Формирование ключевых компетенций через универсальные учебные действия в рамках современного урока.
статья по теме
Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.Работа по формированию ключевых компетенций ведется с помощью современных образовательных технологий. О чём и рассказывается в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir._uud.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций через универсальные
учебные действия в рамках современного урока.
Умение действовать,
умение быть,
умение жить.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
В 2001 г. в документе “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве задачи системы образования была отмечена необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е.ключевых компетенций. Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
На сегодняшний день проблема состоит в том, что школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Целью работы учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению.
Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.
Работа по формированию ключевых компетенций ведется с помощью современных образовательных технологий:
Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу я специально планирую коммуникативные задачи, а именно учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.
Здесь приходит на помощь технология «Педагогические мастерские». Она также стимулирует творческое саморазвитие личности ребёнка через личностный опыт.
Происходит разрыв между старым и новым знанием.
«Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется . Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» — «разрыву»
1)Н-р: При знакомстве с произведение Е. Пермяка «Самое страшное» я рассказала, что для меня в жизни было страшным и предложила детям ответить на вопрос:
-Что для них в жизни самое страшное?
Поэтому, когда ученики высказывали свои мнения, конечно же они испытали определенные чувства и эмоции, а для некоторых, то что в начале урока было страшным в конце возможно было переоценено по иному.( владение монологической речью).
Так в начале урока страшным для детей была потеря близких, конец света, война, террористические акты. А в конце урока- самым страшным уже для некоторых детей оказались совсем другие проблемы.
2) Формирование коммуникативной компетенции идет также через работу в парах, в группах.(3 слайд)
Ребята в парах обсуждали, какие пословицы подходят к произведению больше всего и аргументировали свои ответы.(4 слайд)
На начальной стадии урока учащиеся по названию текста предполагали о чём пойдёт речь в произведении, предположения фиксировались на «Дереве предсказаний».(фото 5 слайд) На протяжении чтения всего текста ученики неоднократно возвращались к этому дереву и высказывали предположения о дальнейшем развитии сюжета. Т.о. то что не подтверждалось убирали, а дети находили новые предположения.( 6 слайд)
Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным.
Таким образом обеспечивается формирование коммуникативных УУД.
Это проблемно-диалогическая технология.
Здесь ведётся формирование не только коммуникативных, но и личностных универсальных учебных действий. Ученики учились быть толерантными к чужому мнению и не боялись высказывать своё собственное, не боялись ошибиться при этом. А также соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственные аспекты поведения.
На своем уроке использовала технологию ТРКМ (теория развития критического мышления). Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным.
Цель этой технологии: развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, т.е. это и есть УУД: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Такая организация урока позволяет прививать ученикам уважительное отношение к мнению своих одноклассников, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов.
Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение анализировать, сравнивать, делать выводы – это формирование познавательных УУД.
Я использовала знаково-символическое моделирование, в помощь визуалам. Детям, которым трудно воспринимать только на слух, есть возможность увидеть. Это формирование знаково-символических УУД.
(фото 7 слайд)
В конце урока проводилась Рефлексия, на которой информация анализировалась и творчески перерабатывалась.
С этой целью я предлагала пофантазировать и представить одиночество в виде цвета, погоды,
Что услышат или увидят.
А также приём «Хорошо – плохо», где учащиеся еще раз проанализировали поведение героя и придумали свои пословицы.
Будешь обижать друзей- останешься один.
Самое страшное-одиночество.
Как подведение итогов дети проговорили: какие УУД развивали (предсказывали, работали в парах, фантазировали, размышляли, думали, читали с остановками).
На уроке формировались регулятивные УУД:
Умение действовать по плану (знаково-символическая инструкция)
Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности ( работа в парах).
Прогнозирование
Коррекция (Адекватно воспринимать предложения учителя и учащихся, вносить необходимые коррективы)
Этот урок позволил сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются важной проблемой в начальной школе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащения его нравственными представлениями и понятиями.
Это формирование социокультурных компетенций.
вывод
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС .
Включ. 8 слайд
Существует притча: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Да, многое в наших руках! В наших учительских руках развитие личности ребёнка: любознательной, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности (на примере темы «Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.» по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)
Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме«Формирование универсальных учебных действий»...
Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.
Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной на приобретение и применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка
Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС»
Проблема формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образоват...
«Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий обучающихся на уроках посредством использования эффективных педагогических технологий».
Выступление на МО....
"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "
Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...