Методическая разработка по теме "Добро и зло".
методическая разработка (4 класс) на тему
Целью данной работы является формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое, а также, воспитание стремления совершать добрые поступки, избегать зла; развитие умений учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;дать понятие слов «добро», «зло».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dobro_i_zlo.docx | 263.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по теме: «Добро и зло»
Цель: формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое
Задачи:
- воспитание стремления совершать добрые поступки, избегать зла;
- развитие умений учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- дать понятие слов «добро», «зло».
Оборудование.
Презентация к уроку «Добро и зло».
Учебник «Основы светской этики».
Печатный раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Добрый день!
Работа с притчей о добре и зле. Послушайте притчу. Чтение подготовленными детьми по ролям.
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет...
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»
- Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)
- Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)
- О чем эта притча? (О добре и зле)
- Чему она учит? (Не совершать зла)
- Прочитаем эпиграф к уроку, вставив подходящие по смыслу слова. Они и будут темой нашего урока. Слайд
Эпиграф: «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла» (Л.Н.Толстой)
Выделенные слова дети дополняют.
- Актуализация знаний. Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (подготовленный ученик)
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
- Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?
- Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.
- На доске записываются ответы детей:
Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружие сильных – доброта
Беседа.
-Понятны ли вам эти слова? Что бы вы хотели узнать на уроке?
- Обратимся к рубрике учебника «Вы узнаете» с. 4.
- Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?
- Где основа добра и зла?
- Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен? Попробуем разобраться.
4. Открытие новых знаний. Работа с учебником. ( в группах) Слайд.
Самостоятельное чтение статьи.
Работа по группам:
1-ая гр. – понятие добра;
2-ая гр. – понятие зла.
Каждая группа готовит сообщение по памяткам:
1-ая группа.
Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»?
Что такое добро?
Как должен делать человек добрые поступки?
2-ая группа.
Нужно ли знать человеку, что такое зло?
Что такое зло?
Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?
Выступления учащихся.
-Что нового узнали о добре и зле?
-Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?
Работа со словарем.
-А теперь послушаем научное понятие терминов «добро», «зло».
Работа со словарём Ожегова. Слайд
5. Физкультминутка.
6.Самостоятельная работа. Тест (в парах)
Проверка. Слайд
С тестом вы справились. Молодцы!
7. Включение новых знаний в систему.
Как вы думаете, чего больше в мире: добра или зла?
А теперь подумаем, можно ли победить зло. Ваше мнение.
На доске тучки. Прочитайте, что на них написано. (зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Назовите эти слова одним словом (ЗЛО)
- Чтобы победить зло, надо на солнышках написать доброе дело, которое вы совершили, и закрыть тучки.
- Так как же можно победить зло?
8. Рефлексия Работа в парах. Составление синквейна о добре и зле.
Подведение итогов. Улыбнитесь друг другу. Давайте спешить делать добро! Слайд
Слайд 2.
Доброта | |
О | человеколюбие |
Л | великодушее |
Е | милосердие |
Р | терпимость |
А | понимание |
Н | уважение |
Т | сочувствие |
Н | сострадание |
О | отзывчивость |
С | сердечность |
Т | щедрость |
Ь | вежливость |
9. Домашнее задание. (по выбору) Слайд
- Придумать сказку о добре и зле.
- Нарисовать добро и зло.
- Подобрать пословицы о добре и зле, подготовив задание для товарища «собери пословицу»
Приложение
- Притча о добре и зле
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет...
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»
- Стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро»
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
3. Тест – тренажер к уроку №5 по теме «Добро и зло»
1.Вставьте пропущенные слова:
……………. – образец поступков людей и отношений между ними.
……………. – противоположность добра, то, что стремится устранить и исправить мораль.
2.Как творят добрые дела
- Бескорыстно и сознательно
- В надежде на вознаграждение
- В надежде на похвалу
- Чтобы избежать наказания
3.Что считается добрым поступком
- Опоздать на неинтересную встречу
- Дать списать домашнее задание
- Забыть о неприятной просьбе
- Помочь соседу по парте разобрать задачу
4. Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»
- Взаимовыручка
- Насилие
- Обман
- Унижение
- Помощь
- Ограничение свободы другого человека
- Борьба за свободу
5.Что является последствием злых дел
- Дружба
- Радость
- Вражда
- Мирное сосуществование
6. Знания о добре зле помогают людям
- Дружить
- Проявлять заботу о близких
- Жить в мире
- Все ответы верны
4.Задания в памятках:
1-ая группа
Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»?
Что такое добро?
Как должен делать человек добрые поступки?
2-ая группа.
Нужно ли знать человеку, что такое зло?
Что такое зло?
Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?
5.Тучка. солнышки.
Слова на тучках: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь.
У каждого уч-ся солнышко.
Тема: «Добро и зло»
- Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.
Зло | |
- Записать слова противоположные по значению.
- Грубость – нежность
- Жадность – щедрость
- Зависть – доброжелательность
- Жестокость - сочувствие
- Дерзость – внимательность
- Обман – доверие
- Сплетни – правдивость
- Ненависть – любовь
- Унижение – уважение
- Злость – доброта
- Записать добродетельные качества, которыми обладают падчерицы из сказок «Морозко», «Золушка» и «12 месяцев»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Какими качествами обладали главные герои:
Снежная королева___________________________________________
Кай______________________________________________________
Герда_____________________________________________________
Маленькая разбойница_______________________________________
- Допишите:
Человека называют добрым когда__________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
О человеке говорят, что он злой, когда______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
- Продолжи ряд словосочетаний, где встречается слово «добро»:
Пример: Добро пожаловать и т.д.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.
- Добрые дела, …(дороже денег)
- Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)
- Добро не лихо - … (бродит тихо)
- Доброе дело … (два века живёт)
- Доброе слово лучше … (мягкого пирога)
- Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)
8. Разгадав кроссворд, ты прочитаешь основное качество личности нравственного человека.
1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)
2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)
3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)
4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)
5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)
7. Заботливое отношение к людям? (внимание)
9. Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов.
Д – дружба
О – отзывчивость
Б – бескорыстие
Р – радость
О – обаяние
З – зависть
Л – лесть
О – обида
10. Порассуждай. Закончи рассказ.
…..Строители уехали, оставив после себя глину, канавы, горы песка. Дети из детского сада вышли гулять. Им гулять было негде. Мы ……..
Тема: «Добро и зло»
- Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.
Добро | Зло |
- Записать слова противоположные по значению.
- Грубость –
- Жадность –
- Зависть –
- Жестокость -
- Дерзость –
- Обман –
- Сплетни –
- Ненависть –
- Унижение –
- Злость –
- Записать добродетельные качества, которыми обладают падчерицы из сказок «Морозко», «Золушка» и «12 месяцев»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Какими качествами обладали главные герои:
Снежная королева___________________________________________
Кай______________________________________________________
Герда_____________________________________________________
Маленькая разбойница_______________________________________
- Допишите:
Человека называют добрым когда__________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
О человеке говорят, что он злой, когда______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
- Продолжи ряд словосочетаний, где встречается слово «добро»:
Пример: Добро пожаловать и т.д.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.
- Добрые дела, …
- Изменить мир не так уж сложно, …
- Добро не лихо - …
- Доброе дело …
- Доброе слово лучше …
- Доброму человеку и …
8. Составьте и разгадайте кроссворд, ты прочитаешь основное качество личности нравственного человека.
1.Она может быть настоящей и мнимой?
2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды?
3. Это чувство необходимо каждому человеку?
4. Между друзьями должно быть взаимное …….?
5.Столкновение противоположных интересов?
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку?
7. Заботливое отношение к людям?
9. Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов.
Д – дружба
О – отзывчивость
Б – бескорыстие
Р – радость
О – обаяние
З – зависть
Л – лесть
О – обида
10. Порассуждай. Закончи рассказ.
…..Строители уехали, оставив после себя глину, канавы, горы песка. Дети из детского сада вышли гулять. Им гулять было негде. Мы ……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...