ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность», составлена в соответствии с ФГОС
рабочая программа (3 класс) на тему

Грудачева Ольга Викторовна

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatel_3_klass.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования (для 1-4 кл)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                       УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                   Директор МБОУ  

Протокол  № 1                                                  «Излучинская ОСШУИОП №1»

от 30 августа  2014 г                                           __________ Н.А. Зеленская

Методист______ Т.Ф.Пушкарева                    Приказ №269 от 01.09.2014

Рассмотрено на МО

учителей  начальных классов

Протокол №1 от 29 августа 2014 г.

Руководитель МО_____________И.А.Муленкова

                   

       

       

Рабочая программа   по внеурочной деятельности

«Проектная деятельность»

на 2014 – 2015 учебный год

Класс: 3 б

Руководитель факультативного курса: Грудачева Ольга Викторовна

Излучинск

2014

  1. Пояснительная записка.

      Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

     Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию  исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

            Задачи:

  • развитие творческой исследовательской активности;
  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения

  1. Общая характеристика факультативного курса

обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

   Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Проектная теятельность», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

   

3.  Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

    Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

    В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

    Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

4.  Место факультативного курса в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным  планом по внеурочной деятельности факультативный курс   изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.  

3 класс -  34 часа в год (1 час  в неделю, 34 учебные недели).

5.    Результаты изучения факультативного курса.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследовательской работы;
  • метод исследования: анкетирование, моделирование;
  • основы работы с компьютером;
  • что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
  • способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе;

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

6.    Содержание программы:

3 класс:

«Развитие познавательной сферы»  

-Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

«Формирование исследовательских умений»

-Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

  • «Исследовательская практика»

-Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

«Защита проектов исследовательской работы»

      Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

3 класс  34 часа

МОДУЛИ

«Развитие

познавательной сферы»

«Формирование исследовательских умений»

«Исследовательская практика»

«Защита проектов исследовательской работы»

 7 ч

10 ч

13 ч

4 ч

Тайны памяти.

1 ч

Что такое «копилка сведений проекта»?

1 ч

«Моя родословная»

(инд. проекты)

1 ч

В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

Как улучшить свою память?

1 ч

Анкетирование  как метод исследования.

1 ч

«Куклы» (инд. и групповые проекты)

2 ч

Конкурс математических развлечений.

1 ч

Компьютер – друг и помощник.

1 ч

«Кругосветные путешествия»

( инд. проекты)

1 ч

Неповторимость и уникальность в проектной деятельности.

1 ч

«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»

(групп. проект) 2 ч

«Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты)

2 ч

Что значит для меня ощущение успешности?

(психологический тренинг) 1 ч

Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь»

1 ч

«Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)

2 ч

Что значит умение договариваться?

1 ч

«Как выглядит орбита планет»

(занятие – практикум) 1 ч

« Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект)

2 ч

Новые приборы

в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1 ч

Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование)

1 ч

«Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект)

2  ч

Микроисследование «Что такое хорошая школа».

 2 ч

«Вредные звуки»

( инд. проект)

1 ч

В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

 В целях обобщения работы учащихся может быть представлено  портфолио младшего школьника  как  индивидуального  “портфеля” образовательных индивидуальных достижений  ученика начальной школы в  познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

7.     Календарно-тематическое планирование   факультативного курса  

«Проектная    деятельность»

3 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

Дата

Кол-во

часов

Тема

План

Факт

Модуль: «Развитие познавательной сферы»

1

3.09

1

«Миллион наблюдений».

(Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)

2

10.09

1

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

3

17.09

1

Как сотрудничать со взрослыми

4

24.09

1

« Самый – самый!» Психологическая игротека

5

01.10

1

Искусство выдумывания историй (речевой тренинг)

6

08.10

1

Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения)

7

15.10

1

Упражнение «Пословицы» 

Модуль: «Формирование исследовательских умений»

8

22.10

1

Что такое «копилка сведений проекта»?

9

29.10

1

Анкетирование  как метод исследования.

10

12.11

1

Компьютер – друг и помощник.

11/12

19.11

26.11

2

«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»(групп. проект)

13

3.12

1

Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь»

14

10.12

1

«Как выглядит орбита планет»

(занятие – практикум)

15

17.12

1

Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование)

16/17

24.12

14.01

2

Микроисследование «Что такое хорошая школа».

Модуль: «Исследовательская практика»

18

21.01

1

«Моя родословная» (инд. проекты)

19/20

28.01

4.02

2

«Куклы» (инд. и групповые проекты)

21

11.02

1

«Кругосветные путешествия» ( инд. проекты)

22/23

18.02

25.02

2

«Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты)

24/25

4.03

11.03

2

«Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)

26/27

18.03

1.04

2

« Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект)

28/29

8.04

15.04

2

«Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект)

30

22.04

1

«Вредные звуки» ( инд. проект)

Модуль: «Защита проектов исследовательской работы»

20.04

31/34

29.04

06.05

13.05

20.05

4

В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

8.   Используемая литература

  1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2012 г.;
  2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2013 г.;
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2012 г.;
  4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.  М., Просвещение, 2010 г.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2013.;
  6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor2@procenter.net.ru
  7. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. pedsovet.org8.
  8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастер-класс) http://festival.1september.ru/articles/517978/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 2 класс "Здравствуй, праздник !"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. "Здравствуй, праздник !"Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созд...

Внеурочная деятельность Рабочая программа 4 класс

Рабочая программа. Спортивная страна. 4 класс...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 3 класс "Музейное дело"

Музейное дело 3 класс. Рабосая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....

Внеурочная деятельность.Рабочая программа 3 класс. Занимательный русский язык.

Радуга творчества 3 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 4 класс "Мой проект".

Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентировать...

Внеурочная деятельность, рабочая программа 3 класс "Я- пешеход и пассажир"

Внеурочная деятельность 3 класс "Я - пешеход и пассажир"...