Рабочая программа по игротерапии и КТП для школ VIII вида
рабочая программа (4 класс) на тему
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по игротерапии с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroterapiya.doc | 88 КБ |
ktp_igroterapiya.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями
здоровья VIII вида»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № ___________ от « ____» ________2013г. Руководитель МО Никитенкова Л.С.________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида Гурикова Е.А.___________ « ____»____________2013г. | «Утверждаю» Директор Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида Новикова Л.В.____________ «____»______________2013г. |
Рабочая программа
учебного курса «Игротерапия»
для 4 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель программы:
Скоробогатова С.А.
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по игротерапии для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
1. Учебного плана ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2013-2014 учебный год;
2. Программы курса ««Игротерапия» для детей с ограниченными возможностями в развитии VIII вида. 0-4 класс», составитель Никитенкова Л. С., утверждена Решением педагогического совета от 29 .09. 2007г. протокол №2.
Программа рассчитана на 34 часа.
Составление программы по игротерапии вызвано включением в учебный план нового предмета - игротерапии, в связи с недостаточным развитием у детей общения и способности взаимодействовать с другими детьми.
Играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности ребенка. В игре ребенок преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротическое состояние и становится способным к личностному росту и развитию. Игровая терапия должна удовлетворять потребность ребенка в физической активности, игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.
Игротерапия является дополнением к обучающей среде, опыту, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Программа составлена с учетом физического, умственного и нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта.
Цели игротерапии:
- Способствовать психическому и личностному росту ребенка, помочь ему адаптироваться к школьным условиям.
- Развивать коммуникативные умения и навыки содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
- Регулировать эмоциональные, нравственно-поведенческие и другие свойства психики.
Задачи игротерапии:
- Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Развивать навыки социального поведения.
- Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.
- Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам.
- Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
- Воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач.
- Формировать чувство принадлежности к коллективу, помочь ребенку чувствовать себя более защищенным.
- Снижение агрессивного поведения ребенка.
- Улучшение эмоционального состояния детей.
- Снижение тревоги и ряда других проблем.
В игровой теории ключом к росту являются отношение, а не использование игрушек. Отношения строятся на основании сиюминутного живого опыта:
Личность ... важнее ... проблемы;
настоящее ... важнее ... прошлого;
чувства ... важнее ... мыслей и действий;
направленность ... важнее ... инструкций;
мудрость ... важнее ... знаний учителя.
Система отношений обеспечивает развитие у ребенка чувства безопасности, активности.
Основной формой организации занятий по игротерапии является игра: дидактическая, развивающая, сюжетно-ролевая.
Программа по игротерапии предусматривает следующие разделы:
- Развитие коммуникативности через игру.
- Игры на развитие внимания.
- Игры на развитие памяти.
- Игра на развитие мышления и воображения.
- Развитие речи в ходе игры.
Все занятия по игротерапии должны способствовать наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей (интеллектуальных, эмоциональных) каждого учащегося, что способствует прочному овладению знаниями к адаптации в классе.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Игры, сближающие учащихся друг с другом. | 4 |
2. | Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка. | 4 |
3. | Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия. | 4 |
4. | Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета | 4 |
5. | Игры, развивающие восприятие формы. | 5 |
6. | Игры, развивающие целенаправленное внимание. | 4 |
7. | Игры, развивающие речь и мышление. | 4 |
8. | Игры, развивающие память. | 5 |
Всего: | 34 |
Содержание образовательной программы.
34 часа, 1 час в неделю
На основании программы курса ««Игротерапия» для детей с ограниченными возможностями в развитии VIII вида. 0-4 класс», составитель Никитенкова Л. С., утверждена Решением педагогического совета от 29 .09. 2007г. протокол №2. в рабочую программу по игротерапии 4 класса включены следующие разделы:
- Игры, сближающие учащихся друг с другом, строятся на отношениях игрового партнерства для добровольного участия каждого ребенка. Соперничество недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Сочетание движений со словом помогает осознать содержание игры. Учителю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Игра организует.
Игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково.
3 класс. 4 класс: «Поздравим малышей», «Белые медведи», «Когда это бывает?», «Иголочка и ниточка», «Летает, не летает», «Колечко», сюжетно-ролевая игра по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».
II. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка.
Задача учителя (воспитателя) является преодоление негативных проявлений, которые портят жизнь и ребенку и окружающим его людям:
- способность нее пугаться трудностей;
- умение соблюдать очередность, не мешая друг другу;
- делиться игрушками, делать приятное сверстникам, помогать им.
Игры этого раздела создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха.
3 класс. 4 класс: «Пустое место», «Цыплята» - инсценировка, «Поймай рыбку», «Я принес тебе в подарок», «Как я проведу каникулы» - игры -придумывания.
III. Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания.
Общая цель этих игр - открыть для детей особый мир звуков, сделать привлекательным, значимым, говорящим о чем-то важном.
Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия: во-первых, отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок, чтобы участники игры могли сосредоточиться на звуке и оценить ответы друг друга. Во-вторых, сделать так, чтобы ребенок, отгадывающий звуковую загадку, не мог видеть источник звука.
3 класс. 4 класс: «Встречайте гостей», «Совушка», «Два жадных медвежонка», сюжетно-ролевая игра «Красная шапочка».
IV. Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
Эти игры содержат два типа обучающих задач:
- Задачи на целенаправленное развитие цветовых тонов.
- Задачи на правильное называние цветов.
Окраска предметов выполняет сигнал к действию или его запрету. Дети сравнивают или выбирают предметы по их окраске. Знакомство с цветами следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. Чтобы дети успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:
- Предметы должны быть привлекательными для детей, вызвать эстетическое отношение.
- Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.
Материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамиды, цветные коробочки.
3 класс. 4 класс: «Цветное лото», «Готовим подарки», «Испечем пироги», «Не ошибись, Петрушка!», «Лети, голубок», сюжетно-ролевая игра «Почта».
V. Игры, развивающие восприятие формы.
Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы.
Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их одновременно руками и глазами - зрительным и осязательным способом. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете. Предлагаемые игры преследуют цель - развивать координацию руки и глаза. Без этого дети не научатся застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, вытирать руки полотенцем и т. д.
3 класс. 4 класс: «Есть у тебя или нет!», «Отгадай, что в мешочке!», «Закрой окошко», « Строим дома», «Не ошибись Петрушка!», «Геометрическое лото», «Игра в поручения», «Раз-два-три ищи».
- Игры, развивающие целенаправленное внимание.
Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Характерным для этих игр является наличие текста (как, правило стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и те условия их выполнения, которые связаны с управлением своим вниманием. Взрослый является не только организатором, но и непосредственным участником игры. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению.
3 класс. 4 класс: «Прятки с игрушками», «Разберем и соберём», «Волшебный столик», «Поправь Петрушку», «Проказы мишки-шалунишки».
- Игры, развивающие речь и мышление.
Развитие речи детей идёт по нескольким направлениям. Это отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления. Есть игры направленные на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных звуков. Есть игры направленные на развитие пространственных представлений ребёнка. В сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий. Происходит обогащение словаря. В играх слово связано с движением и действием.
3 класс. 4 класс: «Где мы побывали, что мы повидали», «Игрушки - артисты», «Птичий двор», «Добрая лошадка».
- Игры, развивающие память. Память - необходимое звено всякой деятельности: практической, познавательной, художественной и др. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Игры содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти.
Во-первых, во всех играх предлагают условия, где нужно что-нибудь запомнить, чтобы принять участие в игре.
Во-вторых, ребёнку передаются рациональные приёмы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приёмы используются ребёнком в качестве опоры актуальной для него игровой ситуации и поэтому легко осваивать им. Дети в играх учатся самостоятельно устанавливать и припоминания. Важны эмоциональное общение с детьми и вовлеченность взрослого в сюжет игры, и четкая понятная формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности учащихся.
3 класс, 4 класс: «Времена года», «Распутай путаницу», «Что в корзинку мы берем», «Переполох», «Помоги малышам», «Кто где спрятался?», «Что достать тебе дружок?».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- правила поведения в общественных местах;
- правила общения со взрослыми;
- правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками);
- 7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону.
Учащиеся должны уметь:
- слушать и понимать обращенную к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;
- уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета;
- согласовывать свои действия с условиями игры;
- изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;
- находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители;
- при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.
Литература
- Л.В.Артемова. «Окружающий мир в дидактических играх». Москва, «Просвещение», 1992 г.
- Э.М. Богуславская, Е. О. Смирнова. «Развивающие игры для детей младшего возраста». «Просвещение», 1991 г.
- А.В.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду». Москва, «Просвещение», 1985г.
- М.А.Панфилова. «Игротерапия общения» Москва, 2005 г.
- Программа курса ««Игротерапия» для детей с ограниченными возможностями в развитии VIII вида. 0-4 класс», составитель Никитенкова Л. С., утверждена Решением педагогического совета от 29 .09. 2007г. протокол №2.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков игротерапии
1 час в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты |
I ЧЕТВЕРТЬ ( 8 часов) | ||||
Игры, сближающие учащихся друг с другом (4 часа) | ||||
1. | "Поздравление малышей". Сюжетно-ролевая игра. | Инсценировка «Поздравляем малышей» | Уметь согласовывать свои действия и слова с условиями игры. | |
2. | 14.09 | Разучивание игры "Когда это бывает?". Правила игры. | Знакомство с правилами поведения во время игры. Разучивание игры «Когда это бывает?». | Уметь слушать и понимать обращенную речь. |
3. | 21.09 | Разучивание игры "Белые медведи". Чтение рассказа В. Осеевой "волшебное слово". | Разучивание игры «Подарки». Коллективная игра. | Уметь слушать и понимать обращенную речь. Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками). |
4. | 28.09 | Сюжетно-ролевая игра по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово". | Инсценировка рассказа «Волшебное слово». | Уметь согласовывать свои действия и слова с условиями игры. |
Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности (4 часа) | ||||
5. | 05.10 | Разучивание игры "Пустое место". Чтение сказок | Разучивание игры «Пустое место». | Уметь согласовывать свои действия с условиями игры. |
6. | 12.10 | Инсценировка "Цыплята". | Инсценировать ролевую игру «Цыплята». | Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера |
7. | 19.10 | Разучивание игры "Я принёс тебе в подарок". | Находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры. | Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера |
8. | 26.10 | Игра- придумывание "Как я проведу каникулы". | Находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры. | Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера |
II четверть (8 часов) | ||||
Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания (4 часа) | ||||
9. | 09.11 | Разучивание игры " Встречайте гостей". | Подражая взрослому, постепенно овладевать игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению | Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками) |
10. | 16.11 | Разучивание игры "Совушка". | Разучивание игры «Совушка». | Уметь согласовывать свои действия с условиями игры. |
11. | 23.11 | Закрепление игр. Чтение сказки "Два жадных медвежонка." | Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи | Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера |
12. | 30.11 | Сюжетно-ролевая игра по мотивам сказки" Два жадных медвежонка.". | Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка». | Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера |
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета (4 часа) | ||||
13. | 07.12 | Разучивание игры "Цветовое лото". | Разучивать игру «Цветовое лото». | Уметь согласовывать свои действия с условиями игры. |
14. | 14.12 | Сюжетно-ролевая игра "Готовим подарки". | Выражать свою мысль словами, формирование речевого мышления | Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера |
15. | 21.12 | Сюжетно-ролевая игра "Испечем пироги". | Выражать свою мысль словами, формирование речевого мышления | Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера |
16. | 28.12 | Разучивание игры "Не ошибись, Петрушка!". | Разучивать игру «Не ошибись, Петрушка!» | Уметь согласовывать свои действия с условиями игры. |
III четверть (9 часов) | ||||
Игры, развивающие зрительное восприятие формы (5 часов) | ||||
17. | 18.01 | Игра "Строим дома". | Развивать координацию руки и глаза. | Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их |
18. | 25.01 | Разучивание игры "Есть у тебя или нет!". | Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи. | Уметь согласовывать свои действия с условиями игры. |
19. | 01.02 | Разучивание игры "Закрой окошко ". | Развивать координацию руки и глаза. | Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками) |
20. | 08.02 | Разучивание игры "Геометрическое лото ". | Развивать координацию руки и глаза. | Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками) |
21. | 15.02 | Разучивание игры" Раз-два-три ищи". | Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи. | Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их |
Игры, развивающие целенаправленное внимание (4 часа) | ||||
22. | 22.02 | Разучивание игры "Прятки с игрушками". | Разучивание игры «Прятки с игрушками». | Уметь согласовывать свои действия с условиями игры. |
23. | 01.03 | Разучивание игры "Проказы мишки-шалунишки". | Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи. | Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их |
24. | 15.03 | Разучивание игры"Волшебный столик ". | Разучивание игры «Волшебный столик». | Уметь согласовывать свои действия с условиями игры. |
25. | 22.03 | Разучивание игры"Поправь Петрушку ". | Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи. | Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. |
IV четверть (9 часов) | ||||
Игры, развивающие речь и мышление (4 часа) | ||||
26. | 05.04 | Разучивание народной игры "Где мы побывали, что мы повидали?". | Развивать связную речь. Выражать свою мысль словами, формировать речевого мышления. | Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками) |
27. | 12.04 | Разучивание игры "Игрушки-артисты". | ||
28. | 19.04 | Разучивание игры "Добрая лошадка". | Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления | Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками). Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. |
29. | 26.04 | Разучивание игры" Птичий двор ". | ||
Игры, развивающие память (5 часов) | ||||
30. | 03.05 | Разучивание игры "Кто где спрятался?". | Усвоение значения основных предлогов и наречий. Происходит обогащение словаря | Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками) |
31. | 10.05 | Разучивание игры "Что достать тебе дружок?". | Выражать свою мысль словами, формирование речевого мышления | Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. |
32. | 17.05 | Разучивание игры «Что в корзинку мы берем» | Совместная работа учителя и учащихся над сюжетом игры | Эмоционально участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. |
33. | 24.05 | Разучивание игры "Переполох". | Подражая взрослому, постепенно овладевать игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению. | Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками). Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. |
34. | 31.05 | Разучивание игры" Распутай путаницу ". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по математике с учетом ...
Рабочая программа по чтению и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по чтению с учетом инди...
Рабочая программа по обж и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по обж с учетом индивид...
Рабочая программа по математике для 2 класса школ VIII вида
В данном материале предоставлена рабочая программа по математике для 2 класса специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по ИЗО для 2 класса школ VIII вида
В данном материале предложена рабочая программа по ИЗО для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида....
Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида.
Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику В.В.Эк Математика 3 класс....
Рабочая программа по математике для 4 класса (школа VIII вида)
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы...