Развитие математических способностей учащихся в начальной школе.
методическая разработка по математике по теме
Методическая разработка развивающих занятий в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rarabotka.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка практических занятий с геометрическим материалом в начальной школе.
- Кружок «Геометрика».
Программа состоит из двух модулей:
● «Плоскостное моделирование»;
● «Объемное моделирование».
У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование».
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- совершенствование навыков классификации;
- обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
- развитие комбинаторных способностей;
- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
- изучение и конструирование различных видов многоугольников;
- исследование «периметра» и «площади» многоугольников;
- знакомство с осевой и центральной симметрией, конструирование на основе симметрии;
- овладение навыками пространственного ориентирования;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- обучение различным видам конструирования.
Этот модуль программы позволяет научиться создавать собственные объемные модели, освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, формирует у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Модуль «Объемное моделирование».
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- формирование целостного восприятия предмета;
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников;
- знакомство с изометрическими проекциями многогранников на плоскость;
- усвоение алгоритма планирования и организации проектной деятельности;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
- освоение проектной деятельности.
Данный модуль программы развивает у детей образное мышление и пространственное воображение, дает возможность в будущем легче освоить черчение, стереометрию, разобраться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Учащиеся знакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, тренируют глазомер, научатся видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор.
Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных предметах: математика, окружающий мир, технология, наглядная геометрия, информатика.
- Курс «Мир геометрии».
Основные принципы:
1. Одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.
2. Совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.
3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного представления к отвлеченным понятиям.
Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся.
Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.
- «Занимательная математика» (раздел «Геометрическая мозаика»).
Направлена на выработку таких умений, как:
● пространственное представление, дающее понятия о терминах «влево», «вправо», вверх», «вниз», «маршрут передвижения», «точка начала движения» и т.п.;
● составление геометрических узоров, выявление закономерности в геометрических узорах, симметрии, фигур, имеющих одну и несколько осей симметрии;
● расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички), выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции, составление и зарисовка фигур по собственному замыслу;
● разрезание и составление фигур, деление заданной фигуры на равные по площади части;
● поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации;
● решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность;
● распознавание окружности на орнаменте, составление орнамента с использованием циркуля;
● создание объемных фигур путем их моделирования из проволоки и создания из разверток (цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус и т.п.).
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.
Ценностными ориентирами содержания факультатива является:
● формирование умения рассуждать, как компонента логической грамотности;
● освоение эвристических приемов рассуждений;
● формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии и решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
● развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
● формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверят простейшие гипотезы;
● привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные результаты освоения программы факультатива:
● развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
● развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
● воспитание чувства справедливости, ответственности;
● развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальной школы
В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравтсвенного воспитания и развития обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального об...
Программа духовно-нравственного развития в начальной школе в рамках ФГОС
Данная программа посвящена работе по духовно-нравственному развитию в начальной школе в рамках ФГОС....
Статья "КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ЗАПОЛНЕНИЮ"
Цель и задачи ведения карты, её содержание....
выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...
Описание тестов и упражнений контроля за физическим и психомоторным развитием обучающихся начальной школы.
Описание тестов и упражнений контроля за физическим и психомоторным развитием обучающихся начальной школы....
«Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»
Развитие мотивационной сферы у ребенка Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи....
Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"
Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...