Рабочая программа "Этот увлекательный мир науки"
рабочая программа
Знакомство обучающихся начальной школы с разнообразием научных дисциплин, с которыми они встретятся при дальнейшем обучении в средней школе. Курс поможет учащимся составить первоначальное представление о многообразии научных дисциплин, познакомит с некоторыми начальными знаниями по таким предметам, как компьютерная грамотность, геометрия, биология, физика, химия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 53.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
«Этот увлекательный мир науки»
Пояснительная записка
Целью курса является знакомство обучающихся начальной школы с разнообразием научных дисциплин, с которыми они встретятся при дальнейшем обучении в средней школе. Курс поможет учащимся составить первоначальное представление о многообразии научных дисциплин, познакомит с некоторыми начальными знаниями по таким предметам, как компьютерная грамотность, геометрия, биология, физика, химия.
Задачами курса в целом является:
- расширение представления детей о многообразии окружающего мира,
- формирование начальных представлений о многообразии наук, как различных систем знаний в понимании окружающего мира и их взаимосвязи друг с другом,
- формирование начальных представлений о методах познания и исследования окружающего мира,
- развитие познавательных способностей обучающихся.
Программа рассчитана на четыре года обучения, по 1 часу в неделю, всего 139 часов.
Курс поделен на блоки:
- Компьютерная грамотность (32 часа),
- Наглядная геометрия (72 часа),
- Мои первые исследования. Биология. Физика. Химия. (35 часов).
Материал распределен по четвертям:
1 четверть. Компьютерная грамотность – по 8 часов в 1,2,3 и 4 классах;
2 и 3 четверти. Наглядная геометрия – по 18 часов в 1,2,3 и 4 классах;
4 четверть. Мои первые исследования. Биология. Физика. Химия. – 8 часов в 1 классе, по 9 часов во 2, 3 и 4 классах.
Блок 1. Компьютерная грамотность.
Пояснительная записка.
Цель данной программы развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
Задачи программы:
- развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста;
- формирование начального опыта поиска информации в Интернете и фиксации найденной информации;
- развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).
Календарно – тематическое планирование
курса «Компьютерная грамотность»
1-й класс - 8 ч.
Примерное планирование занятий.
Название темы | Кол-во часов | |
1 | Введение. Компьютер и безопасность. Роль компьютера в жизни человека. | 1 |
2 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Рабочий стол. | 1 |
3 | Управляем мышью. Правая, левая кнопка. | 1 |
4 | Графический редактор Paint. Вызов программы. Меню и палитра инструментов. | 1 |
5 | Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы. | 1 |
6 | Функция раскрашивания в графическом редакторе. Раскрашивание готовых рисунков. | 1 |
7 | Декоративное рисование. | 1 |
8 | Проба пера. Проект. Тематическая композиция (создание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»). | 1 |
2-й класс - 8 ч.
Примерное планирование занятий.
Название темы | Кол-во часов | |
1 | Правила техники безопасности. Компьютер и его составляющие. | 1 |
2 | USB- что это такое? Подключаем фотоаппарат, флешку, телефон и др. устройства. | 1 |
3 | Клавиатура. Ищем буквы на клавиатуре. Тренажер. | 1 |
4 | Клавиатура. Кнопки Shift, Caps Lock, Enter, Backspace и др. | 1 |
5 | Знакомство с текстовым редактором WordPad. Вызов программы. | 1 |
6 | Набор и редактирование текста.. | 1 |
7 | Правая кнопка мыши. Работа с фрагментами текста: копируем, вставляем, сохраняем текст. | 1 |
8 | Вставка и редактирование рисунков Надписи Word Art. Создаем открытку. | 1 |
3-й класс - 8 ч.
Примерное планирование занятий.
Название темы | Кол-во часов | |
1 | Правила техники безопасности. Компьютер и его составляющие. | 1 |
2 | Продолжаем знакомство с текстовым редактором WordPad. Изменение параметров макета документа. | 1 |
3 | Создание и редактирование списка. | 1 |
4 | Учимся писать объявление. | 1 |
5 | Напиши письмо другу. | 1 |
6 | Доклад. Правила оформления доклада. | 1 |
7 | Правила оформления доклада. Составляем свой доклад. | 1 |
8 | Оформляем доклад. | 1 |
4-й класс - 8 ч.
Примерное планирование занятий.
Название темы | Кол-во часов | |
1 | Правила работы и техника безопасности при работе на компьютере. Знакомство с программой Power Point | 1 |
2 | Основные возможности программы PowerPoint. | 1 |
3 | Создание и дизайн слайда. | 1 |
4 | Вставка фигур, рисунков. | 1 |
5 | Составление простейших презентаций. | 1 |
6 | Творческий проект «Это я». | 1 |
7 | Добавление эффектов анимации в презентацию. | 1 |
8 | Творческий проект «Мой класс». | 1 |
Блок 2. Наглядная геометрия.
Пояснительная записка.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения.
На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.
Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Цель данной программы — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.
Программа факультатива «Наглядная геометрия» рассчитана на четыре года обучения, по 1 часу в неделю, всего 72 часа.
Рабочая программа по предмету «Наглядная геометрия» составлена на основе Программы «Наглядная геометрия» Автор: Н.Б. Истомина и рассчитана по 18 часов в 1, 2, 3, 4 классах.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные,
творческие и практические занятия;
индивидуальная деятельность;
различные методы обучения:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
практический (учащиеся не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).
Преподавание курса факультатива «Наглядная геометрия» обеспечено следующими учебно – методическими пособиями:
Для ученика:
Тетради «Наглядная геометрия» для 1 − 4-х классов:
1-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;
2-й класс, автор Н. Б. Истомина;
3-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;
4-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько, изд. Ассоциация 21 век.
Для учителя
Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1-4 класс. Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011 г.
Краткая характеристика содержания курса
«Наглядная геометрия» для 1 – 4–го классов.
1 класс
1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях: «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д.
2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей.
3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.
2 класс
1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)
2. Углы. Многоугольники. Многогранники. Уточняются представления младших школьников об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником на основе имеющихся у них представлений о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.
3 класс
1. Кривые и плоские поверхности. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.
2. Пересечение фигур. Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.
3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Формируются представления о круге как сечении шара, об окружности как границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.
4 класс
1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения). Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся предметами. Школьники знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по совершенствованию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры.
2. Пересечение фигур. Обобщаются представления школьников о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты.
Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
У выпускника могут быть сформированы:
- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;
устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
- адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;
- восполнять пробелы в знаниях и умениях,
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться различными дополнительными источниками информации;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- воспринимать различные точки зрения;
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- понимать задаваемые вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- использовать в речи язык математики
- совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации
Календарно – тематическое планирование
курса «Наглядная геометрия».
1-й класс - 18 ч.
Примерное планирование занятий.
Название темы | Кол-во часов | |
1 | Игра «Танграм». | 1 |
2 | Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе». Практическая геометрия. | 1 |
3 | Учимся ориентироваться относительно точки отсчета. Точки и линии. | 1 |
4 | Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. | 1 |
5 | Геометрические фигуры: круг, треугольник. Предметы одинаковой формы. | 1 |
6 | Геометрические фигуры. Предметы одинаковой формы. | 1 |
7 | Предметы разные и одинаковые по форме. | 1 |
8 | Форма, размер. Конструирование прямоугольника из двух фигур. | 1 |
9 | Конструирование фигуры из двух частей. | 1 |
10 | Конструирование треугольника из фигур. | 1 |
11 | Конструирование прямоугольника из данных фигур. | 1 |
12 | Конструирование прямоугольника, треугольника из разных частей. | 1 |
13 | Плоская и кривая поверхность. | 1 |
14 | Линия замкнутая и незамкнутая. | 1 |
15 | Область и граница области на плоскости. | 1 |
16 | Соседние и не соседние области на плоскости. | 1 |
17 | Деление фигур на части. Разбиение. | 1 |
18 | Игра «Танграм». | 1 |
2-й класс – 18 ч.
Примерное планирование занятий.
Тема занятия | Кол-во часов | |
1 | Повторение. Прямые и кривые линии. Ломаная линия. | 1 |
2 | Кривая линия и луч. Ломаная и многоугольник. | 1 |
3 | Плоская поверхность. Плоскость. Углы. Виды углов. | 1 |
4 | Сравниваем и строим углы. | 1 |
5 | Строим углы с помощью угольника. | 1 |
6 | Многоугольники. | 1 |
7 | Треугольники. | 1 |
8 | Четырехугольники. | 1 |
9 | Четырехугольники, треугольники. | 1 |
10 | Прямоугольник и квадрат. | 1 |
11 | Многогранники и их изображение на плоскости. | 1 |
12 | Геометрические тела. Куб, построение куба. | 1 |
13 | Читаем схемы и чертежи. Каркасная модель куба. | 1 |
14 | Конструирование геометрических фигур. Развертка куба. | 1 |
15 | Пирамиды с четырёхугольным и треугольным основанием. Каркасная модель пирамиды. | 1 |
16 | Многогранники, развертка многогранника. Развёртка пирамиды с треугольным и четырёхугольным основанием. | 1 |
17 | Многогранники, развертка многогранника. Призма. Развёртка призмы с четырёхугольным основанием (параллелепипед). | 1 |
18 | Геометрический КВН. | 1 |
3-й класс – 18 часов
Примерное планирование занятий.
Тема занятия | Кол-во часов | |
1 | Повторение. Плоская и кривая поверхность. | 1 |
2 | Видимые и невидимые поверхности. Поверхности многогранника. | 1 |
3 | Пересечение геометрических фигур. | 1 |
4 | Пересечение лучей, отрезков. | 1 |
5 | Пересечение плоской поверхности с многогранником. | 1 |
6 | Пересечение прямой и куба. | 1 |
7 | Пересечение геометрических фигур. Пересечение углов. | 1 |
8 | Конструирование многоугольника. | 1 |
9 | Строим пересечение фигур на плоскости. | 1 |
10 | Фигуры одинаковой площади. Площадь нестандартной фигуры - палетка. | 1 |
11 | Шар и круг. | 1 |
12 | Окружность. | 1 |
13 | Окружность и круг. | 1 |
14 | Радиус окружности. | 1 |
15 | Из чего состоят геометрические объекты. | 1 |
16 | Строим окружности. | 1 |
17 | Узоры из окружностей. | 1 |
18 | Волшебные кубики. | 1 |
4 класс – 18 часов
Примерное планирование занятий.
Тема занятия | Кол-во часов | |
1 | Повторение. Плоские и объемные фигуры. | 1 |
2 | Тела вращения: цилиндр, конус и шар. | 1 |
3 | Цилиндр как тело вращения. | 1 |
4 | Конус как тело вращения. | 1 |
5 | Шар как тело вращения. | 1 |
6 | Развертка цилиндра, конуса, усеченного конуса. | 1 |
7 | Пересечение геометрических фигур. Строим пересечение геометрических фигур. | 1 |
8 | Объединение геометрических фигур. Строим объединие геометрических фигур. | 1 |
9 | Площадь прямоугольного треугольника. | 1 |
10 | Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Предметы одинаковой формы. | 1 |
11 | Точка. Линии кривые и прямые, замкнутые и незамкнутые. | 1 |
12 | Точка. Отрезок. Луч. Углы. Виды углов. Транспортир. | 1 |
13 | Симметрия. Преобразование фигур относительно вертикальной и горизонтальной линии. | 1 |
14 | Конструирование геометрических фигур. | 1 |
15 | Симметрия со смещением. | 1 |
16 | Конструирование многоугольника. | 1 |
17 | Плоские и объемные фигуры. | 1 |
18 | Геометрическая ярмарка. | 1 |
Используемая литература:
1.Программа факультатива «Наглядная геометрия» Автор: Н.Б. Истомина.
2.Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1,2,3,4 класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011 г.
Блок 3. Мои первые исследования.
Биология. Физика. Химия.
Пояснительная записка.
Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходим в современном обществе. Решение научных и жизненных проблемы требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть целостного видения явлений. Поэтому и возникает необходимость повышения уровня естественнонаучного образования.
Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач программы является привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с самыми простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности.
Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты. Поэтому большую часть времени программы отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу нашего курса, формирование навыков исследовательской работы.
В данной программе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся. Программа знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.
Программа имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры).
Введение этого кружка - это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.
Цель программы – способствовать овладению учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ;
Основные задачи программы:
обучающие:
- формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы;
- овладение простейшими практическими умениями и навыками в области физики, химии и биологии.
развивающие:
- удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей;
- развитие способностей к самостоятельному мышлению;
- развитие коммуникативных способностей.
воспитательные:
- воспитание ответственности и бережного отношения к природе;
- формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.
- привитие интереса к изучению явлений природы.
Календарно – тематическое планирование
курса «Мои первые исследования. Биология. Физика. Химия.»
1-й класс - 8 ч.
Примерное планирование занятий.
Название темы | Кол-во часов | |
1 | Введение. Целостность окружающего мира. Живая и неживая природы. | 1 |
2 | Введение. Методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент. | 1 |
3 | Экскурсия по территории школьного двора | 1 |
4 | Физические тела. Характеристики тела: длина, масса, объем, их измерения.Тела и вещества. | 1 |
5 | Простейшие измерительные приборы и инструменты. Правила техники безопасности. | 1 |
6 | Определение физических свойств вещества. | 1 |
7 | Измерение размеров физического тела и объема жидкости. | 1 |
8 | Измерение массы с помощью рычажных весов. | 1 |
2-й класс - 8 ч.
Примерное планирование занятий.
Название темы | Кол-во часов | |
1 | Экскурсия в кабинет биологии и школьную биологическую лабораторию. Правила безопасности | 1 |
2 | Царства живой природы. Свойства живых организмов. Разнообразие растений. Разнообразие животных. Разнообразие грибов. Увеличительные приборы. Микроскоп. | 1 |
3 | Разнообразие животных. Разнообразие грибов. | 1 |
4 | Увеличительные приборы. Микроскоп. | 1 |
5 | П.Р. «Симметрия и асимметрия в окружающем мире. Кристаллы. Цветок. Животные». | 1 |
6 | Экскурсия. Весенние явления в жизни растений. | 1 |
7 | Экскурсия. Грибы в природе | 1 |
8 | Экскурсия. Разнообразие водных организмов. | 1 |
9 | П.Р. Микроскоп. Рассматриваем различные организмы. |
3-й класс - 9 ч.
Примерное планирование занятий.
Название темы | Кол-во часов | |
1 | Экскурсия в кабинет физики и школьную физическую лабораторию. Правила безопасности. | 1 |
2 | Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Молекулы. Атомы. | 1 |
3 | Физические явления. Движение. Диффузия. | 1 |
4 | Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. | 1 |
5 | П.Р. «Изучение растворимости веществ». | 1 |
6 | П.Р. «Разделение смесей (отстаивание)» | 1 |
7 | П.Р. «Разделение смесей (испарение, фильтрация)» | 1 |
8 | П.Р. «Физические явления на основе воды» | 1 |
9 | П.Р. «Электрические явления» |
4-й класс - 9 ч.
Примерное планирование занятий.
Название темы | Кол-во часов | |
1 | Экскурсия в кабинет химии и школьную химическую лабораторию. Правила безопасности. | 1 |
2 | Химия – наука о веществах. Что было, когда химии не было, или Всегда ли была химия? | 1 |
3 | Наблюдения и описания химических явлений. Отличия химических явлений от физических. | 1 |
4 | Горение веществ. Простейшие опыты с веществами. Круговорот веществ в природе. | 1 |
5 | П.Р. «Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца». | 1 |
6 | П.Р. «Природные индикаторы». | 1 |
7 | П.Р. «Металлы и неметаллы». | 1 |
8 | П.Р. «Ароматы и запахи». | 1 |
9 | Экскурсия. Химические явления в природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа вежливых наук" для 3 класса
Программа состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цель, содержание программы, формы работы, планируемые результаты, темы занятий....
Рабочая программа "Школа вежливых наук"
Младший школьный возраст-период,наиболее благоприятный в нравственном становлении личности...
Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке к ВПР
Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке учащихся 4 класса к ВПР....
Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс
Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс...
Рабочая программа "Азбука пешеходных наук"
Данная программа соринтированная на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Математика - царица наук"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика – царица наук» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы внеу...
Рабочая программа «Увлекательная математика» 1 класс
Рабочая программа "Увлекательная математика" 1 класс...