Рабочая программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук»
рабочая программа (4 класс)

Великанова Елена Васильевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop_nauk_4_klass_2020-2021.docx54.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной

деятельности

«Калейдоскоп наук»

Направление программы: общеинтеллектуальное 

 4 а  класс ( 10 лет)

Срок реализации программы:   1  год

                                                                                                                                          Составитель программы:              

          Великанова Елена Васильевна,

 учитель ГБОУ НШ с. Красноармейское

                                                       

с. Красноармейское, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Калейдоскоп наук» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы Начального общего образования ГБОУ НШ с. Красноармейское.

Актуальность выбора курса «Калейдоскоп знаний» определена тем, что в концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…», потребностях обучающихся и их родителей, обусловлена тем, что формируемые универсальные учебные действия в будущем станут основой для успешного продолжения обучения в среднем и старшем звене школы.

Смысл курса состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Это важно, т.к. дети, которые не усвоили какой – то учебный материал и испытывают затруднения при решении типовых задач, смогли бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается не на школьные знания, а на поисковую активность и сообразительность ребенка..

Практическая значимость определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию личности в учебном процессе. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Связь с общешкольными программами прослеживается с уроками русского языка, математики, окружающего мира. Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся  и  направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ по трём предметам.

         

Цель: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.

Задачи:

обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений;

- углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;

- создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.

развивающие:

- формирование и развитие логического мышления;

- развитие речи  и словарного запаса учащихся;

- развитие внимание, памяти;

воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование умение работать в группе.

        Ожидаемые результаты реализации программы «Калейдоскоп наук»

Личностные результаты:

Будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности.

 Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
  • .

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;  
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений

1 модуль «Шкатулка расчётов»

Учащиеся научатся:

  • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • читать, записывать и сравнивать величины;
  • выполнять письменно действия с многозначными числами;  
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

1 модуль «Секреты языка»

Учащиеся научатся:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса).

 

3 модуль «Таинство природы»

Учащиеся научатся:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.

      Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.  Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы. 

Способы проверки результатов: диктанты, проверочные работы, тесты.

 Особенности возрастной группы детей 1 – 4 класса: младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Режим занятий включает в себя 68 занятия в 4 классе  (2 часа в неделю).

 Особенности программы  «Калейдоскоп наук»

1 модуль «Шкатулка расчётов»

2 модуль «Секреты языка»

3 модуль «Таинство природы»

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

теория

практика

1 модуль. «Шкатулка расчётов»

23 ч

15ч

2 модуль. «Секреты языка»

24ч

19ч

3 модуль. «Таинство природы»

21ч

14ч

Всего за год:

68часов

20 часов

48 часов

Содержание программы:

Курс представлен следующими содержательными линиями:

  1. модуль. Шкатулка расчётов (23ч)

Тренировка слуховой памяти, автоматизация устного счёта. Алгоритм выполнения выражений со скобками и без скобок. Решение простых задач. Составные части текстовых задач. Анализ и синтез при решении составных задач. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины. Работа с информацией.

  1. модуль. Секреты языка (24ч)

 Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и пунктуация. Развитие речи. Звуко-буквенный разбор. Морфологический разбор. Синтаксический разбор простого предложения, осложнённого однородными членами предложения и сложного предложения. Работа с текстом.

3 модуль.  Таинство природы (21ч)

Условные обозначения на карте. Природные зоны России.  Разнообразие растительного и животного мира материков и водоёмов. Система органов человека. Строение функционирование организма для сохранения и укрепления здоровья. Мир глазами географа. Оптимальные формы поведения, на основе пройденных правил. Правила безопасной жизни.

Учебно – тематическое планирование

программы внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук»

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

I четверть -16 часов

  1 модуль. Шкатулка расчётов

23ч

1-2.

Арифметические действия в пределах 1000. Порядок действий.

3-4.

Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью.

5-6.

Задачи с именованными величинами на определение и  нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

7-8.

Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём.

9-10.

Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации.

11-12.

Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок.

13-14.

Решение текстовых задач.

15-16.

Основы логического и алгоритмического мышления.

II четверть – 16 часов

17-19.

Решение нестандартных задач.

20-21.

Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение.

22-23.

Логические задачи.

  2 модуль. Секреты языка

24ч

24-25.

Аудирование.  Написание диктанта.

26-27.

Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах. Звонкие и глухие согласные

28-29.

Текст. Упражнение в определение основной мысли текста.

30-32.

Текст. Упражнение в составление плана текста.

III четверть – 20 часов

33.

Текст. Упражнение в составление плана текста.

34-35.

Текст. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста.

36-37.

Слово и его лексическое значение. Слова – синонимы.

38-39.

Части слова. Упражнение в разборе слов по составу.

40-41.

Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи.

42-43.

Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи.

44-45.

Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи.

46-47

Интерпретации пословицы.

  3 модуль. Таинство природы.

21ч

48.

Предметы и материалы.

49-50.

Прогноз погоды. Работа с данными.

51.

Узнай материк. Работа с картами.

52.

Животные  Евразии, Африки, Австралии.

IV четверть – 16часов

53.

Животные  Евразии, Африки, Австралии.

54.

Животные  Северной Америки и Южной Америки.

55.

Животные Антарктиды и Арктики.

56-57.

Природные зоны России.

58-59.

Государственные символы России. Достопримечательности. Животные и растения.

60.

Внешнее и внутреннее строение тела человека.

61-62.

Выскажи своё мнение. Опиши опыт.

63.

Объясни знак.

64-65.

Профессии людей.

66.

Памятные даты.

67-68.

Достопримечательности родного края, особенности природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. М.И. Кузнецова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. – М.: Просвещение, 2019

2. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. – М.: Просвещение, 2019

3. М.Ю. Демидова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2019

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Компьютер
  • мультимедийный проектор
  •  экран.

Каждому ребѐнку необходимо иметь: рабочие тетради по подготовке к ВПР: окружающий мир, русский язык, математика, ручка, линейка, простой карандаш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа вежливых наук" для 3 класса

Программа состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цель, содержание программы, формы работы, планируемые результаты, темы занятий....

Рабочая программа "Школа вежливых наук"

Младший школьный возраст-период,наиболее благоприятный в нравственном становлении личности...

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке к ВПР

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке учащихся 4 класса к ВПР....

Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс

Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс...

Рабочая программа "Азбука пешеходных наук"

Данная программа соринтированная на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Математика - царица наук"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика – царица наук»   для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению  составлена на основе авторской программы внеу...