Формирование устойчивой мотивации у младших школьников.
статья (2 класс) на тему
Данная статья знакомит с формами и методами формирования устойчивой мотивации у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ustoychivoy_motivatsii_u_mladshih_shkolnikov.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование устойчивой мотивации у младших школьников.
Сентиментальная прогулка внутрь.
Ученик, как на плаху,
выходит к доске.
Две шпаргалки запрятаны
в левом носке.
Отчужденность в глазах –
глубже спрятать свечу.
(Я идти не хочу, не хочу,
не хочу,
Ведь меня не зовут, чтоб –
любить, чтоб лечить,
А зовут – уличить, уличить,
уличить!)…
Сергей Краснянский.
Как же мне, как педагогу, сделать так, чтобы «не хочу» ученика превратилось в «Хочу! Могу! Буду! У меня получилось!»
А ведь это целый спектр представления успеха, который, главным образом, зависит от формирования мотивации у каждого ребенка.
Нужно, чтобы формирование мотивации происходило на основе четко поставленной цели.
По определению А.Н.Леонтьева, цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Но важен мотив - побуждение к достижению цели.
Принято различать две большие группы учебных мотивов:
познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения)
социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).
Только целостный подход может обеспечить успех формирования устойчивой мотивации.
При выборе форм и методов удержания мотивации, необходимо помнить, что содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова структура учебной деятельности, зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.
Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалась устойчивость мотивов, нужно учебную деятельность строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап.
Здесь необходимо воспользоваться приемами, придающими эмоциональность урока:
- «Эмоциональные поглаживания»: обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на ласковый тон, на ободряющие прикосновения, акцент на позитивное построение фраз (Мы сделаем это..., У нас получится… и т. д.).
- Другим приемом становится необычное начало урока. В одних случаях – это выстраивание ассоциативного ряда, в других – отсроченная отгадка или фантастическая добавка, когда предлагается рассмотреть ситуацию с необычной точки зрения.
- Кроме того, на этапе побуждения используются скороговорки, поговорки, вызывающие улыбку и смех.
Операционально-познавательный этап.
Практикой доказано, что одним, даже эмоционально привлекательным, воздействием педагога трудно удержать интерес учащихся. Поэтому, я стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, действительным сотрудником учителя, участником учебного процесса.
Активизация учебно – познавательной деятельности осуществляется с помощью:
- исследований
- познавательных вопросов
- игровых моментов
- использование ТСО, компьютерных программ;
- прием «Лови ошибку»;
- прием «Ловушка».
- занимательных задач;
- творческих заданий;
- развивающих упражнений;
Рефлексивно-оценочный этап.
Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Здесь, на мой взгляд, важно главное: оценивать не самого ученика, а только его деятельность, высказывать претензии не к нему, а к его отношению к людям, учебе, деятельности. Ребенок должен быть вне критики, вне похвалы. Критикуются и отмечаются его поступки.
Важно научить школьников осознанно относиться к продуктам своего учебного труда, чтобы достижение одного урока становилось стимулом для работы на следующих занятиях.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Успех зависит от своевременного чередования и применения на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации. Что укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Создавая условия для успешного формирования устойчивой мотивации, каждый педагог ищет свои приемы и средства.
На мой взгляд, основа успеха также лежит в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества между учителем и учениками. Это парная работа и работа в группах.
Таким образом, организация учебной деятельности младшего школьника на уроке, с одной стороны, создает благоприятные условия для усвоения знаний, а с другой - для формирования учебно-познавательных мотивов и реализации широких социальных мотивов (мотивов самосовершенствования), которые как понимаемые занимают большое место в мотивации младшего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации у младших школьников.
Три основные направления по формированию учебной мотивации...
Педагогические условия формирования учебной мотивации у младшего школьника при безотметочной системе обучения
Прaктикa нaчaльнoгo oбрaзoвaния пoкaзывaeт, чтo в прoцecce oбyчeния млaдших шкoльникoв нaблюдaeтcя нaрyшeниe cooтнoшeния coбcтвeннoй yчeбнo-пoзнaвaтeльнoй aктивнocти yчeникa и энeргичнoгo вoздeйcтвия ...
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Формирование положительной мотивации у младших школьников.
Как повысить положительную мотивацию у младших школьников....
«Детская мультипликация, как средство формирования учебной мотивации у младших школьников»
Примерная форма работы детской киностудии и её влияние на учебный процесс...
Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков
Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Ф...
Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"
Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала, организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....