Формирование положительной мотивации у младших школьников.
методическая разработка (1 класс) по теме
Как повысить положительную мотивацию у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование положительной мотивации у младших школьников. | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников
Любой учитель хорошо знает, дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только своими способностями, темпами усвоения знаний, но и работоспособностью при одной и той же нагрузке. Огромное значение в сохранении высокой работоспособности играет мотивация, интерес ребёнка к тому, что он делает. Каждый учитель знает, что заинтересовать маленького школьника самой учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то результат будет обязательно.
Если активно не формировать у детей интерес к учению так таковому, то уже к концу первого полугодия желание учиться у них резко снижается. Как известно, ребёнок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учёбе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. В своём педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д.Ушинский отметил «Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться». Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость «дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения».
Другой известный педагог, Василий Александрович Сухомлинский, утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать «школой радости». Радости познания, радости творчества, радости общения.
Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе все наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.
1.Игра как эффективный приём, активно воздействующий на формирование положительной мотивации.
Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру он познаёт мир.
В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.
Использование творческой игры в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение на уровне эмоционального сознания, что способствует развитию познавательного интереса.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.
2.Коллективные способы обучения позволяют повысить положительную мотивацию к обучению.
Коллективные учебные занятия – это организация общения в паре, группового общения, общения в парах сменного состава.
Этот вид работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторить материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлечённо, обучаются основным жизненным навыкам:
- действенное общение
- умение слушать
- умение разрешать конфликты
- умение работать сообща
- воспитание самоуважения
- укрепление дружбы в классе
3.Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.
Приёмы создания ситуаций успеха:
- преодоление страха (Ничего страшного. Бывает, что у людей не получается.)
- подбадривание ( Ты же можешь.)
- авансирование ( У тебя получится.)
- персональная исключительность (Только у тебя может получиться.)
- усиление мотивации ( Нам это нужно для ….)
- высокая оценка работы (Вот это у тебя вышло замечательно.)
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижения вперёд.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладеть знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
4. Роль отметки в мотивации младшего школьника.
Важное место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей.
Отметка выражает и оценку знаний учащихся, и общественное мнение о нём, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Большинство детей начальных классов получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
5. Поощрение как фактор повышения положительной мотивации к обучению.
Положительные эмоции сопутствуют формированию положительного отношения к обучению. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Психологи пришли к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости, вызванное наказанием.
Главный механизм поощрения – оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результат своего труда с поставленной задачей.
В поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.
Поощрение можно классифицировать по средствам выражения:
- мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове).
- словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!)
- материализованные (флажок на парте, значок «Лучший счётчик», благодарность в дневнике, красивая обложка)
Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, оттого, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.
Поощрение обязывает выполнять следующие требования:
- поощрение должно применяться в системе, объективно;
- наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрения;
- учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность;
- идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельности.
В результате успешного применения поощрения возрастает положительная мотивация к обучению, возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.
Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов, умело подобранный материал к уроку усиливают интерес учащихся к занятиям у младших школьников, укрепляют желание детей овладеть знаниями и формируют устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков
Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Ф...
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
Выступление на педагогическом совете...
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....
Формирование положительной мотивации у младших школьников.
Организация поэтапной учебной деятельности, способствующей формированию положительной мотивации у младших школьников....
Формирование положительной мотивации у младших школьников.
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социал...
Формирование положительной мотивации у младших школьников.
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться...