Рабочая программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук»
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной
деятельности
«Калейдоскоп наук»
Направление программы: общеинтеллектуальное
4 а класс ( 10 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Великанова Елена Васильевна,
учитель ГБОУ НШ с. Красноармейское
с. Красноармейское, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Калейдоскоп наук» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы Начального общего образования ГБОУ НШ с. Красноармейское.
Актуальность выбора курса «Калейдоскоп знаний» определена тем, что в концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…», потребностях обучающихся и их родителей, обусловлена тем, что формируемые универсальные учебные действия в будущем станут основой для успешного продолжения обучения в среднем и старшем звене школы.
Смысл курса состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Это важно, т.к. дети, которые не усвоили какой – то учебный материал и испытывают затруднения при решении типовых задач, смогли бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается не на школьные знания, а на поисковую активность и сообразительность ребенка..
Практическая значимость определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию личности в учебном процессе. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Связь с общешкольными программами прослеживается с уроками русского языка, математики, окружающего мира. Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ по трём предметам.
Цель: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.
Задачи:
обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;
- создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие внимание, памяти;
воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование умение работать в группе.
Ожидаемые результаты реализации программы «Калейдоскоп наук»
Личностные результаты:
Будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
- способность к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
- .
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений
1 модуль «Шкатулка расчётов»
Учащиеся научатся:
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать, записывать и сравнивать величины;
- выполнять письменно действия с многозначными числами;
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
1 модуль «Секреты языка»
Учащиеся научатся:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса).
3 модуль «Таинство природы»
Учащиеся научатся:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы.
Способы проверки результатов: диктанты, проверочные работы, тесты.
Особенности возрастной группы детей 1 – 4 класса: младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Режим занятий включает в себя 68 занятия в 4 классе (2 часа в неделю).
Особенности программы «Калейдоскоп наук»
1 модуль «Шкатулка расчётов»
2 модуль «Секреты языка»
3 модуль «Таинство природы»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
теория | практика | |||
1 модуль. «Шкатулка расчётов» | 23 ч | 8ч | 15ч | |
2 модуль. «Секреты языка» | 24ч | 5ч | 19ч | |
3 модуль. «Таинство природы» | 21ч | 7ч | 14ч | |
Всего за год: | 68часов | 20 часов | 48 часов |
Содержание программы:
Курс представлен следующими содержательными линиями:
- модуль. Шкатулка расчётов (23ч)
Тренировка слуховой памяти, автоматизация устного счёта. Алгоритм выполнения выражений со скобками и без скобок. Решение простых задач. Составные части текстовых задач. Анализ и синтез при решении составных задач. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины. Работа с информацией.
- модуль. Секреты языка (24ч)
Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и пунктуация. Развитие речи. Звуко-буквенный разбор. Морфологический разбор. Синтаксический разбор простого предложения, осложнённого однородными членами предложения и сложного предложения. Работа с текстом.
3 модуль. Таинство природы (21ч)
Условные обозначения на карте. Природные зоны России. Разнообразие растительного и животного мира материков и водоёмов. Система органов человека. Строение функционирование организма для сохранения и укрепления здоровья. Мир глазами географа. Оптимальные формы поведения, на основе пройденных правил. Правила безопасной жизни.
Учебно – тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I четверть -16 часов | ||
1 модуль. Шкатулка расчётов | 23ч | |
1-2. | Арифметические действия в пределах 1000. Порядок действий. | 2ч |
3-4. | Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью. | 2ч |
5-6. | Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия. | 2ч |
7-8. | Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём. | 2ч |
9-10. | Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации. | 2ч |
11-12. | Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок. | 2ч |
13-14. | Решение текстовых задач. | 2ч |
15-16. | Основы логического и алгоритмического мышления. | 2ч |
II четверть – 16 часов | ||
17-19. | Решение нестандартных задач. | 3ч |
20-21. | Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение. | 2ч |
22-23. | Логические задачи. | 2ч |
2 модуль. Секреты языка | 24ч | |
24-25. | Аудирование. Написание диктанта. | 2ч |
26-27. | Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах. Звонкие и глухие согласные | 2ч |
28-29. | Текст. Упражнение в определение основной мысли текста. | 2ч |
30-32. | Текст. Упражнение в составление плана текста. | 3ч |
III четверть – 20 часов | ||
33. | Текст. Упражнение в составление плана текста. | 1ч |
34-35. | Текст. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста. | 2ч |
36-37. | Слово и его лексическое значение. Слова – синонимы. | 2ч |
38-39. | Части слова. Упражнение в разборе слов по составу. | 2ч |
40-41. | Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи. | 2ч |
42-43. | Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи. | 2ч |
44-45. | Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. | 2ч |
46-47 | Интерпретации пословицы. | 2ч |
3 модуль. Таинство природы. | 21ч | |
48. | Предметы и материалы. | 1ч |
49-50. | Прогноз погоды. Работа с данными. | 2ч |
51. | Узнай материк. Работа с картами. | 1ч |
52. | Животные Евразии, Африки, Австралии. | 1ч |
IV четверть – 16часов | ||
53. | Животные Евразии, Африки, Австралии. | 1ч |
54. | Животные Северной Америки и Южной Америки. | 1ч |
55. | Животные Антарктиды и Арктики. | 1ч |
56-57. | Природные зоны России. | 2ч |
58-59. | Государственные символы России. Достопримечательности. Животные и растения. | 2ч |
60. | Внешнее и внутреннее строение тела человека. | 1ч |
61-62. | Выскажи своё мнение. Опиши опыт. | 2ч |
63. | Объясни знак. | 1ч |
64-65. | Профессии людей. | 2ч |
66. | Памятные даты. | 1ч |
67-68. | Достопримечательности родного края, особенности природы. | 2ч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. М.И. Кузнецова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. – М.: Просвещение, 2019
2. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. – М.: Просвещение, 2019
3. М.Ю. Демидова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2019
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Компьютер
- мультимедийный проектор
- экран.
Каждому ребѐнку необходимо иметь: рабочие тетради по подготовке к ВПР: окружающий мир, русский язык, математика, ручка, линейка, простой карандаш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа вежливых наук" для 3 класса
Программа состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цель, содержание программы, формы работы, планируемые результаты, темы занятий....
Рабочая программа "Школа вежливых наук"
Младший школьный возраст-период,наиболее благоприятный в нравственном становлении личности...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов «Английский в фокусе» (Spotlight), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией «Москва, Просвещение и ExpressPublishing», 2015 год, авторы программы: Н.И. Бык
Методическая разработка к УМК "Spotlight" для 2-4 классов...
Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке к ВПР
Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке учащихся 4 класса к ВПР....
Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс
Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс...
Рабочая программа "Азбука пешеходных наук"
Данная программа соринтированная на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Математика - царица наук"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика – царица наук» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы внеу...