Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Страницы история Санкт-Петербурга" в соответствии с ФГОС.
методическая разработка (1 класс) на тему

Общеразвивающая  программа со сроком реализации   4 года(с 1-го по 4-ый классы) начальной школы.Содержит требования ФГОС  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_sankt.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Государственное бюджетное образовательное учреждение  

                 средняя образовательная школа №180(с угл. изучением                  

              англ.языка)

Программа принята                                                          Утверждаю   директор                  

на педагогическом совете                                                     ГБОУ СОШ № 180             ГБОУ СОШ № 180                                                                 Тронова Н.А.

Протокол № ___________                                                       дата

дата  __________________                                                                                          

   

   Общеразвивающая ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

                      Возраст детей 7-11 лет. Срок реализации 4 года.  

                                                                               Составитель Димурина Л.А.  

                                                                               учитель начальных классов

                                                                           

                                       САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014

                                      Пояснительная записка

Направленность программы : туристско – краеведческая. Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.  

 Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть  почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

   Непростая задача знакомить детей с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.

    Курс «Страницы истории Санкт-Петербурга»  как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной;  поведением и отношением петербуржцев к своему городу,  ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1-й класс) и 34 часа в год  (2-й,3-й,4-й класс). В программу включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

Темы выстроены таким образом, чтобы учителям начальных классов или родителям  можно было пройтись с детьми по городу и в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось в учебном курсе.

Цель и задачи курса «Страницы истории Санкт- Петербурга».

 цель программы: создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации школьников в окружающем их городском пространстве.  

Задачи:

1. Образовательные:

  1.1. Создать условия для проявления познавательного интереса к изучению города.

  1.2 создать условия для получения элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга -  его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

1.3Создать условия для формирования представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.

 1.4Создать условия для формирования  краеведческих умений:

- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;

 - ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;

   - соотносить объект на карте с городским пространством;

   - пользоваться краеведческой литературой;

  - рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;

   - описывать памятники, достопримечательности по памяткам;

   - соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях

2.Развивающие:

2.1Создать условия для развития монологической речь и мыслительных умения:

  -работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы,      кроссворды, загадки);

 - подбирать слова, характеризующие объект;

 - выявлять главные признаки объекта;

 - сравнивать объекты и делать выводы;

 - обосновывать свою точку зрения;

 - переносить знания, полученные на других учебных предметах.

 2.2 Создавать условия для формирования оценочных суждений:

  - формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;

   - выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

2.3 Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:

  - изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).

2.4 Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:

 - соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах. 

3.Воспитательные

3.1 Создать условия для воспитания чувств товарищества.

3.2 Создать условия для формирования гражданской позиции, патриотизм

3.3Создать условия для  воспитания нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность- терпимость).

Условия реализации программы

Возраст на который рассчитана данная программа: обучающиеся в возрасте 8-11 лет.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Условия приёма: по интересу

Режим работы: 1 раза в неделю по 1 часу.

Формы организации деятельности воспитанников

- групповая

- индивидуальная

- малые группы

Формы проведения занятия

- беседа

- диспут

- лекция

- виртуальная экскурсии

- конкурс

- викторина

- практикум.

Методы

- Словесный (рассказ, беседа, устное изложение, лекция, чтение, анализ текста)

- Наглядный ( показ видеоматериалов, иллюстрации, схемы, модели, наблюдение, работа по образцу, презентации)

-Практический (упражнение, тренинг, тестирование, решение кроссвордов)

- Объяснительно- иллюстративный

- Репродуктивный

- Частично- поисковый

- Исследовательский.

Виды аттестации учащихся

1 этап-  (конец сентября- начало октября)-тестирование (тесты, анкеты), викторины.

2 этап- промежуточный ( в середине года, в декабре)- викторина.

3 этап- итоговый ( апрель- май)- контрольное занятие, отчётный  выставки работ учащихся, защита проекта,  краеведческие чтения.  

Формы подведения итогов реализации программы ДО

- тестирование

- контрольное занятие

- викторина.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого раздела  проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?», «Что, Где, Когда». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий обучающимися.

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург,

- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф) .

- некоторые музеи и площади нашего города

- реки, каналы, мосты

- мифических героев и животных, используемых в архитектуре и скульптуре города

- основные петербургские храмы.

- историю приневских земель

- историю Петропавловской крепости

- историю Зимних дворцов

- жизнь петербуржцев 18 века

- архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города

- изучаемые архитектурные стили.

- дворцы, особняки, доходные дома Петербурга

- историю развития транспорта  в Петербурге

- изучаемые архитектурные стили

- пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Гатчина).

Обучающиеся должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект

- уметь показать на карте, изучаемый объект, читать карту.

- найти дополнительный материал по теме.

- подготовить викторину по теме

- провести небольшую экскурсию

- подготовить отчет по итогам посещения музея, учебной прогулки, экскурсии.

 

Учебно-тематический план.

 №

Разделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ.

 

1

1

1 раздел.

Наш город –Санкт-Петербург.

32

18

14

1глава

  Так начинался Петербург.          

14

7

7

2 глава

Архитектурные ансамбли Петербурга

12

8

4

3 глава

Просвещение, наука, культура.

5

3

2

Итоговое занятие

1

1

2раздел

Санкт-Петербург город музеев и театров.

34

19

15

1 глава

Город музеев.

26

16

10

2 глава

Город театров.

7

3

             4

Итоговое занятие

1

             1

3раздел

Жители невских берегов.

34

24

10

1глава

Эпоха Петра1

11

8

3

2глава

Мода и жизнь царского двора в 18019 веках.

12

8

4

3глава

Архитектурные стили.

10

8

2

Итоговое занятие

1

1

4раздел

Петербург 18-19 век. Пригороды Петербурга.

          34

22

12

1глава

Доходные дома Санкт-Петербурга.

6

4

2

2глава

Стили- Ампир, Модерн.

9

4

5

3глава

Пригороды Петербурга.

17

13

4

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого :

135

84

51

Учебно- тематический план.

Количество часов.

Раздел и тема

Всего

теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

-

1 РАЗДЕЛ

1 глава «»Так

Наш город

начинался

2

Основание Санкт-Петербурга.(история, легенды и мифы).

1

1

3

Петропавловская крепость. История строительства.

2

1

1

4

Первые постройки: Домик Петра1, Тройцкая площадь

2

1

1

5

Петропавловский собор.

2

1

1

6

Игра «Что, Где, Когда».(по пройденному материалу)

1

1

7

Адмиралтейство-первая верфь города. (виртуальная экскурсия).

2

1

1

8

Меншиковский дворец- первая каменная постройка.

1

1

10

Летний дворец Петра 1 (виртуальная экскурсия по залам дворца)

2

1

1

11

Летний сад: вчера сегодня. (исследование)

1

1

  2 глава.

«Архитектурные»

ансамбли

Петербурга.

16

Дворцовая площадь

2

1

1

17

Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь.

2

1

1

18

Стрелка Васильевского острова.

2

1

1

19

Площадь искусств. Площадь Островского. К.И.Росси.

2

1

1

20

Виртуальная  экскурсия по площадям города

1

1

22

Путешествие по площадям города (игра по карте города).

1

1

23

Проект. Как изменились площади города.

2

2

                      3 глава

Просвещение

Наука

Культура-3часа

24

Академия наук и Академия художеств.

2

1

1

25

История появления Ботанического сада

2

1

1

26

Урок-игра (ребусы по 2,3 главе)

2

1

1

2раздел Санкт

Петербург

Город музеев

и театров.

1 глава: город

музеев.

27

Государственный музей истории Санкт- Петербурга

2

1

1

28

Музеи- памятники Петровской эпохи..

3

2

1

29

Игра «Что, Где, Когда».

1

1

30

Город военной славы.

5

4

1

31

Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945)

3

1

2

32

Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа

3

2

1

33

Живопись Русского музея.

2

1

1

34

Игра «Узнай по описанию памятник, экспонат».

1

1

35

Мемориальные Музеи Петербурга.

3

2

1

36

Видеоэкскурия  экскурсия.

3

3

2 глава  Петербург

Город театров.

37

Первые театры в Петербурге

1

1

38

Театр в Петербурге в 18 веке.

2

1

1

39

Игра «Посещение театра»

1

1

40

Современные театры.

2

1

1

41

Игра «Найди на карте». Путешествие в театральный Петербург»

2

2

3 Раздел «Жители»

Невских берегов-    часов.

1 глава:

Эпоха Петра1 .

 

42

Застройка города по сторонам.

3

2

1

43

Экскурсия в музей Времени в Петропавловской крепости.

2

1

1

44

Общественная жизнь Петровского Петербурга.

2

2

45

Праздники в Петровском Петербурге.

3

3

46

«Вечер в стиле Петровской Ассамблеи»(театрализованный вечер)

1

1

2 глава мода и

Жизнь царского

Дворца в 18-19 веках.

47

Двор и дворяне в 18 веке.

2

1

1

48

Петербург- центр образования и науки.

3

2

1

49

Литература и искусство Петербурга 18 века.

2

1

1

50

Городское хозяйство и транспорт в Петербурге в 19 веке.

2

2

51

Виртуаьная экскурсия в музей Железнодорожного транспорта.

2

2

52

Викторина.(по  пройденному материалу)

1

1

3 глава

Архитектурные

Стили

53

Петровское барокко.

4

3

1

54

Заочная экскурсия.

1

1

55

Классицизм. Особенности, памятники

4

3

1

56

Итоговое занятие.(по разделу)

2

1

1

4 раздел Петербург

18-19в.

Пригороды Петербурга.- 34часа.

1 глава:

Доходные дома

Санкт- Петербурга.

57

Доходный дом,  что это?          ( видеоэкскурсия)

2

1

1

58

Особенности доходных домов в Петербурге.

2

2

59

Игра «Что, Где, Когда»

2

1

1

2 глава

Архитектурные

Стили.

60

Таврический дворец

1

1

61

Юсуповский дворец

1

1

62

Здания в стиле Ампир.(видеоэкскурсия)

2

1

1

63

Особенности архитектурного стиля модерн.

2

1

1

64

Интерактивная прогулка по городу.

3

3

3 глава: Пригороды

Петербурга

65

Петродворец -город фонтанов.(видеоэкскурсия)

2

1

1

66

Ломоносов.(видеоэкскурсия)

1

1

67

Пушкин.(видеоэкскурсия)

2

1

1

68

Павловск, Гатчина.(видеоэкскурсия)

2

1

1

69

Викторина.(видеоэкскурсия)

2

2

70

Город на островах.(видеоэкскурсия)

2

2

71

Храмы Петербурга

4

3

1

72

Животные и мифические существа в скульптуре Петербурга.

2

2

73

Итоговые занятия

2

1

1

Итого :

135

84

51

Содержание  программы.

Курс «Страницы истории  Санкт-Петербурга»  предназначен для учащихся 7-11лет. Он содержит 4 основных раздела(33ч 1 тема  и по 34ч 3 темы). Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята в каждом новом разделе повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого уровня обучения.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ. Введение.

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения во время занятий на базе школы и в других помещениях. Рассказ о курсе: особенности, тематика,  ход проведения занятий, работа с раздаточным материалом.

1 раздел: «Наш  город -Санкт- Петербург».

Раздел «Наш город – Санкт-Петербург» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.

2  раздел: «Санкт-Петербург- город музеев и театров».

Изучаются музеи на стрелке Васильевского острова, ансамбль площади Искусств, площади Островского, Театральная площадь, реки, каналы, мосты Петербурга, мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.

3 раздел: «Жители невских берегов»

Изучается история приневских земель, жизнь людей в эпоху Петра 1, жизнь царского двора в 18-19 веках, архитектурные стили( петровское барокко, классицизм).

4 раздел: «Петербург в 18-19 веках. Пригороды Петербурга.

Изучаются дворцы, особняки, доходные дома, транспорт. Продолжается изучение архитектурных стилей( ампир, модерн). Особое внимание уделяется изучению пригородов Петербурга.

Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Обсуждение полученных знаний и умений. Открытое занятие с использованием различных видов игр.

Методическое обеспечение

Дидактический материал

- подборка материалов к каждому разделу курса;

- таблицы, схемы по темам занятий;

- статьи к каждому разделу курса;

- иллюстрации в книгах, журналах, открытки по темам занятий;

- подборка стихов, рассказов, загадок, в соответствии с темой         занятия

- Словарь специальных терминов.

-видеоматериалы;

- презентации по темам занятий;

- Раздаточный материал

- цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации по темам занятий.

- карточки, мини - карты города( «Основные памятники архитектуры города»,»Панорамы улиц Петербурга»,»Мини-город(миниатюра центра Петербурга)»».

- дополнительный материал-энциклопедические справочники по истории города,журналы и газеты с иллюстрацией видов города.

Материально-техническое оснащение :

-интерактивная доска (1)

- компьютер (1)

- парты и стулья

-МФУ

Список литературы:

  1. В адрес педагога:

1. Векслер А.Ф. Архитектурные ансамбли. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.

2. Векслер А.Ф. Площади Петербурга. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.

3. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах СПб. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб., СМИО Пресс, 2002.

4. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч.1,2., Изд. 2-е, переработанное и дополненное. -  СПб., СМИО Пресс, 2001.

5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию. Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.

6. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие. Ин-т Петербурга. – СПб., 1995.

7. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. «Чудесный город» - видеофильм. СПб., 1998.

8. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь/ Сост. Н.Г.Гаврилова, Н.Л.Григорьева, Н.Е.Абакумова, О.Ю.Маврина. – СПб., «Химиздат», 2001.

9.Зимина М. С., Преслицкая М.Г. Санкт-Петербург. Музеи: пособие по истории города. СПб. :КОРОНА принт, 2005год.

10.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург культура и быт: пособие по истории города. СПб. КОРОНА принт 2010год.

11. Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург: пособие по истории города. СПб., КОРОНА принт 2010 год.

12.Гурьева Н.А.Первое знакомство с Петербургом СПб.,»Паритет»2014,

13.Лившиц Лия «Сказочный Эрмитаж» СПб.,»Издательство Альфа-колор» 2014.

2.Для детей и родителей:

1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.

2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.

3. Журнал «Автобус», 1995-2009.

4. Стихи о городе М. Басиной, М.Борисовой, Е.Ефимовского, С.Маршака, Н.Поляковой, С. Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование внеурочного курса "История Санкт-Петербурга"

Данная программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы и позволяет познакомить детей с интересными страницами жизни нашего города....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "История Санкт -Петербурга " 1 класс

В программе представлена пояснительная записка, календарно- тематическое планирование теоретической и практической частей материала курса для обучающихся 1 класса....

Программа по внеурочной деятельности "Интересное рядом" История Санкт-Петербурга и Пушкинского района.

Программа по внеурочной деятельности  по истории санкт-Петербурга и Пушкинского района....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста  на основе пособий по истории города....

Программа внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга "Мой город"

Рабочая программа внеурочной деятельности по  истории Санкт-Петербурга для начальной школы, включающая в себя разделы ОБЖ и ПДД. Расчитана на 4 года....