Рабочая программа "Этот увлекательный мир науки"
рабочая программа

Шпиль Екатерина Сергеевна

Знакомство обучающихся начальной школы с разнообразием научных дисциплин, с которыми они встретятся при дальнейшем обучении в средней школе. Курс поможет учащимся составить первоначальное представление о многообразии научных дисциплин, познакомит с некоторыми начальными знаниями по таким предметам, как компьютерная грамотность, геометрия, биология, физика, химия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа53.02 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса

«Этот увлекательный мир науки»

Пояснительная записка

        

Целью курса является знакомство обучающихся начальной школы с разнообразием научных дисциплин, с которыми они встретятся при дальнейшем обучении в средней школе. Курс поможет учащимся составить первоначальное представление о многообразии научных дисциплин, познакомит с некоторыми начальными знаниями по таким предметам, как компьютерная грамотность, геометрия, биология, физика, химия.

Задачами курса в целом является:

  • расширение представления детей о многообразии окружающего мира,
  • формирование начальных представлений о многообразии наук, как различных систем знаний в понимании окружающего мира и их взаимосвязи друг с другом,
  • формирование начальных представлений о методах познания и исследования окружающего мира,
  • развитие познавательных способностей обучающихся.

Программа рассчитана на четыре года обучения, по 1 часу в неделю, всего 139 часов.

Курс поделен на блоки:

  • Компьютерная грамотность (32 часа),
  • Наглядная геометрия (72 часа),
  • Мои первые исследования. Биология. Физика. Химия. (35 часов).

Материал распределен по четвертям:

1 четверть. Компьютерная грамотность – по 8 часов в 1,2,3 и 4 классах;

2 и 3 четверти. Наглядная геометрия – по 18 часов в 1,2,3 и 4 классах;

4 четверть. Мои первые исследования. Биология. Физика. Химия. – 8 часов в 1 классе, по 9 часов во 2, 3 и 4 классах.

Блок 1. Компьютерная грамотность.

Пояснительная записка.

Цель данной программы развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе.

Задачи программы:

  • развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста;
  • формирование начального опыта поиска информации в Интернете и фиксации найденной информации;
  • развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).

Календарно – тематическое планирование

курса «Компьютерная грамотность»

1-й класс - 8 ч.

Примерное планирование занятий.

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Компьютер и безопасность. Роль компьютера в жизни человека.

1

2

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Рабочий стол.

1

3

Управляем мышью. Правая, левая кнопка.

1

4

Графический редактор Paint. Вызов программы. Меню и палитра инструментов.

1

5

Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы.

1

6

Функция раскрашивания в графическом редакторе. Раскрашивание готовых рисунков.

1

7

Декоративное рисование.

1

8

Проба пера. Проект. Тематическая композиция (создание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»).

1

2-й класс - 8 ч.

Примерное планирование занятий.

Название темы

Кол-во часов

1

Правила техники безопасности. Компьютер и его составляющие.

1

2

USB- что это такое? Подключаем фотоаппарат, флешку,  телефон и др. устройства.

1

3

Клавиатура. Ищем буквы на клавиатуре. Тренажер.

1

4

Клавиатура. Кнопки Shift, Caps Lock, Enter, Backspace  и др.

1

5

Знакомство с текстовым редактором WordPad. Вызов программы.

1

6

Набор  и редактирование текста..

1

7

Правая кнопка мыши. Работа с фрагментами текста: копируем, вставляем, сохраняем текст.

1

8

Вставка и редактирование рисунков Надписи  Word Art. Создаем открытку.

1

3-й класс - 8 ч.

Примерное планирование занятий.

Название темы

Кол-во часов

1

Правила техники безопасности. Компьютер и его составляющие.

1

2

Продолжаем знакомство с текстовым редактором WordPad. Изменение параметров макета документа.

1

3

Создание и редактирование списка.

1

4

Учимся писать объявление.

1

5

Напиши письмо другу.

1

6

Доклад. Правила оформления доклада.

1

7

Правила оформления доклада. Составляем свой доклад.

1

8

Оформляем доклад.

1

4-й класс - 8 ч.

Примерное планирование занятий.

Название темы

Кол-во часов

1

Правила работы и техника безопасности при работе на компьютере. Знакомство с программой Power Point

1

2

Основные возможности программы PowerPoint.

1

3

Создание и дизайн слайда.

1

4

Вставка фигур, рисунков.

1

5

Составление простейших презентаций.

1

6

Творческий проект «Это я».

1

7

Добавление эффектов анимации в презентацию.

1

8

Творческий проект «Мой класс».

1

Блок 2. Наглядная геометрия.

Пояснительная записка.

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения.

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт  расширяет содержание  геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.  

Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Цель данной программы — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
  • усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;
  • отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

 Развивающие:

  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
  • развивать внимание, память, логическое, абстрактное и  аналитическое мышление и самоанализ;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.

Программа факультатива «Наглядная геометрия» рассчитана на четыре года обучения, по 1 часу в неделю, всего 72 часа.

Рабочая программа по предмету «Наглядная геометрия» составлена на основе Программы  «Наглядная геометрия» Автор: Н.Б. Истомина и рассчитана по 18 часов в 1, 2, 3, 4 классах.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные,

творческие  и практические занятия;

индивидуальная деятельность;

различные методы обучения:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);

практический (учащиеся  не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют  в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие теоретической основы).
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).

Преподавание курса факультатива «Наглядная геометрия» обеспечено следующими учебно – методическими пособиями:

Для ученика:

Тетради «Наглядная геометрия» для 1 − 4-х классов:

1-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;

2-й класс, автор Н. Б. Истомина;

3-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;

4-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько, изд. Ассоциация 21 век.

Для учителя

Методические рекомендации к  тетрадям «Наглядная геометрия» 1-4  класс. Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация  XXI век», 2011 г.

Краткая характеристика содержания курса

«Наглядная геометрия» для 1 – 4–го классов.

1 класс

           1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях:  «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д.

          2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования  геометрических фигур: геометрическая фигура   рассматривается как целое, которое можно составить из    нескольких других  фигур, её частей.    

           3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников  формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.

2 класс

          1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о  точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)

          2. Углы. Многоугольники. Многогранники. Уточняются   представления младших школьников  об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником  на основе  имеющихся  у них представлений  о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию,  выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.

3 класс

           1. Кривые и плоские поверхности. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

           2. Пересечение фигур. Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются      умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.

           3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Формируются  представления о круге как   сечении шара,  об окружности как   границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

4 класс

            1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения). Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных  фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся  предметами. Школьники  знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по  совершенствованию умений читать графическую информацию и   изображать на плоскости объемные фигуры.

          2. Пересечение фигур. Обобщаются представления   школьников  о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты.  

Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

У выпускника  могут быть сформированы:

  • понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;

устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник  научится:                                                

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                                                                                                                                  
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;                                                                                                    
  • адекватно воспринимать предложения учителя;                                                                  
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;                                                                                                    
  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;                                                                                                                              
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Выпускник  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
  • адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;
  • восполнять пробелы в знаниях и умениях,
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;

Выпускник  получит  возможность научиться:

  • пользоваться различными дополнительными источниками информации;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  • выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник  научится:                                                                                                                            

  • принимать участие в работе парами и группами;                                                                      
  • воспринимать различные точки зрения;                                                                          
  • использовать простые речевые средства;                                                                                    
  • контролировать свои действия в классе;                                                                                            
  • понимать задаваемые вопросы.

Выпускник  получит возможность научиться:

  • оценивать советы и  предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • использовать  в речи язык математики
  • совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации

Календарно – тематическое планирование

курса «Наглядная геометрия».

1-й класс - 18 ч.

Примерное планирование занятий.

Название темы

Кол-во часов

1

Игра «Танграм».

1

2

Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе». Практическая геометрия.

1

3

Учимся ориентироваться относительно точки отсчета. Точки и линии.

1

4

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

1

5

Геометрические фигуры: круг, треугольник. Предметы одинаковой формы.

1

6

Геометрические фигуры. Предметы одинаковой формы.

1

7

Предметы разные и одинаковые по форме.

1

8

Форма, размер. Конструирование прямоугольника из двух фигур.

1

9

Конструирование фигуры из двух частей.

1

10

Конструирование треугольника из фигур.

1

11

Конструирование прямоугольника из данных фигур.

1

12

Конструирование прямоугольника, треугольника из разных частей.

1

13

Плоская и кривая поверхность.

1

14

Линия замкнутая  и незамкнутая.

1

15

Область и граница области на плоскости.

1

16

Соседние и не соседние области на плоскости.

1

17

Деление фигур на части. Разбиение.

1

18

Игра «Танграм».

1

2-й класс – 18 ч.

Примерное планирование занятий.

Тема занятия

Кол-во часов

1

Повторение. Прямые и кривые линии. Ломаная линия.

1

2

Кривая линия и луч. Ломаная и многоугольник.

1

3

Плоская поверхность. Плоскость. Углы. Виды углов.

1

4

Сравниваем и строим углы.

1

5

Строим углы с помощью угольника.

1

6

Многоугольники.

1

7

Треугольники.

1

8

Четырехугольники.

1

9

Четырехугольники, треугольники.

1

10

Прямоугольник и квадрат.

1

11

Многогранники и их изображение на плоскости.

1

12

Геометрические тела. Куб, построение куба.

1

13

Читаем схемы и чертежи. Каркасная модель куба.

1

14

Конструирование  геометрических фигур. Развертка куба.

1

15

Пирамиды с четырёхугольным и треугольным основанием. Каркасная модель пирамиды.

1

16

Многогранники, развертка многогранника. Развёртка пирамиды с треугольным и четырёхугольным основанием.

1

17

Многогранники, развертка многогранника. Призма. Развёртка призмы с четырёхугольным основанием (параллелепипед).

1

18

Геометрический КВН.

1

3-й класс – 18 часов

Примерное планирование занятий.

Тема занятия

Кол-во часов

1

Повторение. Плоская и кривая поверхность.

1

2

Видимые и невидимые поверхности. Поверхности многогранника.

1

3

Пересечение геометрических фигур.

1

4

Пересечение лучей, отрезков.

1

5

Пересечение плоской поверхности с многогранником.

1

6

Пересечение прямой и куба.

1

7

Пересечение геометрических фигур. Пересечение углов.

1

8

Конструирование многоугольника.

1

9

Строим пересечение фигур на плоскости.

1

10

Фигуры одинаковой площади. Площадь нестандартной фигуры - палетка.

1

11

Шар и круг.

1

12

Окружность.

1

13

Окружность и круг.

1

14

Радиус окружности.

1

15

Из чего состоят геометрические объекты.

1

16

Строим окружности.

1

17

Узоры из окружностей.

1

18

Волшебные кубики.

1

4 класс – 18 часов

Примерное планирование занятий.

Тема занятия

Кол-во часов

1

Повторение. Плоские и объемные фигуры.

1

2

Тела вращения: цилиндр, конус и шар.

1

3

Цилиндр как тело вращения.

1

4

Конус как тело вращения.

1

5

Шар как тело вращения.

1

6

Развертка цилиндра, конуса, усеченного конуса.

1

7

Пересечение геометрических фигур. Строим пересечение геометрических фигур.

1

8

Объединение геометрических фигур. Строим объединие геометрических фигур.

1

9

Площадь прямоугольного треугольника.

1

10

Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Предметы одинаковой формы.

1

11

Точка. Линии кривые и прямые, замкнутые и незамкнутые.

1

12

Точка. Отрезок. Луч. Углы. Виды углов. Транспортир.

1

13

Симметрия. Преобразование фигур относительно вертикальной и горизонтальной линии.

1

14

Конструирование  геометрических фигур.

1

15

Симметрия со смещением.

1

16

Конструирование многоугольника.

1

17

Плоские и объемные фигуры.

1

18

Геометрическая ярмарка.

1

Используемая литература:

1.Программа факультатива «Наглядная геометрия»  Автор: Н.Б. Истомина.

2.Методические рекомендации к  тетрадям «Наглядная геометрия»  1,2,3,4  класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация  XXI век», 2011 г.

Блок 3. Мои первые исследования.

Биология. Физика. Химия.

Пояснительная записка.

Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходим в современном обществе. Решение научных и жизненных проблемы требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть целостного видения явлений. Поэтому и возникает необходимость повышения уровня естественнонаучного образования.

Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач программы является привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с самыми простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности.

Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты. Поэтому большую часть времени программы отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу нашего курса, формирование навыков исследовательской работы.

В данной программе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся. Программа знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.

Программа имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры).

Введение этого кружка - это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.

Цель программы – способствовать овладению учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ;

Основные задачи программы:

обучающие:

- формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы;

- овладение простейшими практическими умениями и навыками в области физики, химии и биологии.

развивающие:

- удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей;

- развитие способностей к самостоятельному мышлению;

- развитие коммуникативных способностей.

воспитательные:

- воспитание ответственности и бережного отношения к природе;

- формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.

- привитие интереса к изучению явлений природы.

Календарно – тематическое планирование

курса «Мои первые исследования. Биология. Физика. Химия.»

1-й класс - 8 ч.

Примерное планирование занятий.

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Целостность окружающего мира. Живая и неживая природы.

1

2

Введение. Методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент.

1

3

Экскурсия по территории школьного двора

1

4

Физические тела. Характеристики тела: длина, масса, объем, их измерения.Тела и вещества.

1

5

Простейшие измерительные приборы и инструменты. Правила техники безопасности.

1

6

Определение физических свойств вещества.

1

7

Измерение размеров физического тела и объема жидкости.

1

8

Измерение массы с помощью рычажных весов.

1

2-й класс - 8 ч.

Примерное планирование занятий.

Название темы

Кол-во часов

1

Экскурсия в кабинет биологии и школьную биологическую лабораторию. Правила безопасности

1

2

Царства живой природы. Свойства живых организмов. Разнообразие растений. Разнообразие животных. Разнообразие грибов. Увеличительные приборы. Микроскоп.

1

3

Разнообразие животных. Разнообразие грибов.

1

4

Увеличительные приборы. Микроскоп.

1

5

П.Р. «Симметрия и асимметрия в окружающем мире. Кристаллы. Цветок. Животные».

1

6

Экскурсия. Весенние явления в жизни растений.

1

7

Экскурсия. Грибы в природе

1

8

Экскурсия. Разнообразие водных организмов.

1

9

П.Р. Микроскоп. Рассматриваем различные организмы.

3-й класс - 9 ч.

Примерное планирование занятий.

Название темы

Кол-во часов

1

Экскурсия в кабинет физики и школьную физическую лабораторию. Правила безопасности.

1

2

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Молекулы. Атомы.

1

3

Физические явления. Движение. Диффузия.

1

4

Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение.

1

5

П.Р. «Изучение растворимости веществ».

1

6

П.Р. «Разделение смесей (отстаивание)»

1

7

П.Р. «Разделение смесей (испарение, фильтрация)»

1

8

П.Р. «Физические явления на основе воды»

1

9

П.Р. «Электрические явления»

4-й класс - 9 ч.

Примерное планирование занятий.

Название темы

Кол-во часов

1

Экскурсия в кабинет химии и школьную химическую лабораторию. Правила безопасности.

1

2

Химия – наука о веществах. Что было, когда химии не было, или Всегда ли была химия?

1

3

Наблюдения и описания химических явлений. Отличия химических явлений от физических.

1

4

Горение веществ. Простейшие опыты с веществами. Круговорот веществ в природе.

1

5

П.Р. «Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца».

1

6

П.Р. «Природные индикаторы».

1

7

П.Р. «Металлы и неметаллы».

1

8

П.Р. «Ароматы и запахи».

1

9

Экскурсия. Химические явления в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа вежливых наук" для 3 класса

Программа состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цель, содержание программы, формы работы, планируемые результаты, темы занятий....

Рабочая программа "Школа вежливых наук"

Младший школьный возраст-период,наиболее благоприятный в нравственном становлении личности...

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке к ВПР

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке учащихся 4 класса к ВПР....

Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс

Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс...

Рабочая программа "Азбука пешеходных наук"

Данная программа соринтированная на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Математика - царица наук"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика – царица наук»   для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению  составлена на основе авторской программы внеу...

Рабочая программа «Увлекательная математика» 1 класс

Рабочая программа "Увлекательная математика" 1 класс...