Программа внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга "Мой город"
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга для начальной школы, включающая в себя разделы ОБЖ и ПДД. Расчитана на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Мой город" | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 400 им. Александра Невского
Колпинского района Санкт-Петербурга
Принято Педагогическим советом ГБОУ школы № 400 им. Александра Невского Колпинского района Санкт-Петербурга Протокол № от «___» ___________ 2018 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ школы № 400 им. Александра Невского Колпинского района Санкт-Петербурга _________ Н.А.Труфанова Приказ № ____________от «___» ___________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мой город»
для 1-4 классов
Автор – составитель
Учитель Королева А.В.
2018- 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой город» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы начального (основного) общего образования.
Нормативно-правовой основой программы являются следующие документы:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
• Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
• Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования
• Локальные акты учреждения:
- Положение о внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 400;
- Учебный план ГБОУ СОШ № 400.
Данная рабочая программа разработана на основе примерной авторской программы Л.К.Ермолаевой «Чудесный город» и предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Актуальность программы. Изучение своего края является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
Роль курса важна не столько в формировании знаний, сколько в пробуждении познавательного интереса ребенка в изучении города. Именно на этой ступени необходимо и возможно помочь ребенку полюбить город, в котором он живет (гордиться им, сопереживать ему, понимать его проблемы), понять ценность города для себя и других горожан (иметь представление о его пользе, культурной и исторической ценности), осознать свою взаимосвязь с городом.
Курс «Мой город» является фундаментом системы краеведческого образования.
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как воспитание подлинного гражданина, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию и направлена на воспитание ценностного отношения к Санкт-Петербургу, как к миру особой культуры, социально - пространственной системе, несущей в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга, как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Цель программы: формирование нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в окружающем их городском пространстве.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к изучению города.
2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
3. Развивать начальные краеведческие умения.
4. Развивать монологическую речь.
5. Развивать аналитические умения.
6. Создавать условия для формирования оценочных суждений.
7.Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся.
8. Создавать условия для развития навыков культуры поведения.
9. Создавать условия для развития навыков безопасного поведения.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Мой город»
Программа внеурочной деятельности реализуется в рамках краеведческого направления. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Программа выстроена на основе примерной программы Л.К.Ермолаевой «Чудесный город».
Программа рассчитана на 1час в неделю, 33 часа в год (1класс), 34 ч в год (2 - 4 классы).
Программа предусматривает следующие виды деятельности:
–чтение текста в различных источниках и на различных носителях;
–решение информационных задач (выполнение заданий и упражнений);
– наблюдение за объектом изучения (историческими памятниками);
–работа со словарём;
–работа по карточкам;
–участие в эвристических беседах;
–работа с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
–участие в викторинах и конкурсах, инсценировках;
–подготовка викторин, конкурсов и проектов (4 кл.);
–изображение изученных объектов в рисунках, поделках, сказках.
Программа предусматривает следующие формы организации работы: беседы, интегрированные занятия, практикумы, работа в группах, дидактические игры, познавательные игры; викторины; просмотр и обсуждение презентаций и фильмов, экскурсии виртуальные, пешеходные, автобусные (по возможности) и самостоятельные прогулки с родителями.
Описание места программы в структуре образовательного процесса
Содержание программы «Мой город» является важным звеном патриотического воспитания обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Мой город» входит в Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и способствует реализации таких направлений воспитания как:
-воспитание гражданственности и патриотизма;
-воспитание нравственных чувств;
-воспитание экологической культуры;
-эстетическое воспитание;
-воспитание социальной ответственности.
Содержание программы проектируется преемственно с урочным компонентом. В ходе освоения программы у обучающихся формируются представления о современном городе, в котором живут дети. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.
Развивающая направленность программы «Мой город» реализуется на основе системно-деятельностного подхода.
Приобретаемый обучающимися социальный опыт познания, отношения, действия закладывает основы формирования гражданской идентичности. Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно-значимых ситуаций нравственного выбора и его рефлексии, самоопределением в области духовно-нравственного воспитания.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия:
– оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общечеловеческих ценностей, российских гражданских ценностей, важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
– отделять оценку поступка от оценки самого человека;
– осознавать себя гражданином России, испытывать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, своего края, российского народа, историю России;
– осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
– определять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом;
– составлять план решения проблемы (задачи) совместно с педагогом;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, соотносить его с целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
– ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
– добывать новые знания из различных источников (наблюдение, слушание);
– уметь перерабатывать полученную информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, группировать) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– оформлять свои мысли в устной речи;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;
– вести диалог с собеседником, слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
– распределять и выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- Эмоционально-ценностное восприятие ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.
-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
В результате выполнения под руководством педагога работы в парах и групповых творческих работ, реализации элементарных доступных проектов обучающиеся получат первоначальный опыт коммуникативных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: - приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- овладение начальными формами познавательных УУД – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получение первоначального опыта организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов;
- приобретение опыта работы с простейшими информационными объектами: рисунком, схемой, видеофрагментами
Предметные:
Обучающиеся смогут:
- Овладеть элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов.
- Научиться правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.
- Выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.
Содержание программы
Программа содержит 4 раздела, которые рассматриваются в каждом классе.
Раздел 1. История Ижорской земли (Мой район). (8 ч в каждом классе)
Выявляет ценность района с позиции утилитарности (район – большая «клетка» города), городской эстетики (неповторимость убранства фасадов домов, улиц, набережных, мостов, парков и садов), его исторической и современной значимости (формирование территории района, его роль в жизни современного города) и ценности созидательного труда людей – главного богатства района и бережного отношения к нему.
Раздел 2. Мир города (8 ч в каждом классе).
Знакомит обучающихся с утилитарной значимостью всех частей любого города (домов, улиц, рек и каналов, садов и парков), а также исторической (дома возникли не сразу, у них есть история) и социальной (взаимосвязь города и горожан, зависимость состояния города от поведения людей).
Раздел 3.Удивительный Санкт-Петербург (8 часов в 1 классе, по 9 часов во 2-4 классах).
Раскрывает уникальные особенности конкретного города - Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер). В то же время раскрывается и ценность труда создателей СПб (главное богатство города– его жители; город хранит память об известных и безымянных жителях).
Раздел 4. Блистательный Санкт-Петербург (9 ч в каждом классе).
Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Дворцовая площадь – самая главная площадь нашего города, Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, города военной славы России; Адмиралтейство - символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром 1). Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.
Также в данной программе представлен модуль «Дорожная безопасность». Авторы: Мельникова Т.В., заведующая кабинетом ОБЖ СПб АППО, Данченко С.П., к.п.н., методист кабинета ОБЖ СПб АППО Форштат М.Л, независимый эксперт по ПДД
Список учебно-методических материалов:
1. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах СПб. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, СМИО Пресс, 2012.
2. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. «Чудесный город». Петербургская тетрадь. В 2 ч. – СПб.
3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию. Ин-т Петербурга. - СПб
4. Е.В.Дмитриева. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы. Вып.1-4 «Корона-принт» СПб
5. Солнцева О. В. Учебно- методическое пособие « Город- сказка , город-быль». С-Пб.
6. Стихи о городе М.Басиной, М.Борисовой, Е.Ефимовского, С.Маршака, Н.Поляковой, С.Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.
7. Диск с мультимедийной презентацией «Встречи с Санкт- Петербургом».
8. Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1 - 9 классов. Авторы: Мельникова Т.В., заведующая кабинетом ОБЖ СПб АППО, Данченко С.П., к.п.н., методист кабинета ОБЖ СПб АППО Форштат М.Л, независимый эксперт по ПДД
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"
Программа для ознакомления детей первого класса с Санкт - Петербургом.Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дет...
Программа внеурочной деятельности «Кукольная история»
Программа кружковой работы....
Программа внеурочной деятельности "С любовью к родному городу"
Приводится программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "С любовью к родному городу"...
Презентация программы внеурочной деятельности "С любовью к родному городу"
Приводится прзентация программы внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "С любовью к родному городу"...
Программа внеурочной деятельности "С любовью к родному городу"
Приводится программа внеурочной деятельности "С любовью к родному городу" 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для классов кадетской направленности
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для начальных классов кадетской направленности. Воспитывает патриотические чувства через песни военных л...