Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
проект (1 класс) на тему

Использование проектно-исследовательской деятельности для достижения образовательных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_issled_deyat_shmopechat.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование проектно-исследовательской деятельности для достижения образовательных результатов

    Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в стандарте:

1. Основное отличие нового стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия.

3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым стандартам, является системно-деятельностный подход.

   Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

   Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

   Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

   Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

   Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед).

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

   Задачи проектной деятельности в школе:

• Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы).

• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).

• Формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление).

• Формирование умения составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

• Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

   К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  1. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.
  2. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.
  3. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

   Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обеих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

   Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

• умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

• умение находить несколько вариантов решения проблемы;

• умение выдвигать гипотезы;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• умение коллективного планирования;

• умение взаимодействовать с любым партнером;

• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

• навыки делового партнерского общения;

• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

• умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д;

• умение вести дискуссию;

• умение отстаивать свою точку зрения;

• умение находить компромисс;

• навыки устного опроса;

6. Презентационные умения и навыки:

• навыки монологической речи;

• умение уверенно держать себя во время выступления;

• артистические умения;

• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

• умение отвечать на незапланированные вопросы.

   Виды проектной деятельности:

• Практико-ориентированный (прикладной) проект.

• Информационный проект.

• Исследовательский проект.

• Творческий проект.

   Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что проектно – исследовательская деятельность необходима при работе на любом уроке.

   В своей работе я использую проектно-исследовательскую деятельность. Работа над групповым проектом выполняется по определённому алгоритму.

1. Определение темы проекта.

2. Подбор информации.

3. Распределение роли каждого участника проекта.

4. Составление этапов (плана) проекта.

5. Представление самого проекта (защита проекта).

   Существует несколько типов проектной деятельности: групповой (коллективный) и индивидуальный.

   Очень часто в своей работе я использую проектно-ориентировочный (прикладной проект). Проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика (учебное пособие, подарок). Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса.

   Исследовательский проект используется на уроках окружающего мира и для участия в конкурсах. При поиске информации учащиеся используют различные информационные источники, такие как энциклопедии, толковые словари, интернет- ресурсы. Дети учатся самостоятельно извлекать необходимую информацию. В данном случае формируются познавательные УУД.

   Информационный проект можно использовать на уроках окружающего мира, математики, литературного чтения. Эта работа направлена не только на поиск, анализ, представление информации, но и на формирование эстетического вкуса. При таком виде деятельности формируются как познавательные навыки, так и отношения учебного сотрудничества (коммуникативные УУД).

   Пожалуй, самый любимый детьми вид проектной деятельности – это  творческий проект, т. е. разработка сценариев праздников, распределение ролей, подбор и разучивание песен, танцев, оформление класса. Роль учителя – направлять детей. В процессе такой работы ребята учатся слушать и понимать речь окружающих, задавать вопросы на понимание, необходимые для сотрудничества с партнёром. Формируется способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности, учебная самостоятельность.

   Исходя из опыта работы, можно сказать, что проектная деятельность является одной из ведущих в достижении образовательных результатов.

   Проекты, выполненные в 1-б классе (2014-2015 учебный год)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

«Моя малая родина»

«Математика в загадках, пословицах, поговорках» (математика)

«Мы школьниками стали!» (творческий проект)

«Моя семья» (окружающий мир)

«Созвездие именинников» (творческий проект)

«Мой класс, моя школа» (окружающий мир)

«Живая азбука» (литературное чтение)

«Спасибо тебе, азбука!» (творческий проект)

Создание музея «Город букв» (литературное чтение)

«Азбука загадок» (литературное чтение)

«Наш класс – дружная семья» (литературное чтение)

«Сказочная страничка» (русский язык)

«Скороговорки» (русский язык)

«Математика вокруг нас» (математика)

«Мои домашние питомцы» (окружающий мир)

«Прощай, любимый 1 класс, ты лучшим в жизни был у нас!» (творческий проект)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...