Программа дополнительного образования "Развитие математических способностей учащихся"
материал (3 класс) на тему
Можно использовать как программу дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bazhenovoy_i.n.docx | 49.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района.
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОБУ ДОД «ДДТ с. Ракитное» __________________ /Т.М.Сидоренко./ (подпись, печать) Приказ №_____ от «_____» _______2014г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Развитие математических способностей учащихся»
Кружок «Занимательная математика»
Возраст обучающихся: –9-10 лет Срок реализации программы: – 1 год Количество обучающихся в группе: – 14 чел. Количество часов в год: – 64часа Автор составитель –Баженова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования (совместитель) |
с.Сальское.
2014г
Пояснительная записка
Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку ко взрослой жизни.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Цель: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи:
- Повышение эрудиции и расширение кругозора.
- Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
- Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики и русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данных точных наук, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Учебная группа сформирована из детей 3 класса.
Возраст детей…8-10 лет…
Кружок создан на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу , в год 64 часа.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в олимпиадах, международных играх «Вот задачка» и «Умница»;
- знакомство с научно-популярной литературой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
Форма подведения итогов.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
- Математический КВН.
-Всероссийский конкурс по математике «Вот задачка»
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие | 1 час | 0,30 | 0,30 |
2 | Как люди научились считать | |||
3 | Знакомьтесь, Архимед! | 1 час | ||
4 | Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». | 1 час | 0,20 | 0,40 |
5 | Очень важную науку постигаем мы без скуки. | 5 час | 0,20 | 0,40 |
6 | Занимательная геометрия. | 11 часов | 1 | 10 |
7 | Загадки- смекалки | 1 | 0,60 | |
8 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | 0,60 | |
9 | Развитие познавательных способностей. | 15 час | 1 час | 14 |
10 | Газета любознательных». | 2 | 1 час | |
11 | Задачи с многовариантными решениями. | 2 часа | 0,5 | 1.5 |
12 | Открытие нуля | 1 час | 0,20 | 0,40 |
13 | Посещение компьютерного класса | 3 часа | 0,30 | 2.30 |
14 | Комбинирование элементов знаковых систем. | 1 час | 1 час | |
15 | Олимпиадные задания по математике. | 11 час | 1 | 10 час |
16 | Компьютерные математические игры. | 1 час | 0,60 | |
17 | Вычисление площади фигур. | 2 часа | 0,30 | 1.30 |
18 | Сочинение «Место математики в моей жизни» | 1 час | 0,20 | 0,40 |
19 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 час | 0,60 | |
20 | Итоговое занятие «Математический КВН». | 1 час | 0,60 | |
21 | Круглый стол «Подведём итоги» | 1 час | 1 час |
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата проведения |
1. |
| 1ч | 03.10 | |
2. |
| 1ч | 06.10 | |
3. |
| 1ч | 10.10 | |
4. |
| 13.10 | ||
5. |
| 5ч | ||
5.1 |
| 1ч | 17.10 | |
5.2 |
| 1ч | 20.10 | |
5.3 |
| 1ч | 24.10 | |
5.4 |
| 1ч | 27.10 | |
5.5 |
| 1ч | 31.10 | |
6 |
| 11 ч | ||
6.1 |
| 2ч | ||
6.1.1 |
| 1ч | 03.11 | |
6.1.2 |
| 2ч | 07.11-10.11 | |
6.2 |
| 2ч | ||
6.2.1 |
| 1 ч | 14.11 | |
6.2.2 |
| 1 ч | 17.11 | |
6.3 |
| 6ч | ||
6.3.1 |
| 1ч | 21.11 | |
6.3.2 |
| 1ч | 24.11 | |
6.3.3 |
| 1ч | 28.11 | |
6.3.4 |
| 1ч | 01.12 | |
6.3.5 |
| 1ч | 05.12 | |
6.3.6 |
| 1ч | 08.12 | |
7. |
| 1ч | составление загадок, требующих математического решения | 12.12 |
8. |
| 1ч | 15.12 | |
9. |
| 15ч | ||
9.1 |
| 4ч | ||
9.1.1 |
| 1 ч | 19.12 | |
9.1.2 |
| 1ч | 22.12 | |
9.1.3 |
| 1ч | 26.12 | |
9.1.4 |
| 1ч | 16.01 | |
9.2 |
| 3ч | ||
9.2.1 |
| 1ч | 19.01 | |
9.2.2 |
| 1ч | 23.01 | |
9.2.3 |
| 1ч | 26.01 | |
9.3 |
| 4 ч | ||
9.3.1 |
| 1 ч | 30.01 | |
9.3.2 |
| 1ч | 02.02 | |
9.3.3 |
| 1ч | 06.02 | |
9.3.4 |
| 1ч | 09.02 | |
9.4 |
| 3ч | ||
9.4.1 |
| 1ч | 13.02 | |
9.4.2 |
| 1ч | 16.02 | |
9.4.3. |
| 1ч | 20.02 | |
9.5 |
| 1 ч | 27.02 | |
9.5.1 |
| 1ч | 02.03 | |
10. |
| 2ч | ||
10.1 |
| 1ч | 06.03 | |
10.2 |
| 1ч | 09.03 | |
11 |
| 2ч | ||
11.1 |
| 1ч | 13.03 | |
11.1 |
| 1ч | 16.03 | |
12 |
| 1ч | исследовательская работа «Почему так?» | 20.03 |
13 |
| 3 ч | ||
13.1 |
| 1 | 30.03 | |
13.2 |
| 2 | 03.-06.04 | |
14 |
| 1ч | составление суперпримеров | 10.04 |
15 |
| 11ч | ||
15.1 |
| 1ч | 13.04 | |
15.2 |
| 1ч | 17.04 | |
15.3 |
| 1ч | 20.04 | |
15.4 |
| 1ч | 24.04 | |
15.5 |
| 1ч | 27.04 | |
15.6 |
| 1ч | 04.05 | |
15.7 |
| 1ч | 08.05 | |
15.8 |
| 1ч | 11.05 | |
15.9 |
| 1ч | 15.05 | |
15.10 |
| |||
15.11 |
| 1ч | По мере проведения олимпиад | |
16 |
| 1ч | ||
17 |
| 2ч | ||
17.1 |
| 1ч | ||
17.2 |
| 1ч | ||
18 |
| 1ч | 18.05 | |
19 |
| 1 ч | 22.05 | |
20 |
| 1 ч | 25.05 | |
21 |
| 1 час | 29.05 | |
| 64ч |
Воспитательная работа
Для воспитания любознательности, привития интереса к математике и другим наукам на кружке проводятся следующие внеклассные мероприятия:
-Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
- Математический КВН.
Работа с родителями:
-Проведение родительского собрания «занимательная математика».
- Помощь при подборе информации для выпуска «Газеты любознательных».
- Помощь в организации и проведении математического КВН.
- Участие в круглом столе
Используемая литература:
1.Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
2.Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001
3.Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004
4.Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
5. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
6. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
7.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988
8.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
9.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
10.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
11.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
12.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
13.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
14.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика» (художественное–эстетическое направление) в условиях ФГОС второго поколения (возраст 8-9 лет) Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа для внеурочной деятельности в рамках фгос...
Программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися: "Учимся решать задачи повышенной сложности"
Авторская программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися. Программа расчитана на детей 7-10 лет. Срок реализации 4 года. Автор Резакова Ольга Николаевна....
Развивающие и интеллектуальные игры, направленные на совершенствование математических способностей учащихся 4 класса
Научная статья...
Развитие математических способностей учащихся в начальной школе.
Методическая разработка развивающих занятий в начальной школе...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Радуга» ориентирована на работу с учащимися от 7 до 12 лет, направлена на духовно-нравственное развитие личности, представляет собой разработанный курс художественно-эстетического ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫРЕЗАНКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Вырезанка»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПДНаправление деятельности: «Декоративно-прикладное искусство»Кружок «Вырезанка» предназначен для р...