Внеурочная деятельность Рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа. Спортивная страна. 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._sportivnaya_strana_4_klass_.docx | 41.31 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с ООП НОО и авторской программы В. И. Лях «Физическая культура»
Цель программы: достижение всестороннего развития личности ребенка на основе физического развития и укрепления здоровья.
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
- обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
- формирование интереса к народному творчеству;
- расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
- развитие активности, самостоятельности, ответственности;
- развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
- развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма;
- приобщение к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание курса «Спортивная страна» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Общая характеристика курса
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Целесообразность программа «Спортивная страна» в том, что занятия способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках. Занятия проводятся на улице (спортивной площадке), в спортивном зале.
Тематический план
№ п/п | Разделы | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||||
т | п | т | п | т | п | т | п | ||
1 | Игры на взаимодействие между учащимися | 2 | 10 | ||||||
2 | Игры, содействующие развитию двигательных качеств | 1 | 10 | ||||||
3 | Игры с элементами легкой атлетики | 1 | 8 | 1 | 8 | 1 | 8 | ||
4 | Игры с элементами ритмической гимнастики | 1 | 9 | 1 | 9 | 1 | 9 | ||
5 | Игры с элементами спортивных игр | 1 | 7 | 1 | 7 | 1 | 7 | ||
6 | Игры с элементами лыжной подготовки | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | ||
7 | Игры по выбору детей | 10 | |||||||
Всего часов | 33 | 34 | 34 | 34 |
Формы и методы, технологии
Формы занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая.
- При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
- наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
- практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности обучающихся: игровой и учебной. Начало работы по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой подвижных игр. Именно поэтому грамотное использование народных игр не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов изучения программы
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях:
- весёлые старты;
- спортивные эстафеты;
- фестиваль игр;
- праздник «Игромания»;
- спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»;
- «День здоровья».
Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Сроки реализации программы – 4 года обучения.
Для изучения курса «Спортивная страна» в 1 классе отводится 33 часа, во 2 – 4 классах - 34 часа из расчета 1 час в неделю.
- Основное содержание программы
1 год обучения (33 занятия)
Игры на взаимодействие между учащимися - 12 занятий.
Цель: воспитание инициативности, смелости, самостоятельности действий, быстроты реакций и ориентировки в пространстве.
В играх на взаимодействие дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
Игры на развитие двигательных качеств - 21 занятие.
Цель: способствовать усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через активные двигательные действия.
Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную систему.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
Игры по выбору учащихся - 10 занятий.
2 – 4 года обучения (102 часа)
(34 часа в год)
Игры с элементами спортивных игр:
1. Легкая атлетика – 27 занятий.
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
2. Ритмическая гимнастика – 30 занятий.
Игры с элементами ритмической гимнастики способствуют формированию навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Музыкально–ритмическая деятельность направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
3. Подвижные игры – 25 занятий.
Развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствование умений, развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.
4. Лыжная подготовка - 44 занятия.
Игры с элементами корректирующие движения лыжника и быстроту реакции.
- Требования к планируемым результатам программы «Спортивная страна»
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» является формирование следующих умений:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- планирование общей цели и пути её достижения;
- распределение функций и ролей в совместной деятельности;
- конструктивное разрешение конфликтов;
- осуществление взаимного контроля;
- оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Планируемые результаты к концу четвёртого класса
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» обучающиеся должны знать:
- основы истории развития подвижных игр в России;
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
- возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
- правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Должны уметь:
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
- двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
- развитие физических способностей;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- развитие психических и нравственных качеств;
- повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
4. Календарно-тематическое планирование. Спортивная страна.
4 класс (1 ч в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Игры с элементами лёгкой атлетики «Волк и ягненок» | Ознакомление с организационно-методическими требованиями, применяемыми на занятиях. Разучивать подвижные игры. Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели. Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований. Включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. Находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления. Доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности. | 04.09 | |
2 | Игра «Кто раньше» | 11.09 | ||
3 | Игра «У ребят порядок строгий» | 18.09 | ||
4 | Игра «К своим флажкам» | 25.09 | ||
5 | Игра «Перебежки» | 02.10 | ||
6 | Веселые старты «Лабиринт» | 09.10 | ||
7 | Игра «Прыжки по полосам» | 16.10 | ||
8 | Игра «Рыбная ловля» | 23.10 | ||
9 | Прыжки в длину и высоту с прямого разбега | 30.10 | ||
10 | Ритмическая гимнастика Элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения) | Выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения. Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека. Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения. | 13.11 | |
11-12 | Игра на развитие гибкости тела «Гимнасты». | 20.11, 27.11 | ||
13 | Игры с лентами «Осенний лес» | 04.12 | ||
14-16 | Упражнения с элементами хореографии и танца | 11, 18, 25.12 | ||
17 | Ритмические упражнения с обручами | |||
18 | Игра «Верёвочка под ногами» | |||
19 | Соревнование «Лабиринт» | |||
20 | Лыжная подготовка Эстафета 4х50 без лыжных палок. | Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств. Доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения. Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности. | ||
21 | Поворот переступанием | |||
22 | Игра «Два мороза» | |||
23 | Игра «Перевозка груза» | |||
24-25 | Игры на развитие скорости «Кто дальше уедет» | |||
26 | Игра – соревнование «Не уступлю горку!» | |||
27 | Подвижные игры Игры на внимание и быстроту «Кто точнее?» | Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство. Доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности. | ||
28 | Игры с прыжками и бегом «Прыгуны и пятнашки» | |||
29 | Игра "Снайперы" | |||
30-31 | Игра "Эстафета с лазаньем и перелазанием" | |||
32 | Игра «Перетягивание через черту». | |||
33-34 | Повторение изученных игр |
- Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010
2. В.И. Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2007
3. Сборник нормативных документов Физическая культура. Москва, Дрофа, 2004
4. А. Ю. Патрикеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007
Учебно – практическое оборудование
Перекладина гимнастическая (пристеночная),
стенка гимнастическая,
скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
палка гимнастическая,
скакалка детская,
мат гимнастический,
коврики: гимнастические, массажные,
кегли,
обруч пластиковый детский,
планка для прыжков в высоту,
стойка для прыжков в высоту,
флажки: разметочные с опорой, стартовые,
лента финишная.
Материально- техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Сокращение | Периодичность использования |
1 | Система тестирования качества знаний | СТКЗ | |
2 | Интерактивная доска Interwrite | ИД | Каждое занятие |
3 | Проектор Vivitek D791ST | П | Каждое занятие |
4 | МФУ KYOCERA | МФУ | |
5 | Акустические колонки TopDevise | АК | Совместно с ПК |
6 | Разветвитель Axiom | ||
7 | Документ камера Gaoke GK -9000A | ДК | |
8 | Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки | ||
9 | Компьютер мобильный (ноутбук) педагога | ПК | Каждое занятие |
10 | Фотоаппарат Canon | Ф | Внеклассная и внеурочная деятельность |
11 | Система организации беспроводной сети D-link DIR-320 | ||
12 | Гарнитура компактная Senmai | Г | |
13 | Практические рекомендации (пособие для учителя) | ||
14 | Компьютер мобильный (ноутбук) обучающихся | ПКУ | 1-2 раза в месяц |
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_____________ От «______» ________________201___г. | Согласовано «_____»___________201 г. Заместитель директора по УВР ____________________________ Шлеткова О.С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...