Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_sektsii.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
«Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» (1)
Каждый должен зажечь свой свет в своем окне
(принцип, лежащий в основе моей педагогической деятельности) (2)
Введение ФГОС изменило жизнь учащихся. Это совершенно другой подход к организации обучения и использования новых образовательных технологий, создаётся дружелюбная информационно-образовательная среда, доступная школьникам в урочное и во внеурочное время. (3)
Новые стандарты направлены на формирование личности ребёнка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, развитие его талантов.
Какой вижу я современную начальную школу сегодня? От чего зависит качество образования и как его повышать? Как заинтересовать детей и раскрыть их мыслительные и творческие способности? На эти вопросы я хочу дать свои ответы, опираясь на личное видение проблем, трудностей, опыт работы.
Современная школа сегодня - это превращение школы в институт, несущий гуманистические принципы, обучающий искусству жить в обществе. Такой институт формирует ученика как личность, помогает ему учиться быстро адаптироваться в обществе, ориентироваться в выборе жизненного пути. Реализация триединой цели: доступность – качество - эффективность, способствует развитию целостной личности, формированию важных жизненных ценностей и приобретению социального опыта, что на сегодняшний день стоит во главе угла (4 )
Еще в 90-е годы я задумалась над проблемой качества образования. Не все дети могут учиться на хорошо и отлично, не все хотят вообще учиться. Но при этом каждый ученик хочет быть успешным, востребованным и нужным. Как это сделать? Как помочь ребёнку почувствовать себя "звездочкой"? И тогда я решила, что каждый ученик должен зажечь свой свет в своем окне. Каждый по-своему уникален, у каждого есть свои способности, каждый может показать себя с какой-то лучшей стороны. Помочь ребёнку раскрыть себя помогла мне "Проектно-исследовательская деятельность". Над этой методической темой я работаю много лет. Проектно-исследовательская деятельность доступна всем детям, она может быть качественной при правильной организации, эффективность ее бесспорна, так как каждый ученик становится "звездочкой» в той или иной области. Такая работа способствует повышению качества образования, потому что ребенок становится успешным в собственных глазах и в глазах окружающих. Он становится счастливым, он зажигает свой свет в своем окне.
Работу свою я строю по пяти направлениям: урок, семья, мишпахтейну, айкью, внеурочка (5- 12 )
Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными способами. (13-15)
Методов ТРИЗ очень много. Я остановлюсь на следующих:
-метод мозгового штурма;
-синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях);
-морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения);
-метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами). Чтобы заниматься по этой методике, достаточно подходить к любой поставленной задаче творчески, сохраняя любопытсво и допуская возможность любых, пусть даже самых нестандартных решений.
Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задач. Например, как приготовить ужин из того, что есть в холодильнике, когда там практически ничего нет; как съездить отдохнуть на курорт, когда отпускные все ушли на погашение оплат и кредитов. Чем больше мы проявим смекалки, тем сильнее будет удовлетворение от результата. То же самое происходит и с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией.
Родоначальницей ТРИЗ-подхода можно назвать Поллиану из произведения Элионор Портер. Для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение. Пример из книги (когда Поллиане подарили костыли, она смогла порадоваться тому, что они ей не пригодились). Фильм «Поллиана я показываю детям во втором полугодии 1 класса и провожу обсуждение. Это служит хорошим зачином эффективной работы над проектно-исследовательской деятельностью с применением системы ТРИЗ-педагогики.
Примеры проектов, выполненных детьми с опорой на 4 ранее перечисленных метода.
-Метод мозгового штурма(16-17) является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной и творческой активности учащихся. При его применении используется деятельностный и личностно-ориентированный подход. При работе над проектом «Корни» детям был задан вопрос: о каких корнях мы можем расширить свои знания? (математических, родовых, растительных, профессиональных, фамильных)
- Синектика (18-19)- это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически, символически. Например, транспорт- машина, птица, велосипед, лошадь, муравей. Проект «Узоры в природе», сравниваем узоры в природе, в быту, ищем, что лежит в основе узоров
- Морфологический анализ (20-21) – (изобретательство), основан на подборе всевозможных решений для отдельных частей задачи. Относится к эвристическим методам. Проект «Основа жизни. Сотрудничество живых организмов на земле», изготовление модели ДНК разных видов и разными способами
- Метод фокальных объектов (22-23)- метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойственных признаков случайных объектов. Проект «Космос», включаем воображение , планеты пушистые, обьёмные, мягкие, необыкновенных цветов…
Результативност (24)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектно – исследовательской метода обучения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся начальной школы.
Проработав более 30 лет в начальной школе, понимаешь, что современные дети владеют большей информацией о мире, чем в предыдущие годы, и это нельзя не учитывать при построении учебно-воспитательн...
«Использование системы согласованного обучения для реализации деятельностного подхода обучения при обеспечении ФГОС в начальной школе»
Система согласованного обучения – это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую, т.е. обучение школьни...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?
Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...
Рабочая программа по технологии для 2 класса система «Начальная школа 21 века» учителя начальных классов Осокиной Елены Николаевны 2013-2014уч.год
Рабочая программапо технологиидля 2 класса система «Начальная школа 21 века»учителя начальных классовОсокиной Елены Николаевны2013-2014уч.год...
Августовское заседание секции учителей начальной школы.
План работы учителей на августовском заседании учителей начальной школы....
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....
Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы
ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...