Рабочая программа кружка "Школа вежливых наук" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Школа вежливых наук».
2 класс Б
2014г.
Пояснительная записка.
На основании приказа УО Администрации Туринского городского округа №186 от 24.08.10. школа является пилотной площадкой по введению обучения на начальной ступени в соответствии с ФГОС нового поколения. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования (второго поколения), согласно базисному учебному плану.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Курс «Школа вежливости» реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.
Целью данной программы является формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Содержание предполагает решение следующих задач:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Программа предусматривает разные виды работ с родителями: лектории, беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные консультации, консультации психолога.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Отбор содержания курса осуществляется с учетом знаний о человеке, жизненного опыта учащихся, их возрастных особенностей.
С целью перехода знаний в убеждения широко используются жизненные ситуации.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-с оздание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации;
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-участие в воспитательных мероприятиях
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Предметы диагностики
- Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
- Коммуникативное общение
Объекты контроля и анализа:
- - познавательная активность, интерес к учению, школе;
- - сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к окружающим;
- - применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
- - выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к людям других поколений и социальных групп; элементарные представления правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к другим людям, к внутреннему миру и результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственности за других людей, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
Контроль уровня воспитанности:
По окончанию изучения курса «Школа вежливых наук» следует заполнить психолого-педагогическую карту по следующим показателям:
Тематическое планирование курса
Уровни воспитательных результатов темы занятий | Приобретение школьником новых социальных знаний | Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия |
| Чтение и обсуждение прочитанного стихотворения Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать» | Инсценирование стихотворения | Конкурс рисунков на тему: «Я – волшебник» |
| Обсуждение реальных событий, близких детям, случившихся дома. | Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них. | |
| Чтение и обсуждение прочитанных рассказов В. Осеевой «Печенье», «Сыновья» | ||
| Чтение и обсуждение прочитанных отрывков из книги Гр. Остера «Вредные советы», усваивание иронии «вредных советов» | ||
| Анализ ситуаций из сказки Сергея Седова «Сказка про Сережу и Лену» | Групповые дискуссии, обсуждения. Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации. | |
| Рассмотрение ситуаций, их решение - создание ситуаций для общения с детьми, имеющими разные позиции, и последующее обсуждение. | Планирование конкретных дел ценностного содержания (индивидуально и в классе). | |
| Чтение и обсуждение прочитанного стихотворения Олега Григорьева «Гостеприимство». | Разыгрывание сценки «В прихожей». Игры. | |
| Разучивание игр | Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей | |
| Чтение и обсуждение прочитанного отрывка из книги Б. В. Бушелевой «Поговорим о воспитанности» | ||
| Ролевые игры. Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств. | ||
| Слово лечит, слово-калечит – примеры из своей жизни | Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для рисунка, подбор слов-синонимов | |
| Моделирование и проигрывание ситуаций, которые помогут обратить внимание ребят на основные правила | Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации | |
| Чтение и обсуждение прочитанного стихотворения Якова Акима «Жадина» | Умеем ли мы признавать свои ошибки – примеры из жизни. | |
| Ценностные опросы. Общение с одноклассниками, родными; создание ситуаций для оказания помощи, сострадания. | Разбор конфликтных ситуаций. | |
| Разучивание стихотворения «Если в доме кто-то плачет, вы ему скажите, что…» | Моделирование и проигрывание ситуаций, которые помогут обратить внимание ребят на проявление заботы, помощи близким | |
| С помощью беседы подводим детей к выводу: нужно учиться слушать лес, нужно учиться видеть его чудеса, НУЖНО БЫТЬ ДОБРЫМ и ПО-ДОБРОМУ ОТНОСИТЬСЯ ко всему, что в лесу растет и живет. | Акция «Поможем лесным жителям» - пишем письма взрослым и детям | |
| Обсуждение реальных событий (близких детям), случившихся в городе | Публичная нравственная оценка событий и поступков. | |
| Чтение и обсуждение прочитанной сказки Ганс Христиана Андерсена «Дикие лебеди» | Опыт принятия других; забота о других, о тех, кто болеет (в том числе животных). Установление и поддержание ценностных традиций класса, школы. | |
Подготовка к празднику. | Приготовление декорации для сюжета: сказочный город и его обитатели, оформление плакатов со словами приветствий и прощаний. | Ролевые игры и театральная драматизация. | |
| Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей | ||
| Прочитать рассказы по теме: «Волшебное слово», «Три товарища», «Просто старушка» В.Осеевой. Подготовить инсценировки отрывков. Разучить с детьми игру «Вежливый ручеек». | Конкурс кукол-руковичек, «Лучший пригласительный билет» | Изготовление бумажных самолетиков, на крыльях которых слова волшебные |
| Составление рассказов «Каким я представляю себе сказочный город», «Волшебные слова». Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для фотографии | ||
| Праздник совместный с родителями | Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей | Разбор конфликтных ситуаций. Празднование ценностно-окрашенных праздников. |
| Выучить с детьми стихи и песни о дружбе, подобрать пословицы | ||
| Практикумы | Праздник для мальчишек и не только. | |
| Предложить каждой семье совершить с ребенком поездку в общественном транспорте за несколько дней до занятия. При этом обратить внимание ребенка на его поведение и поведение других, объяснить ему основные правила пользования общественным транспортом. | организовать семейный конкурс на лучший макет одного из видов общественного транспорта. Оформить приглашение родителям на занятие в виде аппликаций автобуса. Подготовить с детьми инсценировки по теме занятия. | |
| Инсценировки по теме занятия, практикумы, соревнование. | Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств. Опыт принятия других; забота о других. | |
| Оформить в виде аппликаций билеты-памятки | Выучить с детьми стихи о театре, цирке, кино. Подготовить инсценировку стихотворения «В театре». Оформить и написать приглашения родителям на занятие в виде аппликаций зверюшек-циркачей | |
| Путешествие в сказочный город | Погружение в атмосферу – посещение театра | |
| Решение задач по культуре вежливости. Ролевые игры | Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей | |
| Проведение репетиций с детьми. Разучивание песен и постановка сценок и сказки Изготовление реквизита и костюмов. | Инсценировка русской народной сказки «Белка и волк». | |
| Познавательный разговор о дружбе | Сценка «Урок дружбы» | Разработка правил дружбы детьми совместно с родителями. |
| |||
Учебно-методическое обеспечение курса:
Данный курс обеспечен разработанными конспектами занятий, литературой для детей в электронном виде.
Перечень рекомендованной литературы для учителя:
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Васильева-Гангнус Людмила «Азбука вежливости»
Перечень рекомендованной литературы для учащихся:
В. Дмитриева «Уроки вежливости для самых умных малышей». Электронное издание. 2008г.
В. Волков «Школа вежливости или как себя вести». Издательство: Ярослав. 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Азбука вежливости" 1-4 класс
программа для работы во внеурочное время с 1 по 4 класс...
Рабочая программа "Школа вежливых наук" для 3 класса
Программа состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цель, содержание программы, формы работы, планируемые результаты, темы занятий....
Рабочая программа "Школа вежливых наук"
Младший школьный возраст-период,наиболее благоприятный в нравственном становлении личности...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа "Школа вежливости"
Рабочая программа "Школа вежливости". Пояснительная записка. 3 кл. 2017 г. Внеурочная деятельность...