Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Целями обучения русскому языку во 2 классе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слов, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвисти ческой логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать сле дующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зритель ной или моторной памяти, логического мышления, репро дуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными (особенностями, учитываются упражнения для самостоя тельного моделирования и корректировки различных текстов).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основа ми лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и со вершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделя ется, так как ее реализация осуществляется попутно на уро ках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических зада ний и речевых упражнений не позволяет ученику сосредото читься па выполнении и отработке определенного учебного действия.
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различ ных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Содержание курса
№ Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||
Знать | Уметь | ||||
1. Как устроен наш язык | Фонетика (10 ч) Слово и предложение (6 ч) Состав слова (19 ч) Лексика (22 ч) | 57 ч | -принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифика ции; -активное использование речевых средств для решения коммуникатив ных и познаватель ных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | Что изучает фонетика? Звуки и буквы, ударение. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Слова с предметным значением — имена существительные Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы. Отличие предложения от слова. Слова изменяемые и неизменяе мые. Части слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. | различать: - звук, слог, слово; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. - - у называть, приводить примеры: - имена существительные, имена прилагательные, глаголы; решать учебные и практические задачи: - выделять предложение и слово из речевого потока; различать повествовательное, вопросительное, побудительное предложения.
решать учебные и практические задачи: - проводить разбор слов по составу; - определять способ словообразования; различать: - синонимы, антонимы, омонимы; определять: - значения слова в толковом словарике учеб ника; решать учебные и практические задачи: - использовать в речи фразеологизмы; |
2 Правописа ние | Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание согласных и гласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня – башенка, чашка – чашечка) Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)- Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив- Правописание приставок: об-, от-, до-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок. | 58 ч | Правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щ, безударных гласных, проверяемых и непроизносимых согласных,суффиксов имён существительных и прилагательных | решать учебные и практические задачи: - правильно писать «ча – ща», «чу – щу» и «жи – ши»; - правильно писать гласные исогласные в корне; - правильно писать суффиксы имён существительных и прилагательных; - писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных; - грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно | |
3 Развитие речи | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текстов. | 34ч | Признаки текста, типы текстов. | решать учебные и практические задачи: - подбирать заголовки к данным текстам; - определять по заголовкам содержание текстов. |
Повторение – 5ч.
Резерв – 16 ч.
Тематическое планирование уроков русского языка
На изучение учебного предмета во 2 классе отводится:
количество часов в год – 170;
количество часов в неделю – 5;
количество часов для проведения диктантов – 9;
обучающее изложение – 1;
обучающее сочинение – 1;
количество часов отведенных на словарный диктант –7;
количество учебных часов по предмету «Русский язык» в рабочей программе соответствует годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год (170 ч. =170 ч.)
Общая тема (блок) | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности |
Фонети- ка («Как устроен наш язык») | 1. Звуки речи и буквы | Работа с таблицей «Звуки речи». Знакомство со словами фонетика, графика. Различение звуков и букв. | |
2. Гласные и согласные звуки и их буквы | Основное различие гласных и согласных звуков. Знакомство с транскрипцией. Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков. | ||
3. Обозначение звуков речи на письме | Сопоставление: звуковая и бук- венная запись слов. Упражнения: запись звучащего слова с помощью транскрипции | ||
4. Ударные и безударные гласные звуки в слове | Упражнения: определение ударного звука в слове. Сравнение - слов чýдно - чуднó. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения | ||
5. Согласные звуки | Упражнения на замену одного звука в слове. Составление слов из набора букв. Обобщение известных способов обозначения звука [й’] | ||
6. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. | Сравнение звуков твердости-мягкости. Сопоставление звукового состава слов. Сравнение звуков по звонкости-глухости. | ||
7. Звонкие согласные звуки в конце слова | Сравнение звукового состава слов. Составление пар по звонкости – глухости. Наблюдение за оглушением парных звонких на конце слова. | ||
Обозна-чение буквами гласных звуков после шипя-щих («Право-писание») | 8.Правописание сочетаний жи - ши | Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи – ши. Изменение слов по образцу. | |
9. Правописание сочетаний ча - ща | Обсуждение вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями ча – ща. Изменение слов по образцу. | ||
10. Правописание сочетаний чу - шу | Обсуждение вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. | ||
11. . Разделительный мягкий знак | |||
Фонети- ка («Как устроен наш язык») | 12. . Слог | Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Отработка алгоритма списывания. | |
13. Перенос слов. | Упражнения: деление слов на слоги, классификация слов по количеству слогов. | ||
Пере-нос слов («Пра-вописа-ние») | 14. Перенос слов. | Отработка правила переноса слов. Нахождение слов, которые можно переносить. Поиск ошибок, допущенных при переносе слов. Наблюдения за способами переноса слов с буквами й, ь, ъ. Поиск слов, которые нельзя переносить. | |
15. Диктант (входной) по теме: «Орфограммы, изученные в первом классе». 16.Анализ диктантов. Работа над ошибками. Перенос слов. | |||
Фонети- ка («Как устроен наш язык») | 17. Слоги ударные и безударные. Роль ударения | Упражнения: способы определения места ударения в слове. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения | |
Слово и предложение. Слова в предложении («Как устроен наш язык») | 18. Слово
| Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с текстом сказки Г. Остера «Зарядка для хвоста». Работа со схемами | |
19. Слова, называющие предметы | Наблюдение за значением слов. Наблюдение: слова, отвечающие на вопросы «что?», «кто?». Знакомство с термином «имена существительные». Тренировка в постановке вопросов | ||
20. Слова, называющие признаки и действия предметов | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение: слова, не отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Знакомство с терминами «имена прилагательные», «глаголы». Тренировка в постановке вопросов | ||
21. Слово и предложение | Сравнение: звук – слово - предложение. Знакомство с признаками предложения. Наблюдение: цель высказывания. Фронтальная работа. | ||
22. Восклицательные и невосклицательные предложения | Работа с рисунками учебника Обсуждение правила. Определение цели предложения и его интонационной окраски. Поиск ошибок в постановке знаков препинания в конце предложения. | ||
23. Слова в предложении | Наблюдение: отдельные слова и предложения. Фронтальная работа | ||
Состав слова и слово-образование («Как устроен наш язык») | 24. Окончание как часть слова | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Знакомство с понятием «окончание». Фронтальная работа: изменение формы слова, выделение окончаний. | |
25. Изменение формы слова с помощью окончания | Наблюдение: изменение формы слова. Составление предложений из набора слов. Работа со словами с нулевым окончанием. | ||
26. Контрольное списывание по теме: «Предложение» | |||
27. Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Неизменяемые слова | Наблюдение: неизменяемые слова. Сравнение: неизменяемые слова и слова с нулевым окончанием. Выбор нужной формы слова для завершения предложения. | ||
Заглав-ная буква в словах («Пра-вописа-ние») | 28. Правила написания заглавной буквы 29. Правила написания заглавной буквы | Проблемная задача (с опорой на сюжетную картинку). Активизация словарного запаса. Заполнение пропусков в предложениях. Повторение правила. Отработка написания заглавной буквы в географических названиях. Составление диалогов. Работа с картой | |
Состав слова и слово-образование («Как устроен наш язык») | 30. Корень как часть слова | Работа с иллюстрацией учебника, наблюдение: значение и звучание родственных слов. Коллективное формулирование выводов | |
Проверя-емые безудар-ные гласные в корне слова («Пра-вописа-ние») | 31. Буквы безударных гласных в корне слова 32. Буквы безударных гласных в корне слова 33.Правописание букв безударных гласных в корне слова 34. Правописание букв безударных гласных в корне слова | Рубрика «Давай подумаем»: способ обозначения безударных гласных в корне слова. Сравнение: обозначение буквами ударных и безударных гласных; способы проверки. Коллективное выведение правила Работа с группами родственных слов. Сравнение звуковых моделей слов. Закрепление правила. Подбор проверочных слов. Анализ слов с целью выявления безударного гласного звука в слове. Упражнения: постановка орфографических задач, классификация слов Орфографический тренинг: работа со словами с безударными гласными в корне слова. Тренировка в подборе проверочных слов. | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 35. Корень как общая часть родственных слов | Коллективное обсуждение: признаки однокоренных слов. Сравнение: родственные слова - синонимы, родственные слова - омонимы (без введения терминов синонимы, омонимы). | |
Проверя-емые безудар-ные гласные в корне слова («Пра-вописа-ние») | 36. Контрольный диктант за 1 четверть 37. Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова 38. Буквы безударных гласных в корне слова 39. Буквы безударных гласных в корне слова 40. Буквы безударных гласных в корне слова | Работа с безударными гласными, при проверке которых необходимо принимать во внимание смысл предложения. Сравнение звуковой и буквенной записи слов. Развитие орфографической зоркости. Работа с текстовым материалом: подбор проверочных слов. Отработка действия контроля. Самостоятельная работа по подбору проверочных слов. Отработка действия контроля. Активизация словарного запаса. Наблюдение за смыслоразличительной функцией буквы, обозначающей безударный звук. Работа с группами однокоренных слов. Развитие орфографической зоркости. Самостоятельный орфографический тренинг. | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 41. Однокоренные слова | Упражнения: подбор и различение однокоренных слов, отработка алгоритма нахождения корня слова. Поиск слов с заданным корнем. | |
Парные по звон-кости – глухости соглас-ные в корне слова («Пра-вописа-ние») | 42. Буквы согласных звуков в корне слова 43.Буквы согласных звуков в корне слова 44.Буквы согласных звуков в корне слова | Наблюдение за языковым материалом, формулирование правила. Разграничение звуков, вызывающих трудности написания, и звуков, не вызывающих трудностей. Упражнения: отработка способа проверки орфограммы. Развитие орфографической зоркости. Упражнения: постановка орфографической задачи по проверке отрабатываемой орфограммы в середине слова. Работа с текстовым материалом. Орфографический тренинг. | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 45. Корень слова с чередованием согласных | Наблюдение: чередование согласных в корне слова. Коллективное формулирование правила. Обсуждение: виды чередования согласных в корне слова | |
Орфог-раммы в корне слова («Пра-вописа-ние») | 46. Буквы гласных и согласных звуков в корне слова 47.Буквы гласных и согласных звуков в корне слова 48.Буквы гласных и согласных звуков в корне слова 49 Повторение. Буквы гласных и согласных звуков в корне слова 50.Повторение. Буквы гласных и согласных звуков в корне слова | Сопоставление способа проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Поиск проверочных слов, работа с кроссвордом. Анализ буквенной записи, выделение орфограмм классификация звуков. Отработка способов проверки орфограмм корня. Развитие орфографической зоркости. Активизация словарного запаса в процессе подбора проверочных слов. Работа с текстами.
Наблюдения: выделение орфограмм корня, анализ звукового состава слов. Поиск проверочных слов. Орфографический тренинг. Самостоятельная работа с упражнениями тетради «Пишем грамотно». Буквенная запись слов, данных с частичной транскрипцией. | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 51. Суффикс как часть слова 52. Диктант по теме: «Правописание букв гласных и согласных звуков в корне слова». 53. Анализ диктантов. Работа над ошибками. Значения суффиксов | Наблюдение над языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом Наблюдение: значение суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождение суффикса в слове. | |
Непроиз-носимые соглас-ные в корне слова («Пра-вописа-ние») | 54. Слова с непроизносимыми согласными в корне 55. Слова с непроизносимыми согласными в корне 56 Слова с непроизносимыми согласными в корне | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила: письмо слов с непроизносимыми согласными. Сопоставление звуковой и буквенной записей слова. Повторение правила. Решение орфографических задач. Работа с текстовым материалом. Дифференциация слов, в которых есть непроизносимый согласный, и слов, в которых его нет. Орфографический тренинг. Упражнения: выбор необходимых пропущенных слов. Анализ текста (подготовка к письму под диктовку). Письмо под диктовку | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 57. Значения суффиксов | Анализ языкового материала. Наблюдение: значения суффиксов. Решение проблемной задачи. Самостоятельная работа. Итоговое повторение. Работа в парах | |
Правопи-сание суффик-сов («Пра-вописа-ние») | 58. Правописание суффиксов ёнок-, -онок-. 59. Правописание суффиксов –ик-, -ек-. 60.Правописание суффиксов –ик-, -ек-. | Наблюдение за языковым мате риалом: выведение правила на писания слов с суффиксами -ёнок-, -онок-. Упражнения: ал горитм применения правила. Сопоставление звуковой и бук венной записей слов. Наблюдение за языковым мате риалом: выведение правила на писания слов с суффиксами -ик-, -ек-. Развернутое объясне ние выбора суффикса. Конст руирование слов с использова нием правила. | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 61. Значения суффиксов | Анализ языкового материала. Наблюдение: значения суффиксов. Решение проблемной задачи. Наблюдение за омонимичными суффиксами. | |
Правопи-сание суффик-сов («Пра-вописа-ние») | 62. Суффикс -ость- | Выделение суффикса, определение его значения, сопоставление пар слов, противоположных по значению. Письмо под диктовку. | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 63. Образование слов при помощи суффиксов | Наблюдение: образование слов суффиксальным способом. Обсуждение правила. Упражнения (индивидуальная работа) | |
Правопи-сание суффик-сов («Пра-вописа-ние») | 64. Правописание суффиксов имен прилагательных | Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Упражнения: отработка алгоритма применения правила | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 65. Образование слов при помощи суффиксов | Конструирование слов. Работа с текстом. Подбор родственных слов | |
Правопи-сание корней и суффик-сов («Пра-вописа-ние») | 66. Правописание корней и суффиксов | Самостоятельная работа: отработка алгоритмов применения правил. Работа с текстом. Письмо по памяти и под диктовку. Сопоставление звуковой и буквенной записей слов | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 67. Контрольная работа по теме: «Корень слова, суффикс» 68. Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Приставка как часть слова 69. Значение приставок | Наблюдение: значение и место приставки в слове. Обсуждение правила и формулирование выводов. Упражнение: алгоритм выделения приставки в слове. Самостоятельная работа Наблюдение над значением приставок в словах. Составление слов по заданной модели. Отработка умения выделить в слове приставку. | |
Правопи-сание приста-вок («Пра-вописа-ние») | 70. Правописание приставок 71. Правописание приставок 72. Различение приставок с буквами о, а. | Коллективное обсуждение правила и алгоритма его применения. Классификация слов, сопоставление звуковой и буквенной записей слов Отработка правописания приставок с буквой а. Выведение алгоритма действия. Дифференциация правил написания приставок с буквами а и о. Обсуждение проблемной ситуации | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 73. Образование слов при помощи приставок | Анализ слов, образованных приставочным способом. Формулирование выводов и обсуждение правила. Упражнения на поиск слов с приставками. | |
Правопи-сание твердого и мягкого раздели-тельных знаков («Пра-вописа-ние») | 74. Правописание разделительного твердого знака 75. Различие разделительных ь и ъ. 76. Контрольный диктант за первое полугодие. | Анализ языкового материала: формулирование правила, отработка алгоритма его применения. Конструирование слов, выявление соотношения звуковой и буквенной записей слов Наблюдение: выделение приз нака дифференциации, развер нутое объяснение выбора зна ка. Классификация слов | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 77. Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Образование слов. | Анализ слов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Наблюдение: слова, образованные способом сложе ния. | |
Правопи-сание твердого и мягкого раздели-тельных знаков («Пра-вописа-ние») | 78. Различие разделительных ь и ъ. | Сопоставление случаев употребления твердого и мягкого знаков. Орфографический тренинг. Работа с текс тами | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 79. Основа слова | Обсуждение правила. Подбор слов к схемам. Самосто ятельная работа по выделению основы слов. | |
Различе-ние предло-гов и приста-вок («Пра-вописа-ние») | 80. Различие предло гов и приста вок 81. Различие предло гов и приста вок | Наблюдение за языковым мате риалом: выведение правила, обсуждение алгоритма диффе ренциации. Тренировочные упражнения Орфографический тренинг. Работа с текстами – вписывание пропущенных предлогов и приставок | |
Состав слова («Как устроен наш язык») | 82. Повторение. Состав слова
| Классификация слов по способу образования. Тренировочные и творческие упражнения | |
Правопи-сание различ-ных частей слова («Пра-вописа-ние») | 83. Повторение. Правописание частей слова 84. Повторение. Правописание частей слова | Повторение орфограмм корня. Дифференциация приставок, обсуждение алгоритмов проверки различных орфограмм. Отработка написания различных групп приставок. Работа с текстами. Орфографический тренинг. | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 85. Слово и его значение 86. Значение слова | Наблюдение: значение слова. Сопоставление слова и его значения. Наблюдение: значение слова. Классификация по значению (самостоятельная работа) | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 87.Повторение. Правописание изученных орфограмм 88. Контрольная работа по теме: «Состав слова, Приставки» | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно» Орфографический тренинг. Отработка алгоритма проведения работы над ошибками. | |
Текст («Разви-тие речи») | 89. Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Текст. 90. Заголовок текста | Сравнение звука, части слова, предложения и текста. Обсуждение: выявление признаков текста.Различение текста и «нетекста» Наблюдение: смысловая цельность текста. Анализ текста и его заглавия (проблемная ситу ация). Введение понятия «заго ловок». | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 91.Сочетание слов. 92. Значение слова в словаре и тексте | Наблюдение: слово, его значе ние, сочетаемость слов (фрон тальная работа). Обсуждение правила: связь лексических значений слов. Работа в группах. Индивидуальная рабо та. Работа с рубрикой «Путеше ствие в прошлое» Работа с текстом: уточнение значений слов. Работа с рубри кой «Обрати внимание». Са мостоятельная работа | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 93. Повторение. Правописание частей слова | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно» Орфографический тренинг. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. | |
Текст («Разви-тие речи») | 94. Заголовок и текст. 95. Озаглавливание текста | Работа в группах по подбору за головков к текстам. Анализ названий уроков в содержании учебника как пример заглавий текстов. Индивидуальная рабо та: подбор подхо дящего заголовка Индивидуальная работа: подбор заглавий к данному тексту. Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 96. Слово в толковом словаре и тексте 97. Слова однозначные и многозначные | Работа с текстом: значение слова. Знакомство с толковыми словарями. Работа с толковым словариком учебника. Проблемная ситуация «Давай подумаем». Работа с рисунками учебника. Обсуждение правила: однозначность и многозначность слова. Фронтальная работа | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 98. Повторение. Орфограммы в слове | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Письмо по памяти | |
Текст («Разви-тие речи») | 99. Заголовок текста 100. Текст. Окончание текста | Проблемная ситуация: анализ данных заголовков, выбор наиболее подходящего. Исправление неточных заголовков. Наблюдение: незавершенный текст. Работа по группам: выбор и обсуждение подходящего по смыслу окончания текста. Списывание текста в тетрадь. | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 101.Многозначные слова 102.Повторение правописания. Диктант. 103. Анализ диктантов. Работа над ошибками. Как определить значение многозначного слова | Условия появления нескольких значений слова. Анализ многозначных слов. Работа с толковым словариком учебника Проблемная ситуация: можно ли вне текста определить, о каком значении многозначного слова идет речь. Работа с толковым словариком учебника. Замена многозначных слов близкими по значению словами | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 104. Повторение. Орфограммы в слове | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Подготовка к письму под диктовку. Отработка написания словарных слов. | |
Текст («Разви-тие речи») | 105.Окончание текста | Комплексная фронтальная работа с текстом. Упражнения: корректирование предложенного окончания текста | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 106. Слова-синонимы 107. Сочетание синонимов с другими словами | Наблюдение языкового явления синонимии. Работа с рисунками учебника. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Наблюдение: сочетаемость слов. Работа с текстами Обсуждение правила: ряды синонимов. Наблюдение: сочетаемость слов (работа в группах). Выбор наиболее подходящего слова из группы синонимов. | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 108. Правописание слов с изученными орфограммами | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Развитие действия контроля. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. | |
Текст («Разви-тие речи») | 109. Как строится текст. Начало текста 110. Начало текста | Индивидуальная работа с последующим обсуждением текста. Наблюдение: начало текстов. Работа в парах Наблюдение: различные начала текста в зависимости от заглавия и основной мысли. Фронтальная работа: комплексный анализ текстов | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 111. Как используются синонимы 112. Синонимы в тексте | Наблюдение: синонимия; значение слова (сочетаемость). Сопоставление: однокоренные слова и синонимы (фронтальная работа) Работа с текстами. Наблюдение: синонимия. Корректирование текста | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 113. Повторение правописания | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Развитие орфографической зоркости. Орфографический тренинг. | |
Текст («Разви-тие речи») | 114.Составление текста 115. Последовательность предложений в тексте | Фронтальная работа: составление текстов по заданному заголовку и началу. Индивидуальная работа: составление текстов при наличии окончания Наблюдение над последовательностью предложений в тексте. Анализ и корректирование текстов. Поиск нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 116. Слова – антонимы 117. Сочетание антонимов с другими словами | Работа с рисунками учебника. Наблюдение над языковым явлением антонимии. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» Подбор антонимов к заданным словам. Сопоставление синонимов и антонимов. Работа с рисунками учебника | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 118. Повторение правописания | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Группировка слов. | |
Текст («Разви-тие речи») | 119. Связь предложений в тексте | Анализ текста с нарушениями. Самостоятельная работа | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 120. Слова- омонимы 121. Слова исконные и заимствованные | Работа с рисунками учебника. Наблюдение над омонимами. Индивидуальная работа Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Сравнение заимствованных слов с исконно русскими. Повторение | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 122. Повторение правописания | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Подготовка к письму под диктовку. | |
Текст («Разви-тие речи») | 123. Абзац 124.Контрольный диктант за 3 четверть 125. Анализ диктантов. Работа над ошибками. Выделение абзацев | Наблюдение: тексты, записанные с абзацным делением и без него. Обсуждение правила. Работа в группах Фронтальная работа: деление текста на абзацы. Наблюдение: особенности абзаца как микро - темы текста | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 126.3начения заимствованных слов | Наблюдение: заимствованные части слов (корни, суффиксы, приставки). Поиск заимствованных слов. Анализ значений заимствованных слов | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 127. Повторение правописания | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Работа над словарными словами. Отработка действия контроля. | |
Текст («Разви-тие речи») | 128. Последовательность абзацев | Составление текста по заданным характеристикам (индивидуальная работа с последующим обсуждением) . Анализ текстов | |
129. Последовательность абзацев | Фронтальное и индивидуальное составление текстов с заданными характеристиками | ||
Лексика («Как устроен наш язык») | 130. Устаревшие слова 131. Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Знакомство с устаревшими словами. Анализ изменения значения слов Наблюдение: значение современных слов и их исторических «родственников». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Знакомство с новыми словами | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 132. Повторение правописания | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов. | |
Текст («Разви-тие речи») | 133. Составление текста 134.Заголовок и ключевые слова | Фронтальное и индивидуальное составлению текстов с заданными характеристиками Поиск ключевых слов каждого абзаца. Составление текста по названию и ключевым словам абзацев | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 135. Повторение. Лексическое значение слова и состав слова | Упражнения: подбор синонимов и антонимов, наблюдение за значениями незнакомых слов. Наблюдение: заимствованные суффиксы | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 136. Повторение правописания 137.Тестирование по теме: «Правописание изученных орфограмм» | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. Отработка действия контроля. | |
Текст («Разви-тие речи») | 138 Анализ тестовых работ. Работа над ошибками. План текста 139. План текста | Наблюдение: последователь ность абзацев. Исправление на рушенного порядка абзацев в тексте. Анализ текста учебника Индивидуальная работа: продолжение плана текс та. Проблемная ситуация: кор ректирование готового плана текста | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 140. Фразео логизм. Фра зеологизм и слово
| Проблемная ситуация: рубрика «Давай подумаем». Обсуждение правила. Наблюдение: значение слова в составе словосочетания. Фронтальная работа | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 141. Повторение правописания | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Письмо по памяти | |
Текст («Разви-тие речи») | 142. Составление текста по плану 143. Составление письма по плану | Работа в группах по завершению текста с опорой на вопросы. Фронтальная работа: составление текста по заданному плану. Составление плана текста с заданной тематикой. Составление плана письма. Корректировка предложенного письма. Составление текста по заданному плану. | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 144. Значения фразеологизмов | Наблюдение языкового явления фразеологии. Работа с текстом | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 145. Повторение правописания | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка действия контроля. | |
Текст («Разви-тие речи») | 146. Составление текста по плану 147. Текст- описание 148. Контрольная работа по теме: «Лексика» | Индивидуальная работа. Анализ работ учащихся. Работа в группах Наблюдение за текстом. Обсуждение особенностей текста-описания. Анализ описания природы в стихотворении С. Есенина «Ночь» | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 149. Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Повторение правописания. | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов. Развитие орфографической зоркости. | |
Текст («Разви-тие речи») | 150. Особенности текста- описания 151.Текст- описание | Составление текста-описания по рисунку (сравнение с текстом в рубрике «Давай подумаем» урока 22). Анализ текстов Самостоятельная работа с текстом-описанием. Составление текста-описания с опорой на заданный текст | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 152. Повторение правописания | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Составление слов, запись получившихся слов в соответствии с правилами. | |
Текст («Разви-тие речи») | 153. Текст-описание 154. Текст-повествование 155. Особенности текста-повествования | Индивидуальная работа: описание своей комнаты. Анализ работ учащихся. Поиск сравнений в стихотворении А.С. Пушкина Повторение: текст-описание (ситуация объявления). Распознавание текстов-описаний. Обсуждение характеристики текста-повествования Проблемная ситуация. Индивидуальная работа. Корректирование текстов | |
Отработ-ка изучен-ных орфограмм («Пра-вописа-ние») | 156. Повторение правописания | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка действия контроля. | |
Текст («Разви-тие речи») | 157.Текст-повествование 158.Описание и повествование в тексте 159. Текст-рассуждение. 160. Контрольная работа за 2 полугодие 161. Анализ контрольных диктантов. Работа над ошибками. Особенности текста-рассуждения 162.Описание. Повествование. Рассуждение | Индивидуальная работа. Анализ работ учащихся. Работа в группах Анализ текстов и выявление в нем признаков описания и повествования. Индивидуальная работа Проблемная ситуация. Обсуждение признаков текста-рассуждения. Анализ текстов. Фронтальная работа Индивидуальная работа по сочинению начала предложений, сочинению конца предложений. Анализ работ. Анализ текстов, определение типа текста. Комплексная работа с текстом. Индивидуальная работа над планом текста | |
Комплекстное повторе-ние пройден-ного | 163Повторение правописания.
164 Повторение правописания 165. Контрольная работа по теме: «Состав слова» 166. Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Повторение. По теме: «Лексика» 167. Повторение по теме: «Состав слова» 168. Повторение по теме: «Состав слова» 169.Повторение правописания 170.Повторение правописания | Работа с текстом: абзац, тема, заголовок. Работа с текстом стихотворения Комплексная работа с текстами упражнений: анализ значений слов, определение типов текстов, работа над правописанием слов Определение типа текста. Разбор слов по составу. Выбор заголовка текста, сочинение продолжения текста. Поиск антонимов и синонимов. Восстановление правильного порядка следования абзацев текста. Орфографический тренинг. Списывание текста. Объяснение написания пропущенных букв. Расширение словарного запаса. |
Планируемые результаты обучения 2класс
По окончанию 2 класса учащиеся должны:
-различать: звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
слово и предложение;
слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
предложения по цели высказывания;
текст и не текст;
предлоги и приставки ( на уровне правописания )
-выделять, находить: корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
многозначные слова, синонимы, антонимы;
основную мысль текста
-решать практические задачи: составлять слово по заданной словообразовательной модели;
подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
исправлять деформированный текст ( с нарушенным порядком следования частей )
-применять правила правописания:
«жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»;
заглавной буквы в изученных случаях;
безударных проверяемых гласных в корнях;
звонких и глухих согласных в корне;
словарных слов, определенных программой;
разделительного мягкого знака.
Формы контроля и учета достижений
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
Текущая аттестация | Итоговая аттестация | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
-устный опрос -самостоятельная работа - диктанты с орфографическими заданиями - изложения -тестовые задания
. | -диагностическая работа -контрольная работа | -анализ динамики текущей успеваемости | -участие в интеллектуальных игре «Русский медвежонок», олимпиаде по предмету -активность в проектах и программах внеурочной деятельности |
I | II | III | IV | Всего | |
Контрольная работа | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Для реализации программного содержания используются:
Для учащихся:
Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2– М.: Вентана-Граф, 2012.
Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 2 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2012. – 48 с.: ил.
Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русского языка 1 класс "Школа 2100"
Программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании Общеобразовательной программы началь...
Рабочая программа. Русский язык.1 класс. Школа России
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, Концепции ду...
Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России
Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России...
Рабочая программа. Русский язык 3 класс. Школа России (Канакина, Горецкий)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Рабочая программа Русский язык 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс пр "Школа 21 века" по ФГОС...
рабочая программа русский язык 4 класс школа россии
рабочая программа составлена по традиционной системе обучения...
Рабочая программа .Русский язык 1 класс "Школа 21 века"
Рабочая программа включает все разделы, соответствующие требованиям, календарно-тематическое планирование с УУД....