Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
статья на тему
Проектная деятельность эффективно используется, начиная с 1 класса, при этом не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяет её. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Проектные технологии применяются на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Помоздинская СОШ им.В.Т.Чисталева
«Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Учитель начальных классов
МОУ Помоздинская СОШ им.В.Т.Чисталева
Уляшева Е.И.
2015г.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения. Ведущее место среди таких методов, по моему мнению, принадлежит сегодня методу проектов, который ограничено вписывается в школьное жизнеустройство, включая начальную школу. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Что же такое проект и исследование?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта
отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся
- умение ориентироваться в информационном пространстве
- умение самостоятельно конструировать свои знания
- умение интегрировать знания из различных областей наук
- умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
- самостоятельную деятельность ученика
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Классификация проектов:
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется, по крайней мере, три различные классификации.
Начнём с самой основной, которая определяет содержательную специфику каждого проекта.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.
По комплектности выделяют два типа проектов.
1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты различаются и по характеру контактов между участниками:
– внутриклассные;
– внутришкольные;
– региональные;
– межрегиональные;
– международные.
Классификация проектов по продолжительности:
- Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
- Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
- Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
- Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Проект должен носить кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена в начале, убеждаются, насколько пополнились их знания, и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Этапы работы над проектом или исследованием:
- Мотивационный.
Учитель : заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.
Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
- Планирующий – подготовительный.
Определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
- Информационно – операционный.
Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект.
Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
- Рефлексивно – оценочный.
Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку.
Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Проект надо преподнести «зрителям». Это увеличивает ответственность за проделанную работу, позволяет сравнить себя с другими (очень часто достаточно посмотреть другие работы, чтобы понять, в чем проигрывает твоя), дает опыт публичных выступлений, учит оценивать и участвовать в дискуссии.
Формы продуктов проектной деятельности
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:
- web-сайт;
- анализ данных социологического опроса;
- атлас, карта;
- видеофильм;
- выставка;
- газета, журнал;
- игра;
- коллекция;
- костюм;
- мультимедийный продукт;
- оформление кабинета;
- праздник;
- справочник;
- учебное пособие;
- экскурсия.
Оформление проектной папки
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
- промежуточные отчеты группы;
- вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернет;
- результаты исследований и анализа;
- записи всех идей, гипотез и решений;
- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
- эскизы, чертежи, наброски продукта;
- материалы к презентации (сценарий);
- другие рабочие материалы и черновики группы.
Виды презентаций проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
- деловой игры - научного доклада;
- демонстрации видео-отчета фильма / продукта, исследовательской выполненного на основе экспедиции информационных;
- ролевой игры;
- соревнования;
- спектакля;
- игры с залом;
- спортивной игры;
- научной конференции;
- экскурсии.
Для направления деятельности учеников разработаны памятки.
План для детей.
- Что я знаю?
- Что я ещё могу узнать и где?
- У родителей
- У учителя.
- Из книг.
- В Интернете.
- У друзей.
- Что я могу рассказать другим о том, что я узнал?
Памятка при защите проекта:
Слова –помощники:
1.Введение
- Я выбрал тему проекта…
- Я решил изучить……, чтобы……
- Мне хотелось узнать, потому что я….
- История этого…… интересна, тем что …..
2. Основная часть:
- Изучив разные источники информации я выяснил что….
- Прочитав материал сайта…., я узнал(мне была интересна информация)
- В энциклопедии ……. Я отобрал информацию о…. Это…..
- Меня заинтересовали…., потому что….
3.Заключительная часть
Работая над проектом я узнал, что….
- Мне было интересно узнать…
- Эта информация мне будет полезна…
- Художник ….. рисовал в этом жанре потому что….
- Он хотел донести зрителю……
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Рассмотрим подробнее работу над проектом в различные учебные года.
1 КЛАСС
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя» , «Моя семья» .
2 КЛАСС
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.
Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.
3 КЛАСС
В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
4 КЛАСС
В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
Заключение
Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой,
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Проведенная работа в начальной школе поможет моим ученикам в дальнейшем обучении, стать им более успешными.
Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
4.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
6.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
8.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
9.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
10. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
12. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
14.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
15.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
16. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов
Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...