Рабочая программа по чтению и КТП для школ VIII вида
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по чтению с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_1.doc | 102.5 КБ |
ktp_chtenie_1.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями
здоровья VIII вида»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № ___________ от « ____» ________2013г. Руководитель МО Никитенкова Л.С.________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида Гурикова Е.А.___________ « ____»____________2013г. | «Утверждаю» Директор Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида Новикова Л.В.____________ «____»______________2013г. |
Рабочая программа
учебного курса «Чтение»
для 4 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель программы:
Скоробогатова С.А.
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
- Учебного плана ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2013-2014 учебный год;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).
Программа рассчитана на 138 часов.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушением интеллекта.
Цель программного обучения:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи программного обучения:
- развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
- формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу;
- учить самостоятельно работать с книгой.
Для реализации Рабочей программы используется учебник: З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева « Книга для чтения» 4 класс, Москва, « Просвещение», 2002 г.
Во 2-4 классах у учащихся формируется навык сознательного, правильного, выразительного чтения, осуществляется переход к более совершенным способам чтения.
Для чтения во 2-4 классах подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, русских и зарубежных писателей, доступные пониманию деловые и научно-популярные статьи. В процессе обучения чтению у учащихся поэтапно и последовательно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного.
В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в прошлом году тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.
Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. Задача этого этапа - закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звукобуквенный анализ отдельных слов, продолжать работу над дикцией и выразительностью речи.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые дети в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опытавыразительной устной речи на процесс чтения и приобретает устойчивый характер примерно с середины 3 класса, т.е. в тот период, когда осуществляется переход па чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев.В процессе анализа произведения важно не нарушить непосредственного переживания детей за судьбу героев, добиваясь точного эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу, возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в выделении главной мысли произведения. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание информационного, смыслового и эмоционального содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, что в итоге решает задачи развития устной литературной речи, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя.
Каждый год обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи.
В 3 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся последовательно формируется умение разбираться в содержании прочитанного, объяснять поступки героев. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
Ведется систематическая работа по обучению чтению про себя, формируется орфоэпическое выразительное чтение с переходом на чтение целыми словами.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
В 3 - 4 классе происходит переход к чтению целыми словами. Учащиеся знакомятся с выразительностью речи. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. В процессе обучения чтению большое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. В 3-4 классе дети учатся пересказу содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту, разучивают по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения.
Цель программы обучения в 4 классе:
- овладение навыком чтения целыми словами.
Задачи программы обучения чтению в 4 классе:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- осмысленно воспринимать прочитанное вслух;
- активизировать словарь учащихся;
- передавать содержание прочитанного в лицах;
- учить правильно, строить и употреблять в речи простое предложение.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Прощание с летом | 1 |
2. | Что такое хорошо… | 12 |
3. | Уж небо осенью дышало… | 18 |
4. | Народные сказки | 10 |
5. | О труде и трудолюбии | 7 |
6. | Произведения русских и зарубежных писателей | 16 |
7. | Идет волшебница зима | 14 |
8. | Люби все живое | 13 |
9. | Весна идет! | 22 |
10. | В стране чудес | 8 |
11. | Лето наступило | 17 |
Всего | 138 |
Содержание образовательной программы
138 часов, 4 часа в неделю
На основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу по чтению 4 класса включены следующие разделы:
Содержание чтения:
произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, потешки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного край, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», « Делу время – потехе час», « О братьях наших меньших», «Поет зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло»
Техника чтение.
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трехсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение.
Соблюдение пауз на знаках препинания. Интонации конца предложения, вопросительная и восклицательная интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.).
Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивленно произнеси др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение.
Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведет; поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой и др). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чем может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи
Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приемов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчет о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
I уровень
- читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим темпом речи;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- читать про себя, выполняя задания учителя;
- выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям;
- пересказывать прочитанное по частям;
- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
II уровень
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
Система оценка достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по чтению должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
В четвертом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое (техника чтения).
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель текущего оценивания - анализ формирования знаний и умений учащихся,
на уроках чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыковучащихся.
В начале и конце учебного года проводиться проверка техники чтения. Припроверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерноследующего объема (на конец года):
Iкласс — 10 слов;
IIкласс— 15 -20 слов;
III класс — 25 -30 слов;
IV класс -— 35 -40 слов.
При оценке принимаются во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения(правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главноймысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждомугоду обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которыхсоответствует объему текстов предыдущего года.
IV класс.
«5» - читает целыми словами правильно, с одной — двумя самостоятельно исправленнымиошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз.
«4» - читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну — двеошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз.
«3» - читает в основном целыми словами, трудные слова - по слогам; допускает три - четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз.
«2» - читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок причтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержанияпрочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей частитекста, который должен читать наизусть.
ЛИТЕРАТУРА
- В. В. Воронкова Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы / В. В. Воронкова. — М.: ВЛАДОС, 2000г.
- С. Н. КостроминаКак преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. — М.: Ось-89, 1999г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.
- З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева. Книга для чтения. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва, «Просвещение», 2002. - 224 с.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков чтения
4 часа в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Словарь | Планируемые предметные результаты | |||||||
I ЧЕТВЕРТЬ (32 часа) | |||||||||||||
Прощание с летом (1 час) | |||||||||||||
1. | 02.09 | Е.Благинина «Прощание с летом» | КУ | Выразительное чтение стихотворе-ния; ответы на вопросы; беседа по теме: «Где вы отдыхали летом» | булькает тараторят | Знать название стихотворения. Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь отвечать на вопросы. | |||||||
Что такое хорошо… (12 часов) | |||||||||||||
2. | 03.09 | Э.Шим «Брат и младшая сестра» | КУ | Анализ содержания. | заботливая кузовок | Чтение без искажения звукового состава с соблюдение правильного ударения | |||||||
3. | 04.09 | А. Седугин «Молоток» | КУ | Соблюдение знаков препинания. Короткая пауза на запятой, длинная – на точке. | электро-монтер объявление | Орфоэпическое чтение целыми словами двухсложных и трехсложных слов с простыми слоговыми структурами | |||||||
4. | 05.09 | Е.Пермяк «Пичугин мост» | КУ | Анализ содержания. | ветла перильца жерди | Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа. Определение отношения автора к своим героям | |||||||
5. | 09.09 | В.Голявкин «Был не крайний случай» | КУ | Чтение вслух с соблюдением интонационных знаков | крайний случай, наугад | Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя | |||||||
6. | 10.09 | По И.Дику «Счастливая» ручка | КУ | Беседа по содержанию | вверх дном заколдо-ванная | Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию | |||||||
7. | 11.09 | По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» (отрывки из повести» | КУ | Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку | валерьяно- вые капли полусгорев- ший | Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа и установление причинности событий и поступков героя | |||||||
8. | 12.09 | А.Гайдар Невидимые помощники (отрывки из повести «Тимур и его команда») | КУ | Анализ прочитанного. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста | молочница коромысло поленница щелка торжествую-щий фанера | Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю. Работа с заглавием произведения. Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений | |||||||
9. | 16.09 | А.Гайдар Невидимые помощники (отрывки из повести «Тимур и его команда») | |||||||||||
10. | 17.09 | А.Гайдар Невидимые помощники (отрывки из повести «Тимур и его команда») | |||||||||||
11. | 18.09 | С.Маршак Лодыри и кот | КУ | Заучивание отрывка наизусть | лодырь грамота | Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста | |||||||
12. | 19.09 | И.Крылов Лебедь, Щука и Рак | КУ | Выделение логической основы текста | согласие впряглись пятится | Понимание смысла прочитанного | |||||||
13. | 23.09 | В.Осеева Печенье | КУ | Чтение текста по ролям | рассыпчатые | Передача голосом эмоционального содержания читаемого | |||||||
Уж небо осенью дышало… (18 часов) | |||||||||||||
14. | 24.09 | А.К.Толстой «Осень» Обсыпается весь наш бедный сад…» | КУ | Выразительное чтение стихотворе-ния; ответы на вопросы. Анализ стихотворения. | обсыпается пожелтелые | Выразительное заучивание стихотворения | |||||||
15. | 25.09 | По К.Ушинскому Осень | КУ | Пересказ текста по плану | беспрес- танно трепетная убранство | Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения | |||||||
16. | 26.09 | По В. Пескову Осенний лес | КУ | Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку | костяной | Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста | |||||||
17. | 30.09 | А. Твардовский Лес осенью | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | синева набекрень | Передача голосом эмоционального содержания читаемого | |||||||
18. | 01.10 | По М.Ильину и Е.Сегал В чудесной кладовой | КУ | Работа по содержанию | кладовая сорная горсточка | Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения | |||||||
19. | 02.10 | По М.Ильину и Е.Сегал В чудесной кладовой | |||||||||||
20. | 03.10 | По М.Ильину и Е.Сегал В чудесной кладовой | |||||||||||
21. | 07.10 | О. Высотская Осеннее утро | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | орешник гложут ежится | Выразительное чтение стихотворения наизусть | |||||||
22. | 08.10 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | сень караван | Выразительное чтение стихотворения наизусть | |||||||
23. | 09.10 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | КУ | Пересказ текста по плану. Пересказ текста с помощью наводящих вопросов | мошка наслаждение верста челюсть говор вверх тормашками | Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов с опорой на собственный опыт | |||||||
24. | 10.10 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | |||||||||||
25. | 14.10 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | |||||||||||
26. | 15.10 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | |||||||||||
27. | 16.10 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | |||||||||||
28. | 17.10 | И.Крылов Стрекоза и Муравей (басня) | КУ | Анализ содержания произведения | попрыгунья помертвело нужда вешних мурава | Заучивание басни наизусть | |||||||
29. | 21.10 | По Д. Мамину - Сибиряку Приёмыш | КУ | Чтение с анализом каждой части | Наезжали | Чтение целыми словами. Передача эмоционального состояния | |||||||
30. | 22.10 | По Д. Мамину - Сибиряку Тарас и Соболько | КУ | Коллективное чтение по цепочке с анализом содержания | невод дряхлый сторонился захиреет | Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих | |||||||
31. | 23.10 | Обобщающий урок | УОЗ | Работа по прочитанным произведениям. Отвечать на вопросы. Работать с учебником. | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык работы с учебником | ||||||||
Народные сказки (10 часов) | |||||||||||||
32. | 24.10 | Гуси-лебеди (Русская сказка) | КУ | Пересказ текста по частям словами близкими к тексту | кликала дремучий заслонка | Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов. Деление текста на части с опорой на серию картинок | |||||||
II ЧЕТВЕРТЬ (31 час) | |||||||||||||
33. | 05.11 | Чудесный клад (Молдавская сказка) | КУ | Пересказ текста по частям словами близкими к тексту | напоследок клад лоза гроздья | Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов. Деление текста на части с опорой на серию картинок | |||||||
34. | 06.11 | Чудесный клад (Молдавская сказка) | |||||||||||
35. | 07.11 | Чудесный клад (Молдавская сказка) | |||||||||||
36. | 11.11 | Росомаха и лисица (Эвенкийская сказка) | КУ | Пересказ текста. Беседа по содержанию | сумы Росомаха береста | Выделение в тексте слов характеризующих персонажей. Использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин каждой части | |||||||
37. | 12.11 | Росомаха и лисица (Эвенкийская сказка) | |||||||||||
38. | 13.11 | Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка) | КУ | Чтение по ролям | кедр заливаются от смеха | Пересказ с опорой на картинно-символический план. | |||||||
39. | 14.11 | Лиса и волк (Русская сказка) | КУ | Чтение по ролям | воз смекнул прорубь кума | Эмоциональная передача интонации сказочных персонажей | |||||||
40. | 18.11 | Лиса и волк (Русская сказка) | |||||||||||
41. | 19.11 | Обобщающий урок | УОЗ | Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям | ||||||||
О труде и трудолюбии (7 часов) | |||||||||||||
42. | 20.11 | К.Ушинский Два плуга | КУ | Работа по содержанию | земледелец земляк купец | Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения | |||||||
43. | 21.11 | М.Шпагин Как баклуши били | КУ | Чтение с анализом содержания | баклуши расщеплять | Орфоэпическое чтение целыми словами двухсложных и трехсложных слов с простыми слоговыми структурами | |||||||
44. | 25.11 | И.Крылов Трудолюбивый медведь (басня) | КУ | Коллективная работа над идеей произведения | дуги верста проказа | Понимание содержания басни. Выбор правильных средств интонации героев | |||||||
45. | 26.11 | Айога (Нанайская сказка) | КУ | Чтение по ролям | нанайцы наперсток очаг покоробятся | Понимание содержания сказки. Чтение с соблюдением интонации. | |||||||
46. | 27.11 | Ю.Тувим Всё для всех | КУ | Выразительное чтение стихотворения | поручает портной | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение, отвечать на вопросы. | |||||||
47. | 28.11 | Е.Пермяк Для чего руки нужны | КУ | Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей | судил | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. | |||||||
48. | 02.12 | Обобщающий урок | УОЗ | Работа по прочитанным произведениям. Отвечать на вопросы. Работать с учебником. | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык работы с учебником | ||||||||
Произведения русских и зарубежных писателей (16 часов) | |||||||||||||
49. | 03.12 | Г.-Х. Андерсен Гордая игла | КУ | Работа по содержанию | свита кухарка надменный чертовка | Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов с опорой на собственный опыт | |||||||
50. | 04.12 | Г.-Х. Андерсен Гордая игла | |||||||||||
51. | 05.12 | По Л.Толстому Праведный судья | КУ | Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем | калека масленик мясник трясущаяся | Понимание смысла прочитанного | |||||||
52. | 09.12 | По Л.Толстому Праведный судья | |||||||||||
53. | 10.12 | Дж. Свифт Гулливер в стране лилипутов (отрывок из книги «Путешествия Гулливер») | КУ | Читать вслух плавно Передавать интонационно конец предложения. Анализ содержания текста. Характери-зовать персонажей. | врассыпную стрекотание дробный помост окорока одурма-ненный лилипуты | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом, пользоваться выборочным видом чтения, составлять рассказ по готовому плану. | |||||||
54. | 11.12 | Дж. Свифт Гулливер в стране лилипутов (отрывок из книги «Путешествия Гулливер») | |||||||||||
55. | 12.12 | Дж. Свифт Гулливер в стране лилипутов (отрывок из книги «Путешествия Гулливер») | |||||||||||
56. | 16.12 | Дж. Свифт Гулливер в стране лилипутов (отрывок из книги «Путешествия Гулливер») | |||||||||||
57. | 17.12 | А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | КУ | Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения | невод тина взмолится откуп выкуп кликать браниться дворянка вздурилась сафьяновые на посылках владычицей | Уметь узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели авторские слова, характеризующее действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям. Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт. Коллективная работа с опорой на произведение | |||||||
58. | 18.12 | А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | |||||||||||
59. | 19.12 | А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | |||||||||||
60. | 23.12 | П.Ершов Конек-Горбунок (отрывки) | КУ | Читать вслух плавно целыми словами. Передавать интонационно конец предложения. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пересказ. | недалече отродяся смеркаться малахай караульщик дыбом загреби кушаками воевода косогор кафтан | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи при чтении. Умение понимать эмоциональное состояние персонажа, выделяя голосом слова автора | |||||||
61. | 24.12 | П.Ершов Конек-Горбунок (отрывки) | |||||||||||
62. | 25.12 | П.Ершов Конек-Горбунок (отрывки) | |||||||||||
63. | 26.12 | Обобщающий урок | УОЗ | Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям | ||||||||
Ш ЧЕТВЕРТЬ (40 часов) | |||||||||||||
64. | 13.01 | Братья Гримм Соломинка, уголек и боб | КУ | Чтение по ролям | раскаленный портной | Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов с опорой на собственный опыт | |||||||
Идёт волшебница зима (14 часов) | |||||||||||||
65. | 14.01 | И.Никитин Встреча зимы | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | полотном безлюдный | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть | |||||||
66. | 15.01 | По И.Соколову-Микитову Зима в лесу | КУ | Анализ каждого абзаца текста | обглодан-ных накропил | Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения | |||||||
67. | 16.01 | И.Антонов Сад друзей | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | проблеском стайкой | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть | |||||||
68. | 20.01 | И.Суриков Детство | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | свернулись кубарем | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть | |||||||
69. | 21.01 | Л.Толстой Филипок | КУ | Читать вслух плавно целыми словами. Передавать интонационно конец предложения. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пересказ. | поденную слободке украдкой | Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, читать по ролям, устанавливать связь отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией, озаглавливать части текста с помощью учителя, пересказывать содержание прочитанного. | |||||||
70. | 22.01 | Л.Толстой Филипок | |||||||||||
71. | 23.01 | Н.Некрасов Мужичок с ноготок | КУ | Анализ стихотворения. Выразительное чтение | студеною чинном вестимо уздцы | Умение передавать эмоциональную окраску голосом диалога персонажей стихотворения | |||||||
72. | 27.01 | Народные приметы | КУ | Работа над подбором слов и составление предложений о зиме с использованием народных примет | дым столбом | Умение составлять собственный рассказ с опорой на предложенные учителем слова | |||||||
73. | 28.01 | Ю.Дмитриев Для чего нужен снег | КУ | Анализ содержания произведения | маскировка | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом, пользоваться выборочным видом чтения, составлять рассказ по готовому плану. | |||||||
74. | 29.01 | Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | воевода скованы косматый | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть | |||||||
75. | 30.01 | А.Гайдар Ёлка в тайге (отрывок из рассказа «Чук и Гек») | КУ | Чтение с соблюдение пауз на знаках препинания | папиросную завертки тайга мелодичный | Установление причинности событий и поступков героев | |||||||
76. | 03.02 | А.Гайдар Ёлка в тайге (отрывок из рассказа «Чук и Гек») | |||||||||||
77. | 04.02 | По М.Пляцковскому Какая бывает зима (сказка) | КУ | Чтение по ролям с выделением прямой речи | красно-грудый | Образное восприятие произведения | |||||||
78. | 05.02 | Обобщающий урок | УОЗ | Работа по прочитанным произведениям. Отвечать на вопросы. Работать с учебником. | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык работы с учебником | ||||||||
Люби всё живое (13 часов) | |||||||||||||
79. | 06.02 | По В.Костылёву Берёза | КУ | Пересказ текста по плану | подмыло повозка | Умение пользоваться планом пересказа | |||||||
80. | 10.02 | Л.Толстой Как я ездил верхом | КУ | Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей | сморщенные гумно хлыст облезшим | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. | |||||||
81. | 11.02 | По Н.Вагнеру Мальчик и дворовая собака | КУ | Чтение с анализом каждого абзаца произведения. | мельница безопасность разбуше-вавшиеся | Коллективная работа над идеей произведения | |||||||
82. | 12.02 | По Н.Вагнеру Мальчик и дворовая собака | |||||||||||
83. | 13.02 | В.Тарасов Четвероногий друг | КУ | Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей | беспород- ную пациентки скирде | Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, отвечать на вопросы, пользоваться выборочным видом чтения, составлять рассказ по готовому плану. | |||||||
84. | 17.02 | В.Тарасов Четвероногий друг | |||||||||||
85. | 18.02 | М.Пришвин Гаечки | КУ | Чтение по ролям | бинокль пискнула пленница | Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов с опорой на собственный опыт | |||||||
86. | 19.02 | М.Горький Воробьишко (сказка) | КУ | Чтение по ролям и пересказ текста | воробьишко желторотый шустрый карниз | Использование наводящих слов для пересказа. Эмоциональная передача прямой речи главных героев произведения | |||||||
87. | 20.02 | М.Горький Воробьишко (сказка) | |||||||||||
88. | 24.02 | А.Барков Пожарник Карл | КУ | Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. | взъерошенно-го перепуган- ный насмерть степенно бадья | Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, отвечать на вопросы, пользоваться выборочным видом чтения, составлять рассказ по готовому плану. | |||||||
89. | 25.02 | А.Барков Пожарник Карл | |||||||||||
90. | 26.02 | По Г.Скребицкому Медвежонок | КУ | Пересказ текста с опорой на картинку | приладив- шись | Умение пользоваться планом пересказа | |||||||
91. | 27.02 | Обобщающий урок | УОЗ | Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям | ||||||||
Весна идет! (22 часа) | |||||||||||||
92. | 03.03 | Ф.Тютчев Весенние воды | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | сонный брег румяный толпится | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть | |||||||
93. | 04.03 | В.Ситников Утро | КУ | Пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух | раздвоенные выдержан- ный заурчат | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом, пользоваться выборочным видом чтения, составлять рассказ по готовому плану. | |||||||
94. | 05.03 | Н.Саконская Разговор о маме | КУ | Выразительное чтение стихотворения | туго всплакнуть морщинки | Эмоциональная передача сюжета стихотворения | |||||||
95. | 06.03 | Л.Квитко Бабушкины руки | КУ | Выразительное чтение стихотворения | затеях латают проворные шнырять | Уметь правильно, выразительно и бегло читать; пользоваться выборочным видом чтения, объяснять образные выражения | |||||||
96. | 10.03 | По Е. Кононенко Резеда | КУ | Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений | оранжереи ароматен | Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста | |||||||
97. | 11.03 | По Е. Кононенко Резеда | |||||||||||
98. | 12.03 | По Л.Толстому Весна | КУ | Работа по содержанию текста | на возах потоки над бархатом | Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения | |||||||
99. | 13.03 | И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает…» | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | караваном понавьют | Знать название стихотворения. Уметь выразительно читать стихотворение наизусть. Уметь отвечать на вопросы. | |||||||
100. | 17.03 | По А.Платонову Ещё мама | КУ | Читать вслух плавно целыми словами. Передавать интонационно конец предложения. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пересказ текста | чужая отошедши защемил селезень заунывным спозаранку | Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, читать по ролям, устанавливать связь отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией, пересказыватьтекст | |||||||
101. | 18.03 | По А.Платонову Ещё мама | |||||||||||
102. | 19.03 | По А.Платонову Ещё мама | |||||||||||
103. | 20.03 | По А.Платонову Ещё мама | |||||||||||
IV ЧЕТВЕРТЬ (35 часов) | |||||||||||||
104. | 31.03 | По А.Платонову Ещё мама | КУ | Читать вслух плавно целыми словами. Передавать интонационно конец предложения. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пересказ текста | чужая отошедши защемил селезень заунывным спозаранку | Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, читать по ролям, устанавливать связь отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией, пересказыватьтекст | |||||||
105. | 01.04 | По А.Платонову Ещё мама | |||||||||||
106. | 02.04 | Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы | КУ | Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. | низменном баграми половодье гуторя скрестивши купчиха плуты приволок стречка | Уметь читать стихотворение в соответствии со смыслом и знаками препинания. Иметь навык заучивания стихотворения наизусть | |||||||
107. | 03.04 | Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы | |||||||||||
108. | 07.04 | А.Барков Яшка | КУ | Читают вслух правильно и выразительно. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пользо-ваться выборочным видом чтения. | вертлявый вполголоса прожорли- вых | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом. | |||||||
109. | 08.04 | А.Барков Яшка | |||||||||||
110. | 09.04 | Ф.Тютчев Весенняя гроза | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | резвяся раскаты перлы поток Гам вторит | Знать название стихотворения. Уметь выразительно читать стихотворение наизусть. Уметь отвечать на вопросы. | |||||||
111. | 10.04 | В.Орлов Лесной цветок | КУ | Выразительное чтение стихотворения | озябший | Эмоциональная передача сюжета стихотворения | |||||||
112. | 14.04 | Н.Сладков Медведь и солнце (сказка) | КУ | Пересказ сказки | просочилась зажурчала покосолапил | Уметь передавать содержание сказки | |||||||
113. | 15.04 | Обобщающий урок | ОУЗ | Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям | ||||||||
В стране чудес (8 часов) | |||||||||||||
114. | 16.04 | И. Токмакова В чудной стране | КУ | Орфоэпическое чтение целыми словами двухсложных и трехсложных слов | лакает | Понимание иносказательного смысла стихотворения | |||||||
115. | 17.04 | По А.Милну Вини - Пух и все-все-все (главы из повести) | КУ | Читать вслух плавно целыми словами. Передавать интонационно конец предложения. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пересказ сказки. | протиски- вался вспохватив-шись завопил | Знать особенности сказок. Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, читать по ролям, устанавливать связь отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией, рассказывать сказку. | |||||||
116. | 21.04 | По А.Милну Вини - Пух и все-все-все (главы из повести) | |||||||||||
117. | 22.04 | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы из повести) | КУ | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами. Передавать интонационно конец предложения. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пересказ сказки. | бечевкой шарманщик холст выстругал мостовую | Знать особенности сказок. Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, читать по ролям, устанавливать связь отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией, рассказывать сказку. | |||||||
118. | 23.04 | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы из повести) | |||||||||||
119. | 24.04 | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы из повести) | |||||||||||
120. | 28.04 | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы из повести) | |||||||||||
121. | 29.04 | Обобщающий урок | УОЗ | Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям | ||||||||
Лето наступило (17 часов) | |||||||||||||
122. | 30.04 | И. Никитин «Вечер ясен и тих…» | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | ясен тростники взошел | Знать название стихотворения. Уметь выразительно читать стихотворение наизусть. Уметь отвечать на вопросы. | |||||||
123. | 05.05 | В.Светлов Жаркий день | КУ | Пересказ текста | вдоволь | Уметь передавать содержание рассказа | |||||||
124. | 06.05 | По К. Паустовскому Заботливый цветок | КУ | Чтение вслух с соблюдением интонационных знаков | кипрей ряска безжалостно посеребрит одурманен- ный | Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя | |||||||
125. | 07.05 | По К. Паустовскому Заботливый цветок | |||||||||||
126. | 08.05 | Н. Некрасов Крестьянские дети (отрывки) | КУ | Выразительное чтение стихотворения | до полдня гурьбой полуденным снопы серпами жатву постреленок | Эмоциональная передача сюжета стихотворения | |||||||
127. | 12.05 | По Н.Носову. Огородники | КУ | Читают вслух правильно и выразительно. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пользо-ваться выборочным видом чтения. | вожатый выковыри- вать поднажи- мать выкорчевать | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык работы с учебником | |||||||
128. | 13.05 | По Н.Носову. Огородники | |||||||||||
129. | 14.05 | По Н.Носову. Огородники | |||||||||||
130. | 15.05 | По Н.Носову. Огородники | |||||||||||
131. | 19.05 | Летняя природа в художественной литературе | КУ | Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного текста | Уметь выбирать из текста слова характеризующие состояние природы | ||||||||
132. | 20.05 | И.Антонов У речки. | КУ | Выразительное чтение стизотворения | шест робко | Понимать смысл прочитанного стихотворения с помощью наводящих вопросов учителя | |||||||
133. | 21.05 | В.Орлов Письмо ровеснику | КУ | Выразительное чтение стихотво-рения; ответы на вопросы; высказы-вание своего отно-шения к ситуации | неувядая | Знать название и автора стихотворения. Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь отвечать на вопросы. | |||||||
134. | 22.05 | М.Пришвин Золотой луг | КУ | Слушать текст в чтении учителя. Читать вслух правильно и вырази-тельно. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. | промысел деловито зазеваешься фукнет | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом. Уметь пользоваться выборочным видом чтения | |||||||
135. | 26.05 | В. Драгунский Третье место в стиле баттерфляй | КУ | Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. | баттерфляй заплыв инструктор | Уметь высказывать свое отношение к герою. Навык связной речи. Уметь отвечать на вопросы. | |||||||
136. | 27.05 | В. Драгунский Третье место в стиле баттерфляй | |||||||||||
137. | 28.05 | М. Бородицкая Последний день учения. | КУ | Анализ содержания. Выразительное чтение; ответы на вопросы | жара стопкой пестрою новизной | Уметь правильно, выразительно и бегло читать; пользоваться выборочным видом чтения, объяснять образные выражения. | |||||||
138. | 29.05 | Обобщающий урок | УОЗ | Работа по прочитанным произведениям. Отвечать на вопросы. Работать с учебником. | Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык работы с учебником |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по математике с учетом ...
Рабочая программа по обж и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по обж с учетом индивид...
Рабочая программа по игротерапии и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по игротерапии с учетом...
Рабочая программа по математике для 2 класса школ VIII вида
В данном материале предоставлена рабочая программа по математике для 2 класса специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по ИЗО для 2 класса школ VIII вида
В данном материале предложена рабочая программа по ИЗО для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида....
Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида.
Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику В.В.Эк Математика 3 класс....
Рабочая программа по чтению для 3 класса СКОУ VIII вида, по учебнику С. Ильиной.
Рабочая программа содержит коррекционные задачи. Расчитана на 4ч. в неделю-136ч. в год....