Рабочая программа по ОДОД "Путешествие в мир чисел" 1-2 класс
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, с учетом воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odod_putesh._v_mir_chisel_1_god.docx | 60.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 293
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ гимназии № 293 протокол № _____ Решение от ______________ | УТВЕРЖДЕНО приказом № _____ от __________ Директор гимназии__________ Баева И.Г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЧИСЕЛ»
Год обучения первый
Номер группы (номера групп)
Возраст учащихся: 7-8 лет
Составитель: педагог дополнительного образования
Солдатова Светлана Викторовна
Санкт-Петербург
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Реализация задачи кружка «Путешествие в мир чисел» - это воспитание любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится дополнительной общеобразовательной программой. В этом может помочь кружок «Путешествие в мир чисел», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Содержание кружка «Путешествие в мир чисел» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
рассуждать, доказывать, творчеству. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Принципы программы
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Общая характеристика кружка
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность
научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить
выход-ответ.
Кружок «Путешествие в мир чисел» учитывает возрастные особенности младших
школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности
учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в кружок включены
подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров»
деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по
классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных
на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться,
обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать
принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу,
работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма-
тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между
командами.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года обучения, 144 часов в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительность одного занятия 35- 40 мин. Содержание кружка отвечает требованию к организации дополнительного образования: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Цели и задачи содержания первого курса дополнительного образования
Цель: развитие логического мышления младших школьников, умения анализировать текст, строить простейшие логические выражения, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, способствовать формированию УУД..
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- учить применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Особенности контингента учащихся
Контингент учащихся данной группы детского объединения разноуровневый, но их объединяет любовь к математике и желание узнать и научиться новому, что соответствует желаниям родителей данных детей. Учащиеся отличаются скоростью работы и скоростью восприятия информации. Есть среди учащихся обладающие творческими способностями, поэтому используются элементы творческих заданий по желанию.
Режим занятий и количество детей в группе
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий 35 -40 минут. В группе 15 обучающихся.
Предполагаемые результаты
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
- участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
- Воспитанники должны уметь общаться с людьми;
- вести исследовательские записи,
- систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
- уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу
Личностные, метапредметные и предметные
результаты изучения курса.
Личностными результатами изучения данного кружка являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
- пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность, творческие работы
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Содержание программы и ожидаемые результаты освоения учащимися универсальных действий
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних
гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и
др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья
сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не
собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения»; игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на
одной стороне — задание, на другой — ответ;
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре
по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
Игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской
бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов
(алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел
(величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств
моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка)
и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну
и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки,
спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей.
Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии
с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток; осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Календарно-тематический план
рабочей программы математического кружка «Путешествие в мир чисел»
для группы № 1, 2
первого года обучения
№ п/п | Дата занятия | Раздел/тема занятия* | Количество часов | Примечание |
1. | Вводное занятие с родителями. «Что такое математика». Математика – это решение нестандартных задач. Игра интересно, «Муха»:«муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). | 2 | ||
2 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 2 | ||
3 | Путешествие точки. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» по алгоритму. Проверка работы. | 2 | ||
4 | Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 2 | ||
5 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 2 | ||
6 | Волшебная линейка. | 2 | ||
7 | Праздник числа 10 «Сколько деревьев вокруг» | 2 | ||
8 | Конструирование многоугольников. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с из деталей танграма с частично задан-ным разбиением на части; без заданного разбиения.Составление много-угольников, представленных в умень-шенном масштабе. Проверка выпол-ненной работы. | 2 | ||
9 | Игра-соревнование «Веселый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице | 2 | ||
10 | Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 2 | ||
11 | ЛЕГО-конструкторы. Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки пособственному замыслу. | 2 | ||
12 | ЛЕГО-конструкторы. Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки пособственному замыслу. | 2 | ||
13 | Весёлая геометрия. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 2 | ||
14 | Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10» | 2 | ||
15 | «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | 2 | ||
16 | «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | 2 | ||
17 | «Все для мамочки своей» Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными.Задачи, допускающие несколько способов решения. | 2 | ||
18 | Занятие с родителями Математические игры. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | 2 | ||
19 | Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». | 2 | ||
20 | Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». | 2 | ||
21 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 2 | ||
22-23 | Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности:«Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». | 2 | ||
24 | Уголки. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | 2 | ||
25 | Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20. | 2 | ||
26 | Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 2 | ||
27 | Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго –числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.Взаимный контроль. | 2 | ||
28 | Математическое путешествие. Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. | 2 | ||
29 | Математические игры. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | 2 | ||
30 | Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи | 2 | ||
31 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | 2 | ||
32 | Крестики-нолики. Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). | 2 | ||
33 | Математические игры. Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: « Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд). | 2 | ||
34 | Занятие с родителями «Новогодний сюрприз». Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100». «Вычитание в пределах 100». | 2 | ||
35 | «Истина». «Ложь». Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве. | 2 | ||
36 | Знакомство с таблицей. Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач. | 2 | ||
37 | Построение истинных высказываний. Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру | 2 | ||
38 | Работа с схематической моделью. Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки. | 2 | ||
39 | Решение логических задач табличным способом.Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям. | 2 | ||
40 | Работа с ложными высказываниями. Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний. | 2 | ||
41 | «Этот день мы помнить будем» Отрицание высказывания. Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. | 2 | ||
42 | Моделирование как способ решения логических задач. Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний | 2 | ||
43 | Установление истинности/ложности высказываний. Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию | 2 | ||
44 | Решение логических задач методом исключения. Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний. | 2 | ||
45 | Работа с текстовой и графической информацией. Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний. | 2 | ||
46-47 | Построение цепочки умозаключений. Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом. | 2 | ||
48 | Выдвижение гипотез. Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. | 2 | ||
49-50 | «А, ну-ка, мальчики» Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач. | 4 | ||
51-52 | Построение цепочки рассуждений. Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | 4 | ||
53 | Прятки с фигурами. Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: « Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд) | 2 | ||
54 | Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинок без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе | 2 | ||
55 | «Шаг в будущее». Конструкторы: «Спички», «Полимино». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше? | 2 | ||
56 | «А, ну-ка, девочки» Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач. | 2 | ||
57 | Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 2 | ||
58 | Путешествие точки. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | 2 | ||
59 | Математическое путешествие. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает14; второй –прибавляет 18, третий –вычитает -16, а четвёртый –прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.1 раунд: 34-14=20 20+18=38 | 2 | ||
60 | «Часы нас будят по утрам...» Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» | 2 | ||
61 | Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | 2 | ||
62-63 | В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математических газет (работа в группах). | 4 | ||
64 | «Космос и мы» Тайны окружности. Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу) | 2 | ||
65 | Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | 2 | ||
66 | Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня. | 2 | ||
67 | «Победа будет за нами» Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач. | 2 | ||
68 | «Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и 100рия и др. | 2 | ||
69 | Интеллектуальная разминка. математические головоломки, занимательные задачки. | 2 | ||
70 | Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 2 | ||
72 | Занятие с родителями. Математический КВН | 2 | ||
Всего часов: | 144 |
План учебно-воспитательной работы объединения
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки | Место проведения | Примечание |
1 | «Сколько деревьев вокруг» | 21.09-25.09 | Пришкольная территория | ||
2 | «Все для мамочки своей» | 23.11-27.11 | кабинет | ||
3 | «Новогодний сюрприз» | 21.12-25.12 | Кабинет, рекреация гимназии | ||
4 | «Этот день мы помнить будем» | 28.01 | кабинет | ||
5 | «А, ну-ка, мальчики» | 22.02 | кабинет | ||
6 | «А, ну-ка, девочки» | 7.03 | кабинет | ||
7 | «Космос и мы» | 11.04 | кабинет | ||
8 | «Победа будет за нами» | 6.05 | кабинет | ||
9 | Математический КВН | 23.05 | кабинет |
План работы с родителями
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки | Место проведения | Примечание |
1 | Родительское собрание | 31.09 | кабинет | ||
2 | Вводное занятие с детьми. «Что такое математика». | 4.09 | кабинет | ||
3 | Занятие с детьми Математические игры. | 30.10 | кабинет | ||
4 | Занятие с родителями «Новогодний сюрприз». | 25.12 | кабинет | ||
5 | Родительское собрание | 16.02 | кабинет | ||
7 | Индивидуальные консультации | кабинет | |||
6 | Занятие с детьми. Математический КВН | кабинет |
Список используемой литературы
- Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.- №6.- С.30-35.
- Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2014.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2009
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2008
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2011
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
- классная магнитная доска;
- ноутбук;
- экран
- мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...