Формирование устойчивой мотивации у младших школьников.
статья (2 класс) на тему

Данная статья знакомит с формами и методами формирования  устойчивой мотивации у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование устойчивой мотивации у младших школьников.

Сентиментальная прогулка внутрь.                                                      

            Ученик, как на плаху,

                выходит к доске.

           Две шпаргалки запрятаны

                           в левом носке.

Отчужденность в глазах –

глубже спрятать свечу.

(Я идти не хочу, не хочу,

                       не хочу,

Ведь меня не зовут, чтоб –

любить, чтоб лечить,

А зовут – уличить, уличить,

                              уличить!)…

Сергей Краснянский.      

      Как же мне, как педагогу, сделать так, чтобы «не хочу» ученика превратилось  в  «Хочу! Могу! Буду! У меня получилось!»

    А ведь это целый спектр представления успеха, который, главным образом, зависит от формирования мотивации у каждого ребенка.

    Нужно, чтобы формирование мотивации происходило на основе четко поставленной цели.

     По определению А.Н.Леонтьева, цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Но важен мотив - побуждение к достижению цели.

    Принято различать две большие группы учебных мотивов:

 познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения)

 социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

      Только целостный подход может обеспечить успех формирования устойчивой мотивации.                            

     При выборе форм и методов удержания мотивации, необходимо помнить, что содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова структура учебной деятельности, зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.

      Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалась устойчивость мотивов, нужно учебную деятельность строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

                                      Мотивационный этап.

           Здесь необходимо воспользоваться приемами, придающими эмоциональность урока:

  • «Эмоциональные поглаживания»: обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на ласковый тон, на ободряющие прикосновения, акцент на позитивное построение фраз (Мы сделаем это..., У нас получится… и т. д.).
  • Другим приемом становится необычное начало урока. В одних случаях – это выстраивание ассоциативного ряда, в других – отсроченная отгадка или фантастическая добавка, когда предлагается рассмотреть ситуацию с необычной точки зрения.
  • Кроме того, на этапе побуждения используются скороговорки, поговорки, вызывающие улыбку и смех.

Операционально-познавательный этап.

        Практикой доказано, что одним, даже эмоционально привлекательным, воздействием педагога трудно удержать интерес учащихся. Поэтому, я стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, действительным сотрудником учителя, участником учебного процесса.

    Активизация учебно – познавательной деятельности осуществляется с помощью:

  • исследований                    
  •  познавательных вопросов                        
  • игровых моментов
  • использование ТСО, компьютерных программ;
  •  прием «Лови ошибку»;
  • прием «Ловушка».
  • занимательных задач;
  • творческих заданий;
  • развивающих упражнений;

Рефлексивно-оценочный этап.

     Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Здесь, на мой взгляд, важно главное: оценивать не самого ученика, а только его деятельность, высказывать претензии не к нему, а к его отношению к людям, учебе, деятельности. Ребенок должен быть вне критики, вне похвалы. Критикуются и отмечаются его поступки.

Важно научить школьников осознанно относиться к продуктам своего учебного труда, чтобы достижение одного урока становилось стимулом для работы на следующих занятиях.    

      Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Успех зависит от своевременного чередования и применения на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации. Что укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Создавая условия для успешного формирования устойчивой мотивации, каждый педагог ищет свои приемы и средства.

    На мой взгляд, основа успеха также лежит в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества между учителем и учениками. Это парная работа и работа в группах.                    

 Таким образом, организация учебной деятельности младшего школьника на уроке, с одной стороны, создает благоприятные условия для усвоения знаний, а с другой - для формирования учебно-познавательных мотивов и реализации широких социальных мотивов (мотивов самосовершенствования), которые как понимаемые занимают большое место в мотивации младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации у младших школьников.

Три основные направления по формированию учебной мотивации...

Педагогические условия формирования учебной мотивации у младшего школьника при безотметочной системе обучения

Прaктикa нaчaльнoгo oбрaзoвaния пoкaзывaeт, чтo в прoцecce oбyчeния млaдших шкoльникoв нaблюдaeтcя нaрyшeниe cooтнoшeния coбcтвeннoй yчeбнo-пoзнaвaтeльнoй aктивнocти yчeникa и энeргичнoгo вoздeйcтвия ...

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Как повысить положительную мотивацию у младших школьников....

«Детская мультипликация, как средство формирования учебной мотивации у младших школьников»

Примерная форма работы детской киностудии и её влияние на учебный процесс...

Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков

Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Ф...

Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"

Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала,  организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....