Альтернативные средства обучения письму детей с ОВЗ
опыты и эксперименты по теме
Предварительный просмотр:
Развитие графических навыков и альтернативные средства обучения письму детей с ОВЗ
Ильенкова Юлия Михайловна
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат (VIвида) №9
Калининского района Санкт-Петербурга
(ГБСКОУ школа-интернат № 9)
Зачастую традиционные способы обучения, дающие отличные результаты, не работают в среде учеников с различными сочетанными дефектами. Я преподаю в школе для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Часто у наших учеников нарушены не только двигательные функции, но и зрение, речь, слух, а также в разной степени снижен интеллект. Я работаю с детьми, обучающимися по программе VIII вида (1 вариант). Это ученики с ДЦП, РДА и умственной отсталостью. На момент поступления в школу графические навыки у моих детей были совершенно не развиты. Кроме этого, общение с детьми с РДА было затруднено. Их эмоционально-волевая сфера нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений к деятельности. Дети с РДА испытывают трудности при взаимодействии с окружающими. Их контакты специфичны: дети не обращают внимания на собеседника, их произвольная речь затруднена, часто применяются речевые стереотипы, не всегда происходит понимание обращенной речи.
Для организации учебного процесса у младших школьников с ДЦП и РДА требуется особая среда, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно. Урок должен располагать к общению и стимулировать ребенка к деятельности. У детей с РДА и ДЦП отмечаются трудности зрительного восприятия, препятствующие работе с обычными учебниками. Небольшие промежутки между строчками и заданиями, наличие мелких незначимых деталей создают фон, мешающий восприятию детьми информации. Слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость у детей с ДЦП и РДА определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Недостаточное разнообразие работы мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Частые неудачи при попытках воспроизвести нужное движение приводят к отказу от занятий. Поэтому любое задание я предлагаю детям в игровой форме, которая не только вызывает интерес, но и за счет положительной эмоциональной окраски способствует улучшению работоспособности в целом.
На своих уроках я прибегаю к различным методам, облегчающим общение и развивающим мелкую моторику моих учеников. Для простоты высказывания собственного мнения для детей с РДА я прибегаю к услугам пальчикового театра. Кроме этого на уроках я применяю технологию И.Э. Сафаровой по развитию тонких дифференцированных движений, созданную для пианистов. Но для детей с малочувствительными руками и стеснёнными движениями она оказалась спасительной для развития элементарных графических навыков.
Моторное недоразвитие тормозит овладение ориентировкой в окружающем мире. Формирование же тонких движений рук происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Развивать тонкие дифференцированные движения нужно конечно постепенно и не от случая к случаю. Все упражнения можно условно поделить на пять групп:
- Самостоятельный массаж рук при помощи учебных предметов. (Например: Возьмите в рабочую руку ручку-тренажёр. Проверьте положение пальцев в окошках. Проверните ручку при помощи большого, указательного и среднего пальцев. Верните ручку в исходное положение.)
- Игры, направленные на расслабление ребёнка и установление комфортного климата в классе с участием пальчиковых кукол. (Например: Выберите две любые куклы. Примерьте по очереди каждую куклу на каждый палец сначала левой руки, а потом правой. Подберите тот палец, на котором кукле «было удобнее всего». Поздоровайтесь при помощи кукол. «Расскажите о себе». «Обнимите друг друга».)
- Пальчиковые игры с использованием в некоторых из них крупных движений. (Например: Упражнение на разгибательное движение пальцев без помощи пальцев другой руки. Работает только одна рука, сжатая, в начале, в кулачок. Пальчики поочерёдно, начиная, с большого, показываются, но не до конца не выпрямляются и слегка кланяются. На последней строчке кланяются все одновременно. Обращается особое внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряжении. Этот пальчик-дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!)
- Игры с использованием целостных крупных движений рук, ног спины с чувством всего тела в доступной для каждого ребёнка форме, связанной с особенностями индивидуальной патологии. (Например: Упражнение на сочетание расслабления и активации движения. Первый раз игра идёт в очень медленном темпе. Далее темп ускоряется. Шёл мишка к броду, бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, вылез, высох. Стал на колоду –бултых в воду! Сидя на стуле имитируем ходьбу на месте; руки как плети двигаются назад и вперёд; расслабленное туловище «падает» на ноги, руки и голова полностью расслабляются; в расслабленном состоянии чуть-чуть пошевелиться; поднять туловище; выпрямить спинку; потрясти головой; поднять руки вверх и опустить; игра начинается с начала, но быстрее)
- Тактильные упражнения на осязание разных по характеру поверхностей. (Например: Для занятий используются карточки с различной на ощупь поверхностью: мех, бусинки, спички, кнопки, драп, резина, наждачная бумага…Карточки выкладываются в ряд, ребёнок закрывает глаза и на ощупь запоминает поверхности. После этого карточки меняют местами. Ребёнок открывает глаза и пробует восстановить последовательность, сверяясь с первоначальным образцом, заранее созданным учителем.)
Благодаря данной работе снимается нервное напряжение у детей испытывающих трудности в освоении письма, улучшается эмоциональное состояние ребёнка, повышается мотивация к выполнению графических работ.
У некоторых детей заметно укрепилась мускулатура кистей рук, снизились спастические проявления. На сегодняшний день четверо из пятерых детей класса выполняют письменные работы самостоятельно или при минимальной помощи учителя. Один ребёнок освоил письмо букв, но из-за сильных гиперкинезов и синкинезий написанный текст читается с трудом, поэтому все работы выполняются на компьютере.
Ещё в первом классе я предложила детям моего класса освоить элементарную компьютерную грамоту. Здесь я снова обратилась к игре, общение с компьютером для многих детей давалось проще, чем общение с человеком. При этом трудно формируемые образы письменных букв заменили образы букв печатных, с которыми мы работали на каждом уроке. Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их. Я не использовала игры с напряженным темпом развертывания событий на экране. Компьютерные игры предлагались в сочетании с традиционными формами обучения, не заменяя обычный ход урока, а дополняя его. Начать знакомство с компьютером я предложила детям с освоения мыши и клавиатуры при помощи серии компьютерных программ «Компьютер для малышей» части 1,2,3,4 Бука 2008. На индивидуальных компьютерах я заклеила все буквы английского алфавита и кнопки с незнакомым детям значением, а также буквы русского алфавита, которые к тому времени не были пройдены. Для ознакомления с печатными буквами и развития навыка чтения мы использовали следующие программы: «Страна Буквария. Учимся читать» Новый диск 2010, «Буквы. Упражнялки и запоминалки» Новый диск 2009, «Читаем сами» Новый диск 2010. Я использовала различного рода графические редакторы, позволяющие свободно рисовать на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивать замкнутые области, вставлять готовые рисунки, стирать изображения. Среди использованных мною программ хотелось бы отметить «Нескучные уроки. Школа маленьких художников» БукаСОФТ 2007, «Супердетки. Учимся рисовать» Новый ДИСК 2008. Простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста. Здесь особое место занимает игра «Супердетки. Печать на клавиатуре» Новый ДИСК 2008. Игры с возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций: «Развитие речи. Учимся говорить правильно» Новый диск 2008.
Наряду с занятиями на компьютере, мы не оставляли попытки освоить традиционный способ письма. В этом особую помощь детям моего класса оказала методика обучения письму, разработанная Т. Ф. Воронской. Возможность работать в более крупном, чем обычно, формате строк; чёткое определение границ рабочей строки с понятными детям определениями (пол, потолок, крыша, подвал); объединение букв в группы, сходные по написанию; упрощение многих элементов - позволило детям проще ориентироваться в плоскости листа и усвоить образы письменных букв. Данную методику я дополнила понятной детям презентацией с многократным повторением выполняемых элементов букв, а также для каждого элемента букв разработала своё стихотворное подкрепление, которое легко запоминалось и позволяло ребёнку проконтролировать свою работу. (например: строчная буква а – кружок-колобок, ручка-локоток; заглавная буква А – ножка в окошко, ручка-локоток, повязали поясок).
Разумеется, игровые и информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ребёнку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, дает ему веру в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные способы обучения письму детей шестилетнего возраста
Аттестационная...
"Учимся писать! Обучение письму детей с нарушениями мелкой моторики ."
О целях задачах, стоящих перед учителем при обучении обучающихся с нарушениями мелкой моторики рук....
Компьютерные программы для обучения письму детей с ОВЗ
Компьютерные программы для обучения письму детей с ОВЗ...
Обучение письму детей пишущих левой рукой.
Обучение письму детей пишущих левой рукой в помощь родителям....
Приёмы и средства преодоления трудностей по обучению письму и чтению.
Приёмы и средства преодоления трудностей по обучению письму и чтению....
Средства обучения слабовидящих детей
В материале представлены методические разработки для работы со слабовидящими детьми....
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ (начальный этап) Средства общения с детьми с ТМНР и СГ
Роль общения в развитии детей является первостепенной и играет основополагающее значение для общего развития и благополучия. Эффективная коммуникация не только позволяет выражать свои потребност...