Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"
статья на тему
Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала, организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smelova._vystuplenie.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление. Смелова Т. Л.
Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания.
Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам. В.А.Сухомлинский считал, что чтение создаёт прочную основу для выполнения различных творческих работ, развивающих мышление ребёнка, воображение, речь, нравственные качества. И это действительно так, потому что именно чтение связанно с развитием интеллектуального потенциала, воспитанием культуры, социальной личности. Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, в свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Это приводит к низкому уровню обучаемости, в конечном результате - к низкому качеству обучения.
«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения»
Л.С. Выготский
Поэтому моя задача как учителя заключается в том, чтобы сформировать у младших школьников читательские умения: навык правильного беглого чтения, интерес к чтению, самостоятельное продуктивное чтение.
Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние годы резко сократилось время обучения чтению и письму. Ребёнок должен уже читать через 2 месяца после прихода в школу (это в лучшем случае), а это говорит о том, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даём ребёнку, вырос неимоверно. А возможности ребёнка остались теми же. Какие имел он определённые функциональные возможности, такими они и остались. Если раньше в школу приходили дети семи – восьми лет, то в последние годы в школу приходят дети шести лет.
Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса к чтению – является актуальной.
Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Поэтому для формирования навыков чтения кроме традиционных методов я выбрала нетрадиционный и интересный для детей – лепбук и именно с занимательным математическим содержанием.
Лэпбук– сравнительно новое средство обучения из Америки. "Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Информация, которая представлена в ней, обычно оформляется в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, в неё наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, и т. д., и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Почему лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в семье.
5. Это очень интересно!
Почему лэпбук с математическим содержанием?
- Во-первых, развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны: - осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; - уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; - уметь критически оценивать данную информацию; - уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Если ученик невнимательно читает условие, он не может работать с текстом задачи, не может отделить условие задачи от вопроса, не умеет критически оценить полученный результат. Поэтому мы учимся при чтении задачи выделять, подчѐркивать ключевые данные, чтобы зафиксировать в сознании информацию, а при проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса. Казалось – бы, так просто, а фактически сложно, потому, что из-за простоты мы не обращаем внимания на подобные мелочи.
- Во-вторых, ребенку должно быть интересно и понятно, зачем он изучает данный материал и может применить полученные знания.
- В-третьих, создается ситуация, в которой учащиеся приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности.
- И, наконец, в-четвертых, если ученики успешно выполняют задания математического характера не только по образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация максимально приближена к конкретной жизненной проблеме), то именно такое обучение можно считать эффективным.
Таким образом обучение математике ориентировано не только на математическое образование, в узком смысле этого слова, но и на образование с помощью математики.
Поэтому работа по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала организована на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков.
Ричард Брэнсон «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование полноценного навыка чтения младших школьников.
Статья посвящена формированию полноценного навыка чтения младших школьников: фонетические и речевые зарядки, форрмирование навыка скорочтения, осознанного и выразительного чтения....
приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть ...
Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...
Презентация по теме "Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников"
Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вним...
Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников.
Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашем...
Рациональные приёмы вычисления как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников
В статье раскрываются особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников посредством использования рациональных приёмов вычисления. Даются рекомендации по организации уроков математи...
Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников.
Развитие внимательного чтения...
Комментарии
Спасибо автору! Очень
Спасибо автору! Очень интересный материал, Татьяна Леонидовна, обязательно попробую его в практике. Думаю ,что лепбуки можно использовать в разных предметных областях.