ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал на тему
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования.
В своей работе я делаю упор на личностно ориентированные обучение, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности.
Одна из таких технологий — проектно-исследовательская, которая нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЙ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Всероссийский конкурс «Учитель года России»
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Педагогический опыт работы
участницы конкурса
«Учитель года Крыма – 2015»
учителя начальных классов
Джанкойской
общеобразовательной школы №8
отдела образования
администрации города Джанкой
Республики Крым
Рябоконь Натальи Евгеньевны
г.Джанкой - 2014
Проектно - исследовательская технология обучения в начальной школе
«Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
Китайская мудрость.
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования.
В своей работе я делаю упор на личностно ориентированные обучение, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности.
Одна из таких технологий — проектно-исследовательская, которая нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! Дети от природы любознательны и полны желания учиться, полны стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. С возрастом приходит избирательность, направленность исследований, исследуется только то, что вызывает настоящий интерес. Ребёнок идёт в детский сад, школу, и ему приходится жить по правилам, изучать очень много заданного, запланированного разными программами и стандартами, и на то, что раньше вызывало исследовательский интерес, нет ни времени, ни сил! Постепенно эти качества угасают, и когда в школе начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок воспринимает участие в исследовательской деятельности, как что-то неизвестное.
Несмотря на то, что младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской деятельности, начинать вовлекать в нее учащихся начальных классов нужно обязательно. Активное использование исследовательской деятельности младших школьников «…дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности- возможности осваивать не только суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества».
Этот процесс поступательного преобразования личности учащего возможно начинать с первых дней пребывания в школе. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново откроет для себя известное в науке, но при этом «его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого».
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы с дополнительными источниками информации; развиваются умения анализа, синтеза, обобщения. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ученики выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, таким образом, помимо логики и мышления, развивается и культура речи. В проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.
В своей работе стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе использую исследовательские модели обучения. Так же активно использую метод проектов, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Ребятам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности, столь необходимые для продолжения обучения в основной и старшей школе. Работая в данном направлении в течение 3-х лет, мы с детьми познаём мир, делаем открытия, удивляемся, разочаровываемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения.
Исходя из особенностей возраста, в начальной школе ведущее место занимают:
творческие проекты с элементами исследования, продуктом которых будут являться: выставки, газеты, коллекции, праздники, системы иллюстраций, сказки;
исследовательские проекты (4 класс), по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в классной газете.
Материал для исследований черпаем из жизни.
Включая младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, можно сформировать у них следующие компетентности:
• определение целей деятельности, ее прогнозирование, выполнение действий и операций, контролирование своих действий;
• выполнение мыслительных операций, входящих в состав проектной деятельности;
• проведение наблюдений, постановка простых экспериментов, построение простой модели объектов и явлений окружающего мира.
Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Если в младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Использование этой технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, во-первых — исходи из возможностей ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.
Во-вторых, темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
В-третьих, младший школьный возраст - это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования, учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации.
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников требует грамотного научно обоснованного подхода и решения учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.
Проектная деятельность содержит:
• анализ проблемы;
• постановку цели;
• выбор средств ее достижения;
• поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;
• оценку полученных результатов и выводов.
Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
• дифференцированный и личностно ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Проектно-исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта:
• создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;
• знакомит с основополагающими принципами научного исследования;
• определяет проблемное поле исследования;
• помогает корректировать и конкретизировать тему;
• совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;
• знакомит с методами исследования;
• помогает определить круг изучаемых источников;
• знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой, интернетом;
• совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы;
• помогает решить спорные вопросы при написании текста;
• совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;
• помогает определить направления дальнейших исследований.
Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.
Таким образом, проектно-исследовательская работа ребёнка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Для меня главное – это способность детей принимать участие в исследовательской работе и закрепившаяся у них потребность узнавать новое. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию в сети Интернет и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученические работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно используем на уроке и во внеклассной деятельности.
И в заключение хочу отметить, что проектная деятельность обогащает не только школьников, но и педагогов, ведь совместная подготовка проектов позволяет почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/18/picture-68450.jpg)
Использование элементов коммуникативной технологии обучения в начальной школе
В современном российском обществе учитель призван сыграть главную роль в формировании инновационного потенциала государства. Решить эту важнейшую государственную задачу сможет только творчески р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-97903-1376746714.jpg)
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассказывается о значении и особенностях использования проектно-исследовательской технологии в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-97903-1376746714.jpg)
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ презентация к статье
В презентации показан опыт работы по данной теме в моем классе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-344343-1385976359.jpg)
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-839269-1477759977.jpg)
Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"
Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается важность использования проектно - исследовательской деятельности в начальной школе. Раскрываются особенности её организации на примере предмета &l...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-869397-1482339985.jpg)
Доклад «Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания младших школьников»
Обобщение опыта работы...