Рабочая программа по основам православной культуры 1-2 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуры создана на основе:
- авторской программы «Основы православной культуры. Примерное содержание. Программа факультативного курса для начальной школы.1 – 4 классы». Ярославль. 2008. Ерохина Т.И., Чижова И.Н.;
- авторской программы «Основы православной культуры. Примерное содержание. Программа факультативного курса для начальной школы.3 – 4 классы». Краснодар, 2006. Еременко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г.
Причинами разработки программы послужили:
- изменение содержания программы взятой за основу, учитывая мнение и пожелание родителей;
- реализация федерального государственного образовательного стандарта в части внеурочной деятельности;
- введение регионального компонента;
- перераспределение часов на каникулярное время.
Целью программы является духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в традициях отечественной православной культуры.
Основные задачи программы:
- содействие формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей;
- создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- развитие нравственных чувств (сопереживания, ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры христианских святых;
- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
2. Тематический план программы
№ п/п | Наименование разделов/модулей, тем | Всего час. | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
Аудиторн. | Внеаудит. | Аудиторн. | Внеаудит. | Аудиторн. | Внеаудит. | Аудиторн. | Внеаудит. |
1. | Красота Божиего мира | 8 | 8 |
2. | Этика отношений в коллективе | 6 | 6 |
3. | Мир твоей души | 12 | 12 |
4. | Моя семья | 26 | 5 | 7 | 3 | 4 | 3 | 4 | Развитие творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации. Стабильная динамика позитивного изменения психологического климата в школьном коллективе |
5. | Традиции и праздники в русской культуре | 32 | 2 | 10 | 1 | 9 | 1 | 9 |
6. | Моя малая Родина | 33 | 8 | 2 | 6 | 2 | 6 |
7. | Моё Отечество | 35 | 9 | 7 | 2 | 7 | 2 |
Всего | 135 | 16 | 18 | 13 | 21 | 13 | 21 |
3. Содержание программы
1 класс
I раздел: Красота Божиего мира
Цель: формировать осознанное духовно – нравственное отношение к окружающему миру.
Умеем ли мы видеть? Люби всё живое. Мир – наш дом. Мир рукотворный и нерукотворный. Как сохранить красивым Божий мир. Мои качества. Я – личность. Воспитай себя сам. Духовные традиции.
II раздел: Этика отношений в коллективе
Цель: формировать основы культуры общения и построения межличностных отношений в коллективе.
Мой класс – мои друзья. Самолюб никому не люб. О дружбе мальчиков и девочек. Нам счастья не сулит обида чья – то. Подарок коллективу. Золотое правило уважения.
III раздел: Мир твоей души
Цель: формировать нравственный, коммуникативный и эстетический потенциал личности младшего школьника.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо». О жадности и жадных. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Разговор об уступчивости. Не стесняйтесь доброты своей. Цени доверие других. Царство сердца. Поговорим о вежливости. О лени и лентяях. В труде человек хорошеет. Делу время – потехе час. Дом, который построим мы.
IV раздел: Моя семья
1 класс
Цель: формировать положительную систему духовно – нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям.
Радость послушания. Дети и родители. Мой дом – моя семья. Чудо материнской любви. Бабушка и дедушка – источник мудрости. Я люблю, ты любишь, мы любим.
2 класс
История возникновения имён. Варианты происхождения имён. Значение имени, которое носит человек. Бережное отношение к имени. Тёзки. Русский месяцеслов, именины.
Моя фамилия. Русские фамилии и их происхождение. Варианты образования русских фамилий. Фамилия как указание родства. Однофамильцы. Кто и как продолжает фамилию семьи.
Отец, отчество. Происхождение отчества в русской культуре. Отчизна. Отечество.
Родители. Семья.
История рода. Род, родня, родные. На кого я похож?
Роль отца и роль матери в семье. Семейные обязанности в истории русской культуры. Зачем нужны обязанности? Мои обязанности в семье.
Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо.
3 класс
Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...».
Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии. Родительское благословение в современной культуре.
Добродетель послушания. Значение слова «послушание». Что значит «слушать», «слушаться»? Примеры послушания (художественная культура и культура повседневности).
Благодарность. Чувство благодарности. За что можно быть благодарным? Благодарность как дар. Я – продолжение родителей.
Моя родня. Бабушки и дедушки. Бабушки и дедушки в русских сказках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье.
Братья и сёстры. Крёстные родители. Счастье большой семьи. Семейный альбом.
Музей моей семьи: семейные реликвии. Музей и реликвия. История музеев. Роль музеев в истории культуры.
Любовь к родным людям. Забота и помощь родным. Дружная семья.
4 класс
Близкие люди. Моё окружение. Мои друзья. Кто такой друг? Что такое дружба? Поговорки и пословицы о друзьях. Дружина в русской культуре. Я учусь дружить.
Мой коллектив. Класс – школьная семья. Мой класс. История моего класса. Музей моего класса. Школьные реликвии. Классный альбом.
Духовно-нравственные качества человека. Взаимопомощь. «Как аукнется, так и откликнется». Помощь и взаимопомощь. Бескорыстие. Сострадание. Сопереживание.
Честность. Честь человека. Честность и справедливость. Честное слово. Что такое честное имя? Трудно быть честным. Чествование человека.
«У честного человека совесть чиста». Совестливость. Что такое совесть? Совесть как живое существо. О чём можно говорить с совестью? Почему «от себя не убежишь»?
Уважение и почитание старших. Кто такие «старшие» люди? Что значит «старший»? Отношение к старшим людям в истории культуры.
Внимание к человеку. Что такое внимание? Гуманизм. Что значит - любить человека? Гуманизм как чувство. Гуманизм как основа поведения.
Мой народ. Терпимость и понимание. Моя страна. Содружество народов. Народы моей страны.
Отношение к Родине. Патриотизм. Любовь к Родине и Отечеству. Память о прошлом. История Отечества. Что значит - беречь Родину?
Без истории семьи нет истории страны. Без истории рода нет истории народа.
V раздел: Традиции и праздники в русской культуре
1 класс
Коллективное творческое дело: Красота, которая нас окружает. Путешествие на остров Доброты.
2 класс
Понятие «культура». Понятие «традиции». Какие традиции существуют в русской культуре? Как меняются традиции. Понятие «праздник». Традиции как основа культуры.
Традиции в семье. Семейные праздники. День рождения. Подарки ко дню рождения. Что значит «подарок»?
Именины. Чем отличаются именины от дня рождения? Что общего у дня рождения и именин? Семейные традиции проведения именин и дня рождения.
Будничная (обыденная) и праздничная трапеза. Что такое трапеза? Традиционные продукты трапезы на Руси. «Хлеб - всему голова». «Щи да каша – пища наша». Традиции совместного приготовления пищи. Праздничная трапеза. Семейные традиции будничной и праздничной трапезы.
История Рождества Христова. Значение празднования Рождества в Православии. Рождественские традиции. Традиции празднования Рождества на Руси. Рождественские и новогодние традиции.
Рождественский пост. Что значит «поститься»? Рождественский сочельник. Народные традиции празднования Рождества на Руси. Колядки в русской культуре. Рождественские святки. Православные и народные святочные традиции. Рождественский стол.
Семейное празднование Рождества. Подарки и поделки к Рождеству Христову. Что значит «рождественское настроение»?
Крещение. История Крещения. Роль Крещения в Православии. Крещение как духовное рождение. Традиции и обряды крещения на Руси. Крестины.
3 класс.
Масленица. Народные традиции празднования Масленицы. Масленица – проводы зимы. Масленичная неделя. Масленичная трапеза.
Прощёное Воскресение. Традиции прощать и просить прощение. Родительское прощение. Умеем ли мы прощать?
Пасха. Главный праздник Православия – Пасха. Что такое Пасха? Великий Пост. Православные пасхальные традиции. Крестный ход. Пасхальная трапеза. Светлая седмица. Традиции светлой седмицы. Добрые дела.
Праздник Красной горки. Народные традиции празднования Красной горки. Игры Красной горки.
Традиции гостеприимства в истории русской культуры. Современные традиции гостеприимства.
Традиции добрых дел. Что такое «добрые дела»? Доброта. Добро и зло. «Доброе сердце дороже красоты».
Дела милосердия. Милосердие как добродетель. «Возлюби ближнего, как самого себя». Традиции милосердия на Руси.
Бескорыстие. Корысть и бескорыстие. «И как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с нами».
4 класс
Преображение Господне. История и значение праздника в Православии. Медовый Спас. Яблочный Спас. Хлебный (Ореховый) Спас. Традиции празднования Преображения. Сюжеты и образы Преображения в художественной культуре.
Сюжеты и образы преображения в русской художественной культуре.
Колокольный звон. Традиции колокольных звонов в русской культуре. Символическое значение колокольных звонов. Колокол в истории русской культуры.
Православные и гражданские праздники в русской культуре. День защитников Отечества. История праздника.
Святые покровители защитников Отечества в истории Православия и русской культуры. Святые воины: Александр Невский, Дмитрий Донской, Феодор Ушаков. История жизни и деяний святых воинов. Образы святых воинов в Православии и художественной культуре. Дни памяти воинов-покровителей, защитников Отечества. Значение памяти и празднования дней святых воинов в русской культуре.
Роль праздника в культуре.
VI раздел: Моя малая Родина
2 класс
С чего начинается Родина? Мой дом. «До́ма и стены помогают». Родной дом. Родительский дом. Принципы строения дома на Руси. Дом – «восьмое чудо света».
Традиции организации пространства дома в русской культуре. Организация пространства в русском доме. Символика частей (и комнат) дома на Руси. Мой дом – моя крепость. «В гостях хорошо, а дома лучше».
«Красный угол» в русском доме. Самое почётное место в доме. Роль и значение «красного угла» в доме. История «красного угла». Традиции украшения «красного угла». Икона в «красном углу». Икона – хранительница дома.
Семейный очаг. Место и значение печи в русской избе. Образ печи в русской художественной культуре. Понятие «семейного очага» в современной культуре.
Уважение к дому. «Мир вашему дому». Отношения между соседями.
Роль и значение дома в русской культуре. Дом как часть природы. «Природные» названия частей дома. Дом как живое существо. «Лицо» дома. Принципы строения селений на Руси. Пространство дома и вокруг дома. Мой двор. Моё село.
Природа родного края. Храм в селе. Традиции и принципы построения храмов в селе. Родная местность. Мои любимые (родные) места.
3 класс
История родного края. История возникновения городов. Святые покровители города. Святые покровители русских городов. Покровитель Углича – святой благоверный царевич Димитрий. Покровитель Переславля – святой князь Александр Невский. Покровитель Ростова – святой Дмитрий Ростовский.
Мой город. Традиции планировки древнерусских городов. Крепость, торг и посад. Формы застройки. Перепланировка городов.
Монастыри и храмы в пространстве города. Строительство городов вокруг или около монастырей. Храм – центр города. Главные улицы города. Храм как дом Божий. Семантика и символика храма: внутренняя структура. Основные части храма. Алтарь. Украшения храма.
Символика православной иконы. Традиции почитания икон Богоматери на Руси.
4 класс
Мой край. История Краснодарского края: возникновение городов, роль края в историческом и современном развитии русской культуры. Города ярославской области.
Ростов. Историко-культурный контекст основания Ростова Великого. Формирование архитектурного облика Ростова: православные святыни города.
Углич.
Основание города. Предания и легенды Углича. Уникальные архитектурные памятники Углича. Переславль-Залесский.
История основания города. Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского: своеобразие архитектурного решения.
Монастыри Переславля-Залесского. История основания монастыря. Художественное своеобразие архитектуры Фёдоровского собора, Введенской церкви, церкви Казанской иконы Божией Матери. Роль Переславля-Залеского в истории русской культуры.
Города Золотого кольца. Роль и место ярославского края в Золотом кольце России. Верность родному краю. Гордость и бережное отношение к святыням ярославского края.
VII раздел: Моё Отечество
2 класс
Русь и русская земля. Исторический контекст становления Руси. Русская земля. Русь и Россия.
Славяне. История славян. Быт и обычаи славян. Языческие верования славян. Киевская Русь. Понятие «русские». История формирования древнерусской народности. Русский народ: история и современность.
Просветители славян - Кирилл и Мефодий. Древнерусский язык. Появление письменности у славян. Жизнь и деяния православных святых Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица. Славянская азбука и церковно-славянский язык. Традиции празднования дней славянской письменности и культуры.
Крещение Руси. Жизнь первой христианки на Руси - княгини Ольги. Роль Ольги в принятии Православия на Руси. Празднование памяти Ольги. Житие князя Владимира. История принятия христианства на Руси. Распространение христианства на Руси. Значение крещения Руси для развития русской культуры.
Имена и фамилии в названии городов. История названия городов в честь исторических личностей, святых. Переименование городов. Возвращение городам исторического названия. Название улиц русских городов. Влияние Православия на русскую культуру. Роль Православия в формировании и развитии русской культуры: традиции в семье, организации быта, повседневном и праздничном пространстве культуры, просвещении, формировании государства.
3 класс
Влияние Православия на русскую культуру.
Православные храмы. Декоративное убранство храма.
Храмы моего Отечества.
Софийский собор в Новгороде. «Где Святая София – там и Новгород!». Особенности архитектурного облика Софийского храма. Историческое значение храма.
Храм Покрова на Нерли. История создания храма. Архитектурное убранство храма. Взаимосвязь архитектурного облика с природой: «поэма, запечатлённая в камне».
Дмитриевский собор во Владимире. Специфика княжеского храма. Декоративное убранство храма: «икона в камне». Православные и народные традиции в храмовом зодчестве.
Житие Сергия Радонежского.
Сергий Радонежский как заступник земли русской и покровитель русского воинства.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Роль Православия в объединении русских земель. Уничтожение монголо-татарского ига.
4 класс
Роль московского княжества в объединение Руси. Москва – столица Родины. Основание Московского кремля. Соборная площадь Московского кремля. Основные кремлёвские храмы. Патриарший Успенский собор – святыня России. История создания и архитектурные особенности Успенского собора. Троице - Сергиева лавра. История основания. Троице-Сергиева лавра - центр Русской Православной церкви.
Влияние Православия на русскую художественную культуру: музыка. Православие и русская литература. Влияние православия на формирование древнерусской литературы. Символы государственного единства России. История появления герба в русской культуре. Православная и гражданская символика государственного герба России. Гербы городов Краснодарского края. Историко-культурный контекст создания государственного флага России.
Патриотизм: верность и служение Родине, любовь к своей земле, знание истории, религии и культуры Отечества.
Влияние Православия на русскую культуру. Роль и значение Православия в современной отечественной культуре.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы позволит:
- сформировать целостно-ориентированную, духовно - нравственную личность учащегося;
- создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
- укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в духовно – нравственном воспитании ребёнка;
- добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в школьном коллективе.
В ходе реализации программы:
- учащиеся получат начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
- учащиеся приобретут нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
- учащиеся научатся уважительно относиться к традиционным религиям;
- учащиеся получат возможность не быть равнодушными к жизненным проблемам других людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- учащиеся получат возможность узнать традиции своей семьи и школы, бережно относиться к ним.
Настоящая программа позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир духовной культуры.
5. Формы и виды контроля
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Необходимо предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Кроме того, процесс воспитания, направленный на развитие всех детей должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
6. Методические рекомендации
Организация внеурочной деятельности учащихся 1 – 4 классов основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с детьми.
Необходимо помнить о том, что кружковая работа должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.
Основой для подготовки учителя к такому занятию могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства, Библия. «Уроки человечности» - это время совместного поиска истины, смысла существования, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.
Программа рекомендует: каждый день учителя начинают с эмоционального этического заряда доброты. Это специальный методический приём: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций.
Высказывая своё напутствие, учитель и сам настраивается на доброжелательную волну понимания и расположенности к детям, что само по себе чрезвычайно важно и является основой построения нравственных отношений педагога с детьми.
В таком же ключе и заканчивается день.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
|
1. | Учебные пособия по основам православной культуры (в соответствии с основным содержанием обучения) | П |
2. | Детские тетради на печатной основе | К |
3. | Методические пособия для учителя | Д |
2. Печатные пособия |
1. | Таблицы православного содержания в соответствии с программой обучения | Д |
2. | Иллюстрированные материалы | Д |
3. Технические средства обучения |
1. | Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов | Д |
2. | Мультимедийный экран | Д |
3. | Мультимедийный проектор | Д |
4. | Персональный компьютер | Д |
4. Экранно-звуковые пособия |
1. | Презентации к занятиям | Д |
2. | Фрагменты музыкальных произведений, видеофильмов | Д |
5. Игры и игрушки др. |
1. | Настольные развивающие игры | П |
2. | Наборы ролевых игр, игрушек | П |
3. | Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | К |
6. Оборудование класса |
1. | Ученические столы с комплектом стульев | К |
2. | Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и др. | Д |
3. | Настенная классная доска | Д |
8. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | По факту |
всего | аудит. | внеауд. |
Красота Божиего мира | 8 | 8 |
1. | Умеем ли мы видеть? | 1 |
2. | Люби всё живое | 1 |
3. | Мир – наш дом | 1 |
4. | Мир рукотворный и нерукотворный | 1 |
5. | Как сохранить красивым Божий мир | 1 |
6. | Мои качества. Я – личность | 1 |
7. | Я – личность | 1 |
8. | Духовные традиции | 1 |
Этика отношений в коллективе | 6 | 6 |
9. | Мой класс – мои друзья | 1 |
10. | Самолюб никому не люб | 1 |
11. | О дружбе мальчиков и девочек | 1 |
12. | Нам счастья не сулит обида чья – то | 1 |
13. | Подарок коллективу | 1 |
14. | Золотое правило уважения | 1 |
Мир твоей души | 12 | 12 |
15. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | 1 |
16. | О жадности и жадных | 1 |
17. | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 1 |
18. | Разговор об уступчивости | 1 |
19. | Не стесняйтесь доброты своей | 1 |
20. | Цени доверие других | 1 |
21. | Царство сердца | 1 |
22. | Поговорим о вежливости | 1 |
23. | О лени и лентяях | 1 |
24. | В труде человек хорошеет | 1 |
25. | Делу время – потехе час | 1 |
26. | Дом, который построим мы | 1 |
Моя семья | 5 | 5 |
27. | Радость послушания. Дети и родители | 1 |
28. | Мой дом – моя семья | 1 |
29. | Чудо материнской любви | 1 |
30. | Бабушка и дедушка – источник мудрости | 1 |
31. | Я люблю, ты любишь, мы любим | 1 |
Традиции и праздники в русской культуре | 2 | 2 |
32. | Коллективное творческое дело. Красота, которая нас окружает | 1 |
33. | Коллективное творческое дело. Путешествие на остров Доброты | 1 |
Всего часов | 33 | 31 | 2 |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | По факту |
всего | аудит. | внеауд. |
Моя семья | 7 | 7 |
1. | Моё имя. Значение имён | 1 |
2. | Русский месяцеслов, именины | 1 |
3. | Моя фамилия | 1 |
4. | Отец, отчество, Отечество | 1 |
5. | Родители | 1 |
6. | Мои обязанности в семье | 1 |
7. | Зачем человеку семья | 1 |
Традиции и праздники в русской культуре | 10 | 10 |
8. | Традиция и праздник | 1 |
9. | День рождения. Семейные традиции проведения | 1 |
10. | Именины. Семейные традиции проведения | 1 |
11. | Будничная и праздничная трапеза | 1 |
12. | Рождество Христово. История праздника | 1 |
13. | Рождественские традиции | 1 |
14. | Рождественский сочельник | 1 |
15. | Рождественские святки | 1 |
16. | Семейное празднование Рождества | 1 |
17. | Крещение | 1 |
Моя малая Родина | 8 | 8 |
18. | Мой дом | 1 |
19. | Традиции организации пространства дома в русской культуре | 1 |
20. | «Красный угол» в русском доме. Икона – хранительница дома | 1 |
21. | Семейный очаг | 1 |
22. | Уважение к дому | 1 |
23. | Дом как часть природы | 1 |
24. | Мой двор. Моё село | 1 |
25. | Природа родного края. Родная местность | 1 |
Моё Отечество | 9 | 9 |
26. | Русь и русская земля | 1 |
27. | Славяне | 1 |
28. | Древнерусская народность | 1 |
29. | Просветители славян – Кирилл и Мефодий | 1 |
30. | Славянская азбука и церковно-славянский язык | 1 |
31. | Княгиня Ольга и князь Владимир | 1 |
32. | Крещение Руси | 1 |
33. | Имена и фамилии в названии русских городов | 1 |
34. | Влияние Православия на русскую культуру | 1 |
Всего | 34 | 16 | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы....
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной прогр...
Рабочая программа по основам православной культуре для 4 класса УМК "Школа России"
Программа соствлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа предмета «Основы православной культуры» для 4 класса
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культу...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...