Формирование ключевых компетенций через универсальные учебные действия в рамках современного урока.
статья по теме

Шестакевич Инна Михайловна

 

Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.Работа по формированию ключевых компетенций ведется с             помощью современных образовательных технологий. О чём и рассказывается в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir._uud.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций через универсальные    

         учебные      действия  в рамках современного урока.

                                                                                                             

Умение действовать,

 умение быть,

 умение жить.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.

В 2001 г. в документе “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве задачи системы образования была отмечена необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е.ключевых компетенций. Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

На сегодняшний день  проблема состоит в том, что  школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Целью работы  учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению.

 

Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.

    

Работа по формированию ключевых компетенций ведется с             помощью современных образовательных технологий:

Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу я специально планирую коммуникативные задачи, а именно учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.

 Здесь приходит на помощь технология «Педагогические мастерские». Она также стимулирует творческое саморазвитие личности ребёнка через личностный опыт.

Происходит разрыв между старым и новым знанием.

    «Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется . Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» — «разрыву»

1)Н-р: При знакомстве с произведение Е. Пермяка «Самое страшное» я рассказала, что для меня в жизни было страшным и предложила детям ответить на вопрос:

-Что для них в жизни самое страшное?

Поэтому, когда ученики высказывали свои мнения, конечно же они испытали определенные чувства и эмоции, а для некоторых, то что в начале урока было страшным в конце возможно было переоценено по иному.( владение монологической речью).

Так в начале урока страшным для детей была потеря близких, конец света, война, террористические акты.  А в конце урока- самым страшным уже для некоторых детей оказались совсем другие проблемы.

2) Формирование коммуникативной компетенции идет также через работу в парах, в группах.(3 слайд)

 Ребята в парах обсуждали, какие пословицы подходят к произведению больше всего и аргументировали свои ответы.(4 слайд)

     На начальной стадии урока учащиеся по названию текста предполагали о чём пойдёт речь в произведении, предположения фиксировались на «Дереве предсказаний».(фото 5 слайд) На протяжении чтения всего текста ученики неоднократно возвращались к этому дереву и высказывали предположения о дальнейшем развитии сюжета. Т.о. то что не подтверждалось убирали, а дети находили новые предположения.( 6 слайд)

      Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным.

      Таким образом обеспечивается формирование коммуникативных УУД.

           Это проблемно-диалогическая технология.
Здесь ведётся  формирование не только коммуникативных, но и
личностных универсальных учебных действий. Ученики учились быть толерантными к чужому мнению и не боялись высказывать своё собственное, не боялись ошибиться при этом. А также соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственные аспекты поведения.

На своем уроке использовала технологию ТРКМ (теория развития критического мышления). Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным.

 Цель этой технологии: развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учёбе, но  и в обычной жизни, т.е. это и есть УУД: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

         Такая организация урока позволяет прививать ученикам уважительное отношение к мнению своих одноклассников, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов.

      Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение анализировать, сравнивать, делать выводы – это формирование познавательных УУД.

      Я использовала знаково-символическое моделирование, в помощь визуалам. Детям, которым трудно воспринимать только на слух, есть возможность увидеть. Это формирование знаково-символических УУД.

(фото 7 слайд)

В конце урока проводилась  Рефлексия, на которой информация анализировалась и творчески перерабатывалась.

      С этой целью я предлагала пофантазировать и представить одиночество в виде цвета, погоды,

Что услышат или увидят.

А также приём «Хорошо – плохо», где учащиеся еще раз проанализировали поведение героя  и придумали свои пословицы.

Будешь обижать друзей- останешься один.

Самое страшное-одиночество.

Как подведение итогов дети  проговорили: какие УУД развивали (предсказывали, работали в парах, фантазировали, размышляли, думали, читали с остановками).

    На уроке формировались регулятивные УУД:

Умение действовать по плану (знаково-символическая инструкция)

Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности ( работа в парах).

Прогнозирование

Коррекция (Адекватно воспринимать предложения учителя и учащихся, вносить необходимые коррективы)

Этот урок позволил сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются важной проблемой в начальной школе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащения его нравственными представлениями и понятиями.

Это формирование социокультурных   компетенций.

вывод

Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС .

Включ. 8 слайд

Существует притча: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Да, многое в наших руках! В наших учительских руках развитие личности ребёнка: любознательной, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.

Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной  на приобретение и  применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка

Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС»

 Проблема  формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образоват...

"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "

Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...