Компьютерные программы для обучения письму детей с ОВЗ
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Ильенкова Юлия Михайловна

Компьютерные программы для обучения письму детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные программы для обучения письму детей с ОВЗ

Ильенкова Ю.М.

учитель, ГБСКОУ школа-интернат № 9

г. Санкт-Петербурга

В статье дана краткая характеристика особенностей обучения детей с ОВЗ и указаны способы использования компьютера для учеников с ОВЗ,  а также дан обзор  компьютерных программ для знакомства младших школьников  с ОВЗ с ИКТ

В своём докладе я хотела бы обратиться к вопросу использования ИКТ для обучения детей с ОВЗ. Зачастую традиционные способы и средства обучения, дающие отличные результаты при обучении детей в общеобразовательных школах, не работают в среде учеников с различными сочетанными дефектами. Я преподаю в школе для детей с поражением  опорно-двигательного аппарата. К сожалению это не единственный диагноз, который устанавливают врачи нашим ученикам. Часто у ребёнка нарушены не только двигательные функции, но и зрение, речь, слух.  А также, в силу разных причин,  в разной степени снижен интеллект. Я работаю с детьми, обучающимися по программе VIII  вида (1 вариант).  Это ученики с ДЦП, РДА (ранний детский аутизм) и умственной отсталостью.  На момент поступления в школу мои ученики не только не умели читать и писать, они просто не имели представления о том, зачем нужен карандаш,  и как им пользоваться.  Графические навыки у этих детей  были совершенно не развиты.  Кроме этого, общение с детьми с РДА  представляло собой большое затруднение. Учащиеся коррекционного класса VIII вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений к деятельности, особенно к познанию окружающего. Дети с РДА испытывают ряд трудностей при взаимодействии с окружающими, не могут развивать и поддерживать отношения при непосредственном общении: как со взрослыми, так и с детьми. Они безразличны по отношению к окружающим их людям, в том числе и родителям. Их  контакты специфичны: дети не обращают внимания на реакции собеседника, произвольная речь затруднена, чаще применяются речевые стереотипы; не всегда происходит понимание обращенной речи. 

 Школа - новый этап в жизни ребенка. Для организации учебного процесса у младших школьников с ДЦП и РДА требуется особая среда, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно. Взаимодействие должно располагать к общению и стимулировать ребенка к деятельности. У детей с РДА и ДЦП отмечаются трудности зрительного восприятия, препятствующие работе с обычными учебниками, где информация не дифференцирована по размеру, цвету, форме подачи, сильно перегружена незначимыми зрительными образами. Небольшие промежутки между строчками и заданиями, нечеткость рисунков, наличие мелких незначимых деталей создают фон, мешающий восприятию детьми с РДА информации. Наличие же ДЦП приводит к невозможности выполнять элементарные письменные работы по русскому языку и математике. Известно, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, а, кроме того, длительной фиксации суставов, связанной со значительной нагрузкой.  Слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость у детей  с ДЦП и РДА определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Различные формы двигательных нарушений  являются следствием раннего органического поражения головного мозга. Повышенный или пониженный мышечный тонус обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточное  разнообразие  работы мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, либо гигантскими, либо слишком мелкими. Личностная незрелость ребенка проявляется в отсутствии учебной мотивации, слабости воли, эмоциональной неустойчивости. Частые неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие приводят к отказу от занятий. Поэтому любое задание я предлагаю детям в игровой форме, которая не только вызывает интерес, но и за счет положительной эмоциональной  окраски способствует повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

На своих уроках я прибегаю к различным методам,  облегчающим общение и развивающим мелкую моторику моих учеников. Для простоты высказывания собственного мнения для детей с РДА я прибегаю к услугам пальчикового театра. Каждый ребёнок выбирает себе куклу для игры, а затем в процессе урока от имени куклы принимает участие в обсуждении происходящего на уроке, благодаря этим же куклам дети научились делать элементарный массаж рук себе и своим одноклассникам. Кроме этого на уроках я применяю технологию И.Э. Сафаровой по развитию крупных и мелких дифференцированных движений, созданную для пианистов. Но для детей с малочувствительными руками и стеснёнными движениями она оказалась спасительной для развития элементарных графических навыков. К сожалению не все мои ученики на сегодняшний день освоили свободное письмо, но письменные работы выполняют все… Как это может быть?

 Моим детям помогло то, что с 1 класса мы использовали нетрадиционные способы обучения письму. Когда стало понятно, что процесс овладения графическими навыками займёт очень большое время и чтобы не отставать от программы  я предложила детям моего класса освоить элементарную компьютерную грамоту. Здесь я снова обратилась к игре, общение с компьютером для многих детей давалось проще, чем общение с человеком. При этом трудно формируемые образы письменных букв заменили образы букв печатных, с которыми приходилось работать на каждом уроке. Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их. Все компьютерные программы для учащихся коррекционной школы должны  быть положительно эмоционально окрашены,  в них не должно быть агрессии, жестокости, насилия. Я старалась не использовать в работе с учащимися игры с жестким содержанием в целях тренинга быстроты реакции, с напряженным темпом развертывания событий на экране. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными формами обучения, не заменяя обычный ход уроков, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Компьютерным играм должны предшествовать развивающие и обучающие задания, которые создают базу для приобщения учащихся к компьютерным играм.

  Начать знакомство с компьютером я предложила детям с освоения мыши и клавиатуры при помощи серии компьютерных программ «Компьютер для малышей» части 1,2,3,4 Бука 2008. На  индивидуальных компьютерах я заклеила все буквы английского алфавита и кнопки с незнакомым детям значением, а также буквы русского алфавита, которые к тому времени не были пройдены. Для ознакомления с печатными буквами и развития навыка чтения мы использовали следующие программы: «Страна Буквария. Учимся читать» Новый диск 2010,»Буквы. Упражнялки и запоминалки»  Новый диск 2009, «Читаем сами» Новый диск 2010. Для усвоения образа письменных букв-« Скоро в школу. Учимся писать» Новый диск 2010, «Уроки письма для дошколят» новый диск 2011, « Смешарики. Обучение правописанию» Новый диск-трейд 2005-2011. Я использовала различного рода графические редакторы, позволяющие свободно рисовать на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивать замкнутые области, вставлять готовые рисунки, стирать изображения. Среди использованных мною программ хотелось бы отметить «Нескучные уроки. Школа маленьких художников» БукаСОФТ 2007, «Супердетки. Учимся рисовать» Новый ДИСК 2008. Простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста. Здесь особое место занимают игры «Супердетки. Печать на клавиатуре» Новый ДИСК 2008, «Подарок первокласснику» 1С-Паблишинг 2009.  «Конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций: «Развитие речи. Учимся говорить правильно» Новый диск 2008.

.Действия, воспроизводимые  в игре, обладают условным характером, что позволяет ученикам отвлечься от ответственности, сопутствующей реальной ситуации, и действовать более свободно. Разумеется, информационные технологии  не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся писать! Обучение письму детей с нарушениями мелкой моторики ."

О целях задачах, стоящих перед учителем при обучении обучающихся с нарушениями мелкой моторики рук....

Альтернативные средства обучения письму детей с ОВЗ

Альтернативные средства обучения письму детей с ОВЗ...

Обучение письму детей пишущих левой рукой.

Обучение письму детей пишущих левой рукой  в помощь родителям....

Использование информационно – компьютерных программ при обучении детей игре в шахматы

Компьютер для современного шахматиста очень необходим, ведь именно его чаще всего используют для подготовки спортсменов к соревнованиям. Для начала шахматист должен выбрать программу, по которой хотел...

Применение специализированных компьютерных программ для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

В данной статье рассматриваются возможности применения специальных обучающих комьютерных программ в обучении детей с РАС....