Внеурочная деятельность. Рабочая программа 4 класс "Мой проект".
рабочая программа (4 класс) на тему

Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.

В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.

Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_moy_proekt_4a.docx64.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Мой проект» (4 А класс)
на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:

Михайлова Т. Г.
учитель начальных классов


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга (1-4 классы), в том числе с приложениями;

Годовой календарный учебный  график ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год;

Учебный план ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год: пояснительная записка, учебный план;

Учебно-методический комплекс ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга 1-11 классов на 2017-2018 учебный год;

Устав ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

 Пояснительная записка

        Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.

В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.

Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.

Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо  создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них  научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».

Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся аффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.

Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.

Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.

Задачи:

  1. Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
  2. Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
  3.  Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
  4. Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта  (личностные УУД)

Возрастное обоснование:

Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.

Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.

Мотивы раскрываются  и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.

Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.

Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.

Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

  • Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
  • Формируется навык планирования деятельности.
  • Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
  • Формируется опыт защиты своей идеи.
  • Формируется опыт самоопределения.
  • Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
  • Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
  • Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.

Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.

Данная программа диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.

Данная программа составлена на основе программы Н.Л.Куракиной, И.С.Сидорук «Мой первый проект», Р.И.Сизовой,Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Я – исследователь».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Воспитательные  результаты внеурочной  деятельности:

Первый уровень результатов: ребёнок – исследователь от рождения. Его способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал социальных знаний, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своём дальнейшем исследовательском поведении. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений    школьника     к базовым    ценностям   общества   (человек,   семья,   Отечество,   природа,  мир,   знания, труд, культура). Получит возможность превращение процесса  развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство – познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению. Ребёнок научится чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, грамотно оформлять и самостоятельно придумывать тему своей творческой работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие учащегося с другими учениками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов: обучающийся сможет самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале;

указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу; самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор; общаться с людьми разных возрастов; работать в группе, коллективе.                                                                                                                                                            

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.                      

  В результате изучения курса «Мой проект»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать свое место в мире;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • Получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности, неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:        

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении,
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной  форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно выбирая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего – речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической  формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:        

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Ожидаемые результаты

Обучающийся получит возможность узнать:

основные особенности проведения исследований разных видов;

методы исследования;

правила выбора темы и объекта исследования;

правила успешной презентации работы.

Обучающийся научится:

самостоятельно выбирать тему исследования;

выделять главное и второстепенное в собранном материале;

указывать пути дальнейшего изучения объекта;

презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

общаться с людьми разных возрастов;

работать в группе, коллективе;

самостоятельно выбирать тему исследования;

выделять главное и второстепенное в собранном материале;

указывать пути дальнейшего изучения объекта;

презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

общаться с людьми разных возрастов;

работать в группе, коллективе;

        Содержание учебного курса.

В ходе изучения курса «Мой проект» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характep содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразным средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности технологией поиска информации и ее обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в формe коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.

Проекты меняются с изменением декад в каждом определённом учебном году.

Тематическое планирование.

№ занятия

Тема

Кол. часов

1

Наблюдение и экспериментирование.

1

2-3

Методы исследования.

2

4

Наблюдение и наблюдательность.

1

5

Совершенствование техники экспериментирования.

1

6

Интуиция и создание гипотез.

1

7

Правильное мышление и логика.

1

8-9

Искусство делать сообщения.

2

10

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

1

11

Проект «Живая буква».Цель проекта

1

12

Задачи проекта

1

13

Сбор информации для проекта

1

14

Семинар "Как готовиться к защите".

1

15

Обработка информации. Отбор значимой информации

1

16-17

Индивидуальная консультационная работа по подготовке к созданию продукта проекта.

2

18-19

Создание продукта проекта.

2

20

Защита проекта «Живая буква».

1

21

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

22-23

Коллективная игра-расследование

2

24

Проект «Блистательный Санкт-Петербург». Цель проекта.

1

25

Задачи проекта. Сбор информации для проекта.

1

26

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

27

Создание продукта проекта.

1

28

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

29

Памятка жюри конкурсов

1

30

Защита проекта.

1

31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

32

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

1

По программе – 34  часа .В соответствии с календарным учебным графиком ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 32 часа.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Тип/форма занятия

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля.

Дата проведения (план)

Фактическая дата проведения

Освоение предметных знаний.

УУД, метапредметные результаты.

1

Наблюдение и экспериментирование.

Поисковые исследования

Занятие-игра.

Понятия наблюдения, эксперимент.

Умение работать с информацией и   вести дискуссию.  Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). 

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. 

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Тест

05.09

2-3

Методы исследования.

Поисковые исследования

Определение способов и методов. с помощью которых можно проводить исследования. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон

Умение  планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

  

Самостоятельная работа.

12.09

19.09

4

Наблюдение и наблюдательность.

Поисковые исследования.

Понимать значение слов  «наблюдение» и "наблюдательность". Правильно проводить наблюдения и фиксировать их результаты. Выступать    с сообщениями .

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста

 Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Самостоятельная работа.

26.09

5

Совершенствование техники экспериментирования.

Поисковые исследования.

Проводить простейшие эксперименты, фиксировать их результаты.

Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде.  

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

Учиться согласованным действиям с помощниками.

Самостоятельная работа.

03.10

6

Интуиция и создание гипотез.

Поисковые исследования.

Запоминать толкование новых понятий "Интуиция" и "Гипотеза". Тренировка в выдвижении гипотез на заданную тему. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон

Осмысливание задач. Умение выдвигать гипотезу и планировать пути её проверки.

Самостоятельная работа.

10.10

7

Правильное мышление и логика.

Поисковые исследования.

Осмысливание задач. Тренировка в решении логических задач. найти ответ на вопрос "Что такое мышление и как оно помогает решать логические задачи".

Осмысливание задач. Поиски верного решения. Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий

Самостоятельная работа.

17.10

8-9

Искусство делать сообщения.

Поисковые исследования.

Совершенствовать умение отбирать нужный материал для сообщения, тренироваться в ораторском искусстве.

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. 

Самостоятельная работа.

24.10

14.11

10

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

Поисковые исследования.

Рассмотреть разные виды вопросов, уметь находить главную мысль текста, чтобы задавать проблемные вопросы.

Формировать умения высказывать задавать вопросы и отвечать на них. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Самостоятельная работа.

21.11

11

Проект «Живая буква». Цель проекта

Проектная деятельность.

Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта) Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения

 Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Самостоятельная работа.

28.11

12

Задачи проекта

Поисковые исследования.

Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта .

Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. 

Самостоятельная работа.

05.12

13

Сбор информации для проекта

Поисковые исследования.

Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное.

Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации.   Структурирование информации, выделение главного. Умение

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Самостоятельная работа.

12.12

14

Семинар "Как готовиться к защите".

Клубное мероприятие.

Определить возможные варианты защиты проектов, выделить основные этапы для подготовки к защите.

Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Развитие коммуникативной компетенции

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Самостоятельная работа

19.12

15

Обработка информации. Отбор значимой информации

Поисковые исследования.

Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации из текстов.

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях

Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

Самостоятельная работа.

26.12

16-17

Индивидуальная консультационная работа по подготовке к созданию продукта проекта.

Консультации

Индивидуальная помощь в подготовке проектов.

Работа над понятием «продукт проекта» .Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию. Подготовить сообщения о своих коллекциях. Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов.

Самостоятельная работа.

16.01

23.01

18-19

Создание продукта проекта.

Поисковые исследования.

Познакомить  с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

Работа над понятием «продукт проекта» .Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию. Подготовить сообщения о своих коллекциях. Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.

Самостоятельная работа

30.01

06.02

20

Защита проекта «Живая буква».

Тест «Чему ты научился?»

Клубное мероприятие.

Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой

Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы

Выступление.

13.02

21

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

Поисковые исследования.

Дать понятие самоанализа (рефлексии). Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа

Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы.

Сообщение.

20.02

22-23

Коллективная игра-расследование

Клубное мероприятие.

Составление маршрутного листа игры и нахождение возможных вариантов развития сюжета.

Умение  планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости, умение играть по чётко разработанным правилам.

 Творческая работа.

27.02

06.03

24

Проект «Блистательный Санкт-Петербург». Цель проекта.

Поисковые исследования.

Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта) Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения

Активно участвовать в диалоге Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.

.

Самостоятельная работа.

13.03

25

Задачи проекта. Сбор информации для проекта.

Поисковые исследования.

Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта .

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества.

Самостоятельная работа.

20.03

26

Обработка информации. Отбор значимой информации.

Поисковые исследования

Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации из текстов.

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества.

Самостоятельная работа.

03.04

27

Создание продукта проекта.

Поисковые исследования

Познакомить  с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте

Работа над понятием «продукт проекта» .Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию. Подготовить сообщения о своих коллекциях. Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.

Самостоятельная работа.

10.04

28

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Клубное мероприятие

Повторить правила, которые помогут выступить  перед незнакомой аудиторией

Формирование умения публичного выступления представления результатов работы

Выступление.

17.04

29

Памятка жюри конкурсов

Поисковые исследования.

Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов.

Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям

Памятка жюри.

24.04

30

Защита проекта.

Клубное мероприятие

Повторить правила, которые помогут выступить  перед незнакомой аудиторией

Формирование умения публичного выступления представления результатов работы

Проект.

08.05

31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

Поисковые исследования.

Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией.

Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы

Самоанализ.

15.05

32

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

Поисковые исследования.

Рисовать открытки своим помощникам

Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам

Самостоятельная работа. Открытка.

22.05

Приложение к программе.

Технологическая карта проекта "Блистательный Санкт-Петербург"

Тема

«Знатоки родного города» 4 класс

Форма предоставления результата

Устный отчет (доклад, отчет по экскурсии, словарь терминов, реферат ,дневник наблюдений) ,устный отчет с демонстрацией материалов(презентация Power Point, буклет ,презентация исследования личного опыта учащихся, создание литературного образа ,комикс, альбом ,газета, афиша, драматизация сказок, игра с залом ,диалог персонажей, бизнес-план, фото-, аудио-, видеоклип, видеофильм, видеоотчет, таблица ,защита на ученом совете и т.п.)

Цель и задачи

Воспитание юных граждан в процессе изучение истории, традиций и духовного наследия Санкт- Петербурга как культурной столицы .Изучение исторических и культурных ценностей города на примере основных достопримечательностей и исторических  личностей . Проявление эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга, чувства гордости за свою принадлежность к его прошлому и современности. 

Планируемые результаты

Предметный

Развивать опыт деятельностной, созидательной любви юных жителей к своему город.

Знания об основных исторических и    культурных ценностях города на примере достопримечательностей – символов Санкт-Петербурга.

Проявление познавательных интересов детей к изучению истории и современной жизни Санкт-Петербурга, проявление желания узнавать новое о городе самостоятельно, в группе , максимально используя свои возможности;

Метапредметные

Понимание своей сопричастности к жизни города, которая позволяет  проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Приобретение опыта продуктивной, целенаправленной творческой деятельности, по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы. 

Личностные

Проявление эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга, чувства гордости за свою принадлежность к его прошлому и современности. 

Организация пространства

Ресурсы

1.Кадровые

Учитель начальных классов

2.Нормативно-правовые

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования.

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция о правах ребенка

4.Информационные

Методическая литература по вопросам воспитания и обучения детей младшего возраста

5.Материально-технические

Компьютер, цифровой фотоаппарат, доступ к мировой сети Internet,наглядные и дидактические пособия.

Формы работы

Поиск информации,   работа в парах,  мини-лекции,  беседы, самообразование, обработка информации,  работа в группах, защита проектов, круглый стол, индивидуальные  консультации.

                                                                                              Ход проекта

Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.

2.

Планирование

а) определение источников информации

б)определение способа представления результатов( формы проекта)

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности

д)Распределение обязанностей между членами команды.

Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.

3.

Выполнение проекта .Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма».Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, эксперименты , опросы, наблюдения и т.п.

Выполняют исследования, решая промежуточные задачи.

Наблюдает,  советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4.

Формирование результатов или выводов

Анализ информации. Формирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Консультирует учащихся.

5.

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проектов, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.

                                                               Тема: «Знатоки любимого города»  4  класс

  1. «В нашем городе портовом
     Ровно в полдень пушка бьёт».

  1.   В нашем городе «Аврора»
     Знаменитая живёт».

  1. «На площадке смотровой
      Продувает ветер

              Небо вровень с головой,
              Видно – все на свете…»

             (Соборы города)

  1. «Баснописец Крылов, баснописец Крылов.
     Он в саду среди клёнов сидит у дубов.
     А вокруг него звери и птицы:
     Волки, цапли, медведь и лисицы.
     Что за памятник чудный поставлен ему!»

         (Памятники знаменитым людям моего города)

5.Кунсткамера 

          « Царь диковинки любил,
             Собирал их и копил.
             Из причуды царской сей
             Первый создан был музей.»

6.Эрмитаж 

      «Зимний дворец у Невы, посмотри!
        Жили когда-то в нем наши цари.
        Ну а сейчас в нём огромный музей.
        Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.»

7.Прекрасный Летний сад 


«
На свете много есть чудес.
  Но вот прекрасный сад:
  С деревьями в одном ряду
  Скульптуры там стоят.
  А вдалеке, по глади вод,
  Вокруг пруда большого,
  Два белых лебедя плывут,
  Приветствуя любого.»

  (Сады и парки города)

8. «В нашем городе мосты

     Небывалой красоты…»

9.   « Как много царственных зверей

      Наш город украшают.

      Львы петербургские мосты

      Бессонно охраняют.

      «С поднятой лапой, как живые»

      Стоят два льва сторожевые,

      Шар мощной лапой подпирают,

      Как будто мячиком играют.»

 

       10. « С Петропавловской иглы

               Смотрит ангел с высоты

            Медный всадник, Летний сад,

            Площади, проспекты,

            Эрмитаж и зоосад,

            Скверы, монументы!»

          (Знаменитые памятники )

         11 Город-герой (подвиг ленинградцев в ВОВ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь создавать проект"

Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образованияДа...