Формирование ключевых компетенций через универсальные учебные действия в рамках современного урока.
статья по теме
Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.Работа по формированию ключевых компетенций ведется с помощью современных образовательных технологий. О чём и рассказывается в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций через универсальные
учебные действия в рамках современного урока.
Умение действовать,
умение быть,
умение жить.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
В 2001 г. в документе “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве задачи системы образования была отмечена необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е.ключевых компетенций. Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
На сегодняшний день проблема состоит в том, что школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Целью работы учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению.
Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.
Работа по формированию ключевых компетенций ведется с помощью современных образовательных технологий:
Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу я специально планирую коммуникативные задачи, а именно учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.
Здесь приходит на помощь технология «Педагогические мастерские». Она также стимулирует творческое саморазвитие личности ребёнка через личностный опыт.
Происходит разрыв между старым и новым знанием.
«Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется . Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» — «разрыву»
1)Н-р: При знакомстве с произведение Е. Пермяка «Самое страшное» я рассказала, что для меня в жизни было страшным и предложила детям ответить на вопрос:
-Что для них в жизни самое страшное?
Поэтому, когда ученики высказывали свои мнения, конечно же они испытали определенные чувства и эмоции, а для некоторых, то что в начале урока было страшным в конце возможно было переоценено по иному.( владение монологической речью).
Так в начале урока страшным для детей была потеря близких, конец света, война, террористические акты. А в конце урока- самым страшным уже для некоторых детей оказались совсем другие проблемы.
2) Формирование коммуникативной компетенции идет также через работу в парах, в группах.(3 слайд)
Ребята в парах обсуждали, какие пословицы подходят к произведению больше всего и аргументировали свои ответы.(4 слайд)
На начальной стадии урока учащиеся по названию текста предполагали о чём пойдёт речь в произведении, предположения фиксировались на «Дереве предсказаний».(фото 5 слайд) На протяжении чтения всего текста ученики неоднократно возвращались к этому дереву и высказывали предположения о дальнейшем развитии сюжета. Т.о. то что не подтверждалось убирали, а дети находили новые предположения.( 6 слайд)
Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным.
Таким образом обеспечивается формирование коммуникативных УУД.
Это проблемно-диалогическая технология.
Здесь ведётся формирование не только коммуникативных, но и личностных универсальных учебных действий. Ученики учились быть толерантными к чужому мнению и не боялись высказывать своё собственное, не боялись ошибиться при этом. А также соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственные аспекты поведения.
На своем уроке использовала технологию ТРКМ (теория развития критического мышления). Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным.
Цель этой технологии: развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, т.е. это и есть УУД: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Такая организация урока позволяет прививать ученикам уважительное отношение к мнению своих одноклассников, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов.
Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение анализировать, сравнивать, делать выводы – это формирование познавательных УУД.
Я использовала знаково-символическое моделирование, в помощь визуалам. Детям, которым трудно воспринимать только на слух, есть возможность увидеть. Это формирование знаково-символических УУД.
(фото 7 слайд)
В конце урока проводилась Рефлексия, на которой информация анализировалась и творчески перерабатывалась.
С этой целью я предлагала пофантазировать и представить одиночество в виде цвета, погоды,
Что услышат или увидят.
А также приём «Хорошо – плохо», где учащиеся еще раз проанализировали поведение героя и придумали свои пословицы.
Будешь обижать друзей- останешься один.
Самое страшное-одиночество.
Как подведение итогов дети проговорили: какие УУД развивали (предсказывали, работали в парах, фантазировали, размышляли, думали, читали с остановками).
На уроке формировались регулятивные УУД:
Умение действовать по плану (знаково-символическая инструкция)
Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности ( работа в парах).
Прогнозирование
Коррекция (Адекватно воспринимать предложения учителя и учащихся, вносить необходимые коррективы)
Этот урок позволил сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются важной проблемой в начальной школе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащения его нравственными представлениями и понятиями.
Это формирование социокультурных компетенций.
вывод
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС .
Включ. 8 слайд
Существует притча: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Да, многое в наших руках! В наших учительских руках развитие личности ребёнка: любознательной, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности (на примере темы «Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.» по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)
Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме«Формирование универсальных учебных действий»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/22/picture-217337-1671707171.jpg)
Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.
Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной на приобретение и применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/02/picture-381520-1709350092.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка
Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-812058-1473080454.jpg)
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС»
Проблема формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образоват...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-179166-1359473295.jpg)
«Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий обучающихся на уроках посредством использования эффективных педагогических технологий».
Выступление на МО....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-1208089-1579289336.jpg)
"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "
Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...