Сценарии уроков общеметодологической направленности.
классный час на тему
Цель уроков: сформировать представление об учебной деятельности и её функциях в 1 и 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass.doc | 1.34 МБ |
4_klass.doc | 465.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок 1 (4 класс)
Тема: Что такое «уметь учиться»?
Цель:
сформировать представление об учебной деятельности и функциях
учебной деятельности.
Демонстрационный материал:
- название темы и карточки для доски: «Шаг I»; «Шаг II»;
«Чего я не знаю?», «Сам нахожу новый способ и выполняю задание».
«УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
- картинки с изображением двух мальчиков: один со знаком вопроса, другой - радостный, с восклицательным знаком:
- 9 кадров фотопленки (пустых);
- 9 картинок со Смайликами, поясняющих шаги УД:
Раздаточный материал:
- чистые листы А-4 по количеству групп для пробного действия с записью: «Уметь учиться - это ... »;
- листы с заданием для самостоятельной работы на каждого:
Учебная деятельность Шаг I Шаг II _____________________ _____________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Ход урока:
I .Мотивация к учебной деятельности.
-Посмотрите на доску.
Учитель открывает на доске 9 пустых кадров фотопленки.
- Что напоминает вам эта лента? П/о: Пленку.
- Как вы думаете, для чего она? (...)
- На эту ленту мы запишем то, о чем пойдет речь на уроке. А
урок сегодня не совсем обычный. Это не урок математики или
русского языка, литературного чтения или труда. Этот урок о тех,
кто учится и продолжает учиться, то есть о нас с вами. - Признайтесь честно, кто из вас хотя бы раз в жизни спрашивал
себя: для чего нужно ходить в школу? А зачем учиться? Что значит
«учиться»? - Нам важно в этом разобраться? Тогда начнем!
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Как вы думаете, для чего вы ходите в школу? П/о: Чтобы учиться.
- А что это значит - УЧИТЬСЯ? (...)
Дети дают свои ответы, например: выполнять задания, отвечать на вопросы учителя и т.д. Я подвожу итог этим ответам:
- Правильно ли я вас поняла, что учиться - это специальная, осо бая работа? П/о: Да.
- Но чтобы выполнять любую работу, надо уметь это делать: ведь
никто не сядет за руль автомобиля, если не умеет водить машину. А
что значит «уметь учиться»! (...)
-Видите, учимся мы вместе, а мнения у нас всех разные. Попро буйте найти согласованный ответ на этот вопрос. Объединитесь в группы и за 2-3 минуты предложите согласованную версию.
Учащиеся в группах записывают на карточках краткие ответы через отведенное время выставляют их на доске. В ходе их обсуждения фиксируется, что согласованного ответа у групп нет.
III.Постановка проблемы.
-Как вы думаете, почему вы столько лет вместе учились, а общий ответ дать не можете? П/о: Мы не задумывались над этим, не строили общего способа.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, какую цель мы перед собой поставим? П/о: Нам надо понять, что значит «уметь учиться».
- Как бы вы назвали наш сегодняшний урок. (...)/Тема./
Можно сказать учащимся, что работу любого ученика - ребенка и
взрослого - называют «учебной деятельностью». На доске рядом с
этим названием целесообразно поместить вариант темы, предло женный детьми, например: «Что такое УМЕТЬ УЧИТЬСЯ». - Вы говорите, что не задумывались над этим. Но я же вам дала
время подумать! Значит, важно еще, каким способом вы думаете.
Какой способ предложили бы вы? П/о: Вспомнить примеры из жизни и
понять, что такое «уметь учиться».
V. Реализация построенного проекта.
- Вспомните какие-нибудь случаи из жизни, когда вы чему-то
захотели научиться, поставили перед собой цель - и научились!
Дети рассказывают, чему они сами научились (кататься на коньках, ездить на лошади и т.д.). Я, исходя из их ответов, спрашиваю: - Вы сами учились кататься на коньках, ездить на лошади, или
кто-то за вас - мама, дедушка ...? П/о: Сами. - Конечно, учиться всегда можно только самому, когда что-то сам
делаешь, и не получается.
На доске появляется табличка:
Делаю сам, и не получается
- Итак, учение начинается с затруднения. Как же его преодо леть? Чем надо поработать сначала - головой или руками? П/о: Головой.
- Что надо сначала понять? Чему вы учитесь в своем примере? (...)
- Верно, сначала надо понять - чего я не знаю, иначе не понятно,
чему учиться, и можно уйти куда-нибудь в другую сторону.
-На рисунке изображен ученик, который понял, чего он не знает.
И что же ему дальше делать надо?
Дети предлагают варианты, а я подвожу их к общему выводу: надо самому найти способ, чтобы сделать то, что раньше не получалось.
- Как вы теперь ответите на вопрос «Что значит УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»
П/о: Это значит выяснять, чего я не знаю, и пытаться самому найти
необходимый способ. - О ком можно сказать, что он умеет учиться? П/о: О том, кто выяс няет, чего он не знает, и старается сам построить необходимый способ.
В завершение подвожу итог:
-Итак, мы получили вывод: уметь учиться - это значит, во-первых, когда сам что-то делаешь и не получается, уметь по нять, «чего я не знаю?», а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
а) — Итак, из скольких частей состоит учебная деятельность? П/о: Из двух.
-Какая из них первая? Какая вторая?
Можно ли поменять местами этапы учебной деятельности? П/о: Нет.
-Почему? П/о: Прежде чем что-то узнавать, надо понять, какого
знания недостает.
б)- Мама делает за сына домашнее задание - он учится учиться?
П/о: Нет. Докажите!
-А если кто-то списал готовое задание у соседа, он учится учиться?
П/о: Нет. Докажите!
в)- Посмотрите, на этих кадрах я изобразила действия, которые
мы выполняем в ходе любого нашего урока. Назовите их. П/о: Сначала
мы повторяем то, что надо для новой темы. Затем вы нам даете
задание на затруднение, мы пробуем его выполнить. После этого
мы выясняем, что мы знаем, а чего не знаем. Потом строим новый
способ, тренируемся и выполняем самостоятельную работу, сверяя
ее с эталоном.
/Учащиеся называют кадры в порядке их проведения на уроке. Помещаю на пленку кадры один за другим по порядку и нумерую их./
-Всегда ли и все на наших уроках учатся учиться? П/о: Иногда - да, а
иногда - нет. Докажите!
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Запишите за 2 минуты на своих листках, какие номера этапов
урока, по вашему мнению, относятся к I шагу, а какие - ко II шагу
учебной деятельности.
Учащиеся выполняют задание на листках. Через 2 минуты вывешиваю на доске для самопроверки рядом с эталоном образец правильного его выполнения:
Шаг I: Шаг II:
1, 2, 3, 4 5, 6, 7, 8, 9
- У кого получилось по-другому? В каком месте?
- Объясните, в чем ошиблись.
- Исправили ошибки?
- Молодцы!
- У кого все верно?
- Отлично!
VIII.Включение в систему ценностей.
- Итак, вы знаете теперь, что значит уметь учиться. Мы учимся
этому на каждом уроке. А кому и зачем это нужно? П/о: Ученикам. - Только ученикам? П/о: Нет еще родителям - чтобы гордились,
радовались. - А ваши родители учились? П/о: Да.
- Может ли человек работать, например, врачом, если специально
не учился? П/о: Нет. - Кому важно, чтобы врач умел учиться? П/о: Больным, их родным.
- Почему? П/о: Иначе он будет неправильно лечить больных.
- Каким еще специальностям надо учиться? П/о: Всем.
- Значит, кому нужен результат учебной деятельности? П/о: Ученикам и
всем людям. - Для чего? П/о: Чтобы каждый мог работать, иметь семью и т.д.
IX. Рефлексия деятельности.
- Какую цель ставили? П/о: Узнать, что значит УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.
- Какой результат получили? П/о: Мы теперь знаем, как правильно
надо учиться. - Какие две части можно выделить в учебной деятельности?
- Как действуем на первом шаге? Как действуем на втором шаге?
- Состоялась ли у нас сегодня учебная деятельность? Докажите.
- Оцените каждый свою собственную работу - вы были сегодня
учениками или зрителями? - Пригодится ли нам в дальнейшем это знание?
- Где? На каких уроках? П/о: На всех. А в жизни?
- Остались ли у нас нерешенные проблемы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован
Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...
Сценарий мероприятия, патриотическое направление: "История создания книги памяти"
"История создания книги памяти"...
Сценарий урока "Задачи на движение в противоположном направлении"
Конспект урока по математике для 4 класса по теме "Задачи на движение в противоположном направлении" ("Начальная школа XXI века")...
Конструктор урока общеметодологической направленности для 2 класса
Урок по теме "Внешность,части тела" для 2 класса к учебнику Spotlight 2.Повторение....
Сценарий мероприятия экологической направленности для младших школьников
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Как ухаживать за комнатными растениями» Цель: создать условия для представления обучающихся о комнатных растениях и их зна...
Конспект урока математики в 1 классе по теме: Решение задач (урок общеметодологической направленности)
Цели деятельности учителя: закрепление навыков решения задач.Планируемые результаты:Предметные:Уметь считать в пределах 10, решать задачи на увеличение (уменьшение) числа.Личностные:адекватно реагиров...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)
Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...