Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Страницы история Санкт-Петербурга" в соответствии с ФГОС.
методическая разработка (1 класс) на тему
Общеразвивающая программа со сроком реализации 4 года(с 1-го по 4-ый классы) начальной школы.Содержит требования ФГОС .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_sankt.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №180(с угл. изучением
англ.языка)
Программа принята Утверждаю директор
на педагогическом совете ГБОУ СОШ № 180 ГБОУ СОШ № 180 Тронова Н.А.
Протокол № ___________ дата
дата __________________
Общеразвивающая ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Возраст детей 7-11 лет. Срок реализации 4 года.
Составитель Димурина Л.А.
учитель начальных классов
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014
Пояснительная записка
Направленность программы : туристско – краеведческая. Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
Непростая задача знакомить детей с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.
Курс «Страницы истории Санкт-Петербурга» как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1-й класс) и 34 часа в год (2-й,3-й,4-й класс). В программу включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.
Темы выстроены таким образом, чтобы учителям начальных классов или родителям можно было пройтись с детьми по городу и в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось в учебном курсе.
Цель и задачи курса «Страницы истории Санкт- Петербурга».
цель программы: создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации школьников в окружающем их городском пространстве.
Задачи:
1. Образовательные:
1.1. Создать условия для проявления познавательного интереса к изучению города.
1.2 создать условия для получения элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга - его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.
1.3Создать условия для формирования представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
1.4Создать условия для формирования краеведческих умений:
- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;
- ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
- соотносить объект на карте с городским пространством;
- пользоваться краеведческой литературой;
- рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;
- описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
- соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях
2.Развивающие:
2.1Создать условия для развития монологической речь и мыслительных умения:
-работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды, загадки);
- подбирать слова, характеризующие объект;
- выявлять главные признаки объекта;
- сравнивать объекты и делать выводы;
- обосновывать свою точку зрения;
- переносить знания, полученные на других учебных предметах.
2.2 Создавать условия для формирования оценочных суждений:
- формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
- выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
2.3 Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
- изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
2.4 Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:
- соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.
3.Воспитательные
3.1 Создать условия для воспитания чувств товарищества.
3.2 Создать условия для формирования гражданской позиции, патриотизм
3.3Создать условия для воспитания нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность- терпимость).
Условия реализации программы
Возраст на который рассчитана данная программа: обучающиеся в возрасте 8-11 лет.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Условия приёма: по интересу
Режим работы: 1 раза в неделю по 1 часу.
Формы организации деятельности воспитанников
- групповая
- индивидуальная
- малые группы
Формы проведения занятия
- беседа
- диспут
- лекция
- виртуальная экскурсии
- конкурс
- викторина
- практикум.
Методы
- Словесный (рассказ, беседа, устное изложение, лекция, чтение, анализ текста)
- Наглядный ( показ видеоматериалов, иллюстрации, схемы, модели, наблюдение, работа по образцу, презентации)
-Практический (упражнение, тренинг, тестирование, решение кроссвордов)
- Объяснительно- иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично- поисковый
- Исследовательский.
Виды аттестации учащихся
1 этап- (конец сентября- начало октября)-тестирование (тесты, анкеты), викторины.
2 этап- промежуточный ( в середине года, в декабре)- викторина.
3 этап- итоговый ( апрель- май)- контрольное занятие, отчётный выставки работ учащихся, защита проекта, краеведческие чтения.
Формы подведения итогов реализации программы ДО
- тестирование
- контрольное занятие
- викторина.
Контроль и оценка умений и навыков.
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого раздела проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?», «Что, Где, Когда». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий обучающимися.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- где и когда возник Санкт-Петербург,
- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.
- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф) .
- некоторые музеи и площади нашего города
- реки, каналы, мосты
- мифических героев и животных, используемых в архитектуре и скульптуре города
- основные петербургские храмы.
- историю приневских земель
- историю Петропавловской крепости
- историю Зимних дворцов
- жизнь петербуржцев 18 века
- архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города
- изучаемые архитектурные стили.
- дворцы, особняки, доходные дома Петербурга
- историю развития транспорта в Петербурге
- изучаемые архитектурные стили
- пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Гатчина).
Обучающиеся должны уметь:
- найти на иллюстрации нужный объект
- уметь показать на карте, изучаемый объект, читать карту.
- найти дополнительный материал по теме.
- подготовить викторину по теме
- провести небольшую экскурсию
- подготовить отчет по итогам посещения музея, учебной прогулки, экскурсии.
Учебно-тематический план.
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ.
| 1 | 1 | ||
1 раздел. | Наш город –Санкт-Петербург. | 32 | 18 | 14 |
1глава | Так начинался Петербург. | 14 | 7 | 7 |
2 глава | Архитектурные ансамбли Петербурга | 12 | 8 | 4 |
3 глава | Просвещение, наука, культура. | 5 | 3 | 2 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
2раздел | Санкт-Петербург город музеев и театров. | 34 | 19 | 15 |
1 глава | Город музеев. | 26 | 16 | 10 |
2 глава | Город театров. | 7 | 3 | 4 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
3раздел | Жители невских берегов. | 34 | 24 | 10 |
1глава | Эпоха Петра1 | 11 | 8 | 3 |
2глава | Мода и жизнь царского двора в 18019 веках. | 12 | 8 | 4 |
3глава | Архитектурные стили. | 10 | 8 | 2 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
4раздел | Петербург 18-19 век. Пригороды Петербурга. | 34 | 22 | 12 |
1глава | Доходные дома Санкт-Петербурга. | 6 | 4 | 2 |
2глава | Стили- Ампир, Модерн. | 9 | 4 | 5 |
3глава | Пригороды Петербурга. | 17 | 13 | 4 |
Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | |
Итого : | 135 | 84 | 51 |
Учебно- тематический план.
Количество часов. | ||||
№ | Раздел и тема | Всего | теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 1 | - |
1 РАЗДЕЛ 1 глава «»Так | Наш город начинался | |||
2 | Основание Санкт-Петербурга.(история, легенды и мифы). | 1 | 1 | |
3 | Петропавловская крепость. История строительства. | 2 | 1 | 1 |
4 | Первые постройки: Домик Петра1, Тройцкая площадь | 2 | 1 | 1 |
5 | Петропавловский собор. | 2 | 1 | 1 |
6 | Игра «Что, Где, Когда».(по пройденному материалу) | 1 | 1 | |
7 | Адмиралтейство-первая верфь города. (виртуальная экскурсия). | 2 | 1 | 1 |
8 | Меншиковский дворец- первая каменная постройка. | 1 | 1 | |
10 | Летний дворец Петра 1 (виртуальная экскурсия по залам дворца) | 2 | 1 | 1 |
11 | Летний сад: вчера сегодня. (исследование) | 1 | 1 | |
2 глава. «Архитектурные» | ансамбли | Петербурга. | ||
16 | Дворцовая площадь | 2 | 1 | 1 |
17 | Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь. | 2 | 1 | 1 |
18 | Стрелка Васильевского острова. | 2 | 1 | 1 |
19 | Площадь искусств. Площадь Островского. К.И.Росси. | 2 | 1 | 1 |
20 | Виртуальная экскурсия по площадям города | 1 | 1 | |
22 | Путешествие по площадям города (игра по карте города). | 1 | 1 | |
23 | Проект. Как изменились площади города. | 2 | 2 | |
3 глава | Просвещение | Наука | Культура-3часа | |
24 | Академия наук и Академия художеств. | 2 | 1 | 1 |
25 | История появления Ботанического сада | 2 | 1 | 1 |
26 | Урок-игра (ребусы по 2,3 главе) | 2 | 1 | 1 |
2раздел Санкт | Петербург | Город музеев | и театров. | |
1 глава: город | музеев. | |||
27 | Государственный музей истории Санкт- Петербурга | 2 | 1 | 1 |
28 | Музеи- памятники Петровской эпохи.. | 3 | 2 | 1 |
29 | Игра «Что, Где, Когда». | 1 | 1 | |
30 | Город военной славы. | 5 | 4 | 1 |
31 | Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945) | 3 | 1 | 2 |
32 | Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа | 3 | 2 | 1 |
33 | Живопись Русского музея. | 2 | 1 | 1 |
34 | Игра «Узнай по описанию памятник, экспонат». | 1 | 1 | |
35 | Мемориальные Музеи Петербурга. | 3 | 2 | 1 |
36 | Видеоэкскурия экскурсия. | 3 | 3 | |
2 глава Петербург | Город театров. | |||
37 | Первые театры в Петербурге | 1 | 1 | |
38 | Театр в Петербурге в 18 веке. | 2 | 1 | 1 |
39 | Игра «Посещение театра» | 1 | 1 | |
40 | Современные театры. | 2 | 1 | 1 |
41 | Игра «Найди на карте». Путешествие в театральный Петербург» | 2 | 2 | |
3 Раздел «Жители» | Невских берегов- часов. | |||
1 глава: Эпоха Петра1 . |
| |||
42 | Застройка города по сторонам. | 3 | 2 | 1 |
43 | Экскурсия в музей Времени в Петропавловской крепости. | 2 | 1 | 1 |
44 | Общественная жизнь Петровского Петербурга. | 2 | 2 | |
45 | Праздники в Петровском Петербурге. | 3 | 3 | |
46 | «Вечер в стиле Петровской Ассамблеи»(театрализованный вечер) | 1 | 1 | |
2 глава мода и | Жизнь царского | Дворца в 18-19 веках. | ||
47 | Двор и дворяне в 18 веке. | 2 | 1 | 1 |
48 | Петербург- центр образования и науки. | 3 | 2 | 1 |
49 | Литература и искусство Петербурга 18 века. | 2 | 1 | 1 |
50 | Городское хозяйство и транспорт в Петербурге в 19 веке. | 2 | 2 | |
51 | Виртуаьная экскурсия в музей Железнодорожного транспорта. | 2 | 2 | |
52 | Викторина.(по пройденному материалу) | 1 | 1 | |
3 глава | Архитектурные | Стили | ||
53 | Петровское барокко. | 4 | 3 | 1 |
54 | Заочная экскурсия. | 1 | 1 | |
55 | Классицизм. Особенности, памятники | 4 | 3 | 1 |
56 | Итоговое занятие.(по разделу) | 2 | 1 | 1 |
4 раздел Петербург | 18-19в. | Пригороды Петербурга.- 34часа. | ||
1 глава: | Доходные дома | Санкт- Петербурга. | ||
57 | Доходный дом, что это? ( видеоэкскурсия) | 2 | 1 | 1 |
58 | Особенности доходных домов в Петербурге. | 2 | 2 | |
59 | Игра «Что, Где, Когда» | 2 | 1 | 1 |
2 глава | Архитектурные | Стили. | ||
60 | Таврический дворец | 1 | 1 | |
61 | Юсуповский дворец | 1 | 1 | |
62 | Здания в стиле Ампир.(видеоэкскурсия) | 2 | 1 | 1 |
63 | Особенности архитектурного стиля модерн. | 2 | 1 | 1 |
64 | Интерактивная прогулка по городу. | 3 | 3 | |
3 глава: Пригороды | Петербурга | |||
65 | Петродворец -город фонтанов.(видеоэкскурсия) | 2 | 1 | 1 |
66 | Ломоносов.(видеоэкскурсия) | 1 | 1 | |
67 | Пушкин.(видеоэкскурсия) | 2 | 1 | 1 |
68 | Павловск, Гатчина.(видеоэкскурсия) | 2 | 1 | 1 |
69 | Викторина.(видеоэкскурсия) | 2 | 2 | |
70 | Город на островах.(видеоэкскурсия) | 2 | 2 | |
71 | Храмы Петербурга | 4 | 3 | 1 |
72 | Животные и мифические существа в скульптуре Петербурга. | 2 | 2 | |
73 | Итоговые занятия | 2 | 1 | 1 |
Итого : | 135 | 84 | 51 |
Содержание программы.
Курс «Страницы истории Санкт-Петербурга» предназначен для учащихся 7-11лет. Он содержит 4 основных раздела(33ч 1 тема и по 34ч 3 темы). Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята в каждом новом разделе повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого уровня обучения.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ. Введение.
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения во время занятий на базе школы и в других помещениях. Рассказ о курсе: особенности, тематика, ход проведения занятий, работа с раздаточным материалом.
1 раздел: «Наш город -Санкт- Петербург».
Раздел «Наш город – Санкт-Петербург» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.
2 раздел: «Санкт-Петербург- город музеев и театров».
Изучаются музеи на стрелке Васильевского острова, ансамбль площади Искусств, площади Островского, Театральная площадь, реки, каналы, мосты Петербурга, мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.
3 раздел: «Жители невских берегов»
Изучается история приневских земель, жизнь людей в эпоху Петра 1, жизнь царского двора в 18-19 веках, архитектурные стили( петровское барокко, классицизм).
4 раздел: «Петербург в 18-19 веках. Пригороды Петербурга.
Изучаются дворцы, особняки, доходные дома, транспорт. Продолжается изучение архитектурных стилей( ампир, модерн). Особое внимание уделяется изучению пригородов Петербурга.
Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Обсуждение полученных знаний и умений. Открытое занятие с использованием различных видов игр.
Методическое обеспечение
Дидактический материал
- подборка материалов к каждому разделу курса;
- таблицы, схемы по темам занятий;
- статьи к каждому разделу курса;
- иллюстрации в книгах, журналах, открытки по темам занятий;
- подборка стихов, рассказов, загадок, в соответствии с темой занятия
- Словарь специальных терминов.
-видеоматериалы;
- презентации по темам занятий;
- Раздаточный материал
- цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации по темам занятий.
- карточки, мини - карты города( «Основные памятники архитектуры города»,»Панорамы улиц Петербурга»,»Мини-город(миниатюра центра Петербурга)»».
- дополнительный материал-энциклопедические справочники по истории города,журналы и газеты с иллюстрацией видов города.
Материально-техническое оснащение :
-интерактивная доска (1)
- компьютер (1)
- парты и стулья
-МФУ
Список литературы:
- В адрес педагога:
1. Векслер А.Ф. Архитектурные ансамбли. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.
2. Векслер А.Ф. Площади Петербурга. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.
3. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах СПб. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб., СМИО Пресс, 2002.
4. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч.1,2., Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - СПб., СМИО Пресс, 2001.
5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию. Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.
6. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие. Ин-т Петербурга. – СПб., 1995.
7. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. «Чудесный город» - видеофильм. СПб., 1998.
8. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь/ Сост. Н.Г.Гаврилова, Н.Л.Григорьева, Н.Е.Абакумова, О.Ю.Маврина. – СПб., «Химиздат», 2001.
9.Зимина М. С., Преслицкая М.Г. Санкт-Петербург. Музеи: пособие по истории города. СПб. :КОРОНА принт, 2005год.
10.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург культура и быт: пособие по истории города. СПб. КОРОНА принт 2010год.
11. Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург: пособие по истории города. СПб., КОРОНА принт 2010 год.
12.Гурьева Н.А.Первое знакомство с Петербургом СПб.,»Паритет»2014,
13.Лившиц Лия «Сказочный Эрмитаж» СПб.,»Издательство Альфа-колор» 2014.
2.Для детей и родителей:
1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.
2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.
3. Журнал «Автобус», 1995-2009.
4. Стихи о городе М. Басиной, М.Борисовой, Е.Ефимовского, С.Маршака, Н.Поляковой, С. Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование внеурочного курса "История Санкт-Петербурга"
Данная программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы и позволяет познакомить детей с интересными страницами жизни нашего города....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "История Санкт -Петербурга " 1 класс
В программе представлена пояснительная записка, календарно- тематическое планирование теоретической и практической частей материала курса для обучающихся 1 класса....
Программа по внеурочной деятельности "Интересное рядом" История Санкт-Петербурга и Пушкинского района.
Программа по внеурочной деятельности по истории санкт-Петербурга и Пушкинского района....
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс
Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста на основе пособий по истории города....
Программа внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга "Мой город"
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга для начальной школы, включающая в себя разделы ОБЖ и ПДД. Расчитана на 4 года....