"Звук [Ч'], буква Ч"
план-конспект занятия на тему
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по программе "Детский сад 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Изобильненского муниципального района Ставропольского края
«Детский сад комбинированного вида №12»
Открытое занятие по развитию речи детей подготовительной к школе группы на тему
«Тема: Звук [ч`], буква Ч».
Подготовил: воспитатель
Кутылкина И. С.
Количество участников:
6человек
Дата проведения: 27.10.2014
Изобильный 2014
Тема: Звук [ч`], буква Ч.
Цель: закрепление представления о звуке [Ч`] и букве Ч; совершенствование произносительных навыков, развитие связной речи, грамматического строя; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов; развитие фонематических представлений, обогащение опыта чтения.
Наглядность:
- Иллюстрации в пособиях;
- Картинки на звук [Ч`];
- Прописи
Ход занятия:
- Введение проблемы:
В: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости посмотреть, что вы знаете и чему научились. Поздоровайтесь с ними.
В – Ну а мы продолжаем своё путешествие по городу звуков.
В – Сегодня сядем в поезд и отправимся в город неизведанных звуков, там и узнаем, что случилось с нашими друзьями.
В – Вы узнали их? (Лисёнок и Ёжик - их изображение крепится на доску).
В – Поезд Ёжика и Лисёнка прибыл на станцию и мы вместе с ними отправимся город звуков.
В – А скажите, как нужно путешествовать на поезде? Что для этого необходимо? (купить билеты)
В – Я сегодня кассир, билеты можно приобрести у меня. А для этого нужно встать в очередь. (сначала подходят дети, сидящие за 1 столом, затем – за 2 столом, затем дети 3 стола)
В- Когда билетики, приобретены, что нужно сделать дальше? (подойти к поезду и ждать когда кондуктор проверит ваши билеты).
В- А теперь, когда все проверены, занимаем места согласно той гласной букве, которая у вас в билетике. (Дети садятся на стульчики).
В- Сядьте поудобнее, закройте глазки и представьте стук работающих колёс.
В - А дальше вот что было….
«Ч-ч-ч-ч» -так знакомо и успокаивающе стучали колёса игрушечного поезда во время ночной поездки по улицам города звуков, навевая Ёжику и Лисёнку сладкие сны.
Сквозь сон они почувствовали, что поезд вдруг остановился.
Потом до их ушей донеслось какое- то шептание, а затем громкий голос Мудрой совы: «Просыпайтесь , друзья! Я нашла дом, где мы можем переночевать».
Зевая и протирая глаза, Лисёнок и Ёжик вышли из своих вагончиков и увидели, как какой-то звук (в темноте его трудно было рассмотреть ) приглашает их к себе в дом. Игрушки охотно приняли это приглашение и поспешили перебраться в уютные постельки гостеприимного хозяина. Уже засыпая, наши путешественники услышали знакомое постукивание колёс: «Ч-ч-ч-ч». Что это? – встрепенулся ёжик. – Уж не собрался ли наш поезд от нас уехать?» «Не волнуйся, это не поезд, - успокоили его – Это хозяин дома поёт нам колыбельную песню».
В – А теперь открываем глазки, мы приехали станция «Город звуков».
В – Как вы думаете, в доме какого звука ночевали игрушки?(ответы детей)
В - Верно, сегодня мы поговорим о звуке [Ч`]. (на доску крепится лист с темой)
2. Дидактическая игра на выявление звука [Ч`] в словах.
В – Ребят, пока мы ехали в поезде Лисёнок и Ёжик передали мне конверт.
В – Хотите узнать, что в нём?
В – Здесь говорится, чтобы попасть в домик звука [Ч`] нужно пройти несколько испытаний.
В – Готовы? Но, чтобы пройти это испытание необходимо дружно паровозиком «проехать» к доске. (Как только дети будут готовы воспитатель начинает читать задание) Итак, первое задание. (воспитатель достаёт карточку с заданием)
В - Это игра «Услышь звук».
Правило заключается в том, что я вам буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши на то слово, в котором услышите нашего «хозяина дома» звук [Ч`], если не услышите, то молчать.
(Дерево, чайник, тетрадь, мочалка, чайка, тарелка, чеснок, молоток, чебурашка)
В – Что объединяет слова, на которые мы хлопали в ладоши? (наличие звука [Ч`])
В - Молодцы, давайте вместе произнесём этот звук.
В- Что мешает нам его плавно произнести, пропеть? (преграда)
В - И значит он какой? (согласный)
- Звонкий или глухой? (глухой так как произносится шумом)
В – Присаживайтесь на места, первое испытание преодолели, давайте посмотрим, что же скрывается во втором? (Воспитатель достаёт из конверта вторую карточку с заданием).
В – Опять игра, но не простая, называется она 3. «Назови ласково».
В- Для этого вам понадобятся ваши карты – тетрадки, откройте их, найдите страницу-указатель 13. Задание под номером 4. У всех получилось?
В – Слушаем правило (чтение задания воспитателем).
В – Сейчас разберём первую картинку вместе, а дальше вы самостоятельно продолжите работать по образцу с другими предметами на картинке. Приготовьте красного цвета карандаш.
В – первое изображение? (курица – а как ласково назовём –курочка)
В – Что изменилось? (в новом слове – курочка встретился звук [Ч`])
В – будем обводить? Задание понятно?
В – Работаем теперь самостоятельно по образцу. (дети выполняют аналогично задание).
В – Смотрю, уже многие справились, а теперь поменяйтесь друг с другом тетрадями, будете вместе со мной проверять. Ваша задача посмотреть правильно ли выполнил ваш товарищ. Если найдётся неправильный вариант обводим его карандашом другого цвета. Приготовили карандаши. Понятно всем? Тогда работаем и внимательно проверяем.
В – Ксюша, называй следующую пару какая у тебя получилась? (хлеб – хлебушек). Обвела это изображение? (нет)
В – почему?
В – внимательно теперь смотрите в тетрадь своего соседа и исправляем, если что - то не правильно.
Работа проводится аналогично с другими предметами.
В- Сверьте с доской так ли у вас получилось?
В –Что мы узнали, выполнив это задание?
В – А давайте, попробуем сделать его твёрдым??
В- Вывод: [Ч`] – всегда мягкий.
4. Закрепление нового материала.
В- Молодцы, давайте теперь проверим так это или нет?
В – Достаю карточку с 3 испытанием, так, что же надо сделать: здесь говорится, что необходимо работать в паре, и нужен карандаш зелёного цвета.
В – Ребят, а как вы думаете для чего, и почему зелёный??
В – Найдите теперь на своей карте задание под №3. Это и будет наше следующее испытание.
В – Что Необходимо сделать, слушаем внимательно.
(Воспитатель читает задание). Знакомо нам такое задание?
В- Но теперь мы будем выполнять его с учётом того, что вы узнали уже о звуке [Ч`].
Карандаш какого цвета нам понадобится? (зелёный)
В – Далее, вы будете работать самостоятельно в парах, кто с кем сидит.
В – скажите для чего? (чтобы было быстрее и легче выполнить задание).
В – Но, чтобы было понятнее, сейчас разберём с вами на примере.
В – Итак, пара – Ксюша и Никита что изображено на первой картинке? (черепаха)
В – Так как, вы работаете в паре вы вместе шёпотом советуетесь и определяете где находится согласный звук [Ч`]: в начале, середине или в конце слова, и если вы оба согласны закрашиваете соответственную клеточку: первую, посередине или последнюю.
В – Никита, в слове черепаха, где располагается согласный [Ч`]? (начинает слово).
В – Значит, какую клеточку необходимо закрасить? (1) Закрашиваем её зелёным цветом.
В- Всем понятно, как работать в паре? Тогда начинаем.
В – Проверяем как же справились наши пары. Полина и Даша называйте следующий предмет. (очки), Даша, какую клеточку вы закрасили? Как определили? ( дети каждой пары отвечают ).
В- Молодцы, Лисёнок и Ёжик передали мне, что вы отлично преодолели все испытания, и многое узнали о звуке [Ч`].
В – Пора и отдохнуть, чтобы продолжить наше путешествие. Для этого необходимо выйти из – за столов и встать в круг.
5. Физкультминутка «Тик – так».
Тик – так, тик – так,
Все часы идут вот так:
Тик – так, тик – так,
Смотри скорей, который час.
Тик – так, тик – так,
Налево раз, направо два.
Мы тоже можем так.
Тик – так, тик – так.
В – Почему лисёнок и ёжик выбрали именно эту физминутку? Отдохнули, набрались сил, можем дальше продолжить путешествовать по городу звуков.
В- Оказывается, что в городе живут не только звуки, но и буквы.
В- А для чего они нужны?
В – Какая буква живёт со звуком [Ч`]?
В – На что похожа буква – «ЧЕ»?
6. Работа в прописях.
В –Так как скоро наше путешествие подойдёт к концу, звук [Ч`] очень просит подписать его домик, чтобы остальные звуки не потерялись. Поможем ему? Откройте теперь свои прописи - карты на странице 6.
В – Что вы видите? Почему изображена черепаха?
В – ваша задача обвести букву «че» на панцире черепахи – мамы и маленьких черепашат по образцу, каждый раз проговаривая про себя особое заклинание, буква «че», звук [Ч`]. Приготовили простые карандашики и помним, что работать надо аккуратно, чисто, не выходить за контуры. Начинаем печатать.
В- У всех получилось?
В- Ребята, звуку [Ч`] очень понравилось, как вы сегодня работали, и на прощание он передал вам небольшой подарок – игру, которая называется громко – тихо. Поиграем? Стрелочка вверх - громко произносим звук[Ч`] , а стрелочка вниз - тихо.
Всем понятно?
- Рефлексия.
В – Ну а теперь оценим себя. Перед вами 3 лесенки. Давайте вспомним, что означает каждая. Первая – красота.
В – Посмотрите, как вы работали в прописях. Посмотрите и оцените себя.
- Если вы сделали всё аккуратно, красиво, не вышли нигде за контуры, то поставьте крестик напротив верхней ступеньки.
- Если кто-то сделал небольшие помарки, то поставьте крестик напротив средней ступеньки.
- А если, кто – то намазал, поторопился и сделал всё не аккуратно, вышли во многих местах за контуры, тот ставит крестик на нижней ступеньки.
В – Вторая лесенка? Какая? - правильность.
- Посмотрите в свои рабочие тетради. Кто сделал правильно без ошибок все задания, то ставьте крестик напротив верхней ступеньки.
- Кто сделал одну ошибку, тот ставит крестик на среднюю.
- А кто больше, чем 1 ошибку, то на нижнюю.
В – Третья лесенка. Это быстрота.
- Если вы выполнили задание быстрее отведённого времени или вовремя, то ставим крестик на верхнюю ступеньку.
- Если вы немного не успели выполнить в отведённое для задания время, то ставите крестик на среднюю ступеньку.
- Если вы совсем не успели выполнить задание, то ставим себя на нижнюю ступеньку.
В – Теперь вложите свои «лесенки успеха» в тетрадки, можете взять домой и показать родителям.
7.Подведение итогов:
В- В домике какого звука мы сегодня гостили? Что вы узнали о звуке [Ч`]?
В – Путешествие окончено, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...