Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
1.1. Общие положения.
Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по – настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Преподавание основ православной культуры в 3 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Программа «Основы православной культуры» составлена с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемой в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Программа «Основы православной культуры» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных «Стандартом второго поколения».
Направленность программы:
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Основы православной культуры» направлена на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и духовных ценностях, составляющих основу религиозных традиций России, на понимании их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним; предполагает формирование у обучающихся целостного мировоззрения, что невозможно без опоры на духовные первоисточники, которые создавались предшествующим поколением на протяжении многих столетий.
Программа включает мероприятия, направленные на дополнение, углубление и развитие знаний о православной культуре. Рекомендуется привлекать служителей православной церкви, проводить встречи с интересными людьми; посещение Детского Епархиального Образовательного Центра (ДЕОЦ), экскурсии в музеи города; инсценированные представления; принимать участие в социальных проектах (акции добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
1.2. Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о системе нравственных и духовных ценностей православной традиции, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, уважительному отношению к ближнему, благожелательному отношению к людям других национальностей, верований и убеждений.
1.3. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1.3.1. Учебные:
- активизация мыслительного и познавательного интереса;
- обогащение духовного мира;
- развитие системы гражданского и православного воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования.
1.3.2. Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- развитие нравственных чувств (сопереживания, ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры, христианских святых;
- развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
- развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
1.3.3.Воспитательные:
- формировать эффективную работу по православному воспитанию;
- формировать первоначальные представления об основах православной культуры;
- формировать систему отношений и нравственного поведения младших школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- формировать уважительное отношение к различным духовным традициям;
- формировать толерантность и толерантное поведение в условиях поликонфессиональности и поликультурности страны;
- укреплять семейные связи;
- формировать духовно – нравственные качества личности.
1.4. Отличительные особенности данной программы.
Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире. Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным. Вводя своих учеников в мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной системы «Школа 2100».
Структура программы организована на основе принципов:
- принцип нравственной значимости и художественности материала;
- принцип привлекательности и доступности для детей;
- принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач);
- преемственности;
- последовательности;
- развития;
- личностно-ценностного соответствия.
Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).
Прогнозируемые результаты:
- Дети должны усвоить:
- Основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)
2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы:
- Быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
- Демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
- Осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
- Уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;
- Терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
- Действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
- Выглядеть опрятно и аккуратно;
- Осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.
К концу обучения дети должны:
- иметь представление о разных способах отражения прекрасного (слово, краски, звуки); о храме как особом месте, посвященном Богу; о сотворении мира в трактовке Библии;
- иметь первоначальную базу для формирования таких духовно-нравственных понятий как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;
- иметь представление об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), знать наиболее распространенные церковные и народные традиции, связанные с этими праздниками;
- различать «доброе» и «злое»;
- иметь опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана на детей 9 лет.
1.6. Срок реализации программы и режим занятий.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Основы православной культуры» предназначена для обучающихся 3 класса. Принадлежность программы к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е 40 минут в третьем классе. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, в районной библиотеке № 8, Детском Епархиальном Образовательном Центре, ЦВО «Творчество», музеях города.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс – 34 учебных недели, 34 часа в год.
1.7. Формы, методы работы, технологии.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
- беседы;
- встречи с интересными людьми;
- просмотр и обсуждение видеоматериала на православные темы;
- экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
- сообщения;
- посещение православных святынь;
Практические занятия:
- коллективно-творческие дела;
- творческие конкурсы;
- выставки декоративно-прикладного искусства;
- показательные выступления;
- праздники;
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- трудовые дела;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- заочные путешествия;
- акции благотворительности, милосердия;
- творческие проекты, презентации;
- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
- сюжетно-ролевые игры;
- чтение православной литературы.
1.8. Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы у детей должны сформироваться следующие ценностные установки:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов).
Планируемые результаты:
Личностные УУД
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях;
- проводить личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- привлечение родителей к совместной деятельности;
- умение решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально-зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы.
Процесс реализации программы позволяет детям продемонстрировать свои успехи на школьных и классных мероприятиях, выступлениях перед родителями, встречах с представителями православной церкви, на праздниках, викторинах, конкурсах рисунков.
II. Учебно-тематический план
Основы православной культуры – 3 класс
34 учебные недели – 34 часа
Тема по программе | Всего | Теория | Практика | |
1 | Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. | 1 | 1 | |
2 | Сотворение мира и человека. | 1 | 1 | |
3 | Десять Заповедей Божьих. | 1 | 1 | |
4 | Православные и государственные праздники. | 1 | 1 | |
5 | Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы). | 1 | 1 | |
6 | Именины и день рождения. | 2 | 1 | 1 |
7 | Мой небесный покровитель. | 2 | 1 | 1 |
8 | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. | 3 | 1 | 2 |
9 | Красота внутренняя и внешняя. | 1 | 1 | |
10 | Рождественские праздники. | 3 | 1 | 2 |
11 | Рождественские колядки. Экскурсия. | 3 | 3 | |
12 | Крещение Господне. | 1 | 1 | |
13 | Иисус Христос – спаситель мира. | 1 | 1 | |
14 | Чудеса Иисуса Христа. | 1 | 1 | |
15 | Дела милосердия. | 2 | 1 | 1 |
16 | Народные традиции поста. | 1 | 1 | |
17 | Весенние праздники и заботы. | 1 | 1 | |
18 | Благовещение Богородицы. | 1 | 1 | |
19 | Вербное воскресенье. | 1 | 1 | |
20 | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. | 2 | 2 | |
21 | Ученики Иисуса Христа. | 1 | 1 | |
22 | Дорога к храму. Экскурсия. | 3 | 3 | |
ВСЕГО: | 34 | 14 | 20 |
III. Содержание программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Основы православной культуры»
1. Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Познакомить учащихся с понятиями Родина, духовный мир человека, культурные традиции, определить их значение в жизни человека и историческом развитии нашей Родины. Раскрыть связь духовного мира человека и культурных традиций. Показать, как духовный мир человека и культурные традиции тесно связаны друг с другом. Формировать патриотическое отношение к нашей Родине, как к дому, в котором мы живем.
2. Сотворение мира и человека. Дать учащимся представление о происхождении мира и человека. Дети учатся понимать нравственный смысл сотворения мира Богом. В них воспитывается доброе отношение человека к окружающему миру, как хозяина, т.е. проявляющего заботу о всех творениях Божиих, развивается чувство ответственности за все, что их окружает. На данных занятиях учащиеся знакомятся с историями Ветхого завета (Детская Библия).
3. Десять Заповедей Божьих. На данном занятии учащиеся знакомятся с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значениями, что способствует развитию духовно-нравственных качеств личности. Происходит формирование представлений о законах и ценностях христианской морали.
4. Православные и государственные праздники. В жизни каждой семьи большое значение имеют праздники. Семейные торжества, связанные с днями рождения членов семьи, служат скреплению семейных уз и поэтому обычно привлекают родных. Гражданские праздники собирают друзей и сотрудников членов семьи. Но самое важное значение для духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста имеют церковно-государственные праздники. Хорошо проведённый семейный праздник — прекрасный духовно-нравственный урок для ребёнка.
Практическая работа: подготовить сообщение о государственных праздниках.
5. Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы). Познакомить детей с историей осенних праздников, посвященных Пресвятой Богородице. Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры. Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору. Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.
6. Именины и день рождения. Дать понятие, чем именины отличаются от дня рождения, показать разницу в их праздновании.
Практическая работа: выполнить сувенир «Венец Ангела»
7. Мой небесный покровитель. Дать учащимся представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; познакомить с церковными понятиями: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители. На примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей христианские добродетели стремление следовать им в жизни.
Практическая работа: подготовить сообщение о своем небесном покровителе.
8. Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса, с предметами специального назначения и их названиями. Воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
Практическая работа: посещение храма во имя блаженной Матроны Московской.
9. Красота внутренняя и внешняя. Дать представление о внутреннем и внешнем мире человека и их взаимосвязи. Учить правильно понимать значение слов и сочетаний: «внешний мир», «внутренний мир человека», «духовный мир», «физический мир», «материальный мир», «красота». Воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека. Научить детей видеть красоту добрых поступков.
10. Рождественские праздники. Сформировать представление о христианском празднике Рождество Христово. Познакомить с рассказом из Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу. Участвуя в таких мероприятиях, как выставка поделок и рисунков на рождественскую тематику, конкурсе художественной самодеятельности ребята смогут проявить свои творческие возможности.
Практическая работа: выставка поделок и рисунков; конкурс художественной самодеятельности.
11. Рождественские колядки. Экскурсия. Познакомить детей с русским народным обрядом «Колядование».
Практическая работа: посетить музей А.Н.Толстого, обсудить увиденное и услышанное.
12. Крещение Господне. Познакомить учащихся с историей праздника, с таинством крещения. Рассказать о чуде Крещенской воды.
13. Иисус Христос – спаситель мира. Раскрыть понятия «добродетель» и «грех», познакомить с притчей о мытаре и фарисее, раскрыть миссию Спасителя.
14. Чудеса Иисуса Христа. Дать учащимся представление о чудесах, совершенных Иисусом Христом. Разобраться, для чего Христос творил столько чудес; обсудить, какие добрые дела могли бы совершать по примеру Спасителя друг для друга люди.
15. Дела милосердия. В совместном обсуждении раскрыть смысл понятия «милосердие» на примере притчи о добром самаритянине. Показать разницу между милосердием и жертвенностью, тщеславием, лицемерием. Формировать духовные ценности и нравственный выбор учащихся через проявление милосердия, сострадания, заботы о ближних.
Практическая работа: участие в акции милосердия «Помощь дому ребенка «Малыш».
16. Народные традиции поста. Познакомить учащихся понятием «пост» в христианской традиции, рассмотреть смысл и правила Великого поста.
17. Весенние праздники и заботы. Сообщить детям об основных старинных народных весенних праздниках. Провести смысловые параллели между сутью праздников и природой, особенностями весеннего времени года.
18. Благовещение Богородицы. Познакомить учащихся с основными событиями праздника, раскрыть его смысл. Продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий, познакомить с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, с благовещенскими обычаями на Руси.
Практическая работа: выполнение поделки «Птичка» к празднику Благовещения.
19. Вербное воскресенье. Дать представление детям о православном празднике Вербное воскресение. Познакомить с традициями и обрядами, происходящими на Вербное воскресенье. Закрепить знания детей о быте русского народа. Развивать умения и навыки работы с произведениями христианского религиозного искусства, понимание их культурологического смысла.
Практическая работа: конкурс рисунков «Вербное воскресенье».
20. Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Формировать представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника. Познакомить с историей возникновения праздника, главным символом праздника, народными поверьями, поговорками. Воспитывать уважение к народным традициям.
Практическая работа: конкурс сочинений о праздновании Пасхи в своей семье, украшение пасхальных яиц.
21. Ученики Иисуса Христа. Познакомить учащихся с учениками Иисуса Христа, с древней легендой, как апостол Петр пришел в Рим; со святыми апостолами Петром и Андреем, совершившими духовный подвиг во имя Христа.
23. Дорога к храму. Экскурсия. Познакомить учащихся с наиболее красивыми и интересными православными храмами города , как старыми, так и новыми: Покровский кафедральный собор, Иверский монастырь, Вознесенский собор, Петропавловская церковь, Собор Св. Кирилла и Мефодия, Храм-памятник во имя Георгия Победоносца.
Практическая работа: посетить музей, обсудить увиденное и услышанное.
IV. Обеспечение программы.
4.1. Кадровое.
Детское объединение «Основы православной культуры» - первый год обучения (3 классы)
Педагоги:
4.2. Материально – техническое оснащение.
- классный кабинет;
- видеовоспроизводящая аппаратура;
- проектор, ноутбук;
- интерактивная доска
4.3. Художественные материалы.
- экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;
- библиотечный фонд: нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, мировой художественной культуре); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого модуля; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием изучаемого модуля; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и православных, дающих целостное представление об историческом развитии православия); энциклопедическая и справочная литература по православию; художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам модуля;
- печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, полиграфия.
V. Список литературы
- Учебная программа курса «Основы Православной культуры». СИПКРО Самара, 2010
- Ганаго Б. А. Навстречу детским сердцам. Белорусская Православная Церковь. Минск, 2008
- Грузкова Е.И. Русь моя. Русское эхо, 2008
- Даль В. И.. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва, 2007
- День за днём. Календарь школьника. Сост. Медведева Н.С. М.: «Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви», 2011
- Евангелие в пересказе для детей. Сост. Давыдова Н.В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012
- Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010
- Кириллица. Священная азбука. СИПКРО Самара, 2012
- Островский К., протоиерей, Вальдина Т.А. Жития святых. М.: - ЗАО «БММ», 2011
- Православный букварь. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007
- Шишкин. А. Е. Священная библейская история в русской духовной и светской словесности. Издательство СГПУ Самара, 2007
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (сост. В.А. Горский). – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Пояснение к календарно – тематическому планированию 3 класса
Календарно – тематическим планированием предусмотрено проведение 50 % часов программы вне школы.
50 % занятий (17 часов) в 3 классе проводятся вне школы по следующим темам:
№ | Тема занятия | Где проводится | Кол-во часов |
1 | Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. | Районная библиотека | 1 час |
2 | Десять заповедей Божьих. | ДЕОЦ (Детский Епархиальный образовательный центр) | 1 час |
3 | Именины и день рождения. Изготовление сувенира «Венец Ангела». | ЦВО «Творчество» | 1 час |
4 | Мой небесный покровитель. | ДЕОЦ | 1 час |
5 | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма.Экскурсия. | Храм во имя блаженной Матроны Московской | 1 часа |
6 | Рождественские праздники. | ДЕОЦ | 1 час |
7 | Рождественские колядки. Экскурсия. | Музей А.Н.Толстого | 3 часа |
8 | Дела милосердия. | Дом ребенка «Малыш» | 1 час |
9 | Благовещение Богородицы. Выполнение поделки «Птичка». | ЦВО «Творчество» | 1 час |
10 | Вербное воскресенье. Конкурс рисунков. | ДЕОЦ | 1 час |
11 | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Украшение пасхальных яиц. | ЦВО «Творчество» | 1 часа |
12 | Ученики Иисуса Христа | ДЕОЦ | 1 час |
13 | Дорога к храму. Экскурсия. | Храмы города | 3 часа |
ИТОГО | 17 часов |
Календарно – тематическое планирование
«Основы православной культуры»
1 год обучения (3 класс)
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1 | Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. | |
2 | Сотворение мира и человека. | |
3 | Десять Заповедей Божьих. | |
4 | Православные и государственные праздники. | |
5 | Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы). | |
6 | Именины и день рождения. | |
7 | Именины и день рождения. Изготовление сувенира «Венец Ангела». | |
8 | Мой небесный покровитель. | |
9 | Презентация. Мой небесный покровитель. | |
10 | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. | |
11 | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. | |
12 | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Экскурсия в Храм во имя блаженной Матроны Московской. | |
13 | Красота внутренняя и внешняя. | |
14 | Рождественские праздники. | |
15 | Рождественские праздники. Выставка поделок и рисунков. | |
16 | Рождественские праздники. Конкурс художественной самодеятельности. | |
17 | Рождественские колядки. Экскурсия. | |
18 | Рождественские колядки. Экскурсия. | |
19 | Рождественские колядки. Экскурсия. | |
20 | Крещение Господне. | |
21 | Иисус Христос – спаситель мира. | |
22 | Чудеса Иисуса Христа. | |
23 | Дела милосердия. | |
24 | Дела милосердия. Акция «Поможем дому ребенка «Малыш». | |
25 | Народные традиции поста. | |
26 | Весенние праздники и заботы. | |
27 | Благовещение Богородицы. Выполнение поделки «Птичка». | |
28 | Вербное Воскресенье. Конкурс рисунков. | |
29 | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. | |
30 | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Украшение пасхальных яиц. | |
31 | Ученики Иисуса Христа. | |
32 | Дорога к Храму. Экскурсия. | |
33 | Дорога к Храму. Экскурсия. | |
34 | Дорога к Храму. Экскурсия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...
Рабочая программа по основам православной культуры 1-2 класс
рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура 1 год обучения.
Программа основана на УМК для 1 года обучения "Православная культура", автора Л.Л.Шевченко. Предполагается работа по программе во внеурочной деятельности с обучающимися 1-2 классов общеобразовательной...
Программа внеурочной деятельности "Православная культура"
Программа внеурочной деятельности "Православная культура" (1-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура"...
рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" для 1 класса. программа содержит календарно-тематическое планирование. Расчитана на зз часа....