Методическая разработка на конкурс "Волшебный мир Чайковского"
методическая разработка на тему
Методическая разработка включает: конспект урока, истории детей, комиксы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.rar | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тематическая музыкальная гостиная: П. И. Чайковский «Времена года». Составление историй по временам года.
(Включает 2 урока)
Класс: 2
Цель: развитие личности ребенка при составлении текста, опираясь на художественные тексты, виды изобразительного искусства, музыку, личные наблюдения.
Задачи:
- дать представление о П. И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;
- вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года»;
- учить определять характер и настроение прослушанной музыки;
-продолжать знакомить детей с построением литературного произведения;
-развивать речь, логическое мышление;
-воспитание чувства прекрасного.
Представление о результатах:
Личностные. Высказывать собственное мнение о поступках героев и давать им обоснование.
Предметные.
Воплощать свои представления о временах года;
Строить текст в соответствии с правилами построения.
Знать правила грамматики и словоупотребления.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с моделями конструктора.
Умение корректировать написанное с помощью редактирования.
Познавательные УУД:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Составлять коллективную композицию из отдельных элементов.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме. Готовность слушать собеседника, вести диалог, договариваться, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Умение распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Оборудование:
Шкатулка,снежинка, загадки, цветок, листок, диски с музыкой, презентация, грибочки и ягоды (муляж), веточка тополя с листьями, листья осенние, нетбуки, конструкторы лего.
Ход урока.
I. Организационный момент Психологический настрой Утром солнышко проснулось, Всем ребятам улыбнулось. Лучик тёплый, золотой На урок возьмём с собой. Будет он нас согревать И в учёбе помогать. | |
II Актуализация знаний | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мы сегодня проведём вечер в музыкальной гостиной. Здесь нас ждёт встреча с музыкой, поэзией и живописью. А как зовут композитора, фотографию, которого мы видим? Имя этого композитора мы слышим с самого детства. Загадочный Щелкунчик, нежная девушка-лебедь Одетта, спящая красавица герои его опер и балетов сопровождают нас всю жизнь. Вспомните какие пьесы из «Детского альбома» вы слушали на уроках музыки. Чайковский рос в музыкальной семье, где музыку любили и очень почитали, в доме устраивались музыкальные вечера. Любуясь красотой природы, он стремился передать свои настроения в музыке. П. И. Чайковский очень любил природу и изобразил в своей музыке не только зиму, весну, лето и осень, но и каждый месяц в отдельности и объединил эти музыкальные пьесы одним названием: «Времена года». В альбоме 12 небольших пьес, столько, сколько месяцев в году. Послушаем стихотворение. | Петр Ильич Чайковский. Марш деревянных солдатиков, Кукла, Новая кукла, Зимнее утро… 1 ученик: Первой к нам зима идет, Новый год она ведет. За зимой второй весна, Говорят: весна красна. Третьим лето - все в цветах И с малиной на кустах. А четвертой осень, Ветер с клена листья сбросил. |
3. Обобщение, систематизация знаний | |
У меня на столе стоит волшебная шкатулка. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Угадай-ка». Итак, я открываю нашу волшебную шкатулку, и что же там лежит? О каком времени года у нас пойдет речь? Послушаем стихотворение. Ребята, какая погода на улице зимой? А как мы можем согреться в такой мороз? Совершенно верно, только в наших современных домах тепло от батарей. В то время, когда жил композитор, тепло в доме становилось от печки или уютного камина, который в ту пору назывался «камелёк». Представьте себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки. Прослушивание пьесы “У камелька” из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Ребята, известный поэт С. Есенин красиво описал зиму в стихах, послушайте. А вот следующая пьеса зимнего месяца – февраля. Называется она «Масленица». Вспомните, как недавно в нашем саду мы тоже провожали Масленицу. Это веселый, яркий, шумный праздник. Народ провожает зиму. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. А мелодия «Масленицы» немного напоминает народную пляску. И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех. Может песней - полу сказкой Нас, шутя развеселить И рассыпаться вдруг пляской, В хороводе закружить. Что за сюрприз нас поджидает в шкатулке? Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? Прошла зима и после долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Мартовский воздух еще холодный, солнечные лучи ярко блестят на белом снегу. Вся природа в ожидании тепла. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? Вспомните, какую пьесу слушали мы с вами из «Детского альбома»? Послушаем стихотворение. В Жуковского «Жаворонок» Ребята, а что еще происходит с приходом весны. Давайте посмотрим в нашу волшебную шкатулку, что там ещё есть. Вы угадали, весна нас радует первыми весенними цветами – подснежниками. Подснежник тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки. Вот он выглядывает из-под тающего снега и качает головкой на легком, весеннем ветерке. Он такой хрупкий и нежный. Слайд –шоу весенние цветы. Ребята, посмотрим, что ещё есть у нас в волшебной шкатулке. Зеленеют луга, В небе - радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться. Наконец-то наступило долгожданное лето. Солнышко не жалеет своего тепла и ласкает всех своими лучами. Давайте послушаем стихотворение про лето. Как чудесно летним теплым вечером плыть в лодке по водной глади и слушать нежную песню. Волны мягко касаются лодки, как будто гладят ее. Широко и привольно льется чудесная мелодия песни, наполняя душу счастьем и покоем. Как замечательно назвал П. И. Чайковский эту пьесу – «Баркарола». Слово «баркарола» пришло к нам из Италии, и означает оно «песня в лодке» (барке). Прослушивание музыки: пьеса «Баркарола». Посмотрим, что ещё нам приготовила волшебная шкатулка . Какая погода осенью? И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом. И об этом наша грустная песенка. Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется «Осенняя песнь». Завершает альбом «Времена года» пьеса последнего месяца – декабря. Эта пьеса называется «Святки», название которое дал старинный предновогодний праздник. Скоро, придет Дед Мороз, пушистая елка, и осуществятся все наши мечты и желания. А кто это кружится в веселом вальсе за окном? Ах, это снежинки-смешинки веселятся и падают, падают на землю, мерцая в ярком свете луны. П. И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна. | Снежинка. Мы будем говорить про зиму. 2 ученик: Вечер зимний в небе синем Звезды яркие зажег. Ветви сыплют снег пушистый На подсиненный снежок. Сказка тихо в дверь стучится. Ты впусти ее, дружок! Холодно, морозно. 1 ученик: Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Сто звоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. 2 ученик: Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Слушают музыку. Распустившаяся ветка тополя. Весна. Песню жаворонка. Ученик 4: На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий. И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Весной тает снег, прилетают птицы из жарких стран, солнышко греет сильнее, появляются проталины, а на них появляться подснежники… Подснежник. Смотрят фильм. Рассматривают картины зимы. Ягоды, грибы. Лето. Скоро солнце взойдет! Слышь! Чу! Соловей Щелкнул где-то, поет. И все ярче, светлей Переливы зари, Словно пар над рекой Поднялся, посмотри. Над рекой наклонясь, Что-то шепчет камыш. А кругом на полях Непробудная тишь. Слушают музыку. Осенний листок. Описывают осеннюю природу. Слушание Слушание музыки. |
4. Обобщение, систематизация знаний | |
П.И.Чайковский познакомил нас с звуками природы в музыке. Художники открыли нам глаза в чудесный мир красоты природы, а поэты заставили нас проникнуться описание времен года. Мы с вами попробуем себя в роли писателей и художников. Я вам предлагаю сочинить свою историю и проиллюстрировать её. Нашими помощниками будут конструкторы лего. Вы разделились на группы. Вспомним правила работы в группе. 1.Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение других. 3. Записывай идеи. 4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. 5. Не бери всю инициативу на себя. 6. Не жди подсказки. Вы должны определиться, о ком будет ваша история. Где будет происходить действие. Какая по настроению будет ваша история. В какое время года происходит событие поможет волшебная шкатулка. Откройте её, предмет который вы видите, он подскажет вам время года вашей истории. Вспомним правила построения текста. Работа в группах. (Составление историй) Создание комикса по своей истории используя программное обеспечение StoryVisualizer. Представление рассказа аудитории. | Называют правила работы в группе. Определяются героев сказки, где происходит действие, настроение сказки. Открывают шкатулку, достают предметы: лист, снежинка, веточка тополя, грибок и ягодка. Структура текста: начало, развитие событий, концовка. Работают в группах, составляют сказку. Оформляют работу: фотографируют используя фотоаппараты или камеру на нетбуке, пишут историю на компьютере. |
5.Рефлексия. | |
Определите для себя каким был наш урок сегодня. Перед вами весы. На столе у вас лежат смайлики. Возьмите смайлик, который соответствует вашему настроению: солнечное-вы довольны своей работой на уроке, у вас хорошее настроение или хмурое, если вы считаете, что работали не очень активно, у вас плохое настроение. Прикрепите на чашу весов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...