Рабочая программа по факультативу "Удивительный мир слов". 2 класс "Начальная школа ХХI века".
рабочая программа (2 класс) на тему

Войнова Людмила Владимировна

Составлено на основе    авторской программы "Удивителный мир слов» Л.В.Петленко, В.Ю.Романова  УМК  «Начальная  школа XXI века»   2012г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_slov_2_klass.docx49.38 КБ

Предварительный просмотр:

       Долинский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»

БлаговещенскогорайонаАлтайскогокрая

        «Рассмотрено»


на заседании МО учителей
начальных классов______
__
МосинаЛ.В./__________
      «__»___________2014 г.

           «Согласовано»


заместитель директора по УВР
__
Бернс О.В./_________
  

  «__»____________2014г.

         «Утверждено»

директор МБОУ НСОШ
__
Сушков А.И./_________
    

 «__»_____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива «Удивительный мир слов» 2 класс  

_________  Войнова Л.В.___________


на 2014   -  2015    учебный год





                                                                        Составлено на основе  

                                                                                     авторской программы "Удивителный мир

                                                                                     слов» Л.В.Петленко, В.Ю.Романова

                                                                       УМК  «Начальная  школа XXI века»   2012г.



с.Долинка

2014 год

        

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Календарно-тематический план.
  3. Лист дополнений и изменений.
  4. Список учебников и учебных пособий.

1. Пояснительная записка

Деятельность уч-ся, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Структура программы.

 Программа включает три раздела:

— пояснительная записка;

— основное содержание факультатива;

—тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.

Общая характеристика факультатива.

 «Удивительный мир слов» —  курс для младших школьников, в содержании которого

рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане.

 Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

 Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

—развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

—изучение исторических фактов, отражающих отношение народакязыку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

—развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

—развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

    В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания

букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

  Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

  Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитие у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

  Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

—уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Содержание программы

2 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

—участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- анализировать информацию, представленную на рисунке;

—сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

—наблюдать за функцией и ударением в слове;

—контролировать правильность постановки ударения в словах;

—осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

—находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

—разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

—проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

—мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

—сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

—интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

—наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

—чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

- экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

—рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

—формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

—составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

—осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

—воспринимать на слух и понимать информационный текст;

—сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:  

—игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

—мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

—проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

—конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием«моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

—самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

—наблюдать образование слов в русском языке;

—анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

—анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

—наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение(происхождение) слова;

—группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

—взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

—находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

—лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

—конструирование слов по словообразовательным моделям;

—проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

—наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

—выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

—различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

—оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,«Закончи пословицы»;

—решение кроссвордов;

—составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

—составление шуточных рассказов и стихов.

3.    Лист дополнений и изменений.

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица внёсшего запись

4.Список учебников и учебных пособий.

1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. –М.:Веанта-Граф. 2014.

2. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 4 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.

3.«Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова .Москва, Просвещение, 1995.

4. «Учим играя»  Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко.Волгоград, 2007.

5. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»Л.Ф.Тихомирова Ярославль 1998.

6. Интернет- ресурсы

             


2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Календарно-учебный график

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся.

Методы и приёмы

Оборудование и инструменты

Мир полон звуков (6 ч)

1

Звуки вокруг нас.

1

1-я неделя сентября

06.09

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов.

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация

2

Фабрика речи.

1

2-я неделя сентября

13.09

 Сравнивать

произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Карточки с графическими задачами.

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

1

3-я неделя сентября

20.09

Разгадывание  анаграмм, шарад, кроссвордов.

Игра «Слоговой аукцион»

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Карточки слогов.

4

Полоса препятствий.

1

4-я неделя сентября

27.09

Разгадывание  анаграмм, шарад, кроссвордов;

игра: «Превращение слов».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация с играми.

5

Рисуем звуками.

1

1-я неделя октября

04.10

Анализировать информацию, представленную на рисунке;

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

6

Трудности словесного ударения.

1

2-я неделя октября

11.10

Контролировать  правильность постановки ударения в словах;

проект «Как я говорил, когда был маленьким».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

7

Буквы старые и новые.

1

3-я неделя октября

18.10

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Сравнивать  названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; чтение р.н.сказок

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация

8

Так считали наши предки.

1

4-я неделя октября

25.10

Интерпретировать  информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности.

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы.

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация

9

Страницы древних книг.

1

2-я неделя ноября

15.11

Наблюдать  использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности).

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация

10

Живая и весёлая буква алфавита.

1

3-я неделя ноября

22.11

Наблюдать  использование строчных и прописных букв.

Конкурс  «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки).

Словесные, наглядные, практические, игровые.

11

Загадки русской графики.

1

4-я неделя ноября

29.11

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы. 

Сравнивать  названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

рисование: «Весёлая буква Ё».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Всему название дано (5 ч)

12

Рождение языка.

1

1-я неделя декабря

06.12

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даля.

Формулировать  собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; игра: «Найди слово».

Игра:«Отгадай по признакам»

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация

13

Сколько слов в языке?

1

2-я неделя декабря

13.12

Осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Игра:«Отгадай по признакам»

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация.

14

Имена, имена, имена…

1

3-я неделя декабря

20.12

Составлять  устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств.

проект: «Моё имя».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

15

Увлекательные истории о самых простых вещах.

1

4-я неделя декабря

27.12

Осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Мини -сочинение «Я – сын, ученик,  спортсмен…».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

16

Словари — сокровищница языка.

1

3-я неделя января

17.01

Сравнивать  толкование слова в различных словарях; конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Как делаются слова (7 ч)

17

«Дальние родственники».

1

5-я неделя января

31.01

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень – главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Анализировать  значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; игра «Что раньше, что потом».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Кроссворд

18

Слова «готовые» и «сделанные».

1

1-я неделя февраля

07.02

Моделировать  на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

игра «Словообразовательное домино».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Словообразовательное домино

19

Есть ли «родители» у слов?

1

2-я неделя февраля

14.02

Анализировать  значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными.

Игра  «Найди родственное слово»

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Кроссворд

20

Внимание, корень!

1

3-я неделя февраля

21.02

Наблюдать  образование слов в русском языке

лингвистический эксперимент «Свойства корня».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Карточки с заданиями.

21

Такие разные суффиксы.

4-я неделя февраля

28.02

Наблюдать  значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова.

Игра  «Весёлые превращения».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация

22

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

1-я неделя марта

07.03

Наблюдать  значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова.

Конструирование  слов по словообразовательным моделям.

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация

23

Что нам стоит слово построить?

2-я неделя марта

14.03

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Проект  «Как конфеты получают свои названия».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация

Секреты правильной речи (10 ч)

24

Словарное богатство русского языка.

1-я неделя апреля

04.04

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Наблюдать  слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

игра «Не повторяться».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

25

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».

2-я неделя апреля

11.04

Выбирать  адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи.

Составление  шуточных рассказов и стихов.

Словесные, наглядные, практические, игровые.

26

Выбираем точное слово.

3-я неделя апреля

Наблюдать  слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

игра «Объясни слово, не называя его».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

27

Одно или много?

4-я неделя апреля

Выбирать  адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи

составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Презентация

28

Когда у слов много общего?

5-я неделя апреля

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах.

Составление  шуточных рассказов и стихов.

Словесные, наглядные, практические, игровые.

29

Когда значения спорят?

2-я неделя мая

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Решение  кроссвордов.

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Кроссворд

30

Слова одинаковые, но разные.

3-я неделя мая

Наблюдать  слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю.

составление мини-словариков: «Собираю антонимы».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Словарь антонимов

31

«Местные жители» и «иностранцы».

4-я неделя мая

Различать  употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Игра  «Закончи пословицы».

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Большая книга пословиц

32

Как рождаются фразеологизмы?

Соблюдать  нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника.

Игра  «Собираю фразеологизмы

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Большая книга пословиц

33

Выбор фразеологизма в речи.

Наблюдать  слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах.

Игра  «Собираю фразеологизмы».

Словесные, наглядные, практические, игровые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии 1 кл. "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцев...

Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...

Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"

Примерная рабочая программа  для  4  класса  разработана на основе федерального  государственного  стандарта  начального   общего...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века

Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...