"Звук [Ч'], буква Ч"
план-конспект занятия на тему

Кутылкина Ирина Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по программе "Детский сад 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Изобильненского муниципального района Ставропольского края

«Детский сад комбинированного вида №12»

Открытое занятие по развитию речи детей подготовительной к школе группы на тему

 «Тема: Звук [ч`], буква Ч».

                                          Подготовил: воспитатель

                    Кутылкина И. С.

                                 Количество участников:

        6человек

                                          Дата проведения: 27.10.2014

Изобильный 2014

Тема: Звук [ч`], буква Ч.

Цель: закрепление представления о звуке [Ч`] и букве Ч; совершенствование произносительных навыков, развитие связной речи, грамматического строя; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов; развитие фонематических представлений, обогащение опыта чтения.

Наглядность:

  • Иллюстрации в пособиях;
  • Картинки на звук [Ч`];
  • Прописи

Ход занятия:

  1. Введение проблемы:

В: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости посмотреть, что вы знаете и чему  научились. Поздоровайтесь  с ними.

В – Ну а  мы  продолжаем  своё  путешествие по городу звуков.

В – Сегодня сядем в поезд и отправимся в город неизведанных звуков, там и узнаем, что случилось с нашими друзьями.

В – Вы узнали их? (Лисёнок и Ёжик -  их изображение крепится  на доску).

В – Поезд Ёжика и Лисёнка прибыл на станцию и мы вместе с ними отправимся город звуков.

В – А скажите, как нужно путешествовать на поезде? Что для этого необходимо? (купить билеты)

В – Я сегодня кассир, билеты можно приобрести у меня. А для этого нужно встать в очередь. (сначала подходят дети, сидящие за 1 столом, затем – за 2 столом, затем дети 3 стола)

В- Когда билетики, приобретены, что нужно сделать дальше? (подойти к поезду и ждать когда кондуктор проверит ваши билеты).

В- А теперь, когда все проверены, занимаем места согласно той гласной букве, которая у вас в билетике. (Дети садятся на стульчики).

В- Сядьте поудобнее, закройте глазки и представьте стук работающих колёс.

В -  А дальше вот что было….

     «Ч-ч-ч-ч» -так знакомо и успокаивающе стучали колёса игрушечного поезда во время ночной поездки по улицам города звуков, навевая Ёжику и Лисёнку сладкие сны.

       Сквозь сон они почувствовали, что поезд вдруг остановился.

Потом до их ушей донеслось какое- то шептание, а затем громкий голос Мудрой совы: «Просыпайтесь , друзья! Я нашла дом, где мы можем переночевать».

         Зевая и протирая глаза, Лисёнок и Ёжик вышли из своих вагончиков и увидели, как какой-то звук (в темноте его трудно было рассмотреть ) приглашает их к себе в дом. Игрушки охотно приняли это приглашение и поспешили перебраться в уютные постельки гостеприимного хозяина. Уже засыпая, наши путешественники услышали знакомое постукивание колёс: «Ч-ч-ч-ч». Что это? – встрепенулся ёжик. – Уж не собрался ли наш поезд от нас уехать?» «Не волнуйся, это не поезд, - успокоили его – Это хозяин дома поёт нам колыбельную песню».

В – А теперь открываем глазки, мы приехали станция «Город звуков».

В – Как вы думаете, в доме какого звука ночевали игрушки?(ответы детей)

В -  Верно, сегодня мы поговорим о звуке [Ч`]. (на доску крепится лист с темой)

2. Дидактическая игра на выявление звука [Ч`] в словах.

 В – Ребят, пока мы ехали в поезде Лисёнок и Ёжик передали мне конверт.

 В – Хотите узнать, что в нём?

В – Здесь говорится, чтобы попасть в домик звука [Ч`] нужно пройти несколько испытаний.

В – Готовы? Но, чтобы пройти это испытание необходимо дружно паровозиком «проехать» к доске. (Как только дети будут готовы воспитатель начинает читать задание) Итак, первое задание. (воспитатель достаёт карточку с заданием)

 В - Это игра «Услышь звук».

 Правило заключается в том, что я вам буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши на то слово, в котором услышите нашего «хозяина дома» звук [Ч`], если не услышите, то молчать.

(Дерево, чайник, тетрадь, мочалка, чайка, тарелка, чеснок, молоток, чебурашка)

В – Что объединяет слова, на которые мы хлопали в ладоши? (наличие звука [Ч`])

В -  Молодцы, давайте вместе произнесём этот звук.

В- Что мешает нам его плавно произнести, пропеть? (преграда)

В -  И значит он какой? (согласный)

-  Звонкий или глухой? (глухой так как произносится шумом)

В – Присаживайтесь на места, первое испытание преодолели, давайте посмотрим, что же скрывается во втором? (Воспитатель достаёт из конверта вторую карточку с заданием).

В – Опять игра, но не простая, называется она 3.  «Назови ласково». 

В-  Для этого вам понадобятся ваши карты – тетрадки, откройте их, найдите страницу-указатель 13. Задание под номером 4. У всех получилось?

В – Слушаем правило (чтение задания воспитателем).

В – Сейчас разберём первую картинку вместе, а дальше вы самостоятельно продолжите работать по образцу с другими предметами на картинке. Приготовьте красного цвета карандаш.

В – первое изображение? (курица – а как ласково назовём –курочка)

В – Что изменилось? (в новом слове – курочка встретился звук [Ч`])

В – будем обводить? Задание понятно?

В – Работаем теперь самостоятельно по образцу. (дети выполняют аналогично задание).

В – Смотрю, уже многие справились, а теперь поменяйтесь друг с другом тетрадями, будете вместе со мной проверять. Ваша задача посмотреть правильно ли выполнил ваш товарищ. Если найдётся неправильный вариант обводим его карандашом другого цвета. Приготовили карандаши. Понятно всем? Тогда работаем и внимательно проверяем.

В – Ксюша, называй следующую пару какая у тебя получилась? (хлеб – хлебушек). Обвела это изображение? (нет)

В – почему?

В – внимательно теперь смотрите в тетрадь своего соседа  и исправляем, если что - то не правильно.

 Работа проводится аналогично с другими предметами.

В- Сверьте с доской так ли у вас получилось?

В –Что мы узнали, выполнив это задание?

 В – А давайте, попробуем сделать его твёрдым??

 В- Вывод: [Ч`] – всегда мягкий.

4. Закрепление нового материала.

В- Молодцы, давайте теперь проверим так это или нет?

В – Достаю карточку с 3 испытанием, так, что же надо сделать: здесь говорится, что необходимо работать в паре, и нужен карандаш зелёного цвета.

В – Ребят, а как вы думаете для чего, и почему зелёный??

В – Найдите теперь на своей карте задание под №3. Это и будет наше следующее испытание.

В – Что Необходимо сделать, слушаем внимательно.

(Воспитатель читает задание). Знакомо нам такое задание?

 В- Но теперь мы будем выполнять его с учётом того, что вы узнали уже о звуке [Ч`].

 Карандаш какого цвета нам понадобится? (зелёный)

В Далее, вы будете работать самостоятельно в парах, кто с кем сидит.

В – скажите для чего? (чтобы было быстрее и легче выполнить задание).

В – Но, чтобы было понятнее, сейчас разберём с вами на примере.

В – Итак, пара – Ксюша и Никита что изображено на первой картинке? (черепаха)

В – Так как, вы работаете в паре вы вместе шёпотом советуетесь и определяете где находится согласный звук [Ч`]: в начале, середине или в конце слова, и если вы оба согласны закрашиваете соответственную клеточку: первую, посередине или последнюю.

В – Никита, в слове черепаха, где располагается согласный [Ч`]?  (начинает слово).

В – Значит, какую клеточку необходимо закрасить? (1) Закрашиваем её зелёным цветом.

В- Всем понятно, как работать в паре? Тогда начинаем.

В – Проверяем как же справились наши пары. Полина и Даша называйте следующий предмет. (очки), Даша, какую клеточку вы закрасили? Как определили? ( дети каждой пары отвечают ).

В- Молодцы, Лисёнок и Ёжик передали мне, что вы отлично преодолели все испытания, и многое узнали о звуке [Ч`].

В – Пора и отдохнуть, чтобы продолжить наше путешествие. Для этого необходимо выйти из – за столов и встать в круг.

5. Физкультминутка «Тик – так».

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так:

Тик – так, тик – так,

Смотри скорей, который час.

Тик – так, тик – так,

Налево раз, направо два.

Мы тоже можем так.

Тик – так, тик – так.

В – Почему лисёнок и ёжик выбрали именно эту физминутку? Отдохнули, набрались сил, можем дальше продолжить путешествовать по городу звуков.

В- Оказывается, что в городе живут не только звуки, но и буквы.

В- А для чего они нужны?

В – Какая буква живёт со звуком [Ч`]?

В –  На что похожа буква – «ЧЕ»?

6. Работа в прописях.

В –Так как скоро наше путешествие подойдёт к концу, звук [Ч`] очень просит подписать его домик, чтобы остальные звуки не потерялись. Поможем ему?  Откройте теперь свои прописи - карты на странице 6.

В – Что вы видите? Почему изображена черепаха?

В – ваша задача обвести букву «че» на панцире черепахи – мамы и маленьких черепашат по образцу, каждый раз проговаривая про себя особое заклинание, буква «че», звук [Ч`]. Приготовили простые карандашики и помним, что работать надо аккуратно, чисто, не выходить за контуры. Начинаем печатать.

В- У всех получилось?

В- Ребята, звуку [Ч`] очень понравилось, как вы сегодня работали, и на прощание он передал вам небольшой подарок – игру, которая называется громко – тихо. Поиграем? Стрелочка вверх -  громко произносим звук[Ч`] , а стрелочка вниз -  тихо.

Всем понятно?

  1. Рефлексия.

В – Ну а теперь оценим себя. Перед вами 3 лесенки. Давайте вспомним, что означает каждая. Первая – красота.

В – Посмотрите, как вы работали в прописях. Посмотрите и оцените себя.

- Если вы сделали всё аккуратно, красиво, не вышли нигде за контуры, то поставьте крестик напротив верхней ступеньки.

- Если кто-то сделал небольшие помарки, то поставьте крестик напротив средней ступеньки.

- А если, кто – то намазал, поторопился и сделал всё не аккуратно, вышли во многих местах за контуры, тот ставит крестик на нижней ступеньки.

В – Вторая лесенка? Какая? - правильность.

- Посмотрите в свои рабочие тетради.  Кто сделал правильно без ошибок все задания, то ставьте крестик напротив верхней ступеньки.

 - Кто сделал одну ошибку, тот ставит крестик на среднюю.

 - А кто больше, чем 1 ошибку, то на нижнюю.

В – Третья лесенка. Это быстрота.

- Если вы выполнили задание быстрее отведённого времени или вовремя, то ставим крестик на верхнюю ступеньку.

- Если  вы немного не успели выполнить в отведённое для задания время, то ставите крестик на среднюю ступеньку.

- Если вы совсем не успели выполнить задание, то ставим себя на нижнюю ступеньку.

В – Теперь вложите свои «лесенки успеха» в тетрадки, можете взять домой и показать родителям. 

7.Подведение итогов:

В- В домике  какого звука мы сегодня гостили?  Что вы узнали о звуке [Ч`]?

В – Путешествие окончено, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...