Формирование умений самооценки и самоконтроля в рамках современного урока.
статья по теме
Краткий отчет по методической теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_metodicheskoy_teme.docx | 12.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по методической теме
«Формирование умений самооценки и самоконтроля в рамках современного урока».
Одна из целей современного образования - превращение ребенка в подлинного субъекта учебной деятельности. Становление учащегося как субъекта учения связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя, сверстников, родителей и т.д. В структуре учебной деятельности ее компоненты (потребность и мотивы, учебные задачи и их реализация в учебных действиях, контроль и оценка) всегда взаимосвязаны, и учебную деятельность нельзя свести ни к одному из этих компонентов в отдельности. Роль действия контроля и оценки многогранна и априорно значима, поскольку, если для детей действия полноценного контроля и объективной оценки своих достижений станут повседневной нормой, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда. Формирование умений самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учебе.
Действия самоконтроля и самооценки невозможны без понимания критериев, по которым оценивается работа. Поэтому с самого начала обучения велась работа по выявлению критериев оценки учебной деятельности.
Контролировать друг друга легче, чем контролировать и оценивать себя. Соответственно, на следующем этапе формирования умений самоконтроля, дети учатся проверять и оценивать работы своих товарищей: ищут и находят ошибки в вычислениях на уроках математики, орфографические и пунктуационные ошибки на уроках русского языка, сравнивают написание букв с эталоном и т.д. Важно, чтобы при этом школьники не только указывали товарищу на ошибку, но и учились находить в его работе сильные стороны. Сюда же можно отнести «метод намеренных ошибок», когда учитель заведомо делает ошибку, позволяя детям найти и исправить ее.
Немного более сложными представляются действия по оцениванию выразительного чтения или декламирования стихотворений на уроках чтения, потому что здесь требуется не только отметить факт ошибки, но и объяснить ее в соответствии с критериями оценивания данного вида работы.
Одним из основных приемов, способствующих формированию умений самоконтроля и самооценки, было оценивание каждым учеником своей работы на уроке. Детям предлагалось отметить высоту, на которую они поднялись по горе знаний, в соответствии с тем, насколько успешна была их работа на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через универсальные учебные действия в рамках современного урока.
Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебн...
Формирование навыков самооценки и самоконтроля, навыков взаимоконтроля.
Обеспечение полноценного личностного, социального и культурного развития ребёнка, подготовка его к дальнейшему развитию и самообразованию, развитие умения самостоятельно оценивать себя, принимат...
Технология проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока ФГОС.
Данная статья опубликована в материалах межрегионального научно-практического семинара по теме "Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образова...
Формирование компетентности школьника в рамках современного урока
Раскрывается понятие "компетентность", описываются виды компетентности. Приводятся примеры формирования школьной компетентности....
Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка
Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка...
Приёмы формирования навыков самооценки и самоконтроля младших школьников
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно ...
Формирование навыков самооценки и самоконтроля у детей младшего школьного возраста
Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классовВ своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчи...