Рабочая программа по ОДОД "Путешествие в мир чисел" 1-2 класс
рабочая программа (1, 2 класс) на тему

Солдатова Светлана Викторовна

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, с учетом воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odod_putesh._v_mir_chisel_1_god.docx60.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 293

Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Педагогическим советом ГБОУ гимназии № 293

протокол № _____                                                      

Решение от ______________    

УТВЕРЖДЕНО

приказом № _____ от __________

Директор гимназии__________ Баева И.Г.

                                                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЧИСЕЛ»

Год обучения  первый

Номер группы (номера групп)

Возраст учащихся:  7-8 лет

                                

Составитель:                                              педагог дополнительного образования

Солдатова Светлана Викторовна

                                                                 Санкт-Петербург

2015-2016  учебный год


Пояснительная записка

     Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

       Реализация задачи кружка «Путешествие в мир чисел» - это воспитание любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится  дополнительной общеобразовательной программой. В этом может помочь кружок «Путешествие в мир чисел», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
   
    Содержание кружка «Путешествие в мир чисел» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
рассуждать, доказывать, творчеству. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка,  основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет  успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Принципы программы

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

                                       Общая характеристика кружка 
    Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

     В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность
научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить
выход-ответ.
    Кружок «Путешествие в мир чисел» учитывает возрастные особенности младших
школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности
учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в кружок включены
подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров»
деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по
классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных
на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться,
обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать
принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу,
работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма-
тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между
командами.


Место кружка в учебном плане


    Программа рассчитана на 2 года обучения, 144 часов  в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительность одного занятия 35-  40 мин. Содержание кружка отвечает требованию к организации дополнительного образования: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Цели и задачи  содержания первого курса дополнительного образования

Цель:  развитие логического мышления младших школьников, умения анализировать текст, строить простейшие логические выражения, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, способствовать формированию УУД..

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • учить  применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Особенности контингента учащихся

        Контингент учащихся данной группы детского объединения разноуровневый, но их объединяет любовь к математике и желание узнать и научиться новому, что соответствует желаниям родителей данных детей. Учащиеся отличаются скоростью работы и скоростью восприятия информации. Есть среди учащихся обладающие творческими способностями, поэтому используются элементы творческих заданий по желанию.

Режим занятий и количество детей в группе

     Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий 35 -40 минут. В группе   15 обучающихся.

Предполагаемые результаты

 Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
  • научиться легко решать  занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
  • решать логические упражнения;
  • участвовать  в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
  • Воспитанники должны уметь общаться с людьми;
  • вести исследовательские записи,
  • систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
  • уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу

Личностные,   метапредметные   и   предметные

результаты   изучения   курса.

Личностными   результатами  изучения  данного   кружка  являются:

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать  правила   игры.  
  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться  в   групповую   работу.  
  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
  • пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность, творческие работы
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Содержание программы и ожидаемые результаты освоения учащимися универсальных действий

Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних
гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и
др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья
сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не
собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения»; игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на
одной стороне — задание, на другой — ответ;
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре
по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

Игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской
бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».


Универсальные учебные действия


— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Мир занимательных задач


Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов
(алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел
(величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств
моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


Универсальные учебные действия


— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи;
— конструировать несложные задачи.


Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка)
и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну
и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки,
спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей.
Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


Универсальные учебные действия


—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии
с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток; осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Календарно-тематический план

рабочей программы математического кружка «Путешествие в мир чисел»

для группы № 1, 2

первого года обучения

№ п/п

Дата занятия

Раздел/тема занятия*

Количество часов

Примечание

1.

Вводное занятие с родителями. «Что такое математика». Математика – это решение нестандартных задач. Игра интересно, «Муха»:«муха»  перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

2

Танграм: древняя китайская головоломка.
Составление картинки с заданным раз-биением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

2

3

Путешествие точки. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов»  по алгоритму. Проверка работы.
Построение собственного рисунка и
описание его «шагов».

2

4

Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

2

5

Танграм: древняя китайская головоломка.
Составление картинки с заданным раз-биением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
 Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

2

6

Волшебная линейка.
Шкала линейки. Сведения из истории
математики: история возникновения
линейки.

2

7

Праздник числа 10   «Сколько деревьев вокруг»
Игры «Задумай число», «Отгадай
задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта

2

8

Конструирование  многоугольников.

Составление многоугольников с

заданным разбиением на части; с

из деталей танграма с частично задан-ным разбиением на части; без заданного разбиения.Составление много-угольников, представленных в умень-шенном масштабе. Проверка выпол-ненной  работы.

2

9

Игра-соревнование «Веселый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице

2

10

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних

гранях выпавших кубиков (у каждого

два кубика). Взаимный контроль.

2

11

ЛЕГО-конструкторы. Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки пособственному замыслу.

2

12

ЛЕГО-конструкторы. Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки пособственному замыслу.

2

13

Весёлая геометрия. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

2

14

Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10»

2

15

«Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

2

16

«Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

2

17

«Все для мамочки своей» Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными.Задачи, допускающие несколько способов решения.

2

18

Занятие  с  родителями Математические игры. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

2

19

Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

2

20

Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

2

21

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

2

22-23

Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности:«Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

2

24

Уголки. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

2

25

Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20.

2

26

Конструирование фигур из деталей

танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

2

27

Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго –числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.Взаимный контроль.

2

28

Математическое путешествие.

Сложение и

вычитание в пределах 20.

Вычисления в группах.

2

29

Математические игры. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

2

30

Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи

2

31

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

2

32

Крестики-нолики. Игра «Крестики-нолики» и

конструктор «Танграм». Игры

«Волшебная палочка», «Лучший

лодочник» (сложение, вычитание в

пределах 20).

2

33

Математические игры. Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: « Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд).

2

34

Занятие  с родителями «Новогодний сюрприз». Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100». «Вычитание в пределах 100».

2

35

«Истина». «Ложь». Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.

2

36

Знакомство с таблицей. Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач.

2

37

Построение истинных высказываний.  Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру

2

38

Работа с схематической моделью. Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.

2

39

Решение логических задач табличным способом.Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.

2

40

Работа с ложными высказываниями. Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний.

2

41

 «Этот день мы помнить будем»                           Отрицание высказывания. Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

2

42

Моделирование как способ решения логических задач. Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать  умозаключения на основе построения отрицания высказываний

2

43

Установление истинности/ложности высказываний. Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию

2

44

Решение логических задач методом исключения. Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний.

2

45

Работа с текстовой и графической информацией. Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.

2

46-47

Построение цепочки умозаключений. Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом.

2

48

Выдвижение гипотез. Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и  оценки всевозможных гипотез.

2

49-50

«А, ну-ка, мальчики»     Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач.

4

51-52

Построение цепочки рассуждений. Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

4

53

Прятки с фигурами. Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: « Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)

2

54

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование многоугольников

из заданных элементов. Танграм.

Составление картинок без разбиения на части и представленной в уменьшенном

масштабе

2

55

«Шаг в будущее». Конструкторы: «Спички», «Полимино». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?

2

56

«А, ну-ка, девочки»        Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач.

2

57

Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

2

58

Путешествие точки. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

2

59

Математическое  путешествие. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает14; второй –прибавляет 18, третий –вычитает -16, а четвёртый –прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.1 раунд: 34-14=20 20+18=38

2

60

«Часы нас будят по утрам...» Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы»

2

61

Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

2

62-63

В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математических газет (работа в группах).

4

64

  «Космос и мы»  Тайны окружности. Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу)

2

65

Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

2

66

Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня.

2

67

«Победа будет за нами»  Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач.

2

68

«Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и 100рия и др.

2

69

Интеллектуальная разминка. математические головоломки, занимательные задачки.

2

70

Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

2

72

Занятие с родителями. Математический КВН

2

Всего часов:

144


                               

                                       План учебно-воспитательной работы объединения

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

1

«Сколько деревьев вокруг»

21.09-25.09

Пришкольная территория

2

«Все для мамочки своей»

23.11-27.11

кабинет

3

«Новогодний сюрприз»

21.12-25.12

Кабинет, рекреация гимназии

4

«Этот день мы помнить будем»

28.01

кабинет

5

«А, ну-ка, мальчики»

22.02

кабинет

6

«А, ну-ка, девочки»

7.03

кабинет

7

«Космос и мы»

11.04

кабинет

8

«Победа будет за нами»

6.05

кабинет

9

Математический КВН

23.05

кабинет

План работы с родителями

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

1

Родительское собрание

31.09

кабинет

2

Вводное занятие с детьми. «Что такое математика».

4.09

кабинет

3

Занятие  с  детьми Математические игры.

30.10

кабинет

4

Занятие  с родителями «Новогодний сюрприз».

25.12

кабинет

5

Родительское собрание

16.02

кабинет

7

Индивидуальные консультации

кабинет

6

Занятие с детьми. Математический КВН

кабинет

Список используемой литературы

  • Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  • Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б.  Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.-  №6.- С.30-35.
  • Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2014.
  • Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  • Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012
  • Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2009
  • Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2008
  • Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2011

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

          Технические средства обучения:

  • классная  магнитная доска;
  • ноутбук;
  • экран
  • мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...