Формирование компетентности школьника в рамках современного урока
учебно-методический материал на тему

Редкозубова Татьяна Николаевна

Раскрывается понятие "компетентность", описываются виды компетентности. Приводятся примеры формирования школьной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование компетентности школьника в рамках современного урока

В «Требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ» говорится о том, что они «представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения». В стандартах нового поколения цель образования, ориентированная на получение знаний, смещена на формирование компетентностей. 

Под компетентностью мы понимаем способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях. При этом «нестандартными» считаются те школьные ситуации, которые не могут быть решены только за счет формальной выученности, наученности. Итак, компетентность – это способность действовать в нестандартных ситуациях благодаря знаниям и освоению обобщенных способов деятельности. Следовательно, задача образовательного учреждения – помочь учащемуся овладеть «универсальными способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

И так, можно выделить несколько компетентностей.

Познавательная – это способность осуществлять учебную деятельность: решать учебные задачи; выполнять инструкции, алгоритмы; определять способы контроля и оценки деятельности; решать творческие задачи; добывать недостающие знания. Обобщенно эту компетенцию можно охарактеризовать как способность к самоорганизации.

Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных) ситуациях. Например, 4 класс Окружающий мир. Тема «Природная зона-тундра». Обобщающий урок.

     Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа учащихся. Дети делятся на группы: учёные-географы, ботаники, экологи, зоологи. Перед каждой группой стоит определённая задача, которая изложена в карточках «помогайках». Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес. Учим выбирать из общего главное и приводить в систему.

Коммуникативная – это способность осуществлять взаимодействие с помощью различных средств общения.

Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. Например, на уроке математики и русского языка работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки, Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку. Навыки работы в группах.

Информационная – способность работать с различными источниками информации.

Известная истина, выраженная словами К. Д. Ушинского «Детская природа требует наглядности» сейчас легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий. Но чтобы компьютер не стал средством только простой наглядности, учитель должен хорошо и правильно смоделировать урок.

    Для себя я сделала выводы, что современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Ценностно-смысловая – способность воспринимать и понимать окружающий мир, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, исходя из нравственного опыта.

Данная компетентность связана с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.

Например, по плану воспитательной работы  проводилось мероприятие «Я и мои права». Ребёнок должен знать права и свои обязанности, быть уверенным в себе.

Личностная – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Указанные компетенции формируются не в отдельности, а в комплексе, взаимодействии, причем на деятельностной основе. Процесс осваивания обучающимися новых технологий и эффективное их применение в учебном процессе ведет к гармоничному развитию познавательной сферы учащегося, через освоение новых инструментов учения обеспечивается формирование общеучебных навыков, которые становится фундаментом при создании целостного пространства знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через универсальные учебные действия в рамках современного урока.

Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебн...

Метапредметность как новый вид учебной деятельности младшего школьника в рамках современной образовательной системы

Редко можно найти учителя, который не стремился бы “давать знания” детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят “брать” эти знания. Почему? Можно ли построить об...

Технология проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока ФГОС.

Данная статья опубликована в материалах межрегионального научно-практического семинара по теме "Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образова...

Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка

Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка...

Формирование регулятивных УУД в условиях современного урока

презентация. Формирование регулятивных УУД в условиях современного урока....

Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды

Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды...