ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность», составлена в соответствии с ФГОС
рабочая программа (3 класс) на тему
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatel_3_klass.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования (для 1-4 кл)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на методическом совете Директор МБОУ
Протокол № 1 «Излучинская ОСШУИОП №1»
от 30 августа 2014 г __________ Н.А. Зеленская
Методист______ Т.Ф.Пушкарева Приказ №269 от 01.09.2014
Рассмотрено на МО
учителей начальных классов
Протокол №1 от 29 августа 2014 г.
Руководитель МО_____________И.А.Муленкова
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
на 2014 – 2015 учебный год
Класс: 3 б
Руководитель факультативного курса: Грудачева Ольга Викторовна
Излучинск
2014
- Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения
- Общая характеристика факультативного курса
обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Проектная теятельность», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
3. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
4. Место факультативного курса в учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности факультативный курс изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.
3 класс - 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
5. Результаты изучения факультативного курса.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- метод исследования: анкетирование, моделирование;
- основы работы с компьютером;
- что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
- способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставки творческих работ учащихся;
- мини – конференции по защите исследовательских проектов;
6. Содержание программы:
3 класс:
«Развитие познавательной сферы»
-Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений»
-Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
- «Исследовательская практика»
-Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы»
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
3 класс 34 часа
№ | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
7 ч | 10 ч | 13 ч | 4 ч | |
Тайны памяти. 1 ч | Что такое «копилка сведений проекта»? 1 ч | «Моя родословная» (инд. проекты) 1 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. | |
Как улучшить свою память? 1 ч | Анкетирование как метод исследования. 1 ч | «Куклы» (инд. и групповые проекты) 2 ч | ||
Конкурс математических развлечений. 1 ч | Компьютер – друг и помощник. 1 ч | «Кругосветные путешествия» ( инд. проекты) 1 ч | ||
Неповторимость и уникальность в проектной деятельности. 1 ч | «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (групп. проект) 2 ч | «Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты) 2 ч | ||
Что значит для меня ощущение успешности? (психологический тренинг) 1 ч | Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь» 1 ч | «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты) 2 ч | ||
Что значит умение договариваться? 1 ч | «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) 1 ч | « Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект) 2 ч | ||
Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1 ч | Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование) 1 ч | «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект) 2 ч | ||
Микроисследование «Что такое хорошая школа». 2 ч | «Вредные звуки» ( инд. проект) 1 ч |
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
В целях обобщения работы учащихся может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.
7. Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Проектная деятельность»
3 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
№ | Дата | Кол-во часов | Тема | ||
План | Факт | ||||
Модуль: «Развитие познавательной сферы» | |||||
1 | 3.09 | 1 | «Миллион наблюдений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) | ||
2 | 10.09 | 1 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | ||
3 | 17.09 | 1 | Как сотрудничать со взрослыми | ||
4 | 24.09 | 1 | « Самый – самый!» Психологическая игротека | ||
5 | 01.10 | 1 | Искусство выдумывания историй (речевой тренинг) | ||
6 | 08.10 | 1 | Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения) | ||
7 | 15.10 | 1 | Упражнение «Пословицы» | ||
Модуль: «Формирование исследовательских умений» | |||||
8 | 22.10 | 1 | Что такое «копилка сведений проекта»? | ||
9 | 29.10 | 1 | Анкетирование как метод исследования. | ||
10 | 12.11 | 1 | Компьютер – друг и помощник. | ||
11/12 | 19.11 26.11 | 2 | «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»(групп. проект) | ||
13 | 3.12 | 1 | Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь» | ||
14 | 10.12 | 1 | «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) | ||
15 | 17.12 | 1 | Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование) | ||
16/17 | 24.12 14.01 | 2 | Микроисследование «Что такое хорошая школа». | ||
Модуль: «Исследовательская практика» | |||||
18 | 21.01 | 1 | «Моя родословная» (инд. проекты) | ||
19/20 | 28.01 4.02 | 2 | «Куклы» (инд. и групповые проекты) | ||
21 | 11.02 | 1 | «Кругосветные путешествия» ( инд. проекты) | ||
22/23 | 18.02 25.02 | 2 | «Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты) | ||
24/25 | 4.03 11.03 | 2 | «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты) | ||
26/27 | 18.03 1.04 | 2 | « Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект) | ||
28/29 | 8.04 15.04 | 2 | «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект) | ||
30 | 22.04 | 1 | «Вредные звуки» ( инд. проект) | ||
Модуль: «Защита проектов исследовательской работы» | 20.04 | ||||
31/34 | 29.04 06.05 13.05 20.05 | 4 | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
8. Используемая литература
- Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2012 г.;
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2013 г.;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2012 г.;
- Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2013.;
- Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor2@procenter.net.ru
- Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. pedsovet.org8.
- Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастер-класс) http://festival.1september.ru/articles/517978/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Рабочая программа 2 класс "Здравствуй, праздник !"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. "Здравствуй, праздник !"Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созд...
Внеурочная деятельность Рабочая программа 4 класс
Рабочая программа. Спортивная страна. 4 класс...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа 3 класс "Музейное дело"
Музейное дело 3 класс. Рабосая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....
Внеурочная деятельность.Рабочая программа 3 класс. Занимательный русский язык.
Радуга творчества 3 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа 4 класс "Мой проект".
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентировать...
Внеурочная деятельность.Рабочие программы 3 класс
Примерные ктп...
Внеурочная деятельность, рабочая программа 3 класс "Я- пешеход и пассажир"
Внеурочная деятельность 3 класс "Я - пешеход и пассажир"...