Формирование нравственно-патриотических качеств у младших школьников.
статья на тему
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roma_i_lena_grankina_yulya_2b.pptx | 1.62 МБ |
blokadnyy_dnevnik_tani_savichevoy.pptx | 787.2 КБ |
stantsiya_metro_ploshchad_muzhestva.ppt | 2.81 МБ |
formirovanie_nravstvenno.docx | 653.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети и война – понятия несовместимые. Дети Блокады – это те, на чьи плечи выпало пережить не только ужас, но и страшный 900-дневный голод в осаждённом Блокадном Ленинграде. Мой рассказ о двух детях, которым на начало войны было по шесть лет. К сожалению, фотографий Ромы и Лены до военного и военного времени нет. Это другие дети.
Лена и Рома – двоюродные брат и сестра, которые живут с родителями, бабушкой и другими родственниками в центре города в огромной квартире. Начало войны детей застало на даче. Фашистская армия наступала настолько быстро, что уезжать с дачи пришлось второпях. Лена по сей день боится уезжать на поезде с дачи. Перед ней возникают картины, как они лежат в поле ржи, подходит поезд и летят вражеские бомбардировщики. Но семье Лены и Ромы повезло, поезд остался цел и доехал до Ленинграда.
Пока не сомкнулось кольцо блокады, многих детей и взрослых эвакуировали, но мамы Ромы и Лены были врачами и продолжали работать в Ленинграде. Дети часто оставались одни дома, пока родители работали. В семье известна история про то, как начался обстрел: Мама Лены, Наталья Васильевна, ушла в огород, находившийся во дворе, а ребята остались одни дома играть в мяч. В этот момент начался фашистский обстрел. Разбомбили соседний дом. Когда Наталья Васильевна вернулась к детям, то обнаружила Рому и Лену не на кухне, где они играли сначала, а в прихожей. На вопрос, что они тут делают, Лена ответила: « Ты знаешь, мама, мы играли на кухне, потом услышали взрыв бомбы, а через секунду уже были здесь». Оказалось, что детей вынесло из кухни взрывной волной.
В холодную зиму 1941-1942 г.г . семье было очень тяжело. В эту зиму умерла бабушка Елена Степановна, двоюродный брат Левушка и тетя Лены – Татьяна Николаевна. Отец Лены, профессор Николай Николаевич лежал с тяжелейшей дистрофией. После первой зимы Наталью Васильевну вызвали на совещание врачей Ленинграда в Смольный, где в конце их покормили в столовой. Наталья Васильевна смогла вынести в кармане котлету (хотя это и было строго запрещено). Когда она принесла котлету домой, изголодавшаяся Лена не поняла, что это. Ребенок не верил своим глазам.
Но не смотря на все эти трудности дети читали, рисовали, играли, а отец Лены успел написать и защитить докторскую диссертацию. Когда Лена пошла в 1942 году в школу, то ее сразу взяли во второй класс из-за хорошей подготовки. Рома и Лена помогали родителям, отлично учились и верили в скорую победу. Памятник детям Блокады
Мой прадедушка – Поляхов Н.Н. 1950 г. Моя прабабушка – Поляхова Н.В. 1944 г. Выезд семьи на дачу. 1950 г.
Лена и Рома выросли и стали взрослыми. Сейчас Лена – Поляхова Елена Николаевна - доцент СПб Государственного Университета, автор более 160 научных работ, в том числе 4 монографий и учебных пособий. Ею выполнены выдающиеся работы по фотогравитационной небесной механике, по космоплаванию под солнечным парусом, удостоена премии РАН им. Ф.А.Цандера , награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». По решению Международного астрономического союза малая планета N 4619 названа ее именем!
Рома - инженер-строитель, профессор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова , зав.кафедрой портов, строительного производства, оснований и фундаментов - Нарбут Роман Михайлович. Но, к сожалению, в 2013 году Р.М. Нарбут скончался.
Почти 70 лет Рому и Лену объединяли воспоминания о войне, которую они пережили вместе… В одной квартире… Прожитые военные годы объединили семью и по сей день мы стараемся общаться чаще со своими родными, делить с ними их радости и горести. Для меня жизнь моей двоюродной бабушки (той самой Лены) и Ромы стала примером мужества , дружбы и взаимопомощи. Лена и Рома, 1950 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Таня Савичева Тане было одиннадцать лет, а если точнее - одиннадцать с половиной. Она родилась 23 января 1930 года . В конце мая 1941 года она закончила третий класс школы № 35 и должна была в сентябре пойти в четвёртый. Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой.
Записная книжка Маленькая записная книжка, обтянутая шёлком, стала блокадным дневником Тани Савичевой.
Старшая сестра Женя Жене - самой старшей сестре Тани – было 32 года. Она работала вместе с сестрой Ниной на Невском Машиностроительном заводе имени Ленина. Она сдавала кровь для спасения раненных на фронте бойцов. Но здоровья уже не хватало.
Запись на букву «Ж» Вскоре в маленьком блокноте, ставшим впоследствии блокадным дневником, в алфавитном порядке на букву «Ж» появилась первая трагическая запись, сделанная рукой Тани: "Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г".
Бабушка Евдокия Бабушке, Евдокии Григорьевне Фёдоровой, в 1941 году 22 июня, в день начала войны, исполнилось 74 года. Блокадная голодная смерть одолела её в самые студёные, морозные январские дни.
Запись на букву «Б» В блокнотике на странице с буквой "Б" Таня пишет : "Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г"
Брат Леонид (Лёка) Брату Леониду (Лёке) было 24 года. Он работал строгальщиком на Судомеханическом заводе. В армию его не взяли из-за зрения - был очень близорук. Его оставили на заводе. Неделями жил там, работая днём и ночью. Здесь же, в заводской больнице, он и умер от дистрофии.
Запись на букву «Л» На букву «Л» Таня записывает: «Лека умер 17 марта в 5 часутр в 1942 г», соединив два слова в одно.
Запись на букву «В» В городе царит голод. К Савичевым вновь врывается горе. В записной книжке на букву «В» появляются строчки: "Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г".
Запись на букву «Л» Почти через месяц появляется запись: "Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г". На букву «Л» страничка в блокноте уже занята, и приходится писать слева на развороте.
Мама Тани Маме Тани, Марии Игнатьевне Савичевой, в 1941 году исполнилось 52 года. Всё хозяйство после смерти мужа, большая семья (пятеро детей) были на её плечах. Она работала мастером-надомником на швейной фабрике.
Запись на букву «М» 13 мая 1942г. в дневнике Тани появляется новая запись: "Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г".
«Осталась одна Таня» Последние записи в дневнике: "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". Каждую запись Таня пишет на отдельных листочках с соответствующей буквой - "М", "С", "У", "О".
Дальнейшая судьба Тани Оставшись одна, еле передвигая ноги, она отправилась к бабушкиной племяннице - тёте Дусе. И в начале июля 1942 года тётя Дуся определяет её в детский дом № 48 Смольнинского района.
Таня была настолько слаба, что её пришлось направить в Понетаевский дом инвалидов, хотя и там ей не стало лучше. По состоянию здоровья она была самым тяжёлым больным. Из всех детей, эвакуированных из Ленинграда в Горьковскую область, не удалось спасти только Таню Савичеву. Она умерла в возрасте 14 с половиной лет.
В 1982 году на могиле Тани был сооружён гранитный памятник с бронзовым барельефом Тани. Позже рядом с кладбищем оформили площадь.
Подлинный документ, блокадный дневник, до сегодняшнего дня хранится в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга А фотокопия - в музее Пискаревского мемориального кладбища.
КОНЕЦ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наземный вестибюль метро
Наземный вестибюль станции метро площадь Мужества Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов Е. М. Рапопорта, А. Я. Свирского и П. И. Юшканцева. Позднее к нему было пристроено здание по адресу Политехническая улица, дом № 17. Из наземного вестибюля на улицу ведут два выхода: на площадь Мужества и во дворы Политехнической улицы, но выход во дворы в настоящее время не используется для входа-выхода пассажиров.
Политехническая улица, дом 17
Станция метро «Площадь мужества»
Подземный зал метро «Площадь Мужества» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 67 м), одна из первых двух в СССР данного типа (другая — «Политехническая»). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Л. Л. Шретер, Е. М. Рапопорта, А. Я. Свирского, Л. И. Шимаковского и П. И. Юшканцева. Тематика станции посвящена героизму и стойкости ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Это связано с тем, что станция является ближайшей к Пискарёвскому мемориальному кладбищу. Путевые стены облицованы серым мрамором, пол выложен серым гранитом. Южный торец станции украшает надпись «СЛАВА ГЕРОЯМ ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД ОТСТОЯВШИМ». Противоположная, северная, торцевая стена покрыта алюминиевыми полосами с декоративной клёпкой, её венчает подсвеченная изнутри пятиконечная звезда из нержавеющей стали. Освещение реализовано оригинальными светильниками, стилизованными под чаши вечного огня.
9 мая 2005 года на площади установили два закладных камня. Первый - в "блокадном" сквере. Второй - у пересечения улицы Карбышева и 2-го Муринского проспекта на месте будущей часовни, там же где ранее находилась Преображенская часовня.
На двух высотных домах имеются памятные надписи — на одном «1941», на другом — «1945». Оформление площади посвящено подвигу солдат в годы Великой Отечественной войны. В центре площади посажены ели.
На площади Мужества создан мемориал посвященный Великой Отечественной войне. В центре площади на небольшом возвышении установлено артиллерийское орудие, а перед ним несколько противотанковых ежей.
Памятник блокадному колодцу Мемориальная композиция "Блокадный колодец" создана скульптором М.Л. Круппом и установлена в 1979 году. В наше время идея памятника понятна, возможно, уже не всем. В конце 1941 года в Ленинграде прекратил работать водопровод. Источником воды стали реки, каналы и очень редкие колодцы. В блокадные дни горожане, особенно на окраинах Ленинграда, приходили за водой к колодцам, которые стали для них источниками жизни. Память об одном из них и увековечена мемориальной композицией "Блокадный колодец" на стене дома №6 по проспекту Непокоренных.
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою Родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. /Белинский В.Г./
Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений
Одним из направлений в формировании нравственно-патриотических качеств у школьников являются различные виды работ (проекты, презентации, круглые столы, встречи, концерты, просмотры фильмов, беседы), посвященные Великой Отечественной Войне и Блокаде Ленинграда.
Я бы хотела поделиться своим опытом работы над этой темой. В нашей гимназии проводится много различных мероприятий.
“Обелиск у дороги” - межшкольный проект.
Проект начался с конференции учителей гимназии № 105, школы № 135 и школы № 104. На конференции обсуждались вопросы патриотического воспитания школьников.
Далее ребята готовили презентации про памятники Великой Отечественной Войны в Выборгском районе. Макаров Максим рассказал про площадь Мужества, Корягин Кирилл – про аэродром в Сосновке, Андреева Анна - про улицы, названные в честь воинов победителей. Затем была проведена викторина “Площадь Мужества”.
Заключительным этапом был конкурс стихотворений, сочинений и рисунков, посвященных Дню Победы. Стихотворения написали Сальников Макар, Лукина Вера, Осипянц Рита и Тимофеева Саша, остальные ребята из класса написали сочинения о своих родственниках, воевавших на фронте. Рисунки к Дню Победы нарисовали все ученики.
Конкурс "Песни о войне"
В начальной школе состоялся конкурс "Песни о войне", приуроченный к празднованию 70-летия Победы. Юные участники хоровых коллективов классов проникновенно исполняли "Катюшу", "Ленинградских мальчишек", "Мы за ценой не постоим" и другие чудесные песни . Готовились долго и старательно, поэтому выступления получились яркими и запоминающимися. Всем конкурсантам вручили дипломы в разных номинациях.
Экскурсии по памятным местам.
- ходили в парк Сосновку возлагать цветы к памятнику «Защитникам Ленинградского неба». Также возложили цветы на могилы летчиков на кладбище в Сосновке.
- экскурсия на Пискарёвское мемориальное кладбище. Экскурсия произвела огромное впечатление на детей. Экскурсовод рассказала детям об истории захоронений. Дети возложили цветы к постаменту Родины-матери. Сходили в музей Пискарёвского кладбища. где увидели кусочек блокадного хлеба, дневник Тани Савичевой и посмотрели документальный фильм про блокаду Ленинграда.
- экскурсия по школьному Музею боевой славы.
Детские презентации
Можно посмотреть презентации. Они прикреплены под статьёй. Очень интересная и познавательная презентация получилась у Гранкиной Юлии про бабушку и дедушку.
Бессмертный полк
В нашей школе бы создан свой Бессмертный полк.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника на краеведческом материале
Из опыта работы учителя начальных классов...
Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность....
Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»
Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника
Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения....
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...