АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫРЕЗАНКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа (3, 4 класс) по теме
Кружок «Вырезанка»
Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД
Направление деятельности: «Декоративно-прикладное искусство»
Кружок «Вырезанка» предназначен для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста от 8 до 12 лет. На занятиях кружка дети знакомятся с историей вытынанки, с особенностями вырезания и наклеивания; учатся подбирать цветовую гамму для вытынанок, оформлять готовые работы; осваивают основы композиции, знакомятся с классификацией вытынанок, учатся создавать сюжеты для них. Воспитанники в своих работах раскрывают различные художественные образы, работают в разных техниках, изготавливают сувениры в форме открыток, буклетов, сюжетных композиций. Посещение кружка «Вырезанка» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vyrezanka.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными
возможностями здоровья »
Согласовано Заместитель директора по ВР __________/Смирнова С.С./ «__» сентября 2016 г | Утверждаю Директор___________/Кузьмина Т.В./ Приказ № ____ от «__» сентября 2016 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫРЕЗАНКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатель: Ионова Т.А.
Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, сохранено,
что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
В Древнем Китае с изобретением бумаги возникло искусство вырезания из неё всевозможных фигурок и орнаментов, которое распространилось во многих странах Азии. В 18 веке это искусство из Китая было завезено во Францию и здесь получило нынешнее своё название по имени Этьена Силуэта, французского чиновника, генерального контролёра финансов короля Людовика XV . Однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру в виде теневого профиля. Этот способ изображения стали называть силуэтом.
В народном искусстве силуэты из бумаги, прежде всего, служили декоративным целям. Из бумаги создавались сложные кружевные орнаменты, предназначенные для украшения крестьянской избы. Искусством вырезания славились крестьяне из Белоруссии, Западной Украины и Литвы, Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание. В современном мире это искусство получило ещё одно название – «вытынанка». Само слово произошло от белорусского «вытинать» - «тщательно вырезать».
Бумага – материал общедоступный, особой ценностью не отличается. Это и сыграло с искусством вытынания роковую шутку. Вся ажурная красота (салфетки, занавески, оклады образов, панно и т. д.), оживлявшая интерьер простых жилищ наших пра-пра-прабабушек, традиционно обновлялась к Пасхе. Старые вытынанки выбрасывались. И так из года в год.
Обидно... Сколько чудесных работ утеряно безвозвратно, сколько затейливых орнаментов, сколько мыслей и чувств, мимолетом выраженных мастерами из народа в бумажных кружевных композициях
Вытынанка может быть простой или сложной, но всегда символичной.
Вытынанка- это оберег, орнамент которой составляли либо вазон (большие ветки с цветами и птицами) или Берегиня -стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок).
Растения и цветы тоже имели свое значение: виноград - плодовитость, богатство, божий знак. Калина - женская красота, здоровье, верность, надежда, возрождение, жизненная стойкость и сила. Дерево жизни - очень сильный символ - означает продолжение рода, детей, семейное счастье, благополучие родных, победа добра, тожество жизни, связь поколений, семейные традиции.
Сегодня вытынанка все также популярна. Казалось бы, куча отходов, мусор по всему рабочему столу, но все равно - это занятие увлекает. И ведь полезно оно не только тем, что развивает кисть. Создавая свои маленькие шедевры, мы учимся творить и фантазировать, а значит, постигаем прекрасное.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания.
Данная программа адаптирована для детей с ОВЗ, модифицирована по содержанию и количеству часов в зависимости от интересов и склонностей учащихся, возможностей по данной программе.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья затрудняют вхождение их в социум, так как социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи. Социальная адаптация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена и происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и используют. Ребёнок без помощи взрослого не в состоянии сам её освоить.
В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Творческие занятия формируют правильное социальное поведение у детей с ОВЗ. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Программа "Вырезанка" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как вырезание из бумаги, дает возможность поверить в себя, свои способности.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству, который доступен каждому.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, открытки к праздникам и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.
Кроме того, дети приобретают навыки учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Целью программы является: создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – вытынанки.
Задачи программы:
Образовательные:
· Знакомить детей с базовыми формами техники «Вытынанка».
· Совершенствовать умение детей работать с бумагой, используя различные приемы.
· Формировать умение следовать устным инструкциям.
· Расширять словарь детей специальными терминами.
· Развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.
Развивающие:
· Развивать у детей умение работать руками.
· Развивать мелкую моторику пальцев рук.
· Развивать глазомер.
· Развивать внимание, пространственное воображение.
· Развивать творческие способности и фантазию.
· Развивать образное восприятие.
· Развивать творческую активность.
Расширять коммуникативные способности.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству.
Программа предназначена для организации занятий с учащимися 3 - 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы в режиме кружковой деятельности. Программа рассчитана на 1год: 32 часа (1 час в неделю).
Методические приемы
1. Информационно-рецептивный (направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминание школьниками готовой информации).
2. Репродуктивный (направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже знаком).
3. Эвристический метод (направлен на операционное или поэтапное обучение элементам творческой деятельности).
4. Исследовательский (самостоятельное решение целостных задач).
Формы организации работы с детьми
- Комбинированная
- Групповая
- Индивидуальная
Особенности проведения занятий
1. Занятия проводятся с детьми 9-11 лет
2. Тематика занятий рассчитана на 1 - 3 занятия
3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки)
4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы)
5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся вырезать простые предметы (цветы, животные)
6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, игру, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Вырезанка»
Планируемые результаты.
К концу обучения воспитанники будут знать:
1.Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места.
Правила бережного использования бумаги.
2. Различные способы и приемы: силуэтное вырезание, ажурное вырезание.
3. Особенности и различные виды бумаги: картон, бумага для принтера, цветная бумага, гофрированная бумага.
К концу обучения воспитанники будут уметь:
1.Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать
рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
2. Следовать устным инструкциям педагога. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, разрезать, вырезать. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, ножницами, канцелярским ножом.
3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Формы подведения итогов реализации программы
• Проведение выставок работ учащихся
• Участие в городских выставках детского прикладного и технического творчества.
Тематическое планирование занятий
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Раздел 1. Введение | ||||
1. | Вводное занятие. Знакомство с вытынанкой (вырезанкой). Техника безопасности при работе с канцелярским ножом и ножницами | 1 | 1 | |
2. | Диагностика развития мелкой моторики | 1 | 1 | |
Итого по разделу | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 2. Пробное вырезание | ||||
1. | Упражнение в вырезании простых элементов (лист, ягода, гриб и т.п.) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Отработка способов вырезания | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого по разделу | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 3. Тематическое вырезание | ||||
1. | Осенние мотивы | 2 | 0,5 | 1,5 |
2. | В мире животных | 3 | 0,5 | 2,5 |
3. | К Дню матери | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. | Новогодние вытынанки | 3 | 0,5 | 2,5 |
5. | Рождественские вытынанки | 2 | 0,5 | 1,5 |
6. | Девочки и мальчики | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Мужчины и женщины | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Валентинки | 2 | 0,5 | 1,5 |
9. | К Дню защитников Отечества | 2 | 0,5 | 1,5 |
10. | К 8 Марта | 2 | 0,5 | 1,5 |
11. | Пасхальные вытынанки | 3 | 0,5 | 2,5 |
12. | Весенние мотивы | 1 | 0,5 | 0,5 |
13. | Птицы | 1 | 0,5 | 0,5 |
14. | Ко Дню Победы | 2 | 0,5 | 1,5 |
Итого по разделу | 27 | 7 | 20 | |
Раздел 5. Итоговое занятие | ||||
1. | Итоговое занятие. Итоговая диагностика умений и навыков | 1 | 1 | |
Итого по разделу | 1 | 1 | ||
Итого по программе: | 32 |
Содержание программы
Раздел 1. Введение (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство преподавателя с учащимися. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Правила поведения на занятиях. История изобретения бумаги. Просмотр образцов. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Рекомендации по выполнению изделия по данному образцу.
Тема 2. Диагностика развития мелкой моторики (1час).
(Методы диагностики см. в приложении)
Раздел 2. Пробное вырезание (2 часа)
Тема 1. Упражнение в вырезании простых элементов (лист, ягода, гриб и т.п.) (1час) Закрепить умения пользоваться канцелярским ножом, ножницами, резать по линии, соблюдать правила техники безопасности.
Тема 2. Отработка способов вырезания (1час)
Закреплять умение доводить начатое дело до конца. Учить аккуратно выполнять работу, вырезать по контуру.
Раздел 3. Тематическое вырезание ( часа)
Тема 1. Осенние мотивы (2часа)
Знакомство с приметами осени. Вырезание на данную тематику. Закреплять умение вырезать четко по линиям, принимать помощь сверстников, взрослого.
Тема 2. В мире животных (3часа)
Знакомство с животным миром. Вырезание животных по выбору детей. Закреплять умения аккуратно выполнять работу, пользоваться режущими инструментами.
Тема 3. Ко Дню матери (2часа)
Знакомство с историей праздника. Вырезание на данную тематику для участия в конкурсе рисунков и поделок, посвященного Дню матери. Закреплять умения аккуратно выполнять работу, пользоваться режущими инструментами.
Тема 4. Новогодние вытынанки (3часа)
Знакомство с историей праздника. Вырезание на данную тематику для украшения окон в классе. Упражнение в ажурном вырезании: «Снежинки», «Новогодние открытки»,
« Символ года». Развить у детей самостоятельность, аккуратность.
Тема 5. Рождественские вытынанки (2часа)
Знакомство с историей праздника. Вырезание по выбору детей для участия в конкурсе «Рождественская сказка». Упражнение в ажурном вырезании: «Звезды», «Ангелы». Развитие у детей глазомера, мелкой моторики рук, творчества; воспитание усидчивости, эстетического вкуса, аккуратности.
Тема 6. Девочки и мальчики (1час)
Вырезание на данную тематику по выбору детей. Воспитание усидчивости, эстетического вкуса, аккуратности.
Тема 7. Мужчины и жещины (1час)
Вырезание на данную тематику по выбору детей.
Тема 8. Валентинки (2часа)
Знакомство с историей праздник. Изготовление ажурных валентинок. Развить у детей самостоятельность, аккуратность.
Тема 9. К Дню защитников Отечества (2часа)
Знакомство с историей праздника. Вырезание по выбору детей для участия в конкурсе «День защитников Отечества». Учить осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Тема 10. К 8 Марта (2часа)
Знакомство с историей праздника. Вырезание по выбору детей для участия в школьной выставке «Как образ твой прекрасен…» Развить у детей самостоятельность, аккуратность.
Тема 11. Пасхальные вытынанки (3часа)
Знакомство с историей праздника. Вырезание по выбору детей для участия в конкурсе рисунков и поделок, посвященного Светлой Пасхе «Моя Пасха». Учить осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Тема 12. Весенние мотивы (1час)
Знакомство с приметами весны. Вырезание на данную тематику по выбору детей. Развитие у детей глазомера, мелкой моторики рук, творчества.
Тема 13. Птицы (1час)
Знакомство с многообразием птичьего мира. Вырезание на данную тематику по выбору детей. Закреплять умения аккуратно выполнять работу, пользоваться режущими инструментами.
Тема 14. Ко Дню Победы (2часа)
Знакомство с историей праздника. Вырезание по выбору детей для участия в конкурсе ко Дню Победы «Я помню! Я горжусь!». Учить осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Раздел 4. Итоговое занятие (1 час)
Тема 1. Подведение итогов работы. Отчётная выставка – просмотр работ, выполненными детьми за год, их оценка. Итоговая диагностика умений и навыков.
Методическое обеспечение программы:
- Разработки игр, бесед, конкурсов, экскурсий;
- дидактические материалы;
- шаблоны открыток, декоративных элементов, копилка образцов;
- презентации;
- интернет ресурсы.
Методическая литература
Коваленко В.И. «Искусство вытинанки» Беларусь 2011г
Гаврилова А. «Фигурное вырезание из бумаги. Красивые вещи своими руками»
Издательство: Владис 2012г
Моргунова К. «Современная вытынанка» Издательство: СКИФ 2012г
Моргунова К. «Забавные самоделки в технике «вытынанка» Издательство: СКИФ 2013г
Зяткина И.А. «Удивительные кружева вытынанки» Издательство: Мандривец 2012г
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методы диагностики состояния мелкой моторики
у детей младшего школьного возраста.
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития.
Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей был подобран ряд методик.
Методика «Дорожки»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры по клеточкам»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Линии»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Цветок»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1- ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Домик»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Фигуры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ошибки в 1 фигуре.
1 балл – ошибки в 2 фигурах.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Письмо»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».
Оценка:
3 балла – скопировал правильно.
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.
1 балл – допустил 2 и более ошибки.
0 баллов – не смог скопировать фразу.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»Автор: Е.В. Жарова музыкально-хоровая школа «Радость»...
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования "Весёлые голоса"
Данная программа специально модифицирована педагогами дополнительного образования для работы в музыкально-драматической студии «Реприза», где основным видом музыкальной деятельности является вок...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖКА «ЧАС ИГРЫ»
Дополнительная образовательная программа «Час игры» имеет спортивную направленность и рассчитана на детей 7 лет. Срок обучения 1 год. Один час в неделю, в год 33 часа. Приём детей осуществляетс...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АППЛИКАЦИИ "ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок геометрической аппликации «Волшебные фигурки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Волшебные фигурки» ориентирован на работу с учащимися от 8 до 10 л...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Радуга» ориентирована на работу с учащимися от 7 до 12 лет, направлена на духовно-нравственное развитие личности, представляет собой разработанный курс художественно-эстетического ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей 8 ...
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей “Русские шашки”
Данная программа является модифицированной, разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [3], соответствует начальному...