Рабочая программа по математике для 2 класса школ VIII вида
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
В данном материале предоставлена рабочая программа по математике для 2 класса специальных коррекционных школ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_8_vida_matematika.doc | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Тальменского района
Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Анисимовская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Рассмотрено Утверждаю.
на заседании ШМО Директор школы:
Руководитель ШМО Екшибарова Т.А.
Протокол № Приказ №
Рабочая программа
по математике
2 класс
специальная коррекционная программа
для умственно-отсталых детей
VIII вид
2012 – 2013 учебный год
Срок реализации: 1 год.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.
Составитель:
Аболенцева В.В. – учитель
начальных классов
Анисимово 2012
Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на учебник: А. А. Хилько, «Математика», 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками – это является основными целями обучения математике.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
Содержание программы
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путём разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путём разложения вычитаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (11 – 18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Единица (мера) длины – дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1дм), массы, времени.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертёжного треугольника.
Четырёхугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
Часы: циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени – час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 часа. Половина часа (полчаса).
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Таблица основных тем по четвертям (содержание)
№ п/п | Тема | I четв. | II четв. | III четв. | IV четв. | Всего за год |
Повторение. Первый десяток. | 40 | 40 | ||||
Второй десяток. | 29 | 29 | ||||
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. | 9 | 27 | 36 | |||
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 6 | 6 | ||||
Мера времени – час. | 5 | 5 | ||||
Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. | 13 | 22 | 35 | |||
Деление на две равные части. | 2 | 2 | ||||
Геометрический материал. | 17 | 17 | ||||
Всего | 40 ч. | 38 ч. | 51 ч. | 41 ч. | 170 ч. |
Таблица контрольных работ по четвертям
Вид работ | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
Контрольная работа. | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Сроки реализации программы. Опираясь на базисный план для специальных коррекционных образовательных учреждений РФ и исходя из индивидуальных особенностей ученика на изучение математики во 2 классе отводится 170 часов, по 5 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Методы и формы обучения определяются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ученика, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения математики на данном уровне: обучение и сотрудничество, учёт индивидуальных особенностей учащегося, личностно-ориентированный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основная форма обучения – классно-урочная.
Формы оценивания – письменные контрольные и проверочные (самостоятельные) работы.
Уровень усвоения образовательной программы оценивается по пятибалльной системе.
Рабочая программа реализуется через УМК:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.
- Учебник: А.А.Хилько, «Математика», 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Тематический поурочный план
№ п/п | Наименование темы и её содержание | Кол- во часов на тему | Из них | Примеча-ние | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические | Экскурсии | ||||
I | Повторение. Первый десяток. | 26 | 1 | |||
1 | Счёт предметов. Название и обозна-чение цифрами чисел от 0 до10. | 1 | ||||
2 | Пространственные представления. Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 |
| |||
3 | Простейшие пространственные и временные представления. | 1 | ||||
4 | Последовательность чисел в прямом и обратном порядке. | 1 | ||||
5 | Последующее, предыдущее число. | 1 | ||||
6 | Десять единиц и десяток. | 1 | ||||
7 | Повторение состава чисел в преде-лах 10. | 1 | ||||
8 | Понятия «поровну», «столько же». | 1 | ||||
9 | Запись чисел от самого маленького до самого большого и наоборот. | 1 | ||||
10 | Задача: условие, вопрос, решение, ответ. | 1 | ||||
11 | Решение примеров и задач. Само-стоятельная работа. | 1 | ||||
12 | Работа над ошибками. Знакомство с компонентами сложения. | 1 | ||||
13 | Решение примеров на нахождение суммы. | 1 | ||||
14 | Знакомство с компонентами вычи-тания. | 1 | ||||
15 | Решение примеров на нахождение остатка. | 1 | ||||
16 | Решение задач на нахождение суммы и остатка. | 1 | ||||
17 | Число 0как компонент сложения. | 1 | ||||
18 | Знаки «+», «–». | 1 | ||||
19 | Решение комбинированных приме-ров. | 1 | ||||
20 | Иллюстрация условия и решение арифметических задач. | 1 | ||||
21 | Составление арифметических задач на нахождение суммы и остатка. | 1 | ||||
22 | Закрепление пройденного. | 1 | ||||
23 | Контрольная работа по повторе-нию. | 1 | 1 | |||
24 | Анализ контрольной работы. Назва-ние компонентов сложения и вычи-тания. | 1 | ||||
25 | Временные понятия: сутки. | 1 | ||||
26 | Временные понятия: неделя. | 1 | ||||
II | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 14 | 1 | |||
27-28 | Увеличение числа на несколько еди-ниц. | 2 | ||||
29-30 | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | 2 | ||||
31-32 | Уменьшение числа на несколько единиц. | 2 | ||||
33-34 | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. | 2 | ||||
35 | Сравнение задач. | 1 | ||||
36 | Закрепление пройденного. | 1 | ||||
37 | Контрольная работа по теме «Уве-личение и уменьшение числа на не-сколько единиц». | 1 | 1 | |||
38 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | 1 | ||||
39-40 | Повторение и закрепление пройден-ного. | 2 | ||||
III | Второй десяток. | 29 | 1 | |||
41 | Понятие «десяток». | 1 | ||||
42 | Число 11. | 1 | ||||
43 | Число 11. Состав числа 11. | 1 | ||||
44 | Число 12. | 1 | ||||
45 | Число 12. Состав числа 12. | 1 | ||||
46 | Число 13. | 1 | ||||
47 | Число 13. Состав числа 13. | 1 | ||||
48 | Место десятков и единиц в записи чисел от 10 до 20. | 1 | ||||
49 | Число 14. | 1 | ||||
50 | Число 14. Состав числа 14. | 1 | ||||
51-52 | Знаки «>», «<». | 2 | ||||
53 | Число 15. | 1 | ||||
54 | Число 15. Состав числа 15. | 1 | ||||
55 | Сложение десятка и однозначного числа. | 1 | ||||
56-57 | Число «следующее», число «преды-дущее». | 2 | ||||
58-59 | Числа двузначные и однозначные. | 2 | ||||
60 | Число 16. Состав числа 16. Самосто-ятельная работа. | 1 | ||||
61 | Число 17. Состав числа 17. | 1 | ||||
62 | Число 18. Состав числа 18. | 1 | ||||
63 | Число 19. Состав числа 19. | 1 | ||||
64 | Число 20. | 2 | ||||
65 | Состав числа 20. | |||||
66 | Числа и цифры. Количество цифр. Сравнение чисел. | 1 | ||||
67 | Числовой ряд 1-20. | 1 | ||||
68 | Контрольная работа по теме «Вто-рой десяток». | 1 | 1 | |||
69 | Анализ контрольной работы. Реше-ние задач. | 1 | ||||
IV | Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. | 36 | 2 | |||
70-71 | Сложение и вычитание чисел в пре-делах 20 без перехода через разряд. | 2 | ||||
72 | Решение примеров и задач на увели-чение числа. Нахождение суммы. | 1 | ||||
73 | Решение примеров и задач на умень-шение числа. Нахождение остатка. | 1 | ||||
74 | Краткая запись задач. | 1 | ||||
75-76 | Решение задач по краткой записи. | 2 | ||||
77 | Контрольная работа по теме «Сло-жение и вычитание чисел без пере-хода через разряд». | 1 | 1 | |||
78 | Анализ контрольной работы. Повто-рение пройденного. | 1 | ||||
79-80 | Сравнение и решение задач. | 2 | ||||
81-82 | Решение примеров в два действия. Порядок действия. | 2 | ||||
83-84 | Решение примеров и задач. | 2 | ||||
85-86 | Решение задач в два действия. | 2 | ||||
87 | Перестановка слагаемых. Компонен-ты сложения. | 1 | ||||
88-89 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 2 | ||||
90-91 | Решение примеров и задач. Самосто-ятельная работа. | 2 | ||||
92-93 | Решение задач с пояснением. | 2 | ||||
94-95 | Составление и решение задач. | 2 | ||||
96-97 | Решение примеров вида 17 + 3. | 2 | ||||
98 | Решение примеров вида 20 – 4. | 1 | ||||
99-100 | Решение примеров вида 16 – 3. | 2 | ||||
101-102 | Решение примеров вида 20 – 12. | 2 | ||||
104 | Контрольная работа по теме «Сло-жение и вычитание в пределах 20». | 1 | 1 | |||
105 | Анализ контрольной работы. Повто-рение пройденного. | 1 | ||||
V | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 6 | 1 | |||
106 | Сложение и вычитание чисел, полу-ченных при измерении одной мерой (стоимости). | 1 | ||||
107 | Сложение и вычитание чисел, полу-ченных при измерении массы. | 1 | ||||
108 | Сложение и вычитание чисел, полу-ченных при измерении времени. | 1 | ||||
109 | Решение задач с использованием мер: стоимость, масса, время. | 1 | ||||
110 | Контрольная работа по теме «Сло-жение и вычитание чисел, получен-ных при измерении». | 1 | 1 | |||
111 | Анализ контрольной работы. Реше-ние задач. | 1 | ||||
VI | Мера времени – час. | 5 | ||||
112 | Знакомство с циферблатом. | 1 | ||||
113 | Час – мера времени. | 1 | ||||
114 | Измерение времени по часам с точностью до 1 часа. | 1 | ||||
115 | Половина часа (полчаса). | 1 | ||||
116 | Решение задач с использованием мо-дели часов. Самостоятельная работа. | 1 | ||||
VII | Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. | 35 | 2 | |||
117-118 | Решение примеров вида 9 + … | 2 | ||||
119-120 | Решение примеров вида 8 + … | 2 | ||||
121-122 | Решение примеров вида 7 + … | 2 | ||||
123-124 | Переместительное свойство сложения. | 2 | ||||
125-126 | Решение примеров вида 6 + … | 2 | ||||
127 | Таблицы сложения. | 1 | ||||
128 | Контрольная работа по теме за III четверть. | 1 | 1 | |||
129 | Анализ контрольной работы. Реше-ние примеров изученных видов. | 1 | ||||
130 | Таблицы сложения. Повторение. | 1 | ||||
131 | Вычитание. | 1 | ||||
132-134 | Вычитание вида 11 - … | 3 | ||||
135-136 | Вычитание вида 12 - … . | 2 | ||||
137-138 | Вычитание вида 13 - … | 2 | ||||
139-140 | Вычитание вида 14 - … | 2 | ||||
141-142 | Вычитание вида 15 - … | 2 | ||||
143-144 | Вычитание вида 16 - … | 2 | ||||
145-146 | Вычитание вида 17 - … | 2 | ||||
147-148 | Вычитание вида 18 - … | 2 | ||||
149 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||||
150 | Контрольная работа по теме «Сло-жение и вычитание чисел с перехо-дом через десяток». | 1 | 1 | |||
151 | Анализ контрольной работы. Реше-ние примеров изученных видов. | 1 | ||||
VIII | Деление на две равные части. | 2 | ||||
152-153 | Деление на две равные части. | 2 | ||||
IX | Геометрический материал | 17 | 1 | |||
154 | Прямая. | 1 | ||||
155 | Луч. | 1 | ||||
156 | Отрезок. Сравнение отрезков. | 1 | ||||
157 | Мера длины – сантиметр. | 1 | ||||
158 | Мера длины – дециметр. | 1 | ||||
159 | Меры длины – сантиметр и деци-метр. Самостоятельная работа. | 1 | ||||
160 | Угол. Элементы угла: вершина, сто-роны. | 1 | ||||
161 | Виды углов: прямой, острый, тупой Сравнение углов с прямым углом. | 1 | ||||
162 | Черчение прямого угла с помощью чертёжного треугольника. | 1 | ||||
163 | Четырёхугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. | 1 | ||||
164 | Треугольник: вершины, углы, сто-роны. | 1 | ||||
165 | Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку. | 1 | ||||
166 | Контрольная работа за год. | 1 | 1 | |||
167 | Анализ контрольной работы. Реше-ние задач и примеров изученных ви-дов. | 1 | ||||
168 | Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну). | 1 | ||||
169-170 | Повторение изученного за год. | 2 | ||||
Итого | 170 | 9 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу 2 класса (VIII вид) учащийся должен знать:
- счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
- таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
- названия компонента и результатов сложения и вычитания;
- математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
- различие между прямой, лучом, отрезком;
- элементы угла, виды углов;
- элементы четырехугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства;
- элементы треугольника.
Учащийся должен уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
- решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
- узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый – на нелинованной бумаге;
- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
- определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечания.
1. Решаются только простые арифметические задачи.
2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
3. Знание состава однозначных чисел обязательно.
4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через
десяток сопровождается подробной записью решения.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для специальных коррекционных школ VIII вида "Чтение" 1-4 класс
Рабочие программы составлены на основе программы 0-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Санкт - Петербург «Просвещение», 2008 год.Основными задачами обучения...
Рабочая программа по математике 4 класс(VIII вида)
Рабочая программа предназначена для коррекционной школы VIII вида в 4 классе 2 полугодие...
Рабочая программа по математике (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по истории (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание благопри...
Рабочая программа по математике 2 класс VIII вида
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основные требования к учащимся, содержание предмета и тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 2 класс VIII вида
В рабочую программу входят планируемые результаты, содержание предмета и тематическое планирование....