Внеурочная деятельность, рабочая программа 3 класс "Я- пешеход и пассажир"
рабочая программа (3 класс)
Внеурочная деятельность 3 класс "Я - пешеход и пассажир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-peshehod_i_passazhir.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Синегорский»
«СОГЛАСОВАНО»: УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по ВР Директор школы
__________ Рей Е.В. ________ Сирота Е.А
«___»_________2022 г «___»_________2022 г
Образовательная Программа
Объединения дополнительного образования
«Я – пешеход и пассажир»
Направленность программы: спортивно-оздоровительное
Составила:
учитель начальных классов
Ханалыева Т.К .
2022/2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы факультатива «Я - пешеход и пассажир» автора Н.Ф. Виноградовой.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа построена с учетом следующих принципов:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 9–11 лет;
— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Я - пешеход и пассажир» рассчитана на учащихся начальной школы. Возраст 9-11 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Я – пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 1 год и рассчитана на детей 3 класса, на 34 учебные недели.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Продолжительность занятий – 30 мин.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Форма работы | План | Факт | |||||
1-2 | Будем себя беречь. | 2 | Комбиниров. | Текущий | |||||||
3-5 | Транспорт. | 3 | Комбиниров., практический | Текущий | |||||||
6 | Экскурсия по посёлку. | 1 | Практический | Текущий | |||||||
7-8 | Правила дорожного движения. | 2 | Комбиниров., практический | Текущий | |||||||
9 | Дорожно-транспортное происшествие | 1 | Комбиниров. | Текущий | |||||||
10-12 | Дорожные знаки. | 3 | Комбиниров., практический | Текущий | |||||||
13-14 | Дорога. | 2 | Комбиниров. | Текущий | |||||||
15 | Экскурсия для ознакомления с поселковыми . | 1 | Практический | Текущий | |||||||
16-18 | Движение транспорта. | 3 | Комбиниров., практический | Текущий | |||||||
19-20 | Как перевозят людей. | 2 | Комбиниров. | Текущий | |||||||
21 | Рядом с железной дорогой. | 1 | Комбиниров. | Текущий | |||||||
22 | Населенный пункт. | 1 | Практический | ||||||||
23-26 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика. | 4 | Комбиниров., практический | Текущий | |||||||
27-28 | Опасный случай. | 2 | Комбиниров. | Текущий | |||||||
29-31 | Необычные пешеходы и водители. | 3 | Комбиниров. | Текущий | |||||||
32 | Викторина « Дорожные знаки» | 1 | Комбиниров. | Контроль знаний | |||||||
33-34 | Обобщающие уроки . | 2 | Комбиниров., практический | Контроль знаний |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транс-
порта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой
скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении на-
правления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода
в соответствии с ними.
Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко,
рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передви-
жения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно,
тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож-
ного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко
характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного сред-
ства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую
модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении до-
рожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками до-
рожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в
игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от
дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина
Требования к уровню подготовки
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы кружка «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учащиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся научатся:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006
- Основы безопасности жизнедеятельности, А.В.Гостюшин, Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"
Данная рабочая программа предназначена для занятий внеурочной деятельностью в 1 классе....
Рабочая программа Я - пешеход и пассажир 2 класс
Разработана рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рабочая программа "Я - пешеход и пассажир" для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС
"Я - пешеход и пассажир" - программа для внеурочной деятельности, составленная в с оответствии с ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА клуба «Пешеходы и пассажиры» (Внеурочная деятельность)
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир» (сборник программ внеурочной деятельности:...
Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"
Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"...
Рабочая программа «Я пешеход и пассажир»
Рабочая программа кружка «Я пешеход и пассажир» внеурочной деятельности уч-ся 1-4 классов...
Рабочая программа "Я пешеход и пассажир" 3 класс
Из опыта работы...