Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды
статья

Конькова Ольга Валентиновна

Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_informatsionnye_kompetentnosti_shkolnikov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды

Конькова О.В.

Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

р.п. Дмитриевка  Никифоровского района

Тамбовской области 

В настоящее время   современное общество переходит от письменно-печатной культуры к  мультимедийно-цифровой,  и это отражается на государственной политике в сфере образования, одной из  задач которой является создание  информационной образовательной среды в школе. Согласно ФГОС под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается «…открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных  образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных  средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности…».  

С 2016 года наше образовательное учреждение перешло на электронные журналы успеваемости, что открывает широкие возможности для открытости образования и лучшей коммуникации с учащимися и родителями.

Мы считаем, что эффективную информационную среду современной школы  характеризуют не  столько уровень компьютерной и  мультимедийной оснащенности,  сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий  и степень включения всего коллектива школы в единое информационное пространство. В связи с этим  главная цель информатизации – обеспечить повышение качества образования за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий и  формирование и развитие информационной культуры всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов, родителей).  

Неоспоримым является тот факт, что только ИКТ - компетентный учитель может вырастить ИКТ - компетентного ученика.

Что же включают в себя  информационные компетенции? 

  • владение  навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями,  словарями, Интернетом;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть  навыками использования  информационных устройств: компьютера, факса, принтера, модема, смартфона и т.д;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Последние изменения  в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (2017 г.) делают акцент на цифровые технологии.  Не случайно Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (протокол от 25 октября 2016 г. 9).  

Каким же образом в МБОУ «Никифоровская СОШ №2» происходит формирование информационной компетентности школьников в условиях цифровой образовательной среды?

Можно выделить несколько разнообразных  видов  деятельности учителя, направленных на решение данной задачи.

1. Работа с учебником.

Это первое, с чего стоит начать. Часто  причиной неуспеваемости ученика является неумение пользоваться материалом учебника, находить главное, отбрасывая второстепенное.  И здесь учитель должен грамотно организовать работу  по изучению нового материала. Можно  предложить следующие виды работ:  заполнить таблицу, составить схему, подготовить вопросы для одноклассников, найти определение, описание, даты и т.д.

2. Создание сообщений, презентаций, буклетов и др. с помощью компьютера

 Является в нашей школе наиболее распространенным и определяется умением работать в различных компьютерных программах. Для создания данных творческих продуктов  учащиеся могут использовать текст, иллюстрации, графические схемы, видео- и аудиоматериал.  Информация, полученная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.

3. Использование ресурсов интернет для практических занятий   Большие возможности для развития информационных компетентностей школьников содержат в себе цифровые образовательные ресурсы Интернет, где содержится богатый материал по любому из предметов.  Список этих ресурсов известен каждому учителю-предметнику.

http://school-collection.edu.ru/catalog/  ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков http://window.edu.ru

Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru

4. Обучение с использованием дистанционных технологий.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие  учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий  или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В нашей школе подобное обучение получают дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

5. Компьютерный контроль и самоконтроль знаний. Один из эффективных способов — обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание  на  те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи.

Такой вид работы  в условиях нашей школы возможен только в компьютерном классе.

6. Проектная деятельность

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:
1.Формируются и отрабатываются: 
- Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
- Навыки публичного выступления (ораторское искусство);
- Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
- Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
- Умение работать в группе, в команде;
- Умение  работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение;
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

   7. Участие в онлайн-уроках. С недавнего времени это стало обязательной частью образовательной программы школы. Наши учащиеся становятся слушателями, а иногда и активными участниками трансляций, проводимых на портале  единыйурок.рф,  Проектория,  http://dni-fg.ru(уроки финансовой грамотности) и др.

8. Использование компьютера во внеурочной деятельности.  Это, прежде, всего, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Наиболее востребованные среди наших педагогов и учащихся – это мероприятия, проводимые на образовательных  порталах Учи.ру,  InternetUrok.ru, Фоксфорд и др.

В век информационных технологий особой популярностью стали пользоваться  образовательные квесты. Quest (в переводе с английского языка) - продолжительный целенаправленный поиск, связанный с приключениями  или игрой.  Для осуществления этого поиска используются информационные ресурсы Интернета.  В чем польза квестов? Они учат детей и взрослых работать в команде, искать нужную  информацию, осваивать новые интернет-сервисы, например, такие, как Web2.0, развивают творческое и аналитическое мышление.

  Учащиеся   нашей школы принимали  участие  во многих межрегиональных квестах, таких,  как «Дороги, которые мы выбираем» , «Музеи России»,  «Соседи по планете», «Я в гости к Пушкину спешу», «Веб-рафтинг», «Профинанс или как жить с умом» и др.  Практически во всех  квестах  наши команды показывали хорошие результаты, становилась призером  и  победителем.

Помимо этого, компьютер - неотъемлемая часть при подготовке школьных вечеров и концертов, это поиск фонограмм, монтаж видеороликов, размещение анонсов и  информации  о проведенных акциях в социальных сетях.

9. Использование цифровых ресурсов и платформ  на российском рынке.  

В 2018 году мы стали пользователями онлайн-платформы   «Мобильное электронное образование (МЭО)». Здесь можно найти   всё необходимое для организации и управления образовательной деятельностью: онлайн-курсы с 1 по 11 класс, подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, инструменты персонализации,  мониторинга и оценки результатов, проектная деятельность, подсистема коммуникаций: чат,  видеоконференция и многое другое. Привлекательная  подача материала и разнообразие заданий, стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют формированию информационной  компетентности.

10. Использование ресурсов школьного ИБЦ.

Школьные библиотеки - центры работы с информацией. В 2018 учебном году наша школа стала участницей проекта «Создание сети информационно-библиотечных центров»,  в рамках которого получила возможность подключиться бесплатно электронной библиотеке учебной и художественной литературы «ЛитРес. Школа». Каталог электронных книг содержит программные произведения с 1 по 11 классы, произведения патриотической направленности, а также литературу для внеклассного чтения.

11. Цифровые технологии в управлении школой

Внутренний документооборот школы не исчерпывается ведением только электронных журналов. С 2019 года это и автоматизированная система учета оплаты за питание, дополнительное образование, всевозможные отчеты и статистические данные, составляемые в  онлайн-режиме. Это регистрация на портале госуслуг для проведения аттестации педагогических работников, электронные формы регистрации для проведения ВПР, итоговых собеседований, мониторингов и многое другое.

                                   Заключение

Информационно-коммуникационные технологии – важная и неотъемлемая составляющая современного образования, но является  её вспомогательным элементом, а не основным. Работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована, и ни в коем случае ни заменять живого общения. Тем не менее, эффекты от создания цифровой образовательной среды в школе очевидны.        

Как считает Михаил Кушнир, советник Лиги образования:

Для ученика:

  • расширение возможностей построения образовательной траектории;
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам;
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителя:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка;
  • снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
  • повышение прозрачности образовательного процесса (Электронный журнал);
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя:

  • снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
  • формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
  • облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.

Для школы:

  • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
  • расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
  • снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
  • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Источники информации:

https://docplayer.ru/75168229-Cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-i-elektronnoe-obuchenie-v-obrazovatelnoy-organizacii.html

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»

Доклад-презентация«Создание   образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей  школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"

laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...

Рекомендации « Цифровое взаимодействие в условиях современной цифровой образовательной среды»

1.Какие характеристики сервисов важно принять во внимание при выборе платформы на дистанционном обучении2.Конструктор образовательных ресурсов должен включать3.Мастер класс4.Рекомендации по дистанцион...

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...

Качество образования и возможности его повышения, как условие современного создания образовательной среды.

Этот материал пригодится для учителей начальных классов общеобразовательной школы...

Обобщение опыта по теме: «Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках средствами цифровой образовательной среды»

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...