Рабочая программа по математике и КТП для школ VIII вида
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по математике с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 167.5 КБ |
ktp_matematika_1.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями
здоровья VIII вида»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № ___________ от « ____» ________2013г. Руководитель МО Никитенкова Л.С.________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида Гурикова Е.А.___________ « ____»____________2013г. | «Утверждаю» Директор Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида Новикова Л.В.____________ «____»______________2013г. |
Рабочая программа
учебного курса «Математика»
для 4 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель программы:
Скоробогатова С.А.
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
- Учебного плана ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2013-2014 учебный год;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).
Программа рассчитана на 137 часов, в том числе на контрольные и проверочные работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Основная задача коррекционной школы - подготовить детей к повседневной жизни, к труду, т.е. адаптировать к жизни в обществе. Математика наряду с другими предметами способствует решению этих задач. Работа в этом направлении начинается уже с первых лет обучения в школе.
Программа носит практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Для реализации рабочей программы используется учебник: М.Н.Перова Математика 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2002г.
Цель программы обучения:
- расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи программы обучения:
- формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса математики;
- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
- коррекция познавательной деятельности учащихся: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; недостатков физического развития - мелкой моторики рук;
- воспитание положительных качеств личности: целеустремлённости, трудолюбия, настойчивости, терпеливости, любознательности, самостоятель-ности, умения работать в коллективе.
Обучение математике должно быть тесно связано с жизнью, иметь предметно-практическую направленность.
Понятие числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике являются абстрактными. В младших классах ведущими методами обучения являются практические методы в сочетании со словесными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия позволяют подготовить школьников к усвоению основных математических понятий.
Учащиеся работают с предметными совокупностями, затем предметы заменяются их изображениями, иллюстрациями, символами в виде палочек, черточек, геометрических фигур и их изображений, символических рисунков. Использование разнообразных пособий позволяет формировать у учащихся количественные, пространственные, геометрические представления, развивать наглядно-действенное, наглядно-образное, а затем и абстрактное мышление школьников.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в фомкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множеством предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо у учащихся пробудить интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций, т.к. игровая деятельность в этом возрасте у умственно отсталых школьников является ведущей.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, т.к. большинство математических представлений и понятий носят взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечение от несущественных, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием - материализация, т.е. умение любое отвлеченное понятие конкретизировать, использовать в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие методы обучения: демонстрация, наблюдения, беседа, работа с учеником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Математическая речь должна быть точной, предельно краткой, включать специфическую лексику. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Особое внимание уделяется обогащению речи учащихся специальными математическими словами, выражениями (название арифметических действий, их компонентов и результатов, название геометрических фигур и др.)
Содержание математики как учебного предмета в 0— 1 классах включает пропедевтику обучения математике, г. е. развитие дочисловых представлений; нумерацию натуральных чисел в пределах 100; число и цифру 0; единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах; четыре арифметических действия с натуральными числами; элементы геометрии. В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.
В зависимости от того, насколько дети с нарушением интеллекта подготовлены к обучению в школе, они могут быть зачислены в пропедевтико-диагностический (0) или в 1 класс. В 0 классе пропедевтика математики продолжается весь учебный год, в 1 классе — первую учебную четверть.
Математический материал в каждом классе представлен основными вышеперечисленными разделами математики. Распределяя этот материал по учебным четвертям, учитель должен опираться на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
После изложения программного материала в конце каждого класса чётко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-й уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й уровень). В этой связи в программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с помощью учителя, с опорой на использование счётного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.).
Практические упражнения, разработанные для каждого года обучения, рекомендуется использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности школьников.
Понижать уровень требований нужно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии со 2-м уровнем, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК или педагогическим советом школы.
Изменения, внесённые в новую программу
1. В соответствии с новым учебным планом для детей, не получивших необходимой подготовки к обучению, в школе создаётся пропедевтико-диагностический (0) класс, где на математику отводится 3 ч в неделю. В этом классе учитель тщательно изучает личностные и познавательные особенности ребёнка и готовит его к восприятию дальнейшего курса математики. Учащиеся знакомятся с дочисловыми представлениями о цвете, размере, величине, массе предметов; уточняются и развиваются их количественные, пространственные, временные представления; развивается моторика и речь, корригируются все психические процессы.
2. Для 1 класса составлены две вариативные программы. Первый вариант программы предназначается для детей, которые обучались в 0 классе; второй вариант — для детей, которые зачисляются сразу в 1 класс школы.
К концу 1 класса происходит выравнивание в усвоении математического материала, и со 2 класса школьники, прежде обучавшиеся по двум вариантам программы, начинают наниматься по одной программе.
3. В условиях современной жизни, как в быту, так и в производственной деятельности, широко применяются калькуляторы. В программе по математике использование калькулятора предусматривается с 4 класса для проверки арифметических действий и для проверки результатов, полученных при пересчёте предметов и при измерении.
Обучение работе с калькулятором должно быть построено по принципу концентричности. Однако использование калькулятора не должно заменять или задерживать формирование навыков устных и письменных вычислений.
4. Геометрический материал в 0—4 классах изучается на каждом уроке.
5. В программе в каждом классе чётко обозначены базовые математические представления и два уровня умений практически применять знания. Это требует от учителя систематически изучать возможности каждого школьника и па практике реализовывать принцип дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения математике.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Нумерация | 7 |
2. | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 100 | 10 |
3. | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. | 15 |
4. | Табличное умножение и деление в пределах 20 (повторение) | 7 |
5. | Табличное умножение и деление | 65 |
6. | Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени | 10 |
7 | Все действия в пределах 100 | 15 |
8. | Повторение. | 8 |
Всего | 137 |
Содержание образовательной программы.
(137 часов, 4 часа в неделю)
На основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу по математике 4 класса включены следующие разделы:
Нумерация
Разряды единиц, десятков, сотен. Разрядная таблица. Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы. Знакомство с микрокалькулятором. Умение отложить любое число в пределах 100 на микрокалькуляторе.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения длины: миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см = 10мм.
Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1ц. Соотношение: 1ц = 100кг.
Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1сек. Соотношение: 1мин = 60сек. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1мин. (5ч 18мин, без 13мин 6ч, 18мин 9 – го).
Числа, полученные при измерении двумя мерами. Преобразование чисел, полученных при измерении двумя мерами (1см 5мм = 15мм, 15мм = 1см 5мм) Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 60см + 40см = 100 = 1м, 1м – 60см = 40см.
Арифметические действия
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Проверка действий сложения и вычитания обратным действием. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).
Выполнение и проверка действий сложение и вычитание с помощью микрокалькулятора.
При считывании и отсчитывании по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Таблица умножения чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножение и деление. Деление по содержанию. Деление с остатком. Название компонентов умножения и деления (в речи учителя).
Умножение 0, 1, 10. Умножение на 0, 1, 10. Правило умножения 0, 1, 10.
Доли. Понятие доли как части предмета и целого числа: половина, четверть, третья, пятая, доли и т.д. Нахождение второй, третьей доли и т.д., части предмета и числа.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи: на деление содержания; на зависимость между стоимостью, ценой, количеством; на нахождение неизвестного слагаемого; на нахождение одной доли числа. Задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал
Сложение и вычитание отрезков.
Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита.
Кривые ломаные линии: замкнутые, незамкнутые. Граница много угольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной линии и вычисление её длины. Построение отрезка, равного длине ломаной линии. Построение ломаной линии по данной длине его отрезка. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Диаметр. Построение окружности заданного диаметра. Деление окружности на 2, 4 равные части.
Названия сторон прямоугольника: основания (верхнее нижнее), боковые стороны (правая, левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон с помощью чертёжного угольника.
Рекомендуемые практические упражнения
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Иллюстрация с помощью раздаточного материала («кубики», «бруски», магнитные полосы «единицы», «десятки», квадрат «Сотня»).
Экскурсия в супермаркет. Определение цены и массы различных товаров.
Оплата небольшой покупки (хлебобулочные и кондитерские изделия, канцтовары, предметы личной гигиены). Кассовый чек. Проверка с помощью калькулятора.
Определение стоимости и массы нескольких массовых товаров.
Пришкольный участок. Измерение длинны и ширины игровой и спортивных площадок, клумб, расстояния между посадками (деревья кустарники)
Часы - электронные и механические. Определение времени по часам. Установка будильника.
Сотовый телефон. Работа с органайзером – календарь, время; с приложениями - таймер, секундомер, будильник. Установка даты и времени.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- о разрядах: единицы, десятки, сотни;
- о разрядной таблице;
- о единицах измерения длинны, массы, времени;
- о соотношениях единиц измерение длины, массы, времени;
- об устном и письменном сложении и вычитании чисел в приделах 100;
- о названиях компонентов умножения и деления;
- о правилах умножения 0, 1, 10 и на 0, 1, 10;
- о новых названиях элементов прямоугольника (основания, боковые, смежные стороны);
- о диаметре окружности;
- о замкнутых и незамкнутых линиях;
- о взаимности положений геометрических фигур на плоскости;
- о точке пересечение линии;
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Числа: однозначные, двузначные, четные, нечетные.
Компоненты сложения: слагаемое, слагаемое, сумма.
Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Компоненты умножения: множитель, множитель, произведение.
Компоненты деления: делимое, делитель, частное.
Единица стоимости - рубль; длины - миллиметр, сантиметр, дециметр, метр; массы – килограмм, центнер; емкости - литр; времени - час, минута.
Разряды: единицы, десятки, сотни.
Геометрические понятия: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, точка, прямая, кривая линии, отрезок, луч, угол, прямой, острый, тупой угол, многоугольник, вершины, стороны многоугольника.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
- выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц, десятков);
- записывать, читать разрядные единицы (единицы, десятки) в разрядной таблице;
- использовать единицу измерения длины (миллиметр) при измерении длины;
- соотносить меры длины, массы, времени;
- записывать числа (полученные при измерении длины) двумя мерами (5 см 6 мм; 8 м 3 см);
- заменять известные крупные единицы измерение длины, массы мелкими и наоборот;
- определять время по часам с точностью до 1 минуты;
- выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в пределах 100 (все случаи);
- выполнять проверку действий сложения и вычитания обратным действием;
- применять микрокалькулятор для выполнения и проверки действий сложения и вычитания;
- выполнять вычисления и произведения и частного (табличные случаи)
- употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления;
- пользоваться таблицей умножения всех одиночных чисел; правилами умножения на 0, 1, 10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров;
- пользоваться практически переместительным свойством умножения;
- находить доли предмета и числа, называть их;
- решать составлять, иллюстрировать все известные виды простых арифметических задач;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- измерять, вычислять длину ломаной линии;
- выполнять построение ломаной линии по данной длине её отрезков;
- узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей; находить точки пересечения;
- называть стороны прямоугольника (квадрата): основания, боковые, смежные стороны;
- чертить окружность заданного диаметра;
- чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге;
2-й уровень
- выделять и указывать количество единиц и десятков в двузначном числе;
- заменять крупную меру длинны, массы мелкой (возможна помощь учителя);
- определять время по часам с точностью до 5 минут;
- выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20;
- выполнять действие сложения и вычитания чисел в пределах 100 с помощью микрокалькулятора (возможна помощь учителя);
- употреблять в речи название компонентов и результатов действия сложения и вычитания;
- выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деления на эти числа (без использования таблицы);
- пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного чисел 6, 7, 8, 9;
- выполнять действие умножения с компонентами 0, 1, 10 (с помощью учителя);
- понимать названия и показывать компоненты умножения и деления;
- получать и называть доли предмета;
- решать простые задачи указанных видов;
- решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач (возможно с помощью учителя);
- узнавать, называть ломаные линии, выполнять построение произвольной ломаной линии;
- узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на плоскости (без вычисления);
- находить точку пересечения линии (отрезков);
- называть, показывать диаметр окружности;
- чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон на нелинованной бумаге с помощью чертёжного угольника (возможна помощь учителя).
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
В третьем классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках математики. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Итоговая работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность третьеклассника в решении разнообразных проблем.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка письменных работ
Проверка знаний учащихся по математике
Математические представления, знания и умения практически их применять оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе.
Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
I. Оценка устных ответов.
«5» - ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
«4» - ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко пир незначительной помощи учителя.
«3» - ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
II.Оценка письменных работ.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы:
II класс — 25 - 35 минут;
III класс — 25 - 40 минут;
VI класс — 25 - 40 минут.
Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1 — 3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Грубые ошибки:
- неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;
- неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);
- неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубые ошибки:
- ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий;
- нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;
- правильности расположения записей, чертежей;
- небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.)
Оценка письменной работы, содержащей только примеры.
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - допущены 1 — 2 вычислительные ошибки;
- «3» - допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
- «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Оценка письменной работы, содержащей только задачи.
- «5» - все задачи решены и нет исправлений;
- «4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
- «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
- «2» - допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Оценка комбинированных работ
(1 задача, примеры и задание другого вида).
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
- «3» -допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
- «2» -допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Оценка комбинированных работ (2 задачи и примеры).
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
- «3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3- 4 вычислительные ошибки;
- «2» - допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.
Оценка математических диктантов.
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;
- «3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа;
- «2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Виды работ | Тема |
14 | Контрольная работа №1 | Нумерация чисел в пределах 100. Приемы устного сложения и вычитания без перехода через разряд. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. |
30 | Контрольная работа №2 за I четверть | Письменное сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100 |
46 | Контрольная работа №3 | Таблицы умножения в пределах 20. Переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления. |
62 | Контрольная работа №4 за II четверть | Таблицы умножения и деления чисел 2, 3, 4. Знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров в пределах 100 |
78 | Контрольная работа №5 | Таблицы умножения и деления чисел 5,6,7. Знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров в пределах 100 |
91 | Контрольная работа №6 | Таблицы умножения и деления чисел 8,9. Знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров в пределах 100 |
102 | Контрольная работа №7 за III четверть | Все случаи табличного умножения и деления в пределах 100. Соотнесение мер длины, времени, стоимости. Арифметические действия в пределах 100 (все случаи). |
113 | Контрольная работа №8 | Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени |
128 | Итоговая контрольная работа №9 | Итоговый контроль. |
Общее количество: | 9 |
Литература
- Богановская Н.Д. «Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы» Дефектология, 2006, № 6.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 2007.
- Перова М.Н. Математика 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2002г.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,1999.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М: Просвещение, 1996.
- Перова М.Н., Эк В.В. « Изучение сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе». Дефектология,2010, № 3.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.
- Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе». - Москва, 2010.
- Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы». Дефектология, 2010г., № 5.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков математики
4 часа в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | ||
I ЧЕТВЕРТЬ (32 часа) | |||||||
Нумерация чисел в пределах 100 (7 часов) | |||||||
1. | 03.09 | Счет равными группами. Разложение чисел. | КУ | Уметь организовать своё рабочее место. Читать и записывать натуральные числа. | Уметь читать, записывать, откладывать на счётах числа в пределах 20. | ||
2. | 04.09 | Сложение с переходом через разряд в пределах 20. Построение прямой, кривой, ломанной линий. | КУ | Счет в пределах 20 с переходом через разряд. Строить прямые, кривые, ломанные линии | Знать приемы устного сложения с перехода через разряд. Уметь выполнять сложение чисел в пределах 20 с перехода через разряд. Уметь строить прямые, кривые, ломаные линии. | ||
3. | 05.09 | Вычитание с переходом через разряд в пределах 20. | КУ | Счет в пределах 20 с переходом через разряд. | Знать приемы устного вычитания с перехода через разряд. Уметь выполнять вычитание чисел в пределах 20 с перехода через разряд. | ||
4. | 06.09 | Таблица разрядов: единицы, десятки, сотни. Сравнение чисел в пределах 100. | КУ | Разложение чисел на десятки и единицы | Выделять количество разрядных единиц в числе | ||
5. | 10.09 | Четные и нечетные числа. Сравнение. Построение ломанной линии по заданным величинам | КУ | Дифференциация четных и нечетных чисел | Выделять четные или нечетные числа в составе чисел | ||
6. | 11.09 | Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы. | КУ | Запись и чтение разрядных единиц | Записывать, читать разрядные единицы в разрядной таблице | ||
7. | 12.09 | Знакомство с микрокалькулятором. Откладывание любого числа в пределах 100 на микрокалькуляторе | КУ | Практические упражнения с микрокалькулятором | Учить пользоваться микрокалькулятором | ||
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 100 (10 часов) | |||||||
8. | 13.09 | Сложение чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Единица измерения длины: миллиметр | КУ | Выполнять сложение чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам | Знать приемы устного сложения без перехода через разряд в пределах 100. Учить соотносить меры длины | ||
9. | 17.09 | Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Соотношение: 1 см.=10 мм. | КУ | Выполнять вычитание чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам | Знать приемы устного вычитания без перехода через разряд в пределах 100. Учить соотносить меры длины | ||
10. | 18.09 | Сложение двузначного числа и однозначного. Отрезок. | КУ | Выполнять сложение чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Построение отрезка | Прием сложения двузначного и однозначного чисел. Учить строить отрезок по заданной длине | ||
11. | 19.09 | Сложение двузначных чисел. Квадрат. | КУ | Выполнять сложение двузначный чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Построение квадрата | Прием сложения двузначных чисел. Построение квадрата по длине одной из его сторон | ||
12. | 20.09 | Вычитание из круглых десятков однозначного числа. Прямоугольник. | КУ | Выполнять вычитание однозначных чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | Прием вычитания из круглых десятков однозначного числа. | ||
13. | 24.09 | Вычитание из круглых десятков двухзначного числа. Построение прямоугольника | КУ | Выполнять вычитание двузначных чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Построение прямоугольника | Прием вычитания из круглых десятков двузначного числа. Построение прямоугольника по длине и ширине | ||
14. | 25.09 | Контрольная работа № 1. | УКЗ | Контролировать правильность выполнения работы. | Знать нумерацию чисел в пределах 100. Знать приемы устного сложения и вычитания без перехода через разряд. Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. | ||
15. | 26.09 | Работа над ошибками. | КУ | Находить ошибки и исправлять их. | Знать нумерацию чисел в пределах 100. Знать приемы устного сложения и вычитания без перехода через разряд. Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. | ||
16. | 27.09 | Решение задач, содержащих отношение "больше на". | КУ | Решать задачи, содержащие отноше-ние «больше на». | Находить и формулировать решение задачи, содержащие отношение «больше на», пользоваться изученными приёмами сложения и вычитания. | ||
17. | 01.10 | Решение задач, содержащих отношение "меньше на". Углы. Построение прямого угла | КУ | Решать задачи, содержащие отноше-ние «меньше на». Построение прямого угла | Находить и формулировать решение задачи, содержащие отношение «меньше на», пользоваться изученными приёмами сложения и вычитания. | ||
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100 (15 часов) | |||||||
1. Сложение с переходом через разряд в пределах 100 | |||||||
18. | 02.10 | Сложение с переходом через разряд. Алгоритм вычисления. Построение тупого и острого углов | КУ | Выполнять сложение чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Построение тупого и острого углов | Знать приемы устного сложения с переходом через разряд. Уметь выполнять сложение чисел в пределах 100. | ||
19. | 03.10 | Сложение с переходом через разряд. Единица измерения массы - центнер | КУ | Выполнять сложение чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | Знать приемы устного сложения с переходом через разряд. Уметь выполнять сложение чисел в пределах 100. Познакомить с единицей измерения массы - центнер | ||
20. | 04.10 | Сложение с переходом через разряд. Соотношение: 1 ц=100 кг. | КУ | Выполнять сложение чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | Знать приемы устного сложения с переходом через разряд. Уметь выполнять сложение чисел в пределах 100. Учить соотносить: 1 ц=100 кг. | ||
21. | 08.10 | Письменное сложение. Алгоритм вычисления | КУ | Использовать алгоритм вычисления | Знать приемы письменного сложения с переходом через разряд. | ||
22. | 09.10 | Письменное сложение. Дифференциация углов: прямой, тупой, острый | КУ | Использовать алгоритм вычисления. Построение прямого, тупого и острого углов | Знать приемы письменного сложения с переходом через разряд. Способы построения углов | ||
2. Вычитание с переходом через разряд в пределах 100 | |||||||
23. | 10.10 | Вычитание с переходом через разряд. Алгоритм вычисления. | КУ | Выполнять вычитание чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | Знать приемы устного вычитания с переходом через разряд. Уметь выполнять вычитание чисел в пределах 100. | ||
24. | 11.10 | Вычитание с переходом через разряд. Построение отрезков с установкой: меньше «на» | КУ | Выполнять вычитание чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | Знать приемы устного вычитания с переходом через разряд. Уметь выполнять вычитание чисел в пределах 100. Учить строить отрезки меньше на несколько единиц данных | ||
25. | 15.10 | Письменное вычитание. Построение отрезков с установкой: больше «на» | КУ | Выполнять вычитание чисел, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | Знать приемы письменного вычитания с переходом через разряд. Уметь выполнять вычитание чисел в пределах 100. Учить строить отрезки больше на несколько единиц данных | ||
26. | 16.10 | Проверка сложения вычитанием | КУ | Решение примеров на замену сложения вычитанием | Уметь выполнять проверку действий сложения и вычитания | ||
27. | 17.10 | Проверка вычитания сложением | КУ | Решение примеров на замену вычитания сложением | Уметь выполнять проверку действий сложения и вычитания | ||
28. | 18.10 | Решение примеров в два действия. Единица измерения времени - секунда | КУ | Практические упражнения на решение примеров в два действия | Уметь решать примеры в два действия. Познакомить с единицей измерения времени - секундой | ||
29. | 22.10 | Закрепление случаев письменного сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через разряд | УЗ | Виды практических работ по закреплению случаев письменного сложения и вычитания в пределах 100 | Уметь выполнять письменное сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100 | ||
30. | 23.10 | Контрольная работа №2 за I четверть. | УКЗ | Оценивать правильность выполнения работы. Умение применять инструкции учителя. | Письменное сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100 | ||
31. | 24.10 | Работа над ошибками. | КУ | Находить ошибки и исправлять их. | Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. Уметь решать простые задачи. | ||
32. | 25.10 | Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд. Все случаи счета | УЗ | Виды практических работ по закреплению случаев письменного сложения и вычитания в пределах 100 | Письменное сложение и вычитание без перехода через разряд в пределах 100 | ||
II ЧЕТВЕРТЬ (32 часа) | |||||||
Табличное умножение и деление в пределах 20 (повторение) (7 часов) | |||||||
33. | 05.11 | Табличное умножение на 2 в пределах 20. Название компонентов при умножении. Построение угла, определение вида угла с помощью чертежного треугольника. | УЗ | Присчитывать равными числовыми группами в пределах 20. Строить разные виды углов. | Знать счёт на 2 в пределах 20 равными числовыми группами. Знать элементы угла, виды углов. Уметь узнавать, называть, чертить углы – прямой, тупой, острый – на нелинованной бумаге. | ||
34. | 06.11 | Табличное деление на 2 в пределах 20. Название компонентов при делении | УЗ | Отсчитывать равными числовыми группами в пределах 20. | Упражнять в назывании компонентов табличного деления: делимое, делитель, частное | ||
35. | 07.11 | Табличное умножение на 3 и 4 в пределах 20. Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. | УЗ | Практические задания на усвоение таблицы умножения в пределах 20 Строить многоугольники. | Уметь пользоваться таблицей умножения на 3 и 4 в пределах 20 на печатной основе. Уметь чертить многоугольник | ||
36. | 08.11 | Табличное деление на 3 и 4 в пределах 20. | УЗ | Практические задания на усвоение таблицы деления в пределах 20 | Уметь пользоваться таблицей деления на 3 и 4 в пределах 20 на печатной основе | ||
37. | 12.11 | Табличное умножение на 5 и 6 в пределах 20. Секундная стрелка. Секундомер | УЗ | Практические задания на усвоение таблицы умножения в пределах 20 | Уметь пользоваться таблицей умножения на 5 и 6 в пределах 20 на печатной основе. Умение определять время по секундам | ||
38. | 13.11 | Табличное деление на 5 и 6 в пределах 20. | УЗ | Практические задания на усвоение таблицы деления в пределах 20 | Уметь пользоваться таблицей деления на 5 и 6 в пределах 20 на печатной основе | ||
39. | 14.11 | Простые арифметические задачи: на деление содержания. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч) | УЗ | Решение задач на деление содержания | Учить решать задачи используя алгоритм рассуждения. Уметь определять время по минутам | ||
Табличное умножение и деление (65 часов) | |||||||
40. | 15.11 | Умножение и деление числа 2 Кривые, ломанные линии: замкнутые и не замкнутые | УЗ | Составить таблицу умножения и деления числа 2. | Знать смысл арифметического действия умножения и деления. Знать таблицу умножения и деления числа 2.Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. Определять вид линий | ||
41. | 19.11 | Присчитывание и отсчитывание числа 3. Таблица умножения чисел на 3 | КУ | Составить таблицу умножения числа 3. Пользоваться таблицей умножения для нахождения произведения. | Знать смысл арифметического действия умножения. Знать таблицу умножения числа 3, переместительное свойство произведения. Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. | ||
42. | 20.11 | Деление на 3 равные части. Граница многоугольника – замкнутая, ломанная линия | КУ | Практические упражнения на деление числа на 3 равные части. | Уметь делить числа на 3 равные части. Оперировать понятием: граница многоугольника – замкнутая, ломанная линия | ||
43. | 21.11 | Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. Измерение отрезков ломанной линии и вычисление ее длины | КУ | Выполнять геометрические построения. | Уметь пользоваться терминологией: уменьшить в несколько раз | ||
44. | 22.11 | Табличное умножение числа 4. Решение примеров в два действия | КУ | Составить таблицу умножения числа 4. Пользоваться таблицей умножения для нахождения произведения. | Знать смысл арифметического действия умножения; знать таблицу умножения числа 4, переместительное свойство произведения. Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. | ||
45. | 26.11 | Табличное деление числа 4. Измерение отрезков ломанной линии и вычисление ее длины | КУ | Составить таблицу деления числа 4. Пользоваться таблицей деления для нахож-дения частного. | Знать смысл арифметического действия деления; связь таблицы умножения 4 и деления на 4. | ||
46. | 27.11 | Контрольная работа № 3 | УКЗ | Оценивать правильность выполнения работы. Умение применять инструкции учителя. | Знание таблицы умножения в пределах 20. Переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления. | ||
47. | 28.11 | Работа над ошибками. | КУ | Находить ошибки и исправлять их. | Знать таблицы умножения и деления чисел в пределах 20; переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления. Уметь использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление. | ||
48. | 29.11 | Решение примеров на порядок действий. Построение отрезков равных длине ломаной линии | КУ | Проверка действия сложения и вычитания обратным действием | Выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в пределах 100 | ||
49. | 03.12 | Решение примеров на порядок действий. Увеличение числа в несколько раз | КУ | Проверка действий умножения и деления обратным действием | Уметь пользоваться терминологией: увеличить в несколько раз | ||
50. | 04.12 | Решение задач на увеличение числа в несколько раз | КУ | Проверка действий умножения и деления обратным действием | Уметь решать задачи на увеличение числа в несколько раз | ||
51. | 05.12 | Табличные случаи умножения и деления чисел 2, 3, 4. Построение ломанной линии по данной длине ее отрезков | КУ | Умение применять инструкции учителя | Выполнять вычисления произведения, частного. Употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления | ||
52. | 06.12 | Уменьшение числа в несколько раз | КУ | Проверка действий умножения и деления обратным действием | Уметь пользоваться терминологией: уменьшить в несколько раз | ||
53. | 10.12 | Решение задач на уменьшение числа в несколько раз | КУ | Проверка действий умножения и деления обратным действием | Уметь решать задачи на уменьшение числа в несколько раз | ||
54. | 11.12 | Числа, полученные при измерении двумя мерами | КУ | Использование практических упражнений на соотношение мер длины, массы, времени | Уметь преобразовывать крупную меру измерения в мелкую и наоборот | ||
55. | 12.12 | Числа, полученные при измерении двумя мерами. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) | УЗ | Использование практических упражнений на соотношение мер длины, массы, времени. Выполнять геометрические построения. | Уметь преобразовывать крупную меру измерения в мелкую и наоборот. | ||
56. | 13.12 | Преобразование чисел полученных при измерении двумя мерами. | КУ | Запись чисел полученных при измерении двумя мерами | Уметь преобразовывать крупную меру измерения в мелкую и наоборот | ||
57. | 17.12 | Решение примеров с мерами времени, массы, длины | КУ | Запись чисел полученных при измерении двумя мерами | Уметь использовать в речи терминологию мер измерения | ||
58. | 18.12 | Решение примеров с мерами времени, массы, длины | УЗ | Запись чисел полученных при измерении двумя мерами | Уметь использовать в речи терминологию мер измерения | ||
59. | 19.12 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз | КУ | Иллюстрирование простых арифметических задач | Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз | ||
60. | 20.12 | Решение примеров в два действия с использованием табличного умножения и деления | КУ | Выполнение арифметических действий с использованием табличного умножения и деления | Уметь решать задачи в два действия с использованием табличного умножения и деления | ||
61. | 24.12 | Решение примеров в два действия с использованием табличного умножения и деления | КУ | Выполнение арифметических действий с использованием табличного умножения и деления | Уметь решать задачи в два действия с использованием табличного умножения и деления | ||
62. | 25.12 | Контрольная работа № 4 за II четверть. | УКЗ | Оценивать правильность выполнения работы. Умение применять инструкции учителя. | . Знать таблицы умножения и деления чисел 2, 3, 4. Уметь использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров в пределах 100 | ||
63. | 26.12 | Работа над ошибками. | КУ | Находить ошибки и исправлять их. | Знать конкретный смысл арифметических действий умножения и деления. Уметь решать задачи на нахождение произведения и частного. | ||
64. | 27.12 | Решение примеров на порядок действий. Окружность. | КУ | Выполнение арифметических действий с использованием табличного умножения и деления. Построение окружности с помощью циркуля | Уметь решать задачи на порядок действий. Уметь чертить окружность | ||
III ЧЕТВЕРТЬ (40 часов) | |||||||
65. | 14.01 | Умножение числа 5. Замена сложения умножением. Название компонентов | КУ | Составить таблицу умножения числа 5. Пользоваться таблицей умножения для нахож-дения произведения. | Знать смысл арифметического действия умножения; знать таблицу умножения числа 5. Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. | ||
66. | 15.01 | Деление на 5 равных частей. Отсчитывание и присчитывание по 5. Название компонентов деления | КУ | Составить таблицу деления на 5. Пользоваться таблицей деления для нахождения частного. | Знать смысл арифметического действия деления; знать таблицу деления числа 5. | ||
67. | 16.01 | Увеличение, уменьшение числа в несколько раз. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии | КУ | Построение замкнутых и незамкнутых ломаных линий | Уметь дифференцировать термины: увеличить «на», увеличить «в», уменьшить «на», уменьшить «в» | ||
68. | 17.01 | Закрепление случаев умножения и деления на 5. Решение примеров в два действия | УЗ | Практические задания и упражнения на закрепление случаев умножения и деления на 5. | Уметь выполнять арифметические действия умножения и деления числа 5 | ||
69. | 21.01 | Умножение числа 6. Название сторон прямоугольника. Построение | КУ | Составить таблицу умножения числа 6. Пользовать таблицей умножения для нахож-дения произведения. | Знать смысл арифметического действия умножения; знать таблицу умножения числа 6; переместительное свойство произведения. Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. | ||
70. | 22.01 | Деление на 6 равных частей. Построение прямоугольника по заданному основанию и боковой стороне | КУ | Составить таблицу деления числа 6. Пользовать таблицей деления для нахож-дения частного. | Знать смысл арифметического действия деления; знать таблицу деления числа 6. | ||
71. | 23.01 | Табличные случаи умножения и деления на 6. Построение прямоугольника по заданным длинам сторон с помощью чертежного угольника | УЗ | Практические упражнения и задания на закрепление табличных случаев умножения и деления числа 6 | Уметь строить прямоугольник по заданным длинам сторон с помощью чертежного угольника | ||
72. | 24.01 | Умножение числа 7. Замена сложения умножением. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью | КУ | Составить таблицу умножения числа 7. Пользовать таблицей умножения для нахож-дения произведения. | Знать смысл арифметического действия умножения; знать таблицу умножения числа 7. Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. | ||
73. | 28.01 | Увеличение числа в несколько раз. Построение прямоугольника по заданным длинам сторон с помощью чертежного угольника | УЗ | Построение прямоугольника по заданным длинам сторон с помощью чертежного угольника | Соотнесение действия умножения с увеличением в несколько раз | ||
74. | 29.01 | Деление числа на 7 равных частей. Составление таблицы деления числа 7 | КУ | Составить таблицу деления числа 7. Пользовать таблицей деления для нахож-дения частного. | Знать смысл арифметического действия деления; знать таблицу деления числа 7. | ||
75. | 30.01 | Задачи в два действия на зависимость между стоимостью, ценой, количеством | КУ | Решать задачи в два действия с помощью учителя | Самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание | ||
76. | 31.01 | Табличные случаи умножения и деления на 7. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур | КУ | Практические упражнения и задания на закрепление табличных случаев умножения и деления числа 7 | Уметь располагать на плоскости геометрические фигуры | ||
77. | 04.02 | Задачи в два арифметических действия, составленные из двух простых арифметических задач. Точки пересечения геометрических фигур на плоскости | КУ | Практические задания с использованием наглядных пособий | Уметь находить точки пересечения геометрических фигур на плоскости | ||
78. | 05.02 | Контрольная работа № 5 | УКЗ | Оценивать правильность выполнения работы. Применять инструкции учителя. | Знать таблицы умножения и деления чисел 5,6,7. Уметь использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров в пределах 100 | ||
79. | 06.02 | Работа над ошибками. | КУ | Находить ошибки и исправлять их. | Знать конкретный смысл арифметических действий умножения и деления. Уметь решать задачи на нахождение произведения и частного. | ||
80. | 07.02 | Умножение числа 8. Прямая линия. Отрезок. | КУ | Коллективное составление таблицы умножения числа 8. | Уметь пользоваться таблицей умножения для нахож-дения произведения. Построение прямой линии относительно отрезка | ||
81. | 11.02 | Деление числа на 8 равных частей. Составление таблицы деления числа 8. Построение отрезка. | КУ | Коллективное составление таблицы деления числа 8. | Уметь пользоваться таблицей деления для нахож-дения частного. Построение отрезка по заданной длине. | ||
82. | 12.02 | Табличные случаи умножения и деления на 8. | УЗ | Практические упражнения и задания на закрепление табличных случаев умножения и деления числа 8 | Уметь выполнять арифметические действия умножения и деления числа 8 | ||
83. | 13.02 | Умножение числа 9. Присчитывание по 9. Замена сложения умножением | КУ | Составить таблицу умножения числа 9. Пользоваться таблицей умножения для нахож-дения произведения. | Знать таблицу умножения числа 9. Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. | ||
84. | 14.02 | Решение примеров в два действия. Построение двух пересекающихся отрезков. Обозначение точки пересечения. | КУ | Решать задачи в два действия с помощью учителя | Уметь строить отрезки и находить точки пересечения отрезков. | ||
85. | 18.02 | Деление числа на 9 равных частей. Составление таблицы деления числа 9. Пересечение двух прямых. Обозначение точки пересечения. | КУ | Коллективное составление таблицы деления числа 9. | Уметь пользоваться таблицей деления для нахож-дения частного. Уметь строить прямые и находить точки пересечения прямых. | ||
86. | 19.02 | Примеры на порядок действий и все случаи построения прямых и отрезков относительно друг друга | КУ | Практические упражнения и задания на построение прямых и отрезков | Уметь применять алгоритмы вычисления в решении примеров в два действия | ||
87. | 20.02 | Табличные случаи умножения и деления на 9. Диаметр. Построение окружности заданного диаметра. | УЗ | Практические упражнения и задания на закрепление табличных случаев умножения и деления числа 9. Диаметр. Построение окружности заданного диаметра. | Уметь выполнять арифметические действия умножения и деления числа 9. Уметь по заданному диаметру строить окружность. | ||
88. | 21.02 | Решение задач на зависимость между стоимостью, ценой и количеством. Деление окружности на 2-4 равные части | КУ | Практические задания с использованием наглядных пособий | Уметь строить окружность по заданному диаметру | ||
89. | 25.02 | Решение задач на зависимость между стоимостью, ценой и количеством. Деление окружности на 2-4 равные части | КУ | Практические задания с использованием наглядных пособий | Уметь строить окружность по заданному диаметру | ||
90. | 26.02 | Закрепление всех случаев табличного умножения и деления. | УЗ | Практические задания с использованием карточек для индивидуальной работы | Уметь применять знания табличного умножения и деления при выполнении арифметических действий | ||
91. | 27.02 | Контрольная работа № 6 | УКЗ | Оценивать правильность выполнения работы. Применять инструкции учителя. | Знать таблицы умножения и деления чисел 8,9. Уметь использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров в пределах 100 | ||
92. | 28.02 | Работа над ошибками. | КУ | Находить ошибки и исправлять их. | Знать конкретный смысл арифметических действий умножения и деления. Уметь решать задачи на нахождение произведения и частного. | ||
93. | 04.03 | Умножение единицы и на единицу. | КУ | Практические упражнения | Применение правила умножения единицы и на единицу в практической работе | ||
94. | 05.03 | Деление на единицу. Взаимное положение окружности, прямой, отрезка | КУ | Практические упражнения. Построение прямой, отрезка относительно окружности | Применение правила деления единицы и на единицу в практической работе. | ||
95. | 06.03 | Зависимость между ценой, количеством и стоимостью. Решение примеров с наименованиями | КУ | Практические упражнения | Уметь оперировать терминологией связанной с ценой количеством, стоимостью | ||
96. | 07.03 | Умножение нуля и на нуль. Обозначение точек пересечение прямой и отрезка относительно окружности | КУ | Практические упражнения. Построение прямой и отрезка относительно окружности. | Применение правила умножения нуля и на нуль в практической работе. Обозначение точек пересечение прямой и отрезка относительно окружности | ||
97. | 11.03 | Деление нуля и на нуль. Взаимное положение многоугольника, прямой и отрезка | КУ | Практические упражнения. Построение прямой и отрезка относительно многоугольника | Применение правила деления нуля и на нуль в практической работе. Обозначение точек пересечение прямой и отрезка относительно многоугольника | ||
98. | 12.03 | Умножение числа десять и на десять. Точки пересечения прямой и отрезка относительно многоугольника | КУ | Практические упражнения. Построение прямой и отрезка относительно многоугольника | Применение правила умножения десяти и на десять в практической работе. Обозначение точек пересечение прямой и отрезка относительно многоугольника | ||
99. | 12.03 | Деление числа десять и на десять. Меры времени. | Практические упражнения. Определение понятия меры времени | Применение правила деления десяти и на десять в практической работе. Оперирование понятиями, связанными с мерами времени. | |||
100. | 13.03 | Арифметические действия с мерами времени, стоимости, длины | КУ | Практические упражнения | Соотнесение мер длины, времени, стоимости. | ||
101. | 18.03 | Закрепление все случаев табличного умножения и деления | УЗ | Практические упражнения | Уметь применять все случаи табличного умножения и деления в самостоятельной работе | ||
102. | 19.03 | Контрольная работа №7 за III четверть. | УКЗ | Оценивать правильность выполнения работы. Умение применять инструкции учителя. | Все случаи табличного умножения и деления в пределах 100. Соотнесение мер длины, времени, стоимости. Арифметические действия в пределах 100 (все случаи). | ||
103. | 20.03 | Работа над ошибками. | КУ | Находить ошибки и исправлять их. | Все случаи табличного умножения и деления в пределах 100. Соотнесение мер длины, времени, стоимости. Арифметические действия в пределах 100 (все случаи). | ||
104. | 21.03 | Закрепление все случаев табличного умножения и деления | УЗ | Практические упражнения | Уметь применять все случаи табличного умножения и деления в самостоятельной работе | ||
IV ЧЕТВЕРТЬ (33 часа) | |||||||
Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени (10 часов) | |||||||
105. | 01.04 | Числа, полученные при измерении стоимости, длины и времени. Решение задач с мерами стоимости. | КУ | Решать задачи с мерами стоимости. | Знать единицы измерения стоимости, длины и времени. Уметь решать задачи с мерами стоимости. Уметь различать числа, полученные при измерении стоимости. | ||
106. | 02.04 | Выполнение действий с числами, полученными при измерении стоимости. Понятие доли как части предмета и целого числа: половина, четверть, третья, пятая доли. | КУ | Практические упражнения с числами, полученными при измерении стоимости. | Элементарное знакомство с понятием доля, как части предмета и целого числа. | ||
107. | 03.04 | Числа, полученные при измерении длины. Нахождение второй, третьей доли части предмета и числа | КУ | Практические упражнения с числами, полученными при измерении длины. | Уметь заменять известные крупные единицы длины, мелкими и наоборот. Определять вторую третью долю в целой части предмета и числа. | ||
108. | 04.04 | Выполнение действий с числами, полученными при измерении длины. Нахождение второй, третьей доли части предмета и числа | КУ | Практические упражнения. | Уметь заменять известные крупные единицы длины, мелкими и наоборот. Определять вторую третью долю в целой части предмета и числа. | ||
109. | 08.04 | Выполнение действий с числами, полученными при измерении длины. Нахождение второй, третьей доли части предмета и числа | КУ | Практические упражнения. | Уметь заменять известные крупные единицы длины, мелкими и наоборот. Определять вторую третью долю в целой части предмета и числа. | ||
110. | 09.04 | Числа, полученные при измерении времени. Секунда. | КУ | Практические упражнения с числами, полученными при измерении времени. | Уметь различать крупные и мелкие единицы времени | ||
111. | 10.04 | Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени. | КУ | Практические упражнения. | Уметь заменять известные крупные единицы времени мелкими и наоборот. | ||
112. | 11.04 | Выполнение действий с числами, полученными при измерении стоимости, длины и времени. Взаимное положение геометрических фигур | УЗ | Практические упражнения. | Уметь использовать в практических упражнениях знания, полученные при измерении стоимости, длины и времени. | ||
113. | 15.04 | Контрольная работа № 8 | УКЗ | Оценивать правильность выполнения работы. Умение применять инструкции учителя. | Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени | ||
114. | 16.04 | Работа над ошибками. | КУ | Находить ошибки и исправлять их. | Уметь пользоваться алгоритмами измерения стоимости, длины, времени | ||
Все действия в пределах 100 (15 часов) | |||||||
115. | 17.04 | Арифметические действия на сложения и вычитания. Взаимопроверка сложения и вычитания. | КУ | Практические упражнения на взаимопроверку сложения и вычитания в пределах 100 | Применять на практике переместительный закон сложения | ||
116. | 18.04 | Решение примеров на порядок действий. Обозначение сторон прямоугольника (квадрата): основания, боковые, смежные стороны. | КУ | Практические упражнения на порядок действий. | Знать порядок выполнения действий I и II ступени в примерах в 2-3 арифметических действия. Уметь решать примеры в 2-3 арифметических действия. Знать обозначение сторон прямоугольника (квадрата). | ||
117. | 22.04 | Деление с остатком. Применение правила деления с остатком. | КУ | Решение примеров на деление с остатком | Знать и применять на практике правило деления с остатком | ||
118. | 23.04 | Деление с остатком. Треугольники. Название сторон треугольника. | КУ | Решение примеров на деление с остатком. Построение треугольников. | Знать и применять на практике правило деления с остатком. Уметь строить треугольник и уметь называть его стороны | ||
119. | 24.04 | Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз. Посторенние прямоугольника (квадрата) по заданным размерам. | КУ | Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз. Построение прямоугольника. | Знать математический смысл выражений: увеличить «в», уменьшить «в». Уметь решать составные задачи и конкретизировать, с помощью предметов. Знать способы построения прямоугольника (квадрата) по заданным размерам. | ||
120. | 25.04 | Решение задач в два арифметических действия. Определение времени по часам. | КУ | Сравнивать решения задач в 1и 2 действия. Практические упражнения с часами | Знать математический смысл выражений «больше на», «меньше на», «столько же».Уметь решать составные задачи и конкретизировать, с помощью предметов. | ||
121. | 29.04 | Решение примеров на порядок действий. Четырехугольники. Построение четырехугольников по основанию и боковой стороне. | КУ | Усвоить и выполнять порядок выполнения действийIиII ступеней в примерах без скобок. | Знать порядок выполнения действий I и II ступени в примерах в 2-3 арифметических действия. Уметь решать примеры в 2-3 арифметических действия. Знать способы построения четырехугольников по основанию и боковой стороне. | ||
122. | 30.04 | Арифметические действия с числами в пределах 100. Построение четырехугольников по заданным величинам. | УЗ | Практические упражнения на арифметические действия с числами в пределах 100. Построение четырехугольников по заданным величинам. | Выполнять устные и письменные вычисления действий чисел в пределах 100. Уметь строить четырехугольников по заданным величинам. | ||
123. | 06.05 | Арифметические действия с числами в пределах 100. Построение прямых и отрезков относительно многоугольника. | УЗ | Практические упражнения на арифметические действия с числами в пределах 100. Построение прямых и отрезков относительно многоугольника. | Выполнять устные и письменные вычисления действий чисел в пределах 100. Уметь строить прямые и отрезки относительно многоугольника. | ||
124. | 07.05 | Решение составных задач на деление содержания. Построение треугольника и четырехугольника относительно друг друга. | УЗ | Решение задач с помощью наводящих вопросов учителя | Уметь решать, составлять известные виды задач с опорой на наглядность и дополнительные вопросы учителя. Уметь строить треугольник и четырехугольник относительно друг друга. | ||
125. | 08.05 | Решение составных задач на деление содержания. Построение треугольника и четырехугольника относительно друг друга. | УЗ | Решение задач с помощью наводящих вопросов учителя | Уметь решать, составлять известные виды задач с опорой на наглядность и дополнительные вопросы учителя. Уметь строить треугольник и четырехугольник относительно друг друга. | ||
126. | 13.05 | Арифметические действия на нахождение неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения, деления. | УЗ | Практические упражнения на нахождение неизвестного компонента арифметических действий | Знать названия компонентов и уметь находить неизвестные компоненты с помощью арифметических действий | ||
127. | 14.05 | Все случаи сложения, вычитания, умножения, деления в пределах ста. | УЗ | Различные виды практических упражнений | Уметь решать примеры пользуясь алгоритмами вычисления в пределах 100 | ||
128. | 15.05 | Итоговая контрольная работа № 9 | УКЗ | Оценивать правильность выполнения работы. Умение применять инструкции учителя. | Применение вычислительных навыков на сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 100. | ||
129. | 16.05 | Работа над ошибками. | УКЗ | Оценивать правильность выполнения работы. Умение применять инструкции учителя. | Применение вычислительных навыков на сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 100. | ||
Повторение за год (8 часов) | |||||||
130. | 20.05 | Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц и десятков. | УПиСЗ | Анализировать. Слушать учителя | Знать нумерацию чисел в пределах 100. Знать математический смысл выражений « увеличить на…», «уменьшить на…».Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. | ||
131. | 21.05 | Окружность. Круг. Центр. | УПиСЗ | Сравнивать числа в числовом ряду. Строить окружность. Круг. Определять центр. | Знать нумерацию в пределах 100. Уметь сравнивать числа в пределах 100, пользоваться знаками <, >, =. Уметь строить окружность. | ||
132. | 22.05 | Составление и решение составных задач. | УЗ | Составлять и решать составные задачи. | Знать математический смысл выражений «больше на», «меньше на», «столько же».Уметь составлять задачи по краткой записи, схемам, рисункам. | ||
133. | 23.05 | Решение задач в 2 действия. | УЗ | Выполнять анализ условия задачи, находить путь решения и запись решения в тетради. | Знать математический смысл выражений: увеличить «в», уменьшить «в» | ||
134. | 27.05 | Табличное умножение и деление в пределах 100 (все случаи) | УЗ | Выполнять умножение и деление свободно владея таблицей | Знать наизусть все случаи табличного умножения и деления | ||
135. | 28.05 | Решение примеров на порядок действий. | УПиСЗ | Выполнять решение примеров на порядок действий. | Знать порядок выполнения действий в примерах со скобками. Уметь решать примеры со скобками и без скобок. | ||
136. | 29.05 | Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени | УПиСЗ | Выполнять взаимообратные действия по преобразованию чисел полученных при измерении стоимости, длины, времени | Уметь преобразовывать числа из больших мер в меньшие и наоборот | ||
137. | 30.05 | Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел. | УПиСЗ | Выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100. | Знать устную и письменную нумерацию в пределах 100, разрядный состав чисел. Уметь выполнять сложение и вычитание двузначных чисел. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по чтению с учетом инди...
Рабочая программа по обж и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по обж с учетом индивид...
Рабочая программа по игротерапии и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по игротерапии с учетом...
Рабочая программа по математике для 2 класса школ VIII вида
В данном материале предоставлена рабочая программа по математике для 2 класса специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида.
Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику В.В.Эк Математика 3 класс....
Рабочая программа по математике для 4 класса (школа VIII вида)
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы...
Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида...