Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков
статья по иностранному языку (2 класс) на тему

Арсланова Зарема Насыровна

Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка.


Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Расширение и качественное изменение характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребованными в практической деятельности человека. Всё это существенно повышает статус предмета иностранный язык и мотивацию его изучения. 

Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению английского языка. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников может осуществляться путём решения следующих задач:

1.     Создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности.

2.     Система педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и поощрений.

3.     Максимально эффективное использование на уроках аудиовизуальных средств обучения, компьютерных технологий и интернет ресурсов.

4.     Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.

5.     Использование личностной индивидуализации.

6.     Разработка системы внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

7.     Привлечение родителей и учителя начальных классов к процессу изучения иностранного языка.

Для формирования положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранного языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят:

  • игровые приёмы предъявления изучаемого материала (основной и наиболее эффективный способ формирования положительной мотивации у младших школьников)


Не секрет, что 6-7 летние дети будут заниматься только тем, что им понятно, доступно, интересно и увлекательно. Игровые методики на уроках английского языка в начальной школе – основной способ формирования мотивации. При этом важно помнить, что игра на уроке проводится не ради игры, она всегда должна иметь определённую цель и результат на выходе, то есть, формировать у учеников конкретные речевые навыки (фонетические, лексические, грамматические, восприятие и понимание речи на слух, диалогическую и монологическую речь). Нужно стремиться к тому, чтобы все упражнения, используемые на уроке для отработки учебного материала, носили речевую, коммуникативную направленность. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.

  • конкурсы и олимпиады по предмету;
  • внеурочная работа по английскому языку;


Внеурочная работа по английскому языку – дополнительный источник формирования мотивации и пробуждения интереса к изучению иностранного языка. Проведение недель иностранного языка, праздников, тематических вечеров помогает выявить способности школьников, дает возможность примерить накопленные знания и умения.

  • нестандартные формы проведения уроков;


Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Существуют разнообразные формы проведения нестандартных уроков. Наиболее распространенными типами нестандартных уроков для учеников младшего школьного возраста являются уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки – ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины. Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Нестандартные формы проведения уроков повышают интерес и мотивацию учеников к учебной деятельности. 

  • использование коллективных форм учебной работы;


Формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка способствует мотивация совместной учебной деятельности. В коллективной учебной работе ребенка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером по совместной работе (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями и умениями произошло наиболее эффективно. Таким образом, мотивация совместной учебной деятельности влияет на формирование внешней мотивации к изучению иностранного языка.

  • использование компьютерных технологий


В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать мультимедийные презентации. Методическая сила мультимедиа как раз состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета. Это позволяет построить урок таким образом, чтобы добиться максимального успеха.

  • организация дифференцированного и индивидуального подхода


В индивидуальной работе с учеником следует опираться на его зону ближайшего развития. Ученику предлагаются такие задачи, которые на данном этапе он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске у него раскрываются потенциальные возможности и возрастает вера в собственные силы.

  • создание проблемных ситуаций


Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

  • создание ситуации успеха


Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение перечисленных методов и приёмов на уроках иностранного языка способствует развитию широких познавательных мотивов в младшем школьном возрасте, формирует положительную мотивацию младших школьников к изучению иностранного языка.

 


Список использованных источников:


  1. Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения / М.В. Зайцева // Первое сентября. - 2003. - № 1. – С. 2-4.

  2. Ляховицкий, М.В. Методика обучения иностранного языка в средней школе/ М.В.Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1982. – 154 с.

  3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/ А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990. – 125 с.

  4. Рогова, Г.В., Никитенко, З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников IV - VII классов \ Г.В. Рогова, З.Н.Никитенко // Иностранные языки в школе. - 1982.- № 6. – С.37.

  5. Саланович, Н.А. Мотивация учения и пути её повышения на уроке иностранного языка / Н.А. Саланович // Иностранные языки в школе. - 1987.- № 5. – С.29.

  6. Степанова, Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е.А. Степанова // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 3. – С. 15.

  7. Талызина, П.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / П.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Как повысить положительную мотивацию у младших школьников....

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Организация поэтапной учебной деятельности, способствующей формированию положительной мотивации у младших школьников....

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социал...

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться...