Обучение грамоте
план-конспект урока (1 класс) на тему

Федоровских  Екатерина Васильевна

Урок по обучению грамоте "Буква О"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_garmote_1_klass.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока

ФИО  

Бунова Екатерина Васильевна

Место работы

МБОУ «СОШ №1г. Видное, Ленинский район, Московская область»

Должность

учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение (обучение грамоте)

Класс                                            

1 класс

Тема и номер урока в теме

Звук [о], буква О

Предметная программа и её автор

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Сборник рабочих программ «Школа России,  1-4 классы, Просвещение 2011).

Цель  урока:

сформировать новые знания  о звуке  и букве «о».

Тип урока

Изучение нового материала

Модель организации УПД младших школьников

АРМ  учителя – класс («один ко многим»)

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. и др. Азбука.


Структура и ход урока

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

 

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Адаптационный

-адаптирование учащихся к деятельности на уроке

-выявление предварительных знаний учащихся о звуках речи и определение их границы.  

Формируется проблема:

- Что знают о букве О?

Вступают в беседу с учителем. Называют  группы, на которые  делятся звуки. Определяют и называют  гласный и согласный звуки. Называют звук и букву, с которыми познакомились.  Дают характеристику изученному звуку [а] и букве «А»

Слушают сказку , отвечают на вопросы  по сказке .

Определяют тему урока.

Предлагает детям  вспомнить:

-на какие группы делятся все звуки;

- как определить гласный звук  от согласного.

 Предлагает задание с определением звуков.

Просит показать и  назвать на ленте букв уже изученный звук и  букву и дать характеристику.

Рассказывает детям сказку «Буква О» с  целью объяснения нового материала.  подводит детей к определению темы урока.

(Белое облако тихо плыло по синему небу. Оно посмотрело на землю и удивилось: «О-О-О» ! Внизу на земле лежало другое круглое и блестящее облако. — Здравствуй, облако на земле, — сказало облако на небе. — Я не облако, а озеро . — О-О-О, значит, мне нельзя с тобой играть, — загрустило облако . Буква О услышала их разговор и пришла на помощь. — О-О-О, ты как маленькое облако, — обрадовалось облако . — О-О-О, ты как крохотное озеро, — засмеялось озеро . Озеро бросало букву О на облако, а облако бросало букву О вниз в озеро. Это была отличная игра). 

Задает вопросы по сказке «Буква О»

8 мин

2

Основной

- формирование знаний о звуке [о], отношений, действий, опыта.

- разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос.

Формулируется проблема:

  1. Какая это буква: гласная или согласная?
  2. Как читать букву и звук  «О»?

3.Какой это звук ударный или безударный?

Дети слушают учителя, произносят новый звук, работая в парах, наблюдают за процессом произнесения звука и делают вывод о том, что звук [о]-гласный.

Рассматривают иллюстрацию, рассказывают об особенностях образования гласного звука.

Работают в азбуке на с. 25.

Определяют ударные слоги в словах (окуни и овощи)

Изменяют слово «окуни» на «окунь», ставят ударение.

Делают вывод, что звук [о] всегда ударный.

Читают стихотворение на с. 25 «Азбуки», делают выводы об изменении положения  звука [о] в словах.

Подбирают слова со звуком [о](огород, крот, , бочка, картофель, овощи, морковь, подсолнух, окно, забор) и убеждаются, что звук [о] только ударный.

Составляют по картинке предложения  из четырёх слов. После проверяют друг друга.

Дети выполняют физические упражнения.  

Читают, находят и отмечают наличие буквы О в пословицах и стихотворении.

Читают правило и делают выводы.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Обобщают, делают выводы.

 

Объясняет особенности артикуляции звука о, организует практическое наблюдение, подводит детей к выводу, что звук [о]-гласный. Демонстрирует иллюстрацию речевого аппарата, предлагает учащимся рассказать, как образуется изучаемый звук.

Организует  с детьми работу по схемам  и предметным картинкам  (окуни, овощи)

 с. 25 Азбука.

Объясняет как изменяется звук [о] в безударном положении на основании ЭОР

Предлагает детям самостоятельно попробовать изменять звук [о]

Акцентирует  внимание детей и объясняет, как звучит [о] в безударном положении.  

Организует закрепление материала с помощью  игры по картинке на с. 24 учебника.

Предлагает детям: - назвать слова по картинке со звуком [о];

-составить предложения с данными словами.

Организует проведение физкультминутки, используя стихотворение про звук и букву «о»

«Звук и буква «Оо»

Ох-ох-ох – я рассыпала горох

Горошины не простые, побежали как живые.

(дети разбегаются по классу)

Что ж пора горох собрать,

Надо курочку позвать

(занимают свои места)

Организует работу по  учебнику на с. 24 и в стихотворении на с. 25.

Организует работу с правилом на букву «О» с. 25 «Азбука»

Организует закрепление по новому материалу, задает вопросы по теме «Буква О».

                         

ЭОР №2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2f7e-0a01-0180-01ae-81ab08edd9ad/%5BNS-RUS_1-08%5D_%5BMA_059%5D.swf

ЭОР №3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a35c7-0a01-0180-017b-27126be54031/%5BNS-RUS_1-13%5D_%5BIM_107%5D.swf

17 мин.

3

Творческий

-закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения;

- повышение уровня формируемых знаний о звуке и букве «о» на основе применения разноуровневых и творческих заданий.

Работают по учебникам «Азбука» с. 26. Находят букву О в словах, подбирают схемы к словам. Называют слова, слушают ответ одноклассников, исправляют ошибки и аргументируют свои ответы.

Ищут предметы, в названиях которых встречается звук [о], показывают всем найденный предмет и  обосновывают свой выбор.

Выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.

Отвечают на поставленные вопросы по итогам урока.

Предлагает задание по учебнику: найти букву О в словах к рисункам и расположить правильно схемы с. 26 «Азбука»

Предлагает назвать слова, в которых есть звук [о]. Слушает и корректирует ответы учащихся силами одноклассников.

Предлагает детям найти в кабинете предметы в названиях которых встречается звук [о], наблюдает за процессом, контролирует и  вносит коррективы.

Подводит к презентации по итогам урока:

-научились ли читать букву и звук «О»;

- научились ли выделять букву «О» в словах;

 -научились определять гласный или согласный?

15 мин.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Азбука. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. Ч.1 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина].-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-127 с.
  2. В.Г. Горецкий Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.Г. Горецкий, Н.М. Белянкова.-М.: Просвещение, 2012.
  3. Интернет-ресурсы:

http://files.school-collection.edu. ru/dlrstore

http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...