Рабочая программа внеурочной деятельности "Царица наук"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsaritsa_nauk.doc | 64 КБ |
ktp_tsaritsa_nauk.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. » (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей во внеурочной работе способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Внеурочная работа оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Основные методы:
1.Словесный метод:
- Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
- наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
- тренировочные упражнения;
- практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
- сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
- выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Описание места курса в учебном плане
Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Бутурлиновская ООШ № 7 на курс внеурочной деятельности «Царица наук» отводится 17 часов. 1 час в неделю в первом полугодии.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
- участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
- уметь общаться с людьми;
- вести исследовательские записи,
- систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
6.Шклярова Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
7.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
8.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
9.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания;
- выпуск математической газеты
- Викторина. «Турнир смекалистых».
- Проект «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Тема урока | Универсальные учебные действия | Формы контроля | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||||
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | текущий | 1 | 03.09.15. | |
2 | Занимательная математика в доме и квартире. |
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя Коммуникативные: слушать и понимать речь других Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | текущий | 1 | 10.09.15. | |
3 | Из истории чисел и цифр |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | текущий | 1 | 17.09.15. | |
4 | Удивительное рядом или старинные меры длины. |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | текущий | 1 | 24.09.15. | |
5 | Занимательная геометрия. |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | текущий | 1 | 01.10.15. | |
6 | Занимательные задачи. |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: слушать и понимать речь других Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | текущий | 1 | 08.10.15. | |
7-8 | Упражнения на проверку знания нумерации |
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | текущий | 2 | 15.10.15. 22.10.15. | |
9 | Геометрические фигуры. Их виды. |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | текущий | 1 | 29.10.15. | |
10 | Задачи – смекалки. Задачи-шутки. |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | текущий | 1 | 12.11.15. | |
11-12 | Занимательные квадраты. |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: слушать и понимать речь других Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | текущий | 2 | 19.11.15. 26.11.15. | |
13 | Математические фокусы |
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | текущий | 1 | 03.12.15. | |
14 | Задачи в стихах. |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | текущий | 1 | 10.12.15. | |
15-16 | Логические математические задачки-шутки |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | текущий | 2 | 17.12.15. 24.12.15. | |
17 | Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы наук» | итоговый | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливых наук "
Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Старт в науку"
Программа общеинтеллектуального направления и реализуется в различных предметных областях: 1 класс-«Ботаника», 2 класс-«История», 3 класс – «Физика», 4 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливых наук»
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в соц...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...