Внеурочная деятельность.Рабочие программы 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Примерные ктп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_konstruirovanie.docx | 20.48 КБ |
moyo_rodnoe_podmoskove.docx | 18.64 КБ |
umelye_ruchki.docx | 15.78 КБ |
shkola_gramoteev.docx | 33.48 КБ |
ya_issledovatel.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы Математика и конструирование С.И.Волковой, О.Л.Пчёлкиной, Москва, Просвещение, 2001, составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Количество учебных часов – 34, в неделю – 1 час.
Цель:
- формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности.
Задачи:
- Формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;
- обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.
- становление элементов учебной самостоятельности;
- развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях;
- развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;
- воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу.
- воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.
Основные методы обучения:
- частично – поисковый;
- исследовательский;
- деятельностно – творческий;
- наблюдения;
- наглядности.
Практические работы
1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника
2. Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущийся многоугольник”).
3. Изготовление по чертежу аппликации “Домик”
4. Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”
5. Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”
6. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.
7. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей
8. Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
учащихся к концу 3 класса.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
- термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
- элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
- названия простейших многоугольников;
- названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
- свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
- виды треугольников;
- термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
- единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;
- термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
- способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
- единицы измерения площади;
уметь:
- изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
- использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
- находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
- находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
- прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
- внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
УМК:
- Программа. Математика и конструирование (С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина), М.: Дрофа, 2009.
- Математика и конструирование: Пособие для учащихся 3 класса начальной школы С.И.Волков.: М.: Просвещение, 2011.
Примерный тематический план рабочей программы учебного курса
Номер темы и ее название | Всего часов на тему | Из них : | |
теоретические занятия | практические занятия | ||
Тема 1. Отрезок. Построение отрезка | 2 | 2 | |
Тема 2. Виды треугольников | 8 | 6 | 2 |
Тема 3. Периметр многоугольника. Площадь фигуры | 9 | 6 | 3 |
Тема 4. Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части | 10 | 7 | 3 |
Тема 5. Техническое моделирование | 5 | 3 | 2 |
Итого | 34 | 24 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
«Математика и конструирование», 3 класс, 1 час в неделю
№ урока | Дата | Тема урока | |
План. | Факт. | ||
1-2 | Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники. | ||
3 | Треугольник. Виды треугольника по сторонам: равносторонний и разносторонний, равнобедренный | ||
4 | Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками | ||
5 | Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Соотношение между сторонами треугольниками | ||
6 | Конструирование фигур из треугольников | ||
7 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный | ||
8 | Представление о развертке правильной треугольной пирамиды | ||
9 | Практическая работа № 1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника | ||
10 | Практическая работа № 2 Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущий многоугольник”). | ||
11 | Периметр многоугольника(квадрат) | ||
12 | Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей | ||
13 | Вычерчивание прямоугольника (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
| ||
14 | Практическая работа № 3 Изготовление по чертежу аппликации “Домик” | ||
15 | Закрепление пройденного | ||
16 | Практическая работа № 4 Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер” | ||
17 | Практическая работа № 5 Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море” | ||
18 | Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площадей. Площадь прямоугольника | ||
19 | Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника | ||
20 | Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей. | ||
21 | Практическая работа № 6 Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей. | ||
22 | Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей | ||
23 | Практическая работа № 7 Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей | ||
24 | Взаимное расположение окружностей на плоскости | ||
25 | Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений | ||
26 | Взаимное расположение фигур на плоскости | ||
27 | Практическая работа № 8 Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку | ||
28 | Изготовление набора для геометрической игры “Танграм”. Соствавление различных фигур из всех ее элементов. | ||
29 | Изготовление из бумаги изделия способом оригами. | ||
30 | Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройства, использование | ||
31 | Практическая работа № 9. | ||
32 | Изготовление из деталей конструктора подъемного крана | ||
33 | Практическая работа № 10. | ||
34 | Изготовление моделей действующего транспортера. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Цель работы - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Московской области, воспитанию любви к родному краю.
Задачи работы
Образовательные:
- расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ;
- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
Развивающие:
- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала;
- развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности.
Воспитывающие:
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Предполагаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
А) знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места микрорайона; название главной площади города; дату основания города; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг города Гая.
правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны:
А) знать: символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.
Б) уметь: поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.
Содержание программы кружка отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Примерная учебная программа рассчитана на 34 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, толерантность, дружба.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Моё родное Подмосковье», 3 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Азбука нравственности | 6 | ||
1 | Школьный этикет | 1 | |
2 | Правила общения | 1 | |
3 | Твоя речь: слово лечит, слово калечит | 1 | |
4 | О трудолюбии | 1 | |
5 | Культура внешнего вида | 1 | |
6 | Внешкольный этикет | 1 | |
Семья и семейные ценности | 6 | ||
7 | Истоки семейного воспитания | 1 | |
8 | Семейные традиции | 1 | |
9 | Семейный архив | 1 | |
10 | Родословная семьи | 1 | |
11 | Семья и здоровый образ жизни | 1 | |
12 | Проект «Семейные традиции». | 1 | |
Королёв | 12 | ||
13 | Географическое положение | 1 | |
14 | Символика | 1 | |
15 | История города | 1 | |
16 | Предприятия города | 1 | |
17-18 | Известные люди города Королёва | 2 | |
19-23 | Достопримечательности королёва | 5 | |
24 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | |
«Вехи истории. Вехи доблести и славы». (Великая Отечественная война). | 10 | ||
25 | Мемориалы в городе Королёв | 1 | |
26 | Дети – герои Великой Отечественной войны | 1 | |
27 | Труженики тыла в Великую Отечественную войну | 1 | |
28 | Защитники Отечества | 1 | |
29 | Блокада Ленинграда | 1 | |
30 | Герои Советского Союза | 1 | |
31 | Битва за Москву | 1 | |
32 | Защитники Брестской крепости | 1 | |
33 | День Победы | 1 | |
34 | Проект «Война в памяти народа» | 1 | |
Итого | 34 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Умелые руки» составлена на основе программы Декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей младшего школьного возраста:
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1, 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа кружка «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Работа по программе кружка «Умелые руки» предполагает решение следующих задач:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения учащиеся могут
знать:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
применение пастели и бисера в окружающем мире.
уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
Календарно-тематическое планирование «Умелые ручки», 3 класс, 1 час в неделю
№ п/п | Дата | Тема занятия | |
План. | Факт. | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | ||
2 | Аппликация из бумаги «Бабочка» | ||
3 | Мозаика из бумаги «Пейзаж» | ||
4 | Конструирование из бумаги «Цветок» | ||
5 | Конструирование из картона «Домики для сказочных героев» | ||
6 | Плетение. Знакомство с видами плетения. Создание эскиза на бумаге в клеточку. | ||
7 | Плетеные закладки | ||
8 | Плетеное сердечко | ||
9 | Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами). | ||
10 | Аппликация из ткани «Костюм» | ||
11 | Аппликация из ткани «Натюрморт» | ||
12 | Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья | ||
13 | Изготовление настенного кармашка для мелочей. | ||
14 | Изготовление игрушки «Паучок» | ||
15 | Изготовление ёлочных гирлянд | ||
16 | Изготовление новогодних украшений | ||
17 | Изготовление игрушки «Снеговик» | ||
18 | Декупаж. Украшение тарелки | ||
19 | Декупаж. Украшение тарелки | ||
20 | Декупаж. Украшение стаканчика | ||
21 | Работа с пластилином. Лепка кувшина | ||
22 | Работа с пластилином. Лепка человечка | ||
23 | Папье-маше. Изготовление тарелочки | ||
24 | Папье-маше. Изготовление маски | ||
25 | Папье-маше. Изготовление маски | ||
26 | Цветы из гофрированной бумаги. Роза | ||
27 | Цветы из гофрированной бумаги. Роза | ||
28 | Работа с бисером | ||
29 | Плетение браслетов из бисера | ||
30 | Работа с природным материалом | ||
31 | Аппликация из плодов и растений | ||
32 | Аппликация из плодов и растений | ||
33 | Аппликации из соломки | ||
34 | Отчётная выставка |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы «Школа грамотеев», авт.Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова, составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс “Школа грамотеев ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Курс изучения “ Школы грамотеев ” для учащихся 1–4-х классов ставит следующие задачи:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- преемственность.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “ Школе граматеев”.
В отборе материала к занятиям я ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Занимательность может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках обобщающего повторения. В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях обращаю на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях.
Кроме того, курс “ Школа грамотеев ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “ Школы грамотеев ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем даю в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Программа помогает учащимся успешно осваивать дополнительный учебный материал по этому предмету, расширять их кругозор, добиваться высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности.
I. Форма организации занятий.
Групповые: с наполняемостью до 20 человек. В состав группы входят учащиеся одного класса. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 1 часу в неделю.
Общее количество часов – 34 часа в год.
II. Цель программы.
Повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся. Формирование у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
III. Задачи:
- Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
- Расширение и углубление программного материала.
- Воспитание любви к великому русскому языку.
- Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
- Совершенствование общего языкового развития младших школьников.
IV. Способы выявления промежуточных и конечных результатов.
1.Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.
2.Тестирование.
3.Конкурсы заметок.
4.Исследование познавательного интереса.
Учебно-методический комплект по программе
«Школа грамотеев», авт.Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова
Учебный материал года объединён в нескольких тематических разделов. Занятия объединяются в циклы по темам, ведущим целям, задачам общего курса обучения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать и уметь:
Требования к уровню подготовки учащихся.
- Предметные результаты обучения:
К концу обучения во втором классе учащиеся должны:
- различать:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
слово и предложение;
слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
предложения по цели высказывания;
- выделять, находить:
корень, суффикс, приставку, окончание;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
- применять правила правописания:
гласных после шипящих (жи – ши, ча-ща, чу – щу);
заглавной буквы в изученных случаях;
безударных проверяемых гласных в корне;
звонких и глухих согласных в корне;
словарных слов, определенных программой;
разделительного мягкого знака.
- Метапредметные результаты обучения:
Ученик получит возможность:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- использовать знаково-символические средства представления информации;
- пользоваться элементами логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- овладеет первоначальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:
В области познавательных УУД:
- школьник освоит алфавит для свободной ориентации в разнообразии учебных словарей, быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
- научится ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, находить нужный текст упражнения, правило или таблицу, находить выделенный фрагмент текста;
- работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги, рабочими тетрадями, учебными словарями, текстом и иллюстрациями;
В области коммуникативных УУД:
- школьник научится работать с соседом по парте — распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между различными точками зрения и мотивированно присоединиться к одной из них;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения
В области регулятивных УУД:
- школьник научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа;
- проверить свою работу, используя правила и словари.
В области личностных УУД:
- школьник освоит нормы речевого общения;
- получит опыт нравственных и эстетических переживаний;
познакомится с базовыми эстетическими ценностями.
Содержание курса
Тема 1. Речь, предложение, слово Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Тема 2. Составление предложений Моделирование состава предложения. Корректировка предложения, содержащего смысловые ошибки. Выделение существенных признаков, синтезирование их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению. Тема 3. Знаки препинания Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения. Тема 4. Cоставление текста Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Тема 5. Повторение по теме «Речь, предложение, слово» Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Тема 6. Звук. Буква. Слог. Слово. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Тема 7. Ударение Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука. Тема 8. Буква «Й» в середине слова Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Тема 9. Повторение по теме «Звук. Буква. Слог. Слово» Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Тема 10. Гласные звуки и буквы Гласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Тема 11. Согласные звуки и буквы. Классификация: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения. Тема 12. Мягкость и твёрдость согласных звуков Различение согласных звуков твердых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Тема 13. Слоги - ЖИ-, -ШИ- Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение. Контроль и умение объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам, использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного. Обозначения гласных после шипящих жи – ши. Тема 14. Повторение по теме «Согласные звуки и буквы» Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Тема 15. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов. Мягкий знак на конце существительных. Обозначение на письме мягкости согласных звуков Тема 16. Мягкий знак в середине слова. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный. Тема 17. Повторение по теме «Мягкий знак в конце и середине слова» Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный. Умение различать звуки и буквы. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Тема 18. Слова, обозначающие предмет. Слова, называющие предметы. Словообразовательные связи между словами. Тема 19. Слова, обозначающие предмет, одушевлённые и неодушевлённые Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Тема 20. Повторение по теме «Слова, обозначающие предмет» Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Повторение изученного. Тема 21. Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений). Тема 22. Написание предлогов Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. Тема 23. Повторение по теме «Предлоги» Раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений). Тема 24. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных Ознакомление с правилом написания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Тема 25. Большая буква в словах, обозначающих предмет Знакомиться с собственными именами и их правописанием. Использовать правило написания собственных имен при решении практических задач. Тема 26.Повторение по теме «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных» Применение правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Тема 27. Слова, обозначающие признак предмета Знакомиться со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Тема 28. Слова, обозначающие признак предмета Выделять из текста слова по заданным основаниям (отвечают на вопрос «какие?»). Наблюдать использование приема сравнения при описании внешности. Формулировать на основе наблюдения правило использования сравнения при описании внешности. Тема 29. Повторение по теме «Слова, обозначающие признак предмета» Описание внешности. Составлять устно небольшое монологическое высказывание, связанное с описанием внешности знакомого человека. Тема 30. Слова, обозначающие действие предмета Наблюдать за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?». Задавать вопросы «что делать?», «что сделать?» к приведенным словам. Тема 31. . Прямой и переносный смысл слов Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Тема 32. Повторение по теме «Слова, обозначающие действие предмета» Находить в тексте слова по заданному основанию (отвечают на вопрос «что делать?»). Задавать вопросы «что делать?», «что сделать?» к приведенным словам. Тема 33. Урок – обобщение Осознание цели и ситуации устного и письменного общения. Омонимы. Слова, называющие признаки. Применение правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм. |
Календарно-тематическое планирование «Школа грамотеев», 3 класс,
1 час в неделю
Дата | № п/п | Тема | |
План. | Факт. | ||
03.09 | 1 | Слово , предложение текст | |
10.09 | 2 | Знайка составляет предложения | |
17.09 | 3 | Сказка «Знаки препинания» | |
24.09 | 4 | Незнайка составляет текст | |
01.10 | 5 | Незнайка в стране «Речь, предложение, слово» | |
08.10 | 6 | Вини- Пух изучает Звуки. Буквы. Слоги. Слова. | |
15.10 | 7 | Ставим ударение вместе с осликом Иа | |
29.10 | 8 | Подсказки Мудрой совы Буква «Й» в середине слова | |
05.11 | 9 | Экскурсия по стране «Звук. Буква. Слог. Слово» | |
12.11 | 10 | Игра «Карлсон и малыш различают Гласные звуки и буквы» | |
19.11 | 11 | Фрекен Бок помогает изучать согласные звуки и буквы. | |
26.11 | 12 | Как Карлсон различал мягкость и твёрдость согласных звуков | |
03.12 | 13 | Малыш и Карлсон изучают –жи-, -ши- | |
10.12 | 14 | Помоги Карлсону различить согласные звуки от букв | |
17.12 | 15 | Игра «Чебурашка ищет мягкий знак в конце слова.» | |
24.12 | 16 | Игра: «Крокодил Гена ищет мягкий знак в середине слова» | |
15.01 | 17 | Крокодил Гена повторяет написание мягкого знака в конце и середине слова | |
22.01 | 18 | Фунтик определяет слова, обозначающие предмет. | |
29.01 | 19 | Игра с Фунтиком «одушевлённые и неодушевлённые предметы» | |
5.02 | 20 | Фунтик и волшебные слова, обозначающие предмет | |
12.02 | 21 | Маугли в стране предлогов. | |
19.02 | 22 | Игра «Маугли пишет предлоги» | |
26.02 | 23 | Маугли сдаёт зачёт «Предлоги» | |
5.03 | 24 | Котёнок Гав и большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных | |
12.03 | 25 | Шарик тренируется писать большую буква в словах, обозначающих предмет | |
19.03 | 26 | «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных» | |
26.03 | 27 | Секретное расследование попугая Кеши: Слова, обозначающие признак предмета | |
2.04 | 28 | Попугай Кеша различает слова, обозначающие признак предмета | |
9.04 | 29 | Вовочка ищет слова, обозначающие признак предмета | |
16.04 | 30 | Королевство слов, обозначающие действие предмета | |
23.04 | 31 | Буратино различает прямой и переносный смысл слов | |
30.04 | 32 | Повторение по теме «Слова, обозначающие действие предмета» | |
14.05 21.05 | 33, 34 | Сказка рядом с нами. Урок - обобщение |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» для учащихся 3 класса составлена на
основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских
способностей в процесс саморазвития.
Актуальность программы кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Личностные и метапредметные результаты
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии парно-групповой работы
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема занятия | |
План. | Факт. | ||
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | ||
2 | Как задавать вопросы? Банк идей. | ||
3 | Что такое проект | ||
4 | Как мы познаём мир | ||
5 | Тема, предмет, объект исследования. | ||
6 | Цели и задачи исследования. | ||
7 | Удивительный вопрос | ||
8 | Учимся выделять гипотезы. | ||
9 | Организация исследования. (практическое занятие.) | ||
10 | Источники информации | ||
11 | Энциклопедии. Для чего они нужны | ||
12 | Любимый праздник (практическое занятие) | ||
13 | Знакомство со строением микроскопа (практическое занятие) | ||
14 | Наблюдение и наблюдательность. | ||
15 | В гостях у полезных ископаемых | ||
16 | Наблюдение как способ выявления проблем. | ||
17 | Шоколад (практическое занятие) | ||
18 | Шоколад (практическое занятие) | ||
19 | Коллекционирование. | ||
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | ||
21 | Сообщение о своих коллекциях. | ||
22 | Что такое эксперимент. | ||
23 | Чистота залог здоровья п/р | ||
24 | Почему нужно мыть руки (практическое занятие) | ||
25 | Сбор материала для исследования. | ||
26 | Обобщение полученных данных. | ||
27 | Разнообразие животных (практическое занятие) | ||
28 | Насекомые (практическое занятие) | ||
29 | Рыбы (практическое занятие) | ||
30 | Как подготовить результат исследования. | ||
31 | Как подготовить сообщение. | ||
32 | Подготовка к защите (практическое занятие) | ||
33 | Индивидуальная консультация. | ||
34 | Подведение итогов. Защита. |
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...