Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

1.1. Общие положения.

Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности  (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по – настоящему  свободным и ответственным гражданином своего Отечества.

В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

Преподавание основ православной культуры в 3 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Программа «Основы православной культуры» составлена с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемой  в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Программа «Основы православной культуры» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных «Стандартом второго поколения».

Направленность программы:

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Основы православной культуры» направлена на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и духовных ценностях, составляющих основу религиозных традиций России, на понимании их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним; предполагает формирование у обучающихся целостного мировоззрения, что невозможно без опоры на духовные первоисточники, которые создавались предшествующим поколением на протяжении многих столетий.

Программа включает мероприятия, направленные на дополнение, углубление и развитие знаний о православной культуре. Рекомендуется привлекать служителей православной церкви, проводить встречи с интересными людьми; посещение Детского Епархиального Образовательного Центра (ДЕОЦ), экскурсии в музеи города; инсценированные представления; принимать участие в социальных проектах (акции добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

1.2. Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о системе нравственных и духовных ценностей православной традиции, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, уважительному отношению к ближнему, благожелательному отношению к людям других национальностей, верований и убеждений. 

1.3. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.3.1. Учебные:

  • активизация мыслительного и познавательного интереса;
  • обогащение духовного мира;
  • развитие системы гражданского и православного воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования.

1.3.2. Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • развитие нравственных чувств (сопереживания, ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры, христианских святых;
  • развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
  • развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

        

1.3.3.Воспитательные:

  • формировать эффективную работу по православному воспитанию;
  • формировать первоначальные представления об основах православной культуры;
  • формировать систему отношений и нравственного поведения младших школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
  • формировать уважительное отношение к различным духовным традициям;
  • формировать толерантность и толерантное поведение в условиях поликонфессиональности и поликультурности страны;
  • укреплять семейные связи;
  • формировать духовно – нравственные качества личности.

 1.4. Отличительные особенности данной программы.

Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире. Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным. Вводя своих учеников в мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной системы «Школа 2100».

Структура программы организована на основе принципов:

  • принцип нравственной значимости и художественности материала;
  • принцип привлекательности и доступности для детей;
  • принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач);
  • преемственности;
  • последовательности;
  • развития;
  • личностно-ценностного соответствия.

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

Прогнозируемые результаты:

  1. Дети должны усвоить:
  • Основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
  • Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
  • Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)

    2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы:

  • Быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
  • Демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
  • Осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
  • Уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;
  • Терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
  • Действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
  • Выглядеть опрятно и аккуратно;
  • Осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

К концу обучения дети должны:

  • иметь представление о разных способах отражения прекрасного (слово, краски, звуки); о храме как особом месте, посвященном Богу; о сотворении мира в трактовке Библии;
  • иметь первоначальную базу для формирования таких духовно-нравственных понятий как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;
  • иметь представление об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), знать наиболее распространенные церковные и народные традиции, связанные с этими праздниками;
  • различать «доброе» и «злое»;
  • иметь опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

        Программа рассчитана на детей 9 лет.

1.6. Срок реализации программы и режим занятий.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Основы православной культуры» предназначена для обучающихся 3 класса. Принадлежность программы к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е 40 минут в третьем классе. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, в районной библиотеке № 8,  Детском Епархиальном Образовательном Центре, ЦВО «Творчество»,  музеях города.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс – 34 учебных недели, 34 часа в год.

1.7. Формы, методы работы, технологии.

       Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

- беседы;

- встречи с интересными людьми;

- просмотр и обсуждение видеоматериала на православные темы;

- экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

- сообщения;

- посещение православных святынь;

Практические занятия:

- коллективно-творческие дела;

- творческие конкурсы;

- выставки декоративно-прикладного искусства;

- показательные выступления;

- праздники;

- викторины;

- интеллектуально-познавательные игры;

- трудовые дела;

- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

- заочные путешествия;

- акции благотворительности, милосердия;

- творческие проекты, презентации;

- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

- сюжетно-ролевые игры;

- чтение православной литературы.

1.8. Ожидаемые результаты.

     В ходе реализации программы у детей должны сформироваться следующие ценностные установки:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов).

Планируемые результаты:

Личностные УУД

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях;
  • проводить личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  •  привлечение родителей к совместной деятельности;
  • умение решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально-зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы.

Процесс реализации программы позволяет детям продемонстрировать свои успехи на школьных и классных мероприятиях, выступлениях перед родителями, встречах с представителями православной церкви, на праздниках, викторинах, конкурсах рисунков.

II. Учебно-тематический план

Основы православной культуры – 3 класс

34 учебные недели – 34 часа

Тема по программе

Всего

Теория

Практика

1

Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

1

1

2

Сотворение мира и человека.

1

1

3

Десять Заповедей Божьих.

1

1

4

Православные и государственные праздники.

1

1

5

Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы).

1

1

6

Именины и день рождения.

2

1

1

7

Мой небесный покровитель.

2

1

1

8

Храм. Внешнее и внутреннее строение храма.

3

1

2

9

Красота внутренняя и внешняя.

1

1

10

Рождественские праздники.

3

1

2

11

Рождественские колядки. Экскурсия.

3

3

12

Крещение Господне.

1

1

13

Иисус Христос – спаситель мира.

1

1

14

Чудеса Иисуса Христа.

1

1

15

Дела милосердия.

2

1

1

16

Народные традиции поста.

1

1

17

Весенние праздники и заботы.

1

1

18

Благовещение Богородицы.

1

1

19

Вербное воскресенье.

1

1

20

Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение.

2

2

21

Ученики Иисуса Христа.

1

1

22

Дорога к храму. Экскурсия.

3

3

ВСЕГО:

34

14

20

III. Содержание программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Основы православной культуры»

1. Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Познакомить учащихся с понятиями Родина, духовный мир человека, культурные традиции, определить их значение в жизни человека и историческом развитии нашей Родины. Раскрыть связь духовного мира человека и культурных традиций. Показать, как духовный мир человека и культурные традиции тесно связаны друг с другом. Формировать патриотическое отношение к нашей Родине, как к дому, в котором мы живем.

2. Сотворение мира и человека. Дать учащимся представление о происхождении мира и человека. Дети учатся понимать нравственный смысл сотворения мира Богом. В них воспитывается  доброе отношение человека к окружающему миру, как хозяина, т.е. проявляющего заботу о всех творениях Божиих, развивается чувство ответственности за все, что их окружает. На данных занятиях учащиеся знакомятся с историями Ветхого завета (Детская Библия).

3. Десять Заповедей Божьих. На данном занятии учащиеся знакомятся с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их  структурой и значениями, что способствует развитию духовно-нравственных качеств личности. Происходит формирование представлений о законах и ценностях христианской морали.

4. Православные и государственные праздники. В жизни каждой семьи большое значение имеют праздники. Семейные торжества, связанные с днями рождения членов семьи, служат скреплению семейных уз и поэтому обычно привлекают родных. Гражданские праздники собирают друзей и сотрудников членов семьи. Но самое важное значение для духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста имеют церковно-государственные праздники. Хорошо проведённый семейный праздник — прекрасный духовно-нравственный урок для ребёнка.

Практическая работа: подготовить сообщение о государственных праздниках.

5. Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы). Познакомить детей с историей осенних праздников, посвященных Пресвятой Богородице. Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры. Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору. Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.

        6.  Именины и день рождения. Дать понятие,  чем именины отличаются от дня рождения, показать разницу в их праздновании.

      Практическая работа: выполнить сувенир «Венец Ангела»

7. Мой небесный покровитель. Дать учащимся представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; познакомить с церковными понятиями: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители. На примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей христианские добродетели стремление следовать им в жизни.

Практическая работа: подготовить сообщение о своем небесном покровителе.

8. Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса, с предметами специального назначения и их названиями. Воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

Практическая работа: посещение храма во имя блаженной Матроны Московской.

9. Красота внутренняя и внешняя. Дать представление о внутреннем и внешнем мире человека и их взаимосвязи. Учить правильно понимать значение слов и сочетаний: «внешний мир», «внутренний мир человека», «духовный мир», «физический мир», «материальный мир», «красота». Воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека. Научить детей видеть красоту добрых поступков.

    10. Рождественские праздники. Сформировать представление о христианском празднике Рождество Христово. Познакомить с рассказом из Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу. Участвуя в таких мероприятиях, как выставка поделок и рисунков на рождественскую тематику, конкурсе художественной самодеятельности ребята смогут проявить свои творческие возможности.

Практическая работа: выставка поделок и рисунков; конкурс художественной самодеятельности.

11. Рождественские колядки. Экскурсия. Познакомить детей с русским народным обрядом «Колядование».

     Практическая работа: посетить музей А.Н.Толстого, обсудить увиденное и услышанное.

12. Крещение Господне. Познакомить учащихся с историей праздника, с таинством крещения. Рассказать о чуде Крещенской воды.

         13. Иисус Христос – спаситель мира. Раскрыть понятия «добродетель» и «грех», познакомить с притчей о мытаре и   фарисее, раскрыть миссию Спасителя.

14. Чудеса Иисуса Христа. Дать учащимся представление о чудесах, совершенных Иисусом Христом. Разобраться, для чего Христос творил столько чудес; обсудить, какие добрые дела могли бы совершать по примеру Спасителя друг для друга люди.

15. Дела милосердия. В совместном обсуждении раскрыть смысл понятия «милосердие» на примере притчи о добром самаритянине. Показать разницу между милосердием и жертвенностью, тщеславием, лицемерием. Формировать духовные ценности и нравственный выбор учащихся через проявление милосердия, сострадания, заботы о ближних.

Практическая работа: участие в акции милосердия «Помощь дому ребенка «Малыш».

 

16. Народные традиции поста. Познакомить учащихся понятием «пост» в христианской традиции, рассмотреть смысл  и правила Великого поста.

17. Весенние праздники и заботы. Сообщить детям об основных старинных народных весенних праздниках. Провести смысловые параллели между сутью праздников и природой, особенностями весеннего времени года.

18. Благовещение Богородицы. Познакомить учащихся с основными событиями праздника, раскрыть его смысл. Продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий, познакомить с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, с благовещенскими обычаями на Руси.

Практическая работа: выполнение поделки «Птичка» к празднику Благовещения.

19. Вербное воскресенье. Дать представление детям о православном празднике Вербное воскресение. Познакомить с традициями и обрядами, происходящими на Вербное воскресенье. Закрепить знания детей о быте русского народа. Развивать умения и навыки работы с произведениями христианского религиозного искусства, понимание их культурологического смысла.

Практическая работа: конкурс рисунков «Вербное воскресенье».

       20. Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Формировать представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника. Познакомить с историей возникновения праздника, главным символом праздника, народными поверьями, поговорками. Воспитывать уважение к народным традициям.

     Практическая работа: конкурс сочинений о праздновании Пасхи в своей семье, украшение пасхальных яиц.

21. Ученики Иисуса Христа. Познакомить учащихся с учениками Иисуса Христа, с древней легендой, как апостол Петр пришел в Рим; со святыми апостолами Петром и Андреем, совершившими духовный подвиг во имя Христа.

23. Дорога к храму. Экскурсия. Познакомить учащихся с наиболее красивыми и интересными православными храмами города , как старыми, так и новыми: Покровский кафедральный собор, Иверский монастырь, Вознесенский собор, Петропавловская церковь, Собор Св. Кирилла и Мефодия, Храм-памятник во имя Георгия Победоносца.

    Практическая работа: посетить музей, обсудить увиденное и услышанное.

IV. Обеспечение программы.

4.1. Кадровое.

Детское объединение  «Основы православной культуры» - первый год обучения (3 классы)

Педагоги:

4.2. Материально – техническое оснащение.

- классный кабинет;

- видеовоспроизводящая аппаратура;

- проектор, ноутбук;

-  интерактивная доска

4.3. Художественные материалы.

  • экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;
  • библиотечный фонд: нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, мировой художественной культуре); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого модуля; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием изучаемого модуля; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и православных, дающих целостное представление об историческом развитии православия); энциклопедическая и справочная литература по православию; художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам модуля;
  • печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, полиграфия.

V. Список литературы

  1. Учебная программа курса «Основы Православной культуры». СИПКРО Самара, 2010
  2. Ганаго Б. А. Навстречу детским сердцам. Белорусская Православная Церковь. Минск, 2008
  3. Грузкова Е.И. Русь моя. Русское эхо, 2008
  4. Даль В. И.. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва, 2007
  5. День за днём. Календарь школьника. Сост. Медведева Н.С. М.: «Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви», 2011
  6. Евангелие в пересказе для детей. Сост. Давыдова Н.В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012
  7. Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010
  8. Кириллица. Священная азбука. СИПКРО Самара, 2012
  9. Островский К., протоиерей, Вальдина Т.А. Жития святых. М.: - ЗАО «БММ», 2011
  10. Православный букварь. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007
  11. Шишкин. А. Е. Священная библейская история в русской духовной и светской словесности. Издательство СГПУ Самара, 2007
  12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (сост. В.А. Горский). – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Пояснение к календарно – тематическому планированию 3 класса

    Календарно – тематическим планированием предусмотрено проведение  50 % часов программы вне школы.

50 % занятий (17 часов) в 3 классе проводятся вне школы по следующим темам:

Тема занятия

Где проводится

Кол-во часов

1

Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Районная библиотека

1 час

2

Десять заповедей Божьих.

ДЕОЦ  (Детский Епархиальный образовательный центр)

1 час

3

Именины и день рождения. Изготовление сувенира «Венец Ангела».

ЦВО «Творчество»

1 час

4

Мой небесный покровитель.

ДЕОЦ

1 час

5

Храм. Внешнее и внутреннее строение храма.Экскурсия.

Храм во имя блаженной Матроны Московской

1 часа

6

Рождественские праздники.

ДЕОЦ

1 час

7

Рождественские колядки. Экскурсия.

Музей А.Н.Толстого

3 часа

8

Дела милосердия.

Дом ребенка «Малыш»

1 час

9

Благовещение Богородицы. Выполнение поделки «Птичка».

ЦВО «Творчество»

1 час

10

Вербное воскресенье. Конкурс рисунков.

ДЕОЦ

1 час

11

Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Украшение пасхальных яиц.

ЦВО «Творчество»

1 часа

12

Ученики Иисуса Христа

ДЕОЦ

1 час

13

Дорога к храму. Экскурсия.

Храмы города

3 часа

ИТОГО

17 часов

Календарно – тематическое планирование

«Основы православной культуры»

1 год обучения (3 класс)

№ п/п

Дата

Тема занятия

1

Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

2

Сотворение мира и человека.

3

Десять Заповедей Божьих.

4

Православные и государственные праздники.

5

Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы).

6

Именины и день рождения.

7

Именины и день рождения. Изготовление сувенира «Венец Ангела».

8

Мой небесный покровитель.

9

Презентация. Мой небесный покровитель.

10

Храм. Внешнее и внутреннее строение храма.

11

Храм. Внешнее и внутреннее строение храма.  

12

Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Экскурсия в Храм во имя блаженной Матроны Московской.

13

Красота внутренняя и внешняя.

14

Рождественские праздники.

15

Рождественские праздники. Выставка поделок и рисунков.

16

Рождественские праздники. Конкурс художественной самодеятельности.

17

Рождественские колядки. Экскурсия.

18

Рождественские колядки. Экскурсия.

19

Рождественские колядки. Экскурсия.

20

Крещение Господне.

21

Иисус Христос – спаситель мира.

22

Чудеса Иисуса Христа.

23

Дела милосердия.

24

Дела милосердия.  Акция «Поможем дому ребенка «Малыш».

25

Народные традиции поста.

26

Весенние праздники и заботы.

27

Благовещение Богородицы. Выполнение поделки «Птичка».

28

Вербное Воскресенье. Конкурс рисунков.

29

Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение.

30

Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Украшение пасхальных яиц.

31

Ученики Иисуса Христа.

32

Дорога к Храму. Экскурсия.

33

Дорога к Храму. Экскурсия.

34

Дорога к Храму. Экскурсия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...

Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура 1 год обучения.

Программа основана на УМК для 1 года обучения "Православная культура", автора Л.Л.Шевченко. Предполагается работа по программе во внеурочной деятельности с обучающимися 1-2 классов общеобразовательной...

Программа внеурочной деятельности "Православная культура"

Программа внеурочной деятельности "Православная культура" (1-4 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" для 1 класса. программа содержит календарно-тематическое планирование. Расчитана на зз часа....