением пропорций тела. Материал: глина, пластилин. | Для разных занятий и событий существовала своя одежда. Жанровая композиция. | Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные: планировать свои действия. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. | Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Сенокос», А.П. Рябушкин «Втёрся парень в хоровод» | Практическая работа в Р.Т. на стр. 31. |
|
|
11. | Работа в объёме и пространстве. «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки». | Знакомство с песенным фольклором. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. | Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных игрушек по типу народных в лепке, бумажной пластике. Материал: глина, пластилин, бумага, гуашь. | Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере). Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Знакомство с произведениями музыки: А.П. Бородина «Князь Игорь» (тема русского Востока), М.И. Глинка «Арагонская хота». | Практическая работа в группах по выбранным темам. |
|
|
12. | Работа в объёме и пространстве. «Национальный костюм: орнамент, крой, силуэт». | Знакомство с особенностями традиционной народной одежды разных стран. Установление связи костюма с климатическими условиями региона. | Работа в объёме и пространстве. Создание эскиза костюма, элементов украшения головного убора. Тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Материал: гуашь. | Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты графическими средствами. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата. | Исследование: изучение традиций народа. Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов. Создание композиций по результатам исследования. | Практическая работа в Р.Т. на стр. 14 – 15. |
|
|
13. | Декоративно-прикладная деятельность. Панно «Бабочки, жуки». | Симметрия и асимметрия в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений | Изображение бабочек и жуков с последующим изготовлением панно (коллективная работа). Материал: акварель, гуашь, перо. | Сюжетная композиция, передающая динамику. Выполнение работы в нестандартном (активном) формате. | Познавательные: знакомство с техникой передачи в объёме формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. | Презентация «Насекомые нашего края». Знакомство с произведениями: Т.А. Маврина «Заячьи тропы», «Сороки» и др. | Коллективная работа. Д/з: самостоятельная работа в Р.Т. на стр. 33 |
|
|
14. | Декоративно-прикладная деятельность. Пейзаж «Восход солнца». | Передача настроения в работе. Взаимодействие света и цвета. Понятие сюжета. | Создание большой коллективной работы (панно): выкладывание из квадратов. Материал: цветная бумага. | Отрывная аппликация из цветной бумаги. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетную композицию; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Знакомство с произведениями музыки: В.А. Моцарт «Фантазии до минор и ля минор», И.С. Бах «Концерт ре минор» (ч.1). | Практическая коллективная работа |
|
|
15. | Декоративно прикладная деятельность. «Волшебное растение». | Разработка узора по теме. Выполнение эскизов рельефных украшений. | Разработка фрагмента узора и его трафарета для печатания в два цвета или выполнение эскизов рельефных украшений (по выбору). Материал: бумага, ножницы, ткань, гуашь, пенопласт. | Представление о мироздании. Изображение Мирового древа. Форма и узор. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Знакомство с произведениями Н.А. Коротковой «Мировое древо», « Мировое древо. Четыре времени года». | Практическая работа в Р.Т. на стр. 50 – 51. |
|
|
16. | Работа в объёме и пространстве. Зарисовки деталей украшений, передача формы и цвета предметов народного искусства. | Проведение исследовательской работы по выявлению существовавших ранее промыслов и ремёсел в ближайших населённых пунктах. | Декоративно-прикладная деятельность. Исследовательская работа (по группам). Выявление зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей. | Особенности традиционного декоративно - прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. | Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Личностные: ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | Творческое исследование. Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», Ф.А. Малявин «Девка», произведениями мастеров декоративно-прикладного искусства. | Исследовательская работа (по группам). Самостоятельная работа в Р.Т. на стр. 10 – 11, 16 – 17, 12 – 13. |
|
|
17. | Декоративно-прикладная деятельность. Экспедиции в места народных промыслов (заочные). | Изучение формы народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передача в работе взаимозависимости материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково и др. народные промыслы). | Декоративно-прикладная деятельность. Подготовка экспонатов для передачи в школьный музей. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. | Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Определять цветовой и средовой характер композиции. | Познавательные: знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов; уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам; знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: способность к адекватной самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Исследовательская работа в Р.Т. на стр. 10 – 13, 16 – 19. Пополнение школьного музея экспонатами народного искусства, собранными собственными силами. | Практическая и самостоятельная работа |
|
|
18. | Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Нарисуем песню». | Мир искусства разных эпох и народов. Особенности жизни разных этнических и социальных групп. Понятие устное народное творчество, литературная сказка. Этнос. | Работа на плоскости. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Создание «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы и иллюстрации к ним. | Представления об устном народном творчестве и народной сказке. Выполнение графических работ на основе результатов обсуждения. | Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета предметов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Заочная экскурсия в мир искусства разных эпох, народов. Творческие работы по воображению и представлению. | Практическая работа в Р.Т. на стр. 54 – 55. |
|
|
19. | Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Гражданская война» | Отображение в изобразительном искусстве исторических событий Родины. Работа по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении. | Работа на плоскости. Рисование по представлению на обозначенную историческую тему. Материал: графический материал. | Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Презентация «Гражданская война». Знакомство с произведениями музыки: М.И. Глинка «Патриотическая песня», А.Ф. Львов «Марсельеза» | Практическая работа в Р.Т. на стр. 60. |
|
|
20. | Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Боярские хоромы». | Беседа об отображении исторической тематики в изобразительном искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Декорирование (украшение) фасадов домов. Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. | Работа на плоскости. Выполнение графических работ по материалам обсуждения. Материал: графический материал. | Разработка фрагмента узора и его трафарета. Эскизы рельефных украшений. Элементы декора. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине. | Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
| Презентация « Старинная изба». Знакомство с произведениями музыки: М.П. Мусоргский «Борис Годунов». | Практическая работа в Р.Т. на стр. 6 – 7. |
|
|
21. | Развитие фантазии и воображения. «Путешествия на машине времени»: «Я в пещере древнего человека», «В центре космонавтики», «Я принцесса». | Индивидуальное восприятие пространства. Создание сюжетной композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа. Разработка эскизов костюмов к ним, предметов быта, эскизов вышивки, росписи тканей, посуды, печи и др. | Работа на плоскости. Создание коллективной композиции из индивидуальных эскизов. Организация коллективных «путешествий» всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. | Работа в объёме и пространстве: глина, пластилин, бумажная пластика (по выбору). Участие в коллективной творческой работе. Переключение с одной деятельности на другую. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата, ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Создание на заданные темы объёмно-пространственных коллективных композиций: космических зданий, предметов быта, одежды. | Практическая работа в группах. |
|
|
22. | Развитие фантазии и воображения. Иллюстрации к сказкам разных народов (Севера, Юга, Азии, Африки, Индии, России и др.) | Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Выполнение цветовых и графических композиций по отдельным эпизодам. Создание своей книги. | Работа на плоскости. Распределение сюжетов среди учащихся в классе. | Создание под руководством учителя коллективной «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата. | Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский). | Практическая работа в группах. |
|
|
23. | Развитие фантазии и воображения. «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка» | «Путешествие» на «машине времени» в другие миры, эпохи будущего. Создание по впечатлениям от этих «путешествий» объёмно-пространственных коллективных композиций. | Работа в объеме и пространстве. Создание космических зданий, предметов быта, одежды. Материал по выбору. | Создание коллективного панно, подбор музыкального сопровождения к событию. Оформление класса к праздничным датам. | Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: самоконтроль действий. | Слушание музыки космоса, песен о космосе и космонавтах. | Практическая работа в Р.Т. на стр. 56 – 57. |
|
|
24. | Развитие фантазии и воображения. «Кованые изделия – застывшая музыка». Эскиз необычного здания. | Создание декоративной композиции на передачу активного движения. Построение нового необычного образа. Воображение, образ, объект. | Работа в объёме и пространстве. Выполнение работы в рабочей тетради. Создание дома, взяв за основу один из предметов, которыми пользуемся каждый день. | Объекты и явления окружающего мира вдохновляют архитектора на создание необычных и часто забавных по виду зданий. | Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Презентация «Необычное в обычном». | Практическая работа в Р.Т. на стр. 52 – 53. |
|
|
25. | Развитие фантазии и воображения. Образ предметно - пространственной среды. | Создание школьниками необычной среды (в классе, своей комнате дома). Составление собственных узоров для крестьянской одежды: мужской рубашки и женского сарафана. Дизайнер. | Работа в объёме и пространстве. Создание аппликации, роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Создание коллективной работы. | Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. | Познавательные: знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства; уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: оценивать правильность выполнения действия. | Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях. | Практическая работа в Р.Т. на стр. 14 – 15, 16 – 17. |
|
|
26. | Развитие фантазии и воображения. Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики. | Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера украшения. Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. | Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных работ. Цветовое решение композиции. | Схожесть и различие традиций каждого народа, орнамент, оформление жилища, обустройстве дома в целом. Отличия в орнаменте у каждого народа. | Познавательные: выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата. | Презентации «Русская народная вышивка», «Русский народный костюм». (Филимоново, Дымково, Городец, Полховский Майдан, местные народные промыслы). | Практическая работа в Р.Т. на стр. 58 – 59. |
|
|
27. | Декоративно-прикладная деятельность. Развитие фантазии и воображения. Изготовление костюмов, предметов быта. | Подготовка одного большого «художественного события» на темы сказок. Постановка, инсценирование, декор и декорация. | Декоративно-прикладная деятельность. «Вживание» в образ сказочных героев; проигрывание сценок из их жизни, придумывание своих сюжетов с известными героями. | Постановка кукольного спектакля. | Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Личностные: познавательный интерес | Создание коллективного панно, эскизов и элементов костюмов, подбор музыкального сопровождения к событию. Оформление класса к празднику. | Постановка кукольного мини-спектакля. |
|
|
28. | Декоративно-прикладная деятельность. «Весна-красна». | Оформление художественного события в различных техниках. Создание композиции по мотивам народного декоративно - прикладного промысла. Роспись. | Декоративно-прикладная деятельность. Оформление класса к праздничной дате в технике аппликации, коллажа. Материал: гуашь. | Создание коллективного панно для художественного события. | Познавательные: уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: познавательный интерес | Знакомство с произведениями живописи Б. М. Кустодиев «Ярмарка», «Масленица». | Практическая работа по созданию панно. |
|
|
29. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Композиция в изобразительном искусстве. | Развитие представлений о композиции в графике и живописи (ритм, контраст, нюанс, равновесие, динамика, статика, композиционный центр). Проявление индивидуальной манеры художника в композиции. Интерьер. Связь предметов в пространстве интерьера. Интерьер и хозяин. | Работа на плоскости. Просмотр видеоматериалов, заочная экскурсия. | Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Просмотр видеоматериалов, заочная экскурсия. Знакомство с произведениями живописи: К. А. Коровин «В мастерской художника», К. Е. Маковский «В мастерской художника», А. Матисс «Уголок мастерской». | Практическая работа. |
|
|
30. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Экскурсия в школьный музей декоративно-прикладного искусства (очная) | Функциональность народного искусства. Символика в искусстве. | Знакомство с красотой и своеобразием произведений народного декоративно-прикладного искусства. Викторина «Народные промыслы». | Представления об особенностях мотивов, характерных для народной росписи и декоре игрушек. Самостоятельное сопоставление, сравнение, анализ произведений народных промыслов России. | Познавательные: умение систематизировать знания по изученной теме. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; соблюдать правила поведения в общественных местах. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Экскурсия в школьный музей. | Результаты викторины. |
|
|
31. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр. | Продолжение знакомства с жанрами изобразительного искусства: анималистический, исторический, бытовой, мифологический жанры в живописи, скульптуре, графике. Анималистический жанр. | Работа на плоскости или работа в объеме и пространстве. Выполнение работы в анималистическом жанре. Передача характерных движений и повадок животных. Материал: акварель, гуашь. | Представления об анималистическом жанре. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в живописи (работа от пятна). | Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. | Знакомство с творчеством художников, работавших в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.) | Практическая работа в Р.Т. на стр. 34 – 35. |
|
|
32. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Жанры изобразительного искусства. Мифологический жанр. | Формирование представлений о мифологическом жанре. Отображение в изобразительном искусстве мифов, легенд народов мира. Религиозное искусство и его нравственный смысл. | Работа на плоскости. Выполнение работы в мифологическом жанре. Материал: акварель, гуашь. | Сюжетный и мифологический жанры. Создание несложных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. | Презентация «Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства». | Практическая работа. |
|
|
33. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Экскурсия в природу на открытое пространство. | Воздушная и наблюдательная перспектива в изобразительном искусстве. | Наблюдения за изображением предметов в пейзаже у различных художников. | Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. | Познавательные: делать предварительный отбор источников информации; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Знакомство с произведениями живописи: К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», И. С. Остроухов «Золотая осень», пейзажи А. П. Остроумовой-Лебедевой, А. Матисс «Вид из окна. Танжер». | Экскурсия |
|
|
34. | Художественно -образное восприятие изобразительного искусства. Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (заочная) | Музеи. Знакомство с особенностями художественного фасада Государственной Третьяковской галереи В.М. Васнецовым.
| Проведение самостоятельных мини-исследований детей по изучению коллекции музея и художника, представленных в Третьяковской галерее. | История создания музеев. Экспонаты музеев. Художники: В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Коненков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в сов-местной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: учиться отличать вер-но выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему: Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа? | Мини исследование во время экскурсии. |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно – методическое обеспечение
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М. Вентана-Граф, 2014.
Дополнительная литература
- Программа «Изобразительное искусство» 1- 4 классы, авторы: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская
- Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, «Вентана-Граф», 2011.
- Изобразительное искусство: 4 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/ Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-граф, 2010.
- Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010.
Печатные пособия.
- иллюстрации разных авторов к одной сказке;
- народная игрушка;
- образцы детских работ прошлых лет;
- образцы посуды;
- печатные и самодельные открытки;
- разнообразные игрушки с ярко-выраженным образом;
- старинные открытки;
- фотографии интерьеров;
Электронные пособия и презентации:
- «Гжель»;
- «Стили архитектуры»;
- Городецкие росписи, жостовские подносы и фрагменты росписи;
- живописные портреты Рокотова, Серова, Репина, Тропинина и других;
- знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Р. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха;
- изображение садов и парков в искусстве;
- изображения цветов;
- натюрморты Ж.-Б. Шардена, Петрова-Водкина, Кончаловского, Сарьяна, Стожарова;
- фото известных культурных памятников;
- фото транспорта и слайды старинных машин;
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
- решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.