ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ" "Занимательная математика" , "Занимательный русский язык"
рабочая программа
р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnaya_matematika.doc | 307 КБ |
programma_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 50.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
методист платных курсов
«___»____________2018 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По курсу « Занимательная математика»
Класс: 1-4
Учитель: ___Миленченко Алла Федоровна
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе
нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав школы;
- Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2013-2017 г.г.;
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой.
М.: Вентана Граф, 2011 г.
Назначение программы.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А.В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл. Шадриной И.В. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий..
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Данный курс состоит из двух разделов: 1 класс- «Занимательная математика», 2-4 класс- «Геометрия вокруг нас».
Цель и задачи курса «Занимательная математика»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
- сформировать умение учиться.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
- обучать различным приемам работы с бумагой,
- применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
- развитие мелкой моторики рук и глазомера,
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
- выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
- расширение коммуникативных способностей детей,
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Особенности программы.
Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы.
13. Повторность материала.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,
б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
-
Место факультатива в учебном плане.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. С 1 по 4 классы занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 кл. – 33 ч., 2-4классы - 34 ч.
Методы и приемы изучения материала.
Одна из важных особенностей курса «Занимательная математика» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.
Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:
воспроизведение объектов;
доконструирование объектов;
переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.
Общая характеристика факультативного курса.
Факультативный курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Первый год обучения ставит цель- научить ориентироваться в таких понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
Второй год обучения ставит цели - сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.
Третий год обучения ставит целью дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее. Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром.
Четвертый год ставит цели знакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их построениями: определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с геометрическими телами.
Формирование основных понятий
Алгоритм. Задача. Способ решения задачи.
Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Знакомьтесь – линейка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие.
Углы.
Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов).
Треугольники.
Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
Содержание программы.
1 класс
Формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.) Занимательные задания с римскими цифрами.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру», «Инфознайка».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
2 класс.
Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.
Углы.
Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.
Треугольники.
Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
3 класс.
Символика. Построение.
Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.
Периметр.
Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.
Циркуль.
Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.
Углы. Транспортир.
Углы. Величина угла. Транспортир.
4 класс.
Высота. Медиана. Биссектриса.
Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур.
«Новые» четырехугольники.
Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие.
Площадь.
Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.
Геометрическая фигура.
Геометрическое тело.
Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.
Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
К концу 2 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.
Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения модулей «Занимательная математика» и «Геометрия вокруг нас».
Личностными результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
- любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
- мышления.
Метапредметные результаты
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеуади торные | ||||
1 2 1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 4 5 |
1 год обучения
Числа. Арифметические действия. Величины Мир занимательных задач ИТОГО: 2 год обучения Углы. Треугольники. Четырёхугольники ИТОГО: 3 год обучения Символика. Построение Периметр Циркуль Углы. Транспортир ИТОГО: 4 год обучения Высота. Медиана. Биссектриса «Новые» четырехугольники. Площадь Геометрическая фигура Геометрическое тело ИТОГО: | 23 10 33 12 10 12 34 10 7 10 7 34 10 7 5 7 5 34 | 23 10 33 12 10 12 34 10 7 10 7 34 10 7 5 7 5 34 | Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, Использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | |
ИТОГО | 135 | 135 |
Тематическое планирование «Занимательная математика»
1 класс
№ | Тема | Содержание занятий | |
1 | Математика – это интересно | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). | |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | |
3 | Путешествие точки. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». | |
4 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. | |
5 | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | |
6 | Волшебная линейка | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | |
7 | Праздник числа 10 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | |
9 | Игра- соревнование «Веселый счёт» | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | |
10 | Игры с шахматными фигурами. | Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль. | |
11 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | |
12 | Игры с шахматными фигурами | Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного. | |
13 | Весёлая геометрия | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |
14 | Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». | |
15 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу.Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | |
16 | Задачи-смекалки. | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | |
17 | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» | |
18 | Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». | |
19 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |
20 | Математическая карусель. | Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». | |
21 | Уголки | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | |
22 | Игра в магазин. Монеты. | Сложение и вычитание в пределах 20. | |
23 | Конструирование фигур из деталей танграма | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | |
24 | Игры с шахматными фигурами | Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного. | |
25 | Математическое путешествие. | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. | |
26 | Математические игры | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | |
27 | Игры с шахматными фигурами | Делать выводы и обосновывать их, используя два типа рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки) | |
28 | Секреты задач | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | |
29 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |
30-31 | Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». | |
32-33 | Математическая карусель. | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. |
«Геометрия вокруг нас» 2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. | 1 | Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. |
2 | Цвета радуги. Их очередность. | 1 | Сказка о малыше Гео. Практические задания. |
3 | «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. | 1 | Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом. |
4 | Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. | 1 | Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт» |
5 | Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | Задачи на развитие логического мышления. Загадки. |
6 | Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. | 1 | Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки. |
7 | Решение топологических задач. | 1 | Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под». |
8 | «Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. | 1 | Продолжение сказки. Практические задания. |
9 | Решение топологических задач. Лабиринт. | 1 | Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт. |
10 | Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | Разучивание песенки. Игра «Дорисуй». |
11 | Вертикальные и горизонтальные прямые линии. | 1 | Сказка. Практические задания на Геоконте. |
12 | Первоначальное знакомство с сетками. | 1 | Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты. |
13 | Отрезок. Имя отрезка. | 1 | Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок. |
14 | Сравнение отрезков. Единицы длины. | 1 | Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру». |
15 | Ломаная линия. | 1 | Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт». |
16 | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления. |
17 | Решение задач на развитие пространственных представлений. | 1 | Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком». |
18 | Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. | 1 | Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком». |
19 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | 1 | Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа. |
20 | Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла. | 1 | Сказка. Геоконт. Практические задания. |
21 | Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла. | 1 | Сказка. Игра «Одним росчерком». |
22 | Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. | 1 | Сказка. Практические задания. |
23 | Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте. | 1 | Сказка. Практическое задание. |
24 | Многоугольники. | 1 | Коллективная работа. |
25 | Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». | 1 | Сказка. Задания Незнайки. |
26 | «В городе треугольников». Треугольник. | 1 | Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. |
27 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | 1 | Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города) |
28 | Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 1 | Сказка. Разучивание песенки. Практические задания. |
29 | Треугольник. Виды треугольников. | 1 | Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки. |
30 | «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. | 1 | Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников. |
31 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. | 1 | Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат». |
32 | Квадрат. | 1 | Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами. |
33 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. |
34 | Геометрический КВН. Повторение изученного во 2-м классе. | 1 | Командное соревнование на проверку знаний по геометрии. |
Итого 34 часа |
«Занимательная математика» 3 класс (34 часа)
Тема занятий | дата | Содержание занятий | |||||||||
Ауд. | Внеауд. | По плану | По факту | ||||||||
1 | Повторение изученного во 2-м классе. | Блиц-турнир «Кто правильнее». Логические задачи. | |||||||||
2 | «Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела. | Стихотворение о геометрических фигурах. Конструирование игрушек. | |||||||||
3 | «Жители города многоугольников». | Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация. | |||||||||
4 | Периметры многоугольников. | Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком». | |||||||||
5 | «Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник. | Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?» | |||||||||
6 | Окружность и круг. | Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов. | |||||||||
7 | Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности. | Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник». | |||||||||
8 | Радиус, диаметр круга. | Сказка. Практические задания. Узоры из окружностей. | |||||||||
9 | Касательная. | Сказка. Практические задания. | |||||||||
10 | Решение задач. Узлы и зацепления. | Самостоятельная работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур. | |||||||||
11 | Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | Стихотворение. Игра со спичками. «Танграм». | |||||||||
12 | Радиус и диаметр окружности. | Графический диктант. Практические задания. Аппликация. | |||||||||
13 | Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. | Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию». | |||||||||
14 | Сектор. Сегмент. | Сказка. Практические задания. | |||||||||
15 | «Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые. | Песенка. Задачи на развитие логического мышления. | |||||||||
16 | «Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников. | Алгоритм построения параллелограмма. Геометрический диктант. | |||||||||
17 | Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. | Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей». | |||||||||
18 | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | Графический диктант. Оригами «Собачка». | |||||||||
19 | Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. | Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком». | |||||||||
20 | Диагонали квадрата. Игра «Паутинка». | Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка». | |||||||||
21 | Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | Работа с циркулем – вычерчивание «розеток». | |||||||||
22 | Решение топологических задач. | Решение задач. Оригами «Волк». | |||||||||
23 | Многоугольники выпуклые и невыпуклые. | Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация. | |||||||||
24 | Периметр многоугольника. | Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз». | |||||||||
25 | Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | Преобразование именованных величин. Рассказ о Евклиде. Практическая работа. | |||||||||
26 | Площадь. | Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения. | |||||||||
27 | Площадь. Единицы площади. | Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм». | |||||||||
28 | Нахождение площади равностороннего треугольника. | Игра «Настольный хоккей», «Догадайся». | |||||||||
29 | Плоскость. | Практическая работа, Игра «Одним росчерком». | |||||||||
30 | Угол. Угловой радиус. | Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур. | |||||||||
31 | Сетки. | Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон». | |||||||||
32 | «Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор». | Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала. | |||||||||
33 | Обобщение изученного материала. | Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления. | |||||||||
34 | Урок-праздник «Хвала геометрии!» | Праздник. | |||||||||
Итого 34 часа |
4 класс Занимательная математика (Математика для любознательных)(34 часа)
Тема урока | дата | Содержание занятий | ||||||
Ауд. | Внеауд. | план | факт | |||||
1 | Повторение материала, изученного в 3-м классе (игра-путешествие). | 1 | Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат». | |||||
2 | Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино. | 1 | Топологические задачи. Пентамино. | |||||
3 | Куб. Игра «Кубики для всех». | 1 | Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор». | |||||
4 | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда. | 1 | Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба. | |||||
5 | Каркасная модель куба. Развертка куба. | 1 | Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком». | |||||
6 | Куб. Площадь полной поверхности куба. | 1 | Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку. | |||||
7 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | 1 | Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру». | |||||
8 | Равносторонний и равнобедренный треугольники. | 1 | Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа. | |||||
9 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач. | |||||
10 | Построение углов заданной градусной меры. | 1 | Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком». | |||||
11 | Построение треугольника по трем заданным сторонам. | 1 | Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления. | |||||
12 | Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | 1 | Алгоритм построения треугольника. Оригами. | |||||
13 | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | 1 | Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком». | |||||
14 | Площадь. Измерение площади палеткой. | 1 | Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка». | |||||
15 | Числовой луч. | 1 | Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор». | |||||
16 | Числовой луч (закрепление). | 1 | Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. | |||||
17 | Сетки. Игра «Морской бой». | 1 | Игра «Морской бой». Правила игры. | |||||
18 | Сетки. Координатная плоскость. | 1 | Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой». | |||||
19 | Осевая симметрия. | 1 | Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек». | |||||
20 | Симметрия. | 1 | Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик» | |||||
21 | Симметрия (закрепление). | 1 | Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка. | |||||
22 | Поворотная симметрия. | 1 | Кубик Рубика. Практическая работа. | |||||
23 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | Сказка. Задача на развитие воображения. | |||||
24 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью. | |||||
25 | Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда. | 1 | Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность. | |||||
26 | Цилиндр. | 1 | Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления. | |||||
27 | Цилиндр. Закрепление изученного. | 1 | Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин». | |||||
28 | Конус. | 1 | Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание. | |||||
29 | Пирамида. | 1 | Моделирование пирамиды. Развёртка. | |||||
30 | Пирамида. | 1 | Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм». | |||||
31 | Шар. | 1 | Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо». | |||||
32 | Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». | 1 | Игра «Узнай по развёртке». | |||||
33 | Мониторинг ЗУН | 1 | Проверочные задания на сформированности геометрических понятий. | |||||
34 | Геометрический КВН. | 1 | Игра - КВН. | |||||
Итого 34 часа |
Оборудование и кадровое обеспечение программы.
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:
- игра «Геоконт»;
- игра «Шахматы»
- игра «Пифагор»;
- игра «Танграм»;
- набор геометрических фигур;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по «Математике и конструированию».
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель математики, либо любой другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Методическая литература
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
Литература для ученика.
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма
«РАССМОТРЕНО» на МО учителей начальных классов протокол №___ от «___»______20__г. Руководитель ШМО ___________________________ Тляубаева З.Г. | «СОГЛАСОВАНО» Методист платных курсов ________________________ Серегина Г.И. «___»______20__г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «Средняя школа №3» __________________________ В.М.Маренюк «___» ________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету (курсу и т.д.) _ Занимательный русский язык _________________
(указать предмет, курс, модуль)
Количество часов по программе __34_( всего за 4 года обучения 135)______
Ступень обучения (класс) ___ начальное (1-4 класс) _________________
Уровень _____базовый_____________________
(базовый, профильный)
Учитель Миленченко Алла Федоровна______________________________
Программа разработана на - Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В рабочую программу включены следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3. Общая характеристика учебного предмета, курса.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (для ФГОС).
7. Содержание учебного предмета, курса.
9. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
11. Приложения к рабочей программе.
12. Лист корректировки рабочей программы.
Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
-развитие лингвистических компетенций учащихся;
-формирование любви и уважения к русскому языку;
-развитие познавательных способностей младших школьников;
-развитие творческих способностей младших школьников;
-расширение кругозора учащихся.
Программа реализуется в течении четырёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс).Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Приоритетными на этапе начального образования являются:
- познавательная деятельность
- информационно-коммуникативная деятельность
- рефлексивная деятельность.
Результаты изучения программы «Занимательный русский язык» изложены в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса».
Достижения обучающихся имеют качественную характеристику.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- Работа над темой занятия.
- «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
- Продолжение работы над темой.
- «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА
Программа рассчитана на 160 учебных часов (8 часов в месяц, 5 месяцев в каждом классе, 4 года по 40 часов ).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2019 г.
Календарно-тематическое планирование в 1 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Речь устная и письменная | 1 | |
2 | Что такое слово | 1 | |
3 | В мире звуков | 1 | |
4 | Игротека | 1 | |
5 | Звуки и буквы- не одно и тоже | 1 | |
6 | Что такое метаграммы | 1 | |
7 | Жили-были гласные и согласные | 1 | |
8 | Игротека | 1 | |
НОЯБРЬ | |||
9 | Волшебник Ударение | 1 | |
10 | Такие разные согласные | 1 | |
11 | Такие разные согласные | 1 | |
12 | Полёт в будущее. | 1 | |
13 | Русские народные загадки | 1 | |
14 | Зачем шипят шипящие | 1 | |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | 1 | |
16 | Игротека | 1 | |
ФЕВРАЛЬ | |||
17 | Привет, пословица! | 1 | |
18 | Поговорим о предложении | 1 | |
19 | Ещё немного о предложении | 1 | |
20 | Экскурсия в прошлое. | 1 | |
21 | Знакомимся с анаграммами | 1 | |
22 | Что такое текст ? | 1 | |
23 | Что мы пишем с большой буквы | 1 | |
24 | Игротека | 1 | |
МАРТ | |||
25 | О безударных гласных | 1 | |
26 | О парных звонких и глухих согласных | 1 | |
27 | Слова-приятели | 1 | |
28 | Игротека | 1 | |
29 | Слова-неприятели | 1 | |
30 | Волшебное слова предлог | 1 | |
31 | Что за зверь такой-фразеологизм | 1 | |
32 | Проект по теме «Путешествие по Стране Слов». | 1 | |
АПРЕЛЬ | |||
33 | Учимся различать слова разных частей речи | 1 | |
34 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | |
35 | В гости к Алфавиту. | 1 | |
36 | В страну слов. | 1 | |
37 | К тайнам звуков и букв. | 1 | |
38 | К тайнам волшебных слов. | 1 | |
39 | К несметным сокровищам Страны Слов. | 1 | |
40 | Чудесные превращения слов. | 1 |
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2018 г.
Календарно-тематическое планирование во 2 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Что мы знаем о звуках и буквах ? | 1 | |
2 | Что такое лексика? | 1 | |
3 | Однозначные и многозначные слова | 1 | |
4 | Игротека | 1 | |
5 | Слова-братья | 1 | |
6 | Слова - наоборот | 1 | |
7 | Пословица недаром молвится | 1 | |
8 | Игротека | 1 | |
НОЯБРЬ | |||
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | 1 | |
10 | Играем со словарными словами | 1 | |
11 | Анаграммы | 1 | |
12 | Игротека | 1 | |
13 | Секреты некоторых букв | 1 | |
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | 1 | |
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | 1 | |
16 | Игротека | 1 | |
ФЕВРАЛЬ | |||
17 | Слова, обозначающие предметы | 1 | |
18 | Слова, обозначающие действие предметов | 1 | |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | |
20 | Игротека | 1 | |
21 | Текст, тема, главная мысль | 1 | |
22 | Заголовок- всему голова | 1 | |
23 | Работаем с фразеологизмами | 1 | |
24 | Игротека | 1 | |
МАРТ | |||
25 | И снова пословицы | 1 | |
26 | Ещё раз о фразеологизмах | 1 | |
27 | Русские народные загадки | 1 | |
28 | Чудесные превращения слов. | 1 | |
29 | И вновь словарные слова | 1 | |
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 | |
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | 1 | |
32 | Игротека | 1 | |
АПРЕЛЬ | |||
33 | В Королевстве ошибок. | 1 | |
34 | В Страну Слогов. | 1 | |
35 | К тайнам волшебных слов. | 1 | |
36 | Чудесные превращения слов. | 1 | |
37 | В удивительном городе Неслове. | 1 | |
38 | Чудесные превращения слов. | 1 | |
39 | В гости к Алфавиту. | 1 | |
40 | К тайнам звуков и букв. | 1 |
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2018 г.
Календарно-тематическое планирование в 3 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Да здравствует русский язык! | 1 | |
2 | Вежливые слова | 1 | |
3 | Поговорки и пословицы | 1 | |
4 | Игротека | 1 | |
5 | Запоминаем словарные слова | 1 | |
6 | Растения во фразеологизмах | 1 | |
7 | Животные во фразеологизмах | 1 | |
8 | Игротека | 1 | |
НОЯБРЬ | |||
9 | Я не поэт, я только учусь… | 1 | |
10 | Как Морфология порядок навела | 1 | |
11 | Игры с пословицами | 1 | |
12 | Игротека | 1 | |
13 | И снова животные во фразеологизмах | 1 | |
14 | Кое-что о местоимении | 1 | |
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | 1 | |
16 | Игротека | 1 | |
ФЕВРАЛЬ | |||
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | 1 | |
18 | Про корень и окончание | 1 | |
19 | Про суффикс и приставку | 1 | |
20 | Крылатые слова. | 1 | |
21 | Непроизносимые согласные | 1 | |
22 | Учимся различать приставку и предлог | 1 | |
23 | Учимся писать не с глаголами | 1 | |
24 | Игротека | 1 | |
МАРТ | |||
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | 1 | |
26 | Его величество Ударение | 1 | |
27 | Поговорим о падежах | 1 | |
28 | Крылатые слова. | 1 | |
29 | Сложные слова | 1 | |
30 | От архаизмов до неологизмов | 1 | |
31 | По страницам энциклопедий | 1 | |
32 | Игротека | 1 | |
АПРЕЛЬ | |||
33 | Синонимы в русском языке | 1 | |
34 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | 1 | |
35 | Путешествие в страну Слов. | 1 | |
36 | В гостях у слов- родственников. | 1 | |
37 | Чудесные превращения слов. | 1 | |
38 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | |
39 | Новые слова в русском языке. | 1 | |
40 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 |
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2018 г.
Календарно-тематическое планирование в 4 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
ОКТЯБРЬ | |||
И снова о русском языке… | 1 | ||
Крылатые слова и афоризмы | 1 | ||
Копилка занимательных заданий | 1 | ||
Что такое орфоэпия? | 1 | ||
Об именах | 1 | ||
О русских фамилиях | 1 | ||
В поисках сбежавших головоломок | 1 | ||
Игротека | 1 | ||
НОЯБРЬ | |||
Мы играем в логогрифы | 1 | ||
Учимся распознавать речевые ошибки | 1 | ||
Как и почему появляются новые слова? | 1 | ||
Многозначность слова. | 1 | ||
Ох уж эти фразеологизмы!... | 1 | ||
Работаем над рифмами | 1 | ||
Словесные забавы | 1 | ||
Игротека | 1 | ||
ФЕВРАЛЬ | |||
Продолжаем работу над фразеологизмами | 1 | ||
Русские пословицы и поговорки | 1 | ||
Ассорти для любителей русского языка | 1 | ||
Игротека | 1 | ||
И снова о фразеологизмах | 1 | ||
Однородные члены предложения | 1 | ||
Как и почему появляются новые слова? | 1 | ||
Многозначность слова. | 1 | ||
МАРТ | |||
Про омонимы и их разновидности | 1 | ||
Еще немного фразеологизмов | 1 | ||
Словари «чужих» слов. | 1 | ||
О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | ||
Что такое «паронимы» | 1 | ||
Запоминаем словарные слова | 1 | ||
Фразеологические обороты. | 1 | ||
Игротека | 1 | ||
АПРЕЛЬ | |||
Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | ||
Словарь- грамотей. | 1 | ||
Научная этимология. | 1 | ||
Какие бывают имена? | 1 | ||
Древнерусские имена. | 1 | ||
Отчество и фамилия. | 1 | ||
Слова, придуманные писателями. | 1 | ||
Слова уходящие и слова – новички. | 1 |
Описание материально-технического обеспечения курса:
- Книгопечатные пособия:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Цифровые ресурсы:
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по русскому языку для начальной школы.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
- Техническое оборудование:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- мультмедиапроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа платных образовательных курсов по русскому языку "Весёлая грамматика"
Программа платных образовательных курсов по русскому языку "Весёлая грамматика"...
Приказы на платные образовательные курсы, преподавательский состав, перечень курсов 2016 - 2021.
Приказы на платные образовательные курсы, преподавательский состав, перечень курсов....
Программа платных образовательных курсов по русскому языку "Я знаю русский язык"
Программа платных образовательных курсов по русскому языку "Я знаю русский язык"...
Приказы на платные образовательные курсы, преподавательский состав, перечень курсов.
Приказы на платные образовательные курсы, преподавательский состав, перечень курсов....
Дополнительная образовательная программа по математике "Занимательная математика" (1-4)
Дополнительная образовательная программа по математике "Занимательная математика" (1-4)...
Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка
Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка...
Приказы на платные образовательные курсы, преподавательский состав, перечень курсов 2018 - 2020.
Приказы на платные образовательные курсы, преподавательский состав, перечень курсов 2018 - 2020 г....