Приёмы и средства преодоления трудностей по обучению письму и чтению.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Ворогушина Наталья Викторовна
Приёмы и средства преодоления трудностей по обучению письму и чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.   Приемы и средства преодоления трудностей по обучению письму и чтению.

    С целью активизации деятельности учеников учитель в своей работе использует разнообразные методы и приемы работы. Особенно важно использовать актуальные и эффективные приемы работы при проведении коррекционной работы. У детей со слабым энергетическим потенциалом, то есть с функционально слабым 1 блоком мозга, наблюдаются колебания работоспособности в течение четверти, недели, дня, урока. Обычно они не сразу включаются в работу, а начав ее, быстро устают. На фоне повышенной утомляемости, низкой работоспособности, ребенок  делает разнообразные грубые ошибки, навыки письма автоматизируются с большим трудом. Из-за нарушений оперирования пространственной информацией, дети с трудом овладевают чтением, им недоступно чтение целыми словами. Кроме того дети с трудом понимают логико-грамматические конструкции, что проявляется в трудностях освоения математикой, решении задач, понимании прочитанного текста. Для этих детей необходимо создавать высокую мотивацию,  действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием, целенаправленно формировать речевую деятельность как средство общения, расширять и активизировать словарь.

   Для проведения коррекционной работы используются разнообразные приемы и средства. Широко используются разнообразные игры для развития функций переработки слуховой информации, программирования и контроля. Мы использовали такие игры:

  • «Города»-способствует развитию звукового анализа.  По тем же правилам можно подбирать другие слова.
  • «Звуковые ассоциации» - придумывание слов на заданный звук так же способствует развитию звукового анализа.
  • «Игра в ассоциации с мячом» - игра аналогична предыдущей, но каждое слово сопровождается броском мяча. Внимание ребенка распределяется между необходимостью придумать слово и одновременно бросит мяч.
  • «Рифмы» - в этой игре ребенок ориентируется на  конец слова.
  • «Выбор картинок» - из ряда предложенных ребенок выбирает картинки на заданный звук.
  • «Я знаю пять имен девочек» (мальчиков, названий овощей и т.д.). Эта игра требует ритмичных ударов по мячу и одновременного  проговаривания слов.
  • «Тематические ассоциации» -  припоминание слов на определенную тему. Темы могут быть разные. Игра вначале ведется с мячом, потом без него.
  • «Снежный ком»- в игре принимают участие не менее 5 человек.  Первый ребенок говорит слово, второй-оба слова, третий -  первое, второе и новое слово. «Мальчик-мальчик шел- мальчик шел по улице- загорелый мальчик шел по улице.»
  • «Телефон» - можно играть в хороший и испорченный телефон.
  • «Считалки» - Они способствуют развитию слухо-речевой памяти и расширить социально значимые умения детей.

Задания по чтению и письму для работы в школе и дома.

  • Напиши только гласные  буквы. –год, обед, ход, хлеб, стул, стол, идём;
  • Напиши только согласные буквы – Аптека, телефон, комната, карандаш;
  • Напиши 3 первые буквы  - своей фамилии; слова «крокодил»;
  • Напиши 3 последние буквы слов – вагон, трамвай, тарелка;
  • Не пиши 2-е слово в предложении- «Дети рано пошли спать».
  • Сколько всего букв ты напишешь в словах папа, там, лампа; сколько разных букв ты напишешь в этих словах?
  • Измени один звук, чтобы получилось новое слово: полка –палка, мишка-, мыть-, гол -, волос-, буфет -, бочка-;
  • Измени гласную на ее» подружку»: рад-ряд, мыла-, был-, лук-, вол-, мать-.
  • Измени глухую согласную на звонкую или наоборот: дочка-точка, бочка -, дом-, гол-, палка-, код-, фон-,
  • Измени ударение в слове – пили-пили; мука-мука; село-село; вина-вина; замок-замок;
  • Придумай слова к кроссворду:

Г

Г

Г

Г

  •  
  • Пропусти последний звук в слове – стол, уход, автор, читай, базар, банка, бокс, брак, риск, букварь, веко, вечер, рост,
  • Пропусти последний слог- жалоба, ельник, деньги, полка.
  • Пропусти 4-й звук в слове-дамба, жабры, лунка, кучка.
  • Пропусти 3-й звук в слове – жанр, окно, ручка, полка.
  • Из каждого слова возьми только последние слоги и составь новые слова:  мебель, ружьё,-; парта, поступок -;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Трудности в обучении письму и чтению"

Рекомендуется для родителей второклассников....

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.

В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный фа...

Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму.

В статье представлены разнообразные упражнения и занятия, способствующие развитию фонематического слуха. Ребята с удовольствием читают по ролям, с интересом работают над интонационной стороной речи, у...

Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму

В статье представлены разнообразные упражнения и занятия, способствующие развитию фонематического слуха. Ребята с удовольствием читают по ролям, с интересом работают над интонационной стороной речи, у...