Рабочая программа по факультативу "Удивительный мир слов". 2 класс "Начальная школа ХХI века".
рабочая программа (2 класс) на тему
Составлено на основе авторской программы "Удивителный мир слов» Л.В.Петленко, В.Ю.Романова УМК «Начальная школа XXI века» 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_slov_2_klass.docx | 49.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Долинский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
БлаговещенскогорайонаАлтайскогокрая
«Рассмотрено»
| «Согласовано»
«__»____________2014г. | «Утверждено» директор МБОУ НСОШ «__»_____________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Удивительный мир слов» 2 класс
_________ Войнова Л.В.___________
на 2014 - 2015 учебный год
Составлено на основе
авторской программы "Удивителный мир
слов» Л.В.Петленко, В.Ю.Романова
УМК «Начальная школа XXI века» 2012г.
с.Долинка
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Календарно-тематический план.
- Лист дополнений и изменений.
- Список учебников и учебных пособий.
1. Пояснительная записка
Деятельность уч-ся, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Структура программы.
Программа включает три раздела:
— пояснительная записка;
— основное содержание факультатива;
—тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.
Общая характеристика факультатива.
«Удивительный мир слов» — курс для младших школьников, в содержании которого
рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место факультатива в учебном плане.
Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).
Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
—развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
—изучение исторических фактов, отражающих отношение народакязыку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
—развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
—развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания
букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитие у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
—уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержание программы
2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
—участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- анализировать информацию, представленную на рисунке;
—сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
—наблюдать за функцией и ударением в слове;
—контролировать правильность постановки ударения в словах;
—осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
—находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
—разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
—проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
—мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Универсальные учебные действия:
—сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
—интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
—наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
—чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
- экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
—рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
—формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
—составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
—осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
—воспринимать на слух и понимать информационный текст;
—сравнивать толкование слова в различных словарях;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
—мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
—проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
—конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием«моделей» частей слова.
Универсальные учебные действия:
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
—самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
—наблюдать образование слов в русском языке;
—анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
—анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
—наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение(происхождение) слова;
—группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
—взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
—находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
—лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
—конструирование слов по словообразовательным моделям;
—проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
—выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
—различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
—оценивать уместность использования слов в тексте;
—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,«Закончи пословицы»;
—решение кроссвордов;
—составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
—составление шуточных рассказов и стихов.
3. Лист дополнений и изменений.
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица внёсшего запись |
4.Список учебников и учебных пособий.
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. –М.:Веанта-Граф. 2014.
2. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 4 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.
3.«Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова .Москва, Просвещение, 1995.
4. «Учим играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко.Волгоград, 2007.
5. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»Л.Ф.Тихомирова Ярославль 1998.
6. Интернет- ресурсы
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Календарно-учебный график | Основное содержание | Характеристика деятельности учащихся. | Методы и приёмы | Оборудование и инструменты |
Мир полон звуков (6 ч) | |||||||
1 | Звуки вокруг нас. | 1 | 1-я неделя сентября 06.09 | Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов. | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация |
2 | Фабрика речи. | 1 | 2-я неделя сентября 13.09 | Сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Карточки с графическими задачами. | |
3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | 1 | 3-я неделя сентября 20.09 | Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов. Игра «Слоговой аукцион» | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Карточки слогов. | |
4 | Полоса препятствий. | 1 | 4-я неделя сентября 27.09 | Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; игра: «Превращение слов». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация с играми. | |
5 | Рисуем звуками. | 1 | 1-я неделя октября 04.10 | Анализировать информацию, представленную на рисунке; мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | ||
6 | Трудности словесного ударения. | 1 | 2-я неделя октября 11.10 | Контролировать правильность постановки ударения в словах; проект «Как я говорил, когда был маленьким». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | ||
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч) | |||||||
7 | Буквы старые и новые. | 1 | 3-я неделя октября 18.10 | Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. | Сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; чтение р.н.сказок | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация |
8 | Так считали наши предки. | 1 | 4-я неделя октября 25.10 | Интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности. чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы. | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация | |
9 | Страницы древних книг. | 1 | 2-я неделя ноября 15.11 | Наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности). | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация | |
10 | Живая и весёлая буква алфавита. | 1 | 3-я неделя ноября 22.11 | Наблюдать использование строчных и прописных букв. Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки). | Словесные, наглядные, практические, игровые. | ||
11 | Загадки русской графики. | 1 | 4-я неделя ноября 29.11 | Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. | Сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; рисование: «Весёлая буква Ё». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | |
Всему название дано (5 ч) | |||||||
12 | Рождение языка. | 1 | 1-я неделя декабря 06.12 | Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даля. | Формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; игра: «Найди слово». Игра:«Отгадай по признакам» | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация |
13 | Сколько слов в языке? | 1 | 2-я неделя декабря 13.12 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Игра:«Отгадай по признакам» | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация. | |
14 | Имена, имена, имена… | 1 | 3-я неделя декабря 20.12 | Составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств. проект: «Моё имя». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | ||
15 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | 1 | 4-я неделя декабря 27.12 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Мини -сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | ||
16 | Словари — сокровищница языка. | 1 | 3-я неделя января 17.01 | Сравнивать толкование слова в различных словарях; конкурс «Придумываем название для новых конфет». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | ||
Как делаются слова (7 ч) | |||||||
17 | «Дальние родственники». | 1 | 5-я неделя января 31.01 | История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень – главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. | Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; игра «Что раньше, что потом». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Кроссворд |
18 | Слова «готовые» и «сделанные». | 1 | 1-я неделя февраля 07.02 | Моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; игра «Словообразовательное домино». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Словообразовательное домино | |
19 | Есть ли «родители» у слов? | 1 | 2-я неделя февраля 14.02 | Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными. Игра «Найди родственное слово» | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Кроссворд | |
20 | Внимание, корень! | 1 | 3-я неделя февраля 21.02 | Наблюдать образование слов в русском языке лингвистический эксперимент «Свойства корня». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Карточки с заданиями. | |
21 | Такие разные суффиксы. | 4-я неделя февраля 28.02 | Наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова. Игра «Весёлые превращения». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация | ||
22 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | 1-я неделя марта 07.03 | Наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова. Конструирование слов по словообразовательным моделям. | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация | ||
23 | Что нам стоит слово построить? | 2-я неделя марта 14.03 | Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. | Проект «Как конфеты получают свои названия». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация | |
Секреты правильной речи (10 ч) | |||||||
24 | Словарное богатство русского языка. | 1-я неделя апреля 04.04 | Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы. | Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; игра «Не повторяться». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | ||
25 | Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». | 2-я неделя апреля 11.04 | Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Составление шуточных рассказов и стихов. | Словесные, наглядные, практические, игровые. | |||
26 | Выбираем точное слово. | 3-я неделя апреля | Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; игра «Объясни слово, не называя его». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | |||
27 | Одно или много? | 4-я неделя апреля | Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Презентация | ||
28 | Когда у слов много общего? | 5-я неделя апреля | наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах. Составление шуточных рассказов и стихов. | Словесные, наглядные, практические, игровые. | |||
29 | Когда значения спорят? | 2-я неделя мая | различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Решение кроссвордов. | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Кроссворд | ||
30 | Слова одинаковые, но разные. | 3-я неделя мая | Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю. составление мини-словариков: «Собираю антонимы». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Словарь антонимов | ||
31 | «Местные жители» и «иностранцы». | 4-я неделя мая | Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Игра «Закончи пословицы». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Большая книга пословиц | ||
32 | Как рождаются фразеологизмы? | Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника. Игра «Собираю фразеологизмы | Словесные, наглядные, практические, игровые. | Большая книга пословиц | |||
33 | Выбор фразеологизма в речи. | Наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах. Игра «Собираю фразеологизмы». | Словесные, наглядные, практические, игровые. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии 1 кл. "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцев...
Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...
Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"
Примерная рабочая программа для 4 класса разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века
Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...